Тема: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»
Цели самостоятельной работы:
1. Систематизировать знания по теме «Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания».
2. Научиться прописывать в рецепте препараты для лечения заболеваний органов дыхания с помощью справочной литературы.
Контрольные вопросы для подготовки.
1. Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания.
2. Противокашлевые средства, классификация, особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
3. Отхаркивающие средства, классификация, особенности действия отхаркивающих рефлекторного и прямого действия, применение, побочные эффекты.
4. Муколитики, особенности действия и применения.
5. Классификация лекарственных средств, применяемых при бронхообструктивном синдроме:
- Лекарственные средства купирующие бронхоспазм;
- Лекарственные средства, направленные на ликвидацию отёка и воспаления слизистой бронхов;
- Лекарственные средства, улучшающие мукоцилиарный транспорт.
Алгоритм Ваших действий:
Уважаемый студент!
1. Ознакомьтесь с учебными целями предстоящей самостоятельной
работы.
2. Ознакомьтесь с контрольными вопросами изучаемой темы. Чтобы
получить на них ответы, выучите тему «Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания», используя учебную литературу и конспект лекции.
Рекомендуемые учебники:
М.Д.Гаевый с соавт. «Фармакология с рецептурой» 2009г. стр.278-287
Д.А.Харкевич «Фармакология с общей рецептурой» 2010г. стр.163-172;
В.В.Майский, Р.Н.Аляутдин «Фармакология с общей рецептурой» 2011г.
стр.98 - 102;
3. Выполните практические задания № I - № VI.
Все записи производите в предоставленных таблицах и на линованных участках страниц, ответы на тестовые вопросы обводите кружком.
4. При выполнении задания № VI используйте справочную литературу:
Э.Г.Громова «Справочник по лекарственным средствам с рецептурой»
2005г. стр.309-334
5. Сверьтесь с эталонами ответов, напротив каждого пункта или
вопроса во всех заданиях заполните пустые квадраты для подсчёта
баллов, проставив 1 при верном ответе и 0 при неверном ответе или его
отсутствии. Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и
проведите самооценку подготовки к занятию по теме «Лекарственные
средства, влияющие на функции органов дыхания».
Задание № I
Дополните графологическую структуру, используя препараты:
* Либексин, пектуссин;
* Кодеин, кодеина фосфат, этилморфин (дионин);
* Глаувент, тусупрекс, бутамирата цитрат (синекод);
ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ СРЕДСТВА |
![]() |
ЦЕНТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ | ![]() |
![]() ![]() | Без наркотического
эффекта
____________________
____________________
____________________
____________________
![]() |
___________________
___________________
___________________
___________________
|
Максимальное число баллов за задание № I – 3; набрано - ______ баллов
Задание № II
Выберите один или несколько верных ответов (их число указано в скобках).
1. ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ ПОКАЗАНЫПРИ (1)
1) влажном кашле;
2) бронхоспазме;
3) сухом навязчивом кашле;
4) боли и першении в горле.
2. К НАРКОТИЧЕСКИМ ПРОТИВОКАШЛЕВЫМ ОТНОСИТСЯ (1)
1) кодеин;
2) глаувент;
3) либексин;
4) синекод.
3. ДЕЙСТВИЕ СИНЕКОДА (2)
1) болеутоляющее;
2) бронхолитическое; 3) жаропонижающее; 4) противокашлевое.
3. АНЕСТЕЗИЮ СЛИЗИСТОЙ РТА ВЫЗЫВАЕТ (1)
1) тусупрекс;
2) либексин;
3) этилморфин;
4) глаувент.
4. ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫКОДЕИНА (3)
1) запоры;
2) лекарственная зависимость;
3) сонливость;
4) возбуждение и агрессивность;
5. ОТХАРКИВАЮЩИЕ РЕФЛЕКТОРНОГО ДЕЙСТВИЯ (3)
1) настой травы термопсиса;
2) сироп из корня солодки;
3) пертуссин;
4) отвар из листьев мать-и-мачехи;
6. ОТХАРКИВАЮЩИЕ РЕФЛЕКТОРНОГО ДЕЙСТВИЯ В БОЛЬШИХ ДОЗАХ ВЫЗЫВАЮТ (1)
1) кашель;
2) аллергию;
3) тошноту и рвоту;
4) жидкий стул;
7. РАСТВОР ИОДИДА КАЛИЯ ОКАЗЫВАЕТ ДЕЙСТВИЕ (1)
1) прямое отхаркивающее;
2) рефлекторное отхаркивающее;
3) бронхолитическое;
4) противокашлевое.
8. МУКОЛИТИКИ ПОКАЗАНЫПРИ (1)
1) сухом навязчивом кашле
2) кашле с мокротой свободно отделяемой
3) кашле с густой вязкой мокротой
4) приступе бронхиальной астмы
10. К МУКОЛИТИКАМ ОТНОСЯТСЯ (3)
1) мукалтин;
2) бромгексин;
3) АЦЦ (ацетилцистеин);
4) Амброксол (амбробене).
11. АЦЦ ПРИНИМАЮТ ВНУТРЬ В ВИДЕ (2)
1) сухого порошка, запивая водой;
2) раствора гранулята в горячей воде;
3) капсул;
4) шипучих таблеток, разведённых с водой.
12. АМБРОБЕНЕ (3)
1) синоним амброксола;
2) метаболит бромгексина;
3) муколитик;
4) бронхолитик.
13. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
ПРОТИВОКАШЛЕВЫМ ДЕЙСТВИЕМ ОБЛАДАЕТ
МУКОЛИТИК (1)
1) АЦЦ;
2) бромгексин;
3) амбробене;
Максимальное число баллов за задание № II – 13; набрано - ______ баллов
Задание № III
Подберите соответствие по принципу:
Этиологический фактор развития БОС (бронхообструктивного синдрома) → лекарственные средства для его ликвидации.
Этиологический фактор развития бронхообструктивного синдрома | Лекарственные средства для его ликвидации |
![]() | а) Муколитики |
![]() | б) Бронхолитики |
![]() | в) Стабилизаторы мембран тучных клеток; Ингаляционные глюкокортикоиды |
Максимальное число баллов за задание № III – 3; набрано - _____ баллов
Задание № IV
Заполните пустые графы таблицы, используя приведенные ниже препараты:
Препараты:
1) Натрия кромогликат (интал), кетотифен;
2) Бекламетазон (бекотид), будесонид (пульмикорт);
3) Эуфиллин, теопэк, теотард, теобиолонг;
4) Новодрин, сальбутамол, фенотерол;
5) Ипратропия бромид (атровент), тиотропия бромид (спирива);
6) АЦЦ, бромгексин, амброксол;
Группа лекарственных средств | Препараты | |
Бронхо- литики | β-адрено - миметики | ________________________________
![]() |
М-холино - блокаторы | ________________________________
________________________________
![]() | |
Метилксантины | ________________________________
________________________________
________________________________
![]() | |
Стабилизаторы мембран тучных клеток | ________________________________
![]() | |
Ингаляционные глюкокортикоиды | ________________________________
![]() | |
Муколитики | ________________________________
________________________________
________________________________
![]() |
Максимальное число баллов за задание № IV – 6;
набрано - ______ баллов
Задание № V