Задание 1. Изучение лекарственного растительного сырья «Цветки».
Выпишите определение лекарственного растительного сырья «Цветки», используя материал ГФ XI том I, стр. ____.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 2. Изучение строения цветка.
1. Рассмотрите образцы цветков на гербарных образцах, спиртовом материале, лекарственном растительном сырье и на живых растениях.
2. рассмотрите схему строения цветка, подпишите его части.
|
Задание 5. Сделайте вывод о диагностическом значении цветков и соцветий растений.
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание 3. Изучите строение цветка на предложенном материале; заполните таблицу 1;
подчеркните диагностические признаки цветков.
Таблица 1. Строение цветков с простым и двойным околоцветником.
Характеристика признака | Латинские и русские названия | Характеристика признака | Латинские и русские названия | |||
1. Характеристика околоцветника: | 1. Характеристика околоцветника: | |||||
Простой | Двойной | |||||
Чашечковидный / венчиковидный | Чашечка | |||||
Правильный / неправильный | Правильная / неправильная | |||||
Свободный / сросшийся | Свободная / сросшаяся | |||||
Число листочков простого околоцветника | Число чашелистиков | |||||
Форма листочков | Форма чашелистиков | |||||
Цвет листочков | Цвет чашелистиков | |||||
Венчик | ||||||
Правильный / неправильный | ||||||
Свободный / сросшийся | ||||||
Число лепестков | ||||||
Форма лепестков | ||||||
Цвет лепестков | ||||||
2. Характеристика андроцея | ||||||
Число тычинок | ||||||
Цвет пыльников | ||||||
Свободные или сросшиеся тычинки | ||||||
Пыльцевые мешки сидячие или тычиночные нити выражены | ||||||
3. Характеристика гинецея | ||||||
Число пестиков | ||||||
Число плодолистиков | ||||||
Пестики свободные / сросшиеся | ||||||
4. Положение завязи Верхняя / нижняя | ||||||
5. Формула цветка | ||||||
6. Рисунок (цветок в разрезе) | ||||||
Обозначения | 1 – _________________________________ 2 – _________________________________ 3 – _________________________________ 4 – _________________________________ 5 – _________________________________ | 1____________________ 2____________________ 3____________________ 4____________________ 5____________________ 6____________________ | ||||
Задание 4. Изучение строения соцветий.
1. Рассмотрите 6 – 7 образца соцветий на гербарных образцах, ЛРС и на живых растениях.
2. Определите типы соцветий, используя характеристику в таблице 1.
3. Заполните таблицу 2.
Таблица 2. Строение соцветий
Название соцветия | Характеристика | Рисунок (и схема) соцветия | Примеры растений | |||
Простые неопределённые (БОТРИЧЕСКИЕ) соцветия | ||||||
Кисть | Цветки на цветоножках прикрепляются по всей длине главной оси поочерёдно | |||||
Колос | Сидячие цветки прикрепляются по всей длине главной оси поочерёдно | |||||
Серёжка | Колос с мягкой главной осью | |||||
Початок | Сидячие цветки прикрепляются по всей длине утолщенной главной оси | |||||
Щиток | Цветки на цветоножках разной длины находятся на одном уровне, цветоножки прикреплены в разных местах главной оси | |||||
Зонтик | Цветки на цветоножках одной длины прикреплены к одной точке главной оси. | |||||
Головка | Сидячие цветки прикрепляются по всей длине утолщенной укороченной главной оси. | |||||
Корзинка | Сидячие цветки (разных типов) прикреплены к расширенной уплощённой главной оси. | |||||
Сложные неопределённые соцветия | ||||||
Сложная кисть (метёлка) | К главной оси прикреплены соцветия простые кисти, расположенные в очередном порядке | |||||
Сложный колос | К главной оси прикреплены мелкие сидячие колоски | |||||
Сложный щиток | Цветки или мелкие соцветия (корзинки) располагаются в одной плоскости; к главной оси прикрепляются боковые оси по типу щитка | |||||
Сложный зонтик | На верхушках лучей общего нижнего зонтика прикрепляются соцветия зонтики | |||||
Определённые (ЦИМОИДНЫЕ) соцветия | ||||||
Извилина | Главная ось заканчивается цветком, под которым развивается одна боковая ось, перерастающая главную и заканчивающаяся цветком. Оси отходят то влево, то вправо. | |||||
Развилина | Главная ось заканчивается цветком, под которым развиваются две боковые оси перерастающие главную и заканчивающиеся цветком. | |||||
Завиток | Главная ось заканчивается цветком, под которым развивается одна боковая ось, перерастающая главную и заканчивающаяся цветком. Оси отходят в одну сторону. | |||||
Задание 6. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
Изучение многообразия соцветий.
1. Рассмотрите соцветия на изображениях в таблице.
2. Определите типы соцветий;
3. Закончите заполнение таблицы (укажите типы соцветий, приведите примеры растений).
СОЦВЕТИЯ | ||
Ботрические (Моноподиальные) | Цимозные (Симпо-диальные) | |
Простые | Сложные | |
Цветки на цветоножках | Монохазии Дихазии | |
Цветки сидячие |
Задание 7. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
| Цветок – это … |
| 1) 2) 3) |
| 1) ________________ - __________________ 2) 3) 4) 5) |
Задание 8. Вопросы для самоконтроля. Задание для СР! Выполните его до ПР!
Определите тип соцветия:
Пример растения | Кипрей узколистный | Одуванчик лекарственный | Чистотел большой | Клевер пашенный | Подорожник большой |
Изображение | |||||
Схема соцветия | |||||
Тип соцветия |
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Формулы цветков
Формула цветка – условное обозначение строения цветка с помощью букв, символов и цифр.
В начале формулы указывается знак симметрии цветка:
* - цветок правильный
↑ - цветок неправильный
Далее следуют буквенные выражения, характеризующие околоцветник, тычинки, пестик.
Са или К – чашечка
Со или С – венчик
Р – простой околоцветник
А – тычинки
G – пестик
Рядом с буквенными выражениями указывается число элементов.
Если элементы сросшиеся, то их число заключают в скобки.
Если элементы цветка расположены кругами, то между количеством элементов в каждом круге ставится знак +.
Если число элементов цветка больше 12, то ставится символ ∞.
Положение завязи в цветке обозначается чёрточкой: если завязь верхняя – под числом плодолистиков; если завязь нижняя – над числом плодолистиков.
Пример формулы цветка тюльпана:
*P 3+3 A 3+3 G (3) | * - цветок правильный P – околоцветник простой 3+3 – листочки свободные, расположены в два круга по 3 листочка A 3+3 – тычинки свободные, расположены в два круга по 3 тычинки G (3) – пестик 1, образован 3 сросшимися плодолистиками, завязь верхняя |
ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ.
Характеристика цветка | |||
Околоцветник | |||
Простой | Двойной | ||
Чашечковидный / венчиковидный | Чашечка | Венчик | |
Правильный / неправильный | Правильная / неправильная | Правильный / неправильный | |
Свободный / сросшийся | Свободная / сросшаяся | Свободный / сросшийся | |
Число листочков простого околоцветника | Число чашелистиков | Число лепестков | |
Форма листочков | Форма чашелистиков | Форма лепестков | |
Цвет листочков | Цвет чашелистиков | Цвет лепестков | |
Андроцей | |||
Число тычинок | |||
Цвет пыльников | |||
Свободные или сросшиеся тычинки | |||
Пыльцевые мешки сидячие или тычиночные нити выражены | |||
Гинецей | |||
Число пестиков | |||
Число плодолистиков | |||
Пестики свободные / сросшиеся | |||
Положение завязи | |||
Верхняя / нижняя | |||
Форма цветоложа | |||
Плоское / выпуклое / вогнутое | |||
Цветоножка | |||
Короткая / длинная / практически отсутствует | |||