Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида «ЕЛОЧКА»
Новосибирского района Новосибирской области
Районное методическое объединение воспитателей
«Пути реализации
Нравственно-патриотического воспитания
В системе дошкольного образования»
Использование
Народных музыкальных игр
В совместной деятельности
Музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Хмелева Виолетта Олеговна
Г.
Использование народных музыкальных игр в совместной деятельности
Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.
В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.
Говоря о народных музыкальных играх, мы в первую очередь обращается именно к хороводным играм. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества доброту, взаимовыручку, взаимопонимание.
|
Хороводными называются в Великоруссии игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных обрядов и игрищ славян.
Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если не сказать, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.
Хороводных игр огромное количество. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.
Хороводы формируют индивидуальные пространственные представления ребенка и строят его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется.
В хороводе также очень важна роль ведущего (родителя, педагога), который является образцом для подражания. Взрослый берет на себя большую долю ответственности за создание хороводных фигур.
|
Хороводные фигуры
Круг
Чаще всего используется в хороводах. Обычно это простой круг. Часто в хороводах используют двойной круг, а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг.
Петля и Улитка
В ходе перестроений хоровода часто используется фигура петля. Колонна участников образует петлю вместе с кругом, перестраиваясь, например, в цепочку, двойной или тройной круг. Участники также могут двигаться по раскручивающейсяиз центра спирали. Такая фигура носит название улитка.
Столбы
Схожая со спиралью фигура. В древности она символизировала продолжение рода. Участники составляют неподвижный квадрат. Те, кто находится в нижней левой части (в конце квадрата), по очереди (или по двое, по трое) делают шаг в сторону за пределы квадрата, обходят остальных и встают в начале. Завершается фигура столбы тогда, когда все участники обойдут круг и поменяют свое положение.
Змейка (Вожжа)
Линейное движение в хороводе нередко выполняется змейкой с постепенно уменьшающейся амплитудой. Старое название этой фигуры - вожжа. Первая пара участников образует ворота, и каждый из последующих участников должен пройти под аркой, образованной руками первой пары.
Сторона на сторону
Фигура сторона на сторону изображает сватовство. Она используется, например, в старинной детской игре «Бояре, а мы к вам пришли...». Участники хоровода выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу. В процессе хоровода эти шеренги то расходятся, то вновь сближаются.
|
На четыре стороны
В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура на четыре стороны. Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать движения, показывающие, что они сеют просо. Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В современном хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые теснее связаны с текстом хороводной песни.
Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.
Рекомендации воспитателям по освоению хороводных игр с детьми
В детском саду хороводы начинают осваивать рано. Уже в первой младшей группе дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра «Раздувайся, пузырь».
Во второй младшей группе работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий и в другое удобное время. Главное, чтобы детям это нравилось, чтобы они хотели водить хоровод, делали это не из-под палки.
Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст.
Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова.
Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени.
Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и слова. Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома.