Концепция преподавания истории
В организациях образования Приднестровской Молдавской Республики,
Реализующих общеобразовательные программы
I. Введение
В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование – одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства.
Определение основного содержания образования, отвечающего современному этапу общественного развития, является функцией государственного образовательного стандарта (далее - ГОСа) и примерных учебных программ.
Как показывает отечественная и международная практика, по мере развития общества и формирования новых требований к подготовке и воспитанию обучающихся, к созданию новых условий для раскрытия их способностей и личностных особенностей, возникает необходимость приведения процесса обучения в соответствие с современной образовательной средой, происходит обновление ГОСов, включение в них новых содержательных и методологических аспектов.
История как учебный предмет является органичной частью современного образовательного пространства, способствует формированию исторической памяти, исторического сознания и играет ключевую роль в формировании личности обучающегося.
На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа, противодействие агрессивным попыткам фальсификации истории. Для этого необходимо знать ключевые моменты мировой истории и истории своего Отечества, выявлять причинно-следственные связи, отделять достоверные факты от искаженных, субъективных суждения и интерпретаций.
В Российской Федерации, в целях обеспечения условий для качественного усвоения современного программного материала и соответствия его содержания психолого-возрастным особенностям обучающихся, признан целесообразным и оптимальным поэтапный переход к линейной системе преподавания учебного предмета (дисциплины) «История».
|
Государственная образовательная политика Приднестровья ориентирована на интеграцию в российское образовательное пространство, а ГОС общего образования в Приднестровской Молдавской Республике в целом, учитывая республиканский образовательный компонент, соответствует ГОСу общего образования второго поколения в Российской Федерации.
В связи с чем, является целесообразным организациям образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующим общеобразовательные программы, также начать поэтапный переход на линейную систему преподавания учебного предмета (дисциплины) «История».
II. Общие положения
Концепция преподавания истории в организациях образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих общеобразовательные программы (далее – Концепция), подготовленная всей логикой развития отечественного образования, представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели и задачи преподавания истории в организациях образования, реализующих общеобразовательные программы (далее – организации образования).
Концепция призвана определить приоритеты и стратегию изучения учебного предмета (дисциплины) «История» в организациях образования реализующих общеобразовательные программы.
|
Настоящая Концепция, рассматривая историю Приднестровья и историю России как составные части истории нашего общего Отечества, базируется на утвержденной в Российской Федерации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Концепция преподавания истории в организациях образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих общеобразовательные программы учитывает современные подходы к преподаванию истории в Российской Федерации и направлена на повышение качества исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций обучающихсяв соответствии с требованиями нового ГОСа общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства связывающего Приднестровскую Молдавскую Республику и Российскую Федерацию.
III. Основные принципы и подходы к преподаванию
учебного предмета (дисциплины) «История»
Принципиальное отличие новых стандартов образования от предыдущих заключается в усилении их ориентации на ценностный, системно-деятельностный и развивающий компоненты.
Современный выпускник должен быть готов в течение активной фазы своей жизни неоднократно изменять сферу занятости и осваивать новые профессии и специальности.
Следовательно, нормой становится умение учиться на протяжении всей жизни, действовать в постоянно изменяющихся условиях, решать неожиданно возникающие новые нестандартные проблемы.
Изучение истории должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ГОС нового поколения и обеспечивать реализацию следующих функций образовательного процесса:
|
– познавательно-развивающая функция. Заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии;
– познавательно-обучающая функция. Предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа;
– воспитательная функция. Предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством;
В своей совокупности эти функции способствуют эффективному решению проблемы социальной адаптации обучающихся.
С позиции системно-деятельностного подхода нововведением государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения являются требования по формированию универсальных учебных и познавательных действий как основы для продуктивной учебной, общественной и трудовой деятельности.
Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами в изучении учебного предмета (дисциплины) «История»:
– единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой Родине – Приднестровью и общей Родине – России;
– единство требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения.
В условиях реализации принципов единства, вариативность должна быть обеспечена различными учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к обучающимся по окончании образовательной организации. Вариативность содержания образования возможна в X–XI классах (в группах организаций профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы), где предоставляется право выбора курса (курсов) в соответствии с дальнейшим профилем профессионального образования;
– выработка единых подходов к преподаванию истории в организациях образования реализующих общеобразовательные программы. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй – как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса.
Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина Приднестровской Молдавской Республики;
– научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без «подгонки» их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической конъюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других;
– историзм требует рассматривать исторические события, процессы и явления с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин они возникали, как оценивались современниками, как изменялись, развивались, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип исторического познания предполагает использование совокупности специально-исторических методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, системного и функционального анализа, ретроспективного, актуализации;
– построение учебных курсов с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся;
– использование учебника, как навигатора. В условиях развития средств коммуникации, учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, формулировать выводы, обращаться к дополнительному материалу.
Педагог должен способствовать овладению обучающимися исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.
Изучение истории на ступени основного общего образования должно быть сосредоточено на:
– формировании представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории;
– формировании у обучающихся основы исторического мышления;
– подведении обучающихся к пониманию закономерностей исторического процесса;
– воспитании гражданской позиции обучающегося.
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования должно быть сосредоточено на формировании потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности обучающихся.
Личностно-ориентированная направленность процесса обучения истории строится на основе современных образовательных технологий и форм организации учебного процесса.
В X-XI классах (в группах организаций профессионального образования реализующих общеобразовательные программы) целесообразно применение методик сопоставительного анализа отечественной и всеобщей истории, работа с историческими источниками, широкое привлечение дополнительной научной литературы; проведение занятий в виде лекций и семинаров, защиты рефератов, подготовки презентаций, круглых столов, стимулирование индивидуальной самостоятельной работы обучающихся.