Глава 2. Экспериментальная часть




 

2.1 Обнаружение хинина ультрафиолетовым излучением

 

Объект исследования: безалкогольный напиток «Schweppes» Indian Tonic», срез грейпфрута и грейпфрутовый сок.

Предмет исследования: доказательство наличия хинина.

Приборы и оборудование: Профессиональный ультрафиолетовый детектор банкнот DORS131 (длина волны УФ-света 365 нм) /приложение 1/.

Хинин обладает флуоресценцией, попросту говоря, может светиться. Он поглощает невидимые человеку ультрафиолетовые лучи, а испускает очень чистый, почти волшебный голубой свет. Об испускании света раствором хинина впервые сообщил в научном журнале Джон Гершель (1846). Чуть позже (1852) Стокс, который стал к тому времени профессором Кембриджского университета, доказал, что при флуоресценции поглощается свет одной длины волны (одного цвета), а испускается свет другой длины волны (другого цвета).

Опыт Стокса был очень прост: на одной линии он расположил синее витражное стекло (такое стекло не пропускает никакой свет, кроме синего), стакан с тоником и бокал с белым вином. У белого вина соломенный цвет, через него, наоборот, проходят лучи всех цветов за исключением синих. Если теперь посмотреть на солнечный свет сквозь вино, тоник и синее стекло, то будет видно, как светится бокал с тоником. Если же вместо тоника в стакан налить обычную воду, то никакого свечения видно не будет.

Стокс опубликовал свою работу не только в международном журнале на немецком языке, но и у себя на родине в Англии. Несмотря на это, открытому им явлению флуоресценции тогда не придали большого значения. Только почти через сто лет, во время Второй мировой войны, появился первый настоящий прибор для регистрации флуоресценции, и то сперва для контроля качества лекарств против малярии, в том числе и хинина. /3/

 

Методика проведения

Помещаем безалкогольный сильногазированный напиток марки «Schweppes. Indian Tonic» в детектор банкнот. Для сравнения выжимаем сок грейпфрута в мензурку и ставим рядом. На просвете видно, что напиток бесцветный, а сок грейпфрута имеет натуральный оранжевый цвет. Переключаем на режим ультрафиолетового свечения. Можно заметить разницу между смесями. У «Schweppes» свечение ярче, чем у грейпрутового сока. Это означает, что количества натурального хинина (содержится в соке грейпфрута) меньше, чем в сильногазированном продукте.

Результаты исследования представлены на рисунках 5, 6.

 

 

 

 
 
Рис.5«ШВЕППС» ИНДИАН ТОНИК» и грейпфрутовый сок в просвете

 


 

 
 
Рис.6«ШВЕППС» ИНДИАН ТОНИК» и грейпфрутовый сок под свечением уф-лампы

 


Для доказательства наличия хинина в грейпфруте необходимо сделать тонкий срез цитрусового и поместить в ультрафиолетовый детектор. В просвете грейпфрут имеет свой натуральный красно-оранжевый цвет. При переключении просвета на ультрафиолетовую лампу, можно наблюдать явление флуоресценции, что указывает на присутствие в зернах грейпфрута хинина.

 

 

 
 
Рис.7 Срез грейпфрута в просвете

 

 


 

 

 

 

 
 
Рис.8 Срез грейпфрута в ультрафиолетовом свечении

 

 


2.2 Анкетирование

Объект исследования: учащиеся 9-11 классов

Предмет исследования: выявление наличия побочных эффектов при употреблении «Schweppes».

Материалы: разработанная анкета.

 

 

 
 
Рис.9. Заполненные анкеты

 


 

 

Согласно заполненным анкетам впервые употребление напитка «Schweppes» наблюдается в возрасте 12-14 лет, 80% респондентов знаком вкус напитка.

Результаты анкетирования представлены на диаграммах.

 

 

Диаграмма 1. Частота употребления напитка "Schweppes"

 

 

Диаграмма 2. Вкусовые качества напитка (нравится да/нет)

 

 

Диаграмма 3. Ощущения после употребления напитка «Schweppes»

 

Диаграмма 4. Наличие побочных эффектов

 

Участники анкетирования указывают на раздражение в горле, а также тошноту, головокружение и головную боль, покраснение кожи, тяжесть в желудке, диарею, изжогу после его употребления.

Заключение

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) На сегодняшний день сильногазированные безалкогольные напитки марки «Schweppes» являются востребованным продуктом среди подростков, что подтверждают данные анкетирования и рейтинга «Топ-20 марок прохладительных напитков» /приложение 3/.

Горький вкус сильногазированных безалкогольных напитков марки «Schweppes» обусловлен наличием хинина.

2) Обнаружить хинин в образцах возможно, используя ультрафиолетовое излучение, приводящее к явлению флуоресценции.

3) По результатам анкетирования большинство опрошенных считают напиток вкусным, употребление его приносит удовольствие, повышенную активность и бодрость, но наряду с этим вызывает побочные эффекты.

Можно ли сказать, что напиток «Schweppes» значительно лучше алкогольных энергетиков? Да, так как в составе напитка нет ни грамма этилового спирта и опасных консервантов, которые могут принести больший вред организму подростка.

Однако подрастающему поколению необходимо следить за количеством употребления сильногазированного безалкогольного напитка «Schweppes» из-за отрицательного воздействия вещества хинина, содержащегося в составе безалкогольного энергетика.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Кульбах В.О. Фармацевтическая химия — Медицина, 1966. — 761 c.

2. Машковский М. Д. Лекарственные средства / Пособие по фармакотерапии для врачей. - Вильнюс, 1994. / Кофеин, ч. 1, стр. 94-95/ Хинин, ч. 2, стр. 300-301.

3. Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» №1, 2012 год.

Web: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431543

4. Официальный сайт Coca-Cola Company

Web: https://www.coca-colarussia.ru/

5. Официальный сайт РБК

Web: https://www.rbc.ru/society/01/01/2018/5a49e9099a7947e9a766e777

 

 

 

 

 
 
Рис. 11Статистика употребления безалкогольных напитков (2011 год)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: