Учебного предмета (дисциплины) «История»




Структурно предмет (дисциплина) «История» включает учебные курсы по всеобщей истории, истории России и истории Приднестровья.

Базисный вариант изучения учебного предмета (дисциплины) «История» на ступени основного и среднего (полного) общего образования строится на основе реализации линейного модуля: изучение процесса развития человечества от первобытности до современности - с V по X классы.

Начиная с V класса, предлагается параллельное преподавание отечественной и всеобщей истории с целью формирования у школьника целостной картины мира.

V класс – всеобщая история (с древнейших времен до последней четверти V в.), история Приднестровья (с древнейших времен до последней четверти V в.).

В итоге изучения курса у учащихся формируются представления о происхождении человека и становлении человеческого общества, его развитии от первобытного состояния к цивилизации. Они ознакомятся с основными вехами развития древнейших цивилизаций Востока, античного мира, Индии и Китая, их вкладом в прогресс человечества. Обучающиеся должны научиться вести счет лет в истории, устанавливать последовательность, длительность и синхронность событий и процессов, пользоваться исторической картой. В этом же классе начинается систематическое изучение курса истории Приднестровья, который является важнейшим слагаемым учебного предмета (дисциплины) «История».

VI класс – всеобщая история (с конца Vв. до конца XV в.), история России (с начала VIII в. до конца XV в.), история Приднестровья (с конца V в. до конца XV в.). На базе полученных в V классе фактических знаний, представлений о путях и основных этапах развития человеческого общества с древнейших времен до конца античного периода с VI класса продолжается систематическое изучение курса отечественной истории. Он включает историю Российского государства и населяющих его народов, как нашей общей большей родины, историю Приднестровья и локальную историю (прошлое родного города, поселка, села), как составную часть истории нашей малой родины.

Такой подход будет способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своего Отечества, своей страны, жителей своего края, населенного пункта, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как ее своеобразия и неповторимости, так и в связи с ведущими процессами мировой истории.

В результате изучения курса по всеобщей истории (история средних веков) у обучающихся начинают формироваться научные представления о месте средневековья в истории человечества, особенностях общественного прогресса в это время, основных характеристиках феодального способа производства, объективных и субъективных факторах развития общества, роли мировых религий и прежде всего христианства и ислама. Особое внимание уделяется эпохе Возрождения и развитию идей гуманизма. Обучающиеся овладевают навыками сравнительно-культурных характеристик цивилизаций Запада и Востока.

VII класс – всеобщая история (c начала XVI в. до конца XVII в.), история России (c начала XVI в. до конца XVII в.), история Приднестровья (c начала XVI в. до конца XVII в.). На данном этапе идет дальнейшее формирование навыков сравнительного анализа, умения выделять общее и особенное в истории. Обучающиеся должны научиться проводить поиск необходимой информации в доступных им источниках помимо учебника.

VIII класс – всеобщая история (XVIII в.), история России и история Приднестровья (XVIII в.). У обучающихся формируются научные представления об основных тенденциях развития зарубежных стран Запада и Востока в новое время, начале исторической модернизации, своеобразии исторического пути России и Приднестровья, а также о воссоединении приднестровских земель с Россией.

IX класс – всеобщая история (с XIX в. до 1914 г.), история России и история Приднестровья (с 1801 г. до 1914 г.). В IX классе продолжается синхронное изучение всеобщей и отечественной истории – начиная с эпохи наполеоновских войн и до завершения формирования монополистического капитализма в передовых европейских странах и колониальной системы империализма в мире. Курс истории Приднестровья рассматривает процесс интеграции нашего края во все сферы российского общества в течении XIX века. Помимо знания фактов, предусмотренных обязательным минимумом, обучающиеся должны научиться излагать свои суждения о причинно-следственных связях отдельных событий, явлений и процессов всеобщей и отечественной истории.

Обучающиеся наряду со знанием фактического материала и вышеперечисленных умений должны овладеть навыками выявления характерных, наиболее существенных признаков исторических событий и явлений; группировки (классификации) их по указанным признакам; объяснения мотивов, целей и результатов деятельности исторических личностей.

X класс – всеобщая история (с 1914 г. до начала XXI в.), история России и история Приднестровья (с 1914 г. до начала XXI в).

В X классе (группах организаций профессионального образования реализующих общеобразовательные программы) завершается изучение предметов (дисциплин) История и История ПМР. В XI классе планируется преподавание различных элективных курсов по выбору обучающихся и подготовка выпускников к поступлению в ВУЗы на профильные специальности.

В полной средней школе (в организациях профессионального образования реализующих общеобразовательные программы) на базе полученных на предыдущем этапе знаний допустима вариативность учебных планов и программ в зависимости от специализации обучающихся, готовящихся к поступлению в ВУЗ.

В качестве базового, может быть предложен интегративный исторический курс “Россия и мир”, включающий курсы по всеобщей истории и истории России.

Самостоятельным курсом преподается история Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), по которому выставляется отдельная оценка в аттестат о среднем (полном) общем образовании.

В случае проведения итоговой аттестации по истории за курс средней (полной) школы экзаменационные вопросы должны обязательно содержать материал из курса истории России и истории ПМР.

В процессе изучения курсов предполагается не только дальнейшее накопление фактического материала, но и его теоретическое осмысление в рамках глобальных проблем современности.

Интегративный курс предполагает приоритет дедуктивного пути изучения, обогащение понятийного аппарата в тесной связи с изучаемыми параллельно обществоведческими курсами.

Преподавание строится таким образом, что изучение истории России и Приднестровья происходит синхронно и в связи и на фоне мировой истории, выявляется общее для всего человечества и особенное в истории страны.

Обучающиеся старших классов (групп организаций профессионального образования) должны знать основные точки зрения историков на особенности мирового развития; определять и обосновывать свое отношение к событиям и явлениям, а также выдающимся деятелям исторической эпохи.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: