Смоленский Государственный Университет
Кафедра Всеобщей Истории
Топография средневекового Смоленска
Курсовая работа
студента 4 курса исторического факультета очного отделения Машкова Андрея Владимировича
Научный руководитель доктор исторических наук, профессор Шмидт Евгений Альфредович
Смоленск 2006
План:
1. Введение…………………………………………………..
2. Историография……………………………………………
3. Возникновение и заселённость Смоленска:
а) Смоленск и Гнёздово.…………………………………
б) Детинец и окольный город……………………………
в) Кончанское деление города…………………………..
4. Оборонительные сооружения……………………………
5. Топографический план кирпичных построек Смоленска (по Воронину-Раппопорту) и их обзор…………………..
6. Архитектурный облик города:
а) к 80-м гг. XII века………………………………………
б) в 1-й трети XIII века……………………………………
7. Заключение…………………………………………………
8. Список использованной литературы……………………..
Введение
Смоленское княжество возникло на основе восточнославянского племени кривичей. Через его земли проходила одна из самых значительных коммуникаций древности – путь из варяг в греки. Удалённая от древнерусских окраин эта земля стала центром притяжения населения, спасавшегося от набегов кочевых племён юга. Стоявший во главе княжества город был одним из красивейших русских городов домонгольского периода, был хорошо укреплён и имел большое количество каменных построек, некоторые из которых сохранились и до настоящего времени. Период усиления Смоленска относится к середине – второй половине XII века и связан с княжением Ростислава Мстиславича Смоленского и его сыновей. В это время идёт планомерная застройка города, появляется своя архитектурная школа, ведётся активная внешняя политика.
|
Для выяснения общей картины монументального строительства, связей зданий друг с другом и социальной топографии города необходимо использовать не только изученные памятники, но и все следы древних построек, учтенных местными исследователями. В настоящее время известно о существовании более 25 каменных построек и двух кирпичеобжигательных печей. Также в городе насчитывается ещё около 25 мест «выходов» плинфы, т.е. возможного нахождения каменных зданий. Строились ли эти здания хаотично, или же у архитекторов имелся план застройки города? В каких районах древнего города проживало население? С какого времени мы можем говорить о существовании Смоленска на современном месте? Разработка этих и других вопросов в связи с ландшафтом города является целью данной работы.
Основной задачей работы является обобщение имеющихся сведений о заселённости города, местах строительства каменных зданий и самих постройках, оборонительных сооружениях и облике Смоленска в целом в период его расцвета. Также в данной работе затрагиваются вопросы о месте и времени появления города, соотношении Смоленска и Гнёздова, частично о времени и причинах упадка города.
Вопрос топографии требует составления наглядного плана города. Большую трудность при составлении топографической карты представляет неустойчивость топонимики города, постоянная смена названий улиц, порой не имеющих никакого отношения к истории города, хаотичность изменчивой сетки улиц и расхождение их планов. Другой трудностью является отсутствие оригинального смоленского летописания и обрывочность сведений о застройке города в других источниках. В работе приводятся отдельные топографические планы каменных сооружений (Н. Н. Воронин, П. А. Раппопорт), заселённости города (Л. В. Алексеев), оборонительных сооружений (Н. В. Сапожников).
|
Рамки рассматриваемого периода – IX – 1-я пол. XIII века, т.е. от первого упоминания Смоленска в летописи и до фактического прекращения массового монументального строительства в городе.
Историография
Первые попытки изучения Смоленской истории относятся к XVIII веку и связаны с именем смоленского епископа Парфения Сапковского, который поручил иеромонаху Иоасафу Шупинскому составить историю Смоленска для поднесения её императрице Екатерине II. В труде Шупинского есть оригинальные сведения, не встречающиеся в дошедших до нас летописях, и поэтому они не могут быть признаны полностью достоверными. Однако звание «первого историка Смоленска» получил не он, а его младший современник Н. А. Мурзакевич, который в своём труде (как и Шупинский) излагал в хронологическом порядке выписки из источников и литературы. Но объём его работы был несравненно значительнее, а взгляд на историю Смоленска шире.
Первый обзор архитектурных памятников Смоленска дал известный литератор и путешественник П. П. Свиньин, добросовестно и с большой наблюдательностью описавший сохранившиеся памятники и наиболее значительные руины. Значительный вклад в изучение и пропаганду памятников смоленской архитектуры внёс Н. Н. Мурзакевич, сын вышеупомянутого нами историка. Большой интерес вызвала его статья с описанием всех старинных церквей и городских стен. В 1864 году был опубликован труд Н. В. Трофимовского, где были собраны данные о древних руинах и новых храмах.
|
В 1867-1868 гг. проводились раскопки храма на Протоке. М. П. Полесский-Щепилло оставил обстоятельную статью об этих раскопках. Им же был составлен план восточной части Смоленска с указанием мест древних зданий и их руин, т.е. первый топографический план восточной части Смоленска.
Наиболее ярким смоленским историком XIX века является С. П. Писарев, автор нескольких книг, статей и заметок о Смоленске. Он проводил раскопки храмов, находил руины древних построек. В 1887 году он открывает историко-археологический музей в котором экспонировались образцы плинфы из всех изученных им памятников. Две его важные работы «Княжеская местность и храм князей в Смоленске » и «Памятная книга г. Смоленска» содержат обильный фактический материал о городе, начиная от урочищ и руин древних храмов и до конца XIX века. Ко второй книге прилагается план Смоленска с указанием открытых автором руин древних зданий и особенностей рельефа города. После смерти Писарева объединяемый им кружок «ревнителей» смоленской старины распался, а музей остался без надзора и был расхищен.
Продолжателем дела Писарева был учитель епархиального женского училища И. И. Орловский. Свою литературную деятельность он начал с труда, посвящённого смоленской крепостной стене, а главной заслугой считается монография «Борисоглебский монастырь …», где собран почти весь фонд письменных источников о памятнике.
Е. Н. Клетнова была первым археологом края со специальным археологическим образованием. Она опубликовала результаты раскопок Малого храма на Смядыни, детальное описание памятника и интерпретацию его фресок.
В советское время изучение смоленского зодчества связано с именем И. М. Хозерова, занимавшегося реставрационными работами, археологическими разведками и обмерами памятников. Также важный вклад Хозеров внёс в изучение знаков и клейм на плинфах. К сожалению, с началом Великой Отечественной войны все его научные материалы были утрачены, а восстановленные им по памяти данные не были опубликованы, но сохранившиеся рукописи представляют научный интерес и сейчас.
С 1945 по 1956 годы в Смоленске работал И. Д. Белогорцев. На его топографическом плане Смоленска насчитывается 46 монументальных построек XII-XIII вв. Несмотря на некоторые преувеличения в оценках влияния смоленского зодчества на другие города и неточности в датировке памятников он определил основные особенности смоленской архитектурной школы.
Более двадцати лет Смоленск и Гнёздово раскапывал Д. А. Авдусин. В Смоленске работы велись на Соборной горе и береговом Подоле, исследовались церковь в Перекопном переулке и ротонда.
В 1964 году вышла из печати книга М. К. Каргера «Зодчество древнего Смоленска», в которой сведены воедино все накопившиеся к тому времени знания и отмечена неизученность большинства построек.
С 1962 по 1967 и с 1972 по 1975 годы в Смоленске работала архитектурно-археологическая экспедиция, которую возглавляли Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт. Было вскрыто 10 монументальных построек XII-XIII веков, две кирпичеобжигательные печи, раскапывались галереи сохранившихся храмов, велись систематические археологические разведки. Раскопки принесли обильный материал не только по архитектурным формам древних памятников, но и по строительной технике и организации строительного производства, материал о смоленской монументальной живописи.
Исследованием оборонительных сооружений Смоленска занимался Н. В. Сапожников. Он уточнил линию оборонительного вала Мономаха-Ростислава с учётом целесообразности его возведения на сложном смоленском ландшафте.
Возникновение и заселённость Смоленска
Смоленск и Гнёздово
Традиционно повествование о возникновении Смоленска начинают с упоминания о нём в Устюжской летописи. Также поступим и мы: под 863 г. в этой самой летописи сообщается, что «Асколд и Дир (..) поидоста из Новагорода (..) по Днепру вниз мимо Смоленска, и не явистася Смоленску зане град велик и мног людми».1 Недатированная часть Повести временных лет говорит о Смоленске как о городе, существующем исстари.2
Далее под 882 г. летопись рассказывает нам, что Олег завоевал Смоленск войском из варягов, словен, мери, веси, кривичей (вероятно, полоцких), и посадил там «муж свои». После этого летопись умолкает о Смоленске на 133 года.
____________
1 Устюжский летописный свод. М.; Л.,1950
2 ПВЛ. М.; Л., 1950, т. 1
Единственным упоминанием о Смоленске X века является труд Константина Багрянородного: город большой, отсюда сплавляют по Днепру однодревки, продают в Киеве для оснащения ладей и плавания по морю.1
25-летние раскопки Смоленска Д. А. Авдусиным не обнаружили следов культурного слоя IX - начала XI в. Западнее современного города расположен огромный комплекс памятников, датируемый IX-XI в. Он состоит из небольшого городища, селища вокруг него и крупнейшего в мире курганного могильника. Впервые теорию переноса городов предложил А. А. Спицын2, разрабатывая и углубляя мысли В. В. Сизова по этому вопросу. Спицын считал, что Гнёздово – древний Смоленск, который располагался на Ольшанском городище, откуда Олег перенёс его на Центральное городище, а при Ярославе Мудром город был перенесён на новое место. Поселение в Гнёздове пришло в упадок после исчезновения пути «из варяг в греки». Г. К. Бугославским высказывалось предположение, что у Гнёздова поселения не было, ибо это некрополь Смоленска, находящегося на современном месте.3 А. Н. Лявданский был первым, кто установил, что Гнёздово имеет селище, т. е. это сложный комплекс единовременных памятников.4
Мнение Авдусина по этому вопросу менялось. Он считал норманнскую примесь в гнёздовских курганах незначительной, опровергал теорию Сизова-Спицына и датировал селище XI в. и позднее, т. е. говорил о несинхронности селища и курганов. После раскопок на гнёздовском селище И. И. Ляпушкина в 1967-1968 гг., доказавших синхронность селища и курганов, Авдусин стал рассматривать Гнёздово как обширное поселение X века, соседящее со Смоленском.5
Л. В. Алексеев, критикуя Авдусина за необоснованность выводов и непостоянство мнений, возвращается к идее классика русской археологии А. А. Спицина и также придерживается теории переноса городов: «Перенос городов – частое явление средневековья».6 Он приводит следующие доводы:
· Неправомерно считать, что в IX-XI в. на верхнем Днепре всего в десяти километрах друг от друга располагались два огромных древнерусских центра, один из которых – кривичское торгово-ремесленное поселение, где в течение
одного столетия (судя лишь по захоронениям) жило не менее 4-5 тыс. человек, которое было окружено крупнейшим в мире курганным могильником, имело
городище, а другой (только по современному названию) должен быть летописным Смоленском, который «велик и мног людми» и управлялся старейшинами. Есть ли такому сдвоенному положению городов исторические примеры? Несомненно, что ____________
1 Багрянородный К. Об управления государством // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982
2 Спицын А. А. Гнёздовские курганы в раскопках С. И. Сергеева. ИАК, 1905, вып.15
3 Бугославский Г. К. О результатах изысканий Гнёздовского могильника. Смоленская старина, Смоленск, 1909, т. 1, вып. 1
4 Лявданский А. Н. Материалы для археологической карты Смоленской губернии. Смоленск, 1924
5 Avdussin D. A. Gniozdowo – der Nachbar von Smolensk. Zeitschrift für archäologie, 1977, №11
6 Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX-XIII вв. Очерки истории Смоленщины и Восточной Белоруссии. М.: «Наука», 1980
подобный город играл бы выдающуюся роль в экономической и политической жизни Восточной Европы, и летописцы обязательно упомянули бы его.
· Смоленск неоднократно фигурирует в летописях, а Гнёздово – ни разу. Летописцы не знают Гнёздова потому, что именуют его Смоленском.
· Владимир Святой посадил в Смоленске своего десятого сына Станислава. Вероятно Станислав там и умер (в 1036 г.) и именно в Гнёздове была найдена его тамга.
· Название «Гнёздово» связывается с понятием «гнезда», по-древнерусски, рода. Гнёздовский Смоленск – родоплеменной центр днепровских кривичей с громадным некрополем и может быть святилищем – был в представлении современных ему жителей тоже «гнездом» с названием Смоленск. После переноса Смоленска на современное место весь старый комплекс города стал именоваться Гнездом, и отсюда наименование деревни, которая ныне стоит на месте заброшенного древнего центра.
Также дискуссионным является и вопрос датировки комплекса. Сизов и Спицын датировали его IX-XI вв. Д. А. Авдусин говорил сначала о IX веке, затем значительно «омолодил» весь комплекс. Но на IX веке настаивают И. И. Ляпушкин, Е. А. Шмидт, В. А. Булкин, В. А. Назаренко, Л. В. Алексеев. Такая датировка косвенным образом подтверждает теорию переноса городов, поскольку в Смоленске культурного слоя этого времени не найдено.
Население Гнёздова было полиэтничным. Там помимо захоронений норманнов и одного – финки, известны захоронения по обряду напоминающие восточных балтов. От последних, по мнению Е. А. Шмидта, этот обряд был воспринят населением, оставившим длинные курганы.1 Огромное количество погребений, особенно мужских этнически неопределимы. В Гнёздове документированы специальности: кузнечное и слесарное дело, ювелирное, стеклоделательное, керамическое производство и другие. Есть данные о ткачестве, обработке кости, домостроительстве, изготовлении ладей. Огромную роль в жизни населения играла торговля, меньшую, но всё же значительную – ремесло. Здесь найдено самое большое количество кладов арабских монет на территории Смоленской земли.
Считается, что гнёздовское поселение значительно отличалось от древнерусских городов X-XI в. по планировке, времени существования и социальной организации. Появление таких поселений было обусловлено своеобразием торговли, в которую были вовлечены широкие слои населения. Такие центры возникали на перекрёстках торговых путей и в Северной Европе наименовались «виками». Весьма интересна идея сходства Гнёздова с такими «виками». Сходство в частности подтверждается одинаковыми находками (позволяющими, кстати, уточнить датировку), например железными гривнами и амулетами-подвесками в виде молоточков Тора.
В настоящий момент теория переноса городов высказывается учёными всё чаще, но, тем не менее, не является окончательной. Вопрос о сходстве Гнёздова с североевропейскими «виками» также является малоизученным.
____________
1 Шмидт Е. А. Об этническом составе населения Гнёздова. СА, 1970, №3