Учебного предмета (дисциплины) «История»




Концепция преподавания истории

В организациях образования Приднестровской Молдавской Республики,

Реализующих общеобразовательные программы

I. Введение

В наше время интеллектуальный потенциал общества стал определяющим фактором его поступательного развития, а образование – одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства.

Определение основного содержания образования, отвечающего современному этапу общественного развития, является функцией государственного образовательного стандарта (далее - ГОСа) и примерных учебных программ.

Как показывает отечественная и международная практика, по мере развития общества и формирования новых требований к подготовке и воспитанию обучающихся, к созданию новых условий для раскрытия их способностей и личностных особенностей, возникает необходимость приведения процесса обучения в соответствие с современной образовательной средой, происходит обновление ГОСов, включение в них новых содержательных и методологических аспектов.

История как учебный предмет является органичной частью современного образовательного пространства, способствует формированию исторической памяти, исторического сознания и играет ключевую роль в формировании личности обучающегося.

На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа, противодействие агрессивным попыткам фальсификации истории. Для этого необходимо знать ключевые моменты мировой истории и истории своего Отечества, выявлять причинно-следственные связи, отделять достоверные факты от искаженных, субъективных суждения и интерпретаций.

В Российской Федерации, в целях обеспечения условий для качественного усвоения современного программного материала и соответствия его содержания психолого-возрастным особенностям обучающихся, признан целесообразным и оптимальным поэтапный переход к линейной системе преподавания учебного предмета (дисциплины) «История».

Государственная образовательная политика Приднестровья ориентирована на интеграцию в российское образовательное пространство, а ГОС общего образования в Приднестровской Молдавской Республике в целом, учитывая республиканский образовательный компонент, соответствует ГОСу общего образования второго поколения в Российской Федерации.

В связи с чем, является целесообразным организациям образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующим общеобразовательные программы, также начать поэтапный переход на линейную систему преподавания учебного предмета (дисциплины) «История».

II. Общие положения

Концепция преподавания истории в организациях образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих общеобразовательные программы (далее – Концепция), подготовленная всей логикой развития отечественного образования, представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели и задачи преподавания истории в организациях образования, реализующих общеобразовательные программы (далее – организации образования).

Концепция призвана определить приоритеты и стратегию изучения учебного предмета (дисциплины) «История» в организациях образования реализующих общеобразовательные программы.

Настоящая Концепция, рассматривая историю Приднестровья и историю России как составные части истории нашего общего Отечества, базируется на утвержденной в Российской Федерации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

Концепция преподавания истории в организациях образования Приднестровской Молдавской Республики, реализующих общеобразовательные программы учитывает современные подходы к преподаванию истории в Российской Федерации и направлена на повышение качества исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций обучающихсяв соответствии с требованиями нового ГОСа общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства связывающего Приднестровскую Молдавскую Республику и Российскую Федерацию.

 

III. Основные принципы и подходы к преподаванию

учебного предмета (дисциплины) «История»

Принципиальное отличие новых стандартов образования от предыдущих заключается в усилении их ориентации на ценностный, системно-деятельностный и развивающий компоненты.

Современный выпускник должен быть готов в течение активной фазы своей жизни неоднократно изменять сферу занятости и осваивать новые профессии и специальности.

Следовательно, нормой становится умение учиться на протяжении всей жизни, действовать в постоянно изменяющихся условиях, решать неожиданно возникающие новые нестандартные проблемы.

Изучение истории должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ГОС нового поколения и обеспечивать реализацию следующих функций образовательного процесса:

познавательно-развивающая функция. Заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии;

познавательно-обучающая функция. Предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа;

воспитательная функция. Предусматривает формирование личности, ответственной перед обществом и государством;

В своей совокупности эти функции способствуют эффективному решению проблемы социальной адаптации обучающихся.

С позиции системно-деятельностного подхода нововведением государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения являются требования по формированию универсальных учебных и познавательных действий как основы для продуктивной учебной, общественной и трудовой деятельности.

Для выполнения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципами в изучении учебного предмета (дисциплины) «История»:

единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей малой Родине – Приднестровью и общей Родине – России;

единство требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения.

В условиях реализации принципов единства, вариативность должна быть обеспечена различными учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к обучающимся по окончании образовательной организации. Вариативность содержания образования возможна в X–XI классах (в группах организаций профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы), где предоставляется право выбора курса (курсов) в соответствии с дальнейшим профилем профессионального образования;

выработка единых подходов к преподаванию истории в организациях образования реализующих общеобразовательные программы. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй – как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса.

Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина Приднестровской Молдавской Республики;

научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без «подгонки» их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической конъюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других;

историзм требует рассматривать исторические события, процессы и явления с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин они возникали, как оценивались современниками, как изменялись, развивались, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип исторического познания предполагает использование совокупности специально-исторических методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, системного и функционального анализа, ретроспективного, актуализации;

­– построение учебных курсов с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся;

использование учебника, как навигатора. В условиях развития средств коммуникации, учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать обучающихся самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, формулировать выводы, обращаться к дополнительному материалу.

Педагог должен способствовать овладению обучающимися исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций.

Изучение истории на ступени основного общего образования должно быть сосредоточено на:

– формировании представления об основных этапах всеобщей и отечественной истории;

– формировании у обучающихся основы исторического мышления;

– подведении обучающихся к пониманию закономерностей исторического процесса;

– воспитании гражданской позиции обучающегося.

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования должно быть сосредоточено на формировании потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.

Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности обучающихся.

Личностно-ориентированная направленность процесса обучения истории строится на основе современных образовательных технологий и форм организации учебного процесса.

В X-XI классах (в группах организаций профессионального образования реализующих общеобразовательные программы) целесообразно применение методик сопоставительного анализа отечественной и всеобщей истории, работа с историческими источниками, широкое привлечение дополнительной научной литературы; проведение занятий в виде лекций и семинаров, защиты рефератов, подготовки презентаций, круглых столов, стимулирование индивидуальной самостоятельной работы обучающихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: