Жизненный цикл инвестиционного проекта.




Принятие решений по осуществлению реальных инвестиций обусловлено наличием объективной, достоверной, полученной на основе использования испытанных методик информации. Она должна обеспечить грамотную обработку: маркетинговых данных, проектно-строительной и проектно-конструкторской документации материальных затрат, модели организации и управления производством, кадрового обеспечения проекта, его объе­мов финансирования, а также других сведений необходимых для весомого обоснования целей проекта, его внешнего окружения.

В конечном итоге информационное обеспечение должно в значительной степени должно подвести к разработке графика реализации этапов проекта оценке его эффективности и побудить инвестора к принятию решения о его инвестировании.

Жизненный цикл инвестиционного проектирования охватывает период времени, обеспечивающий реализацию основных целей проекта, включая на­учно-техническую и производственную стадии и их отдельные эле­менты, представленные научными исследованиями проектно-конструкторскими работами, технико-технологическим оснащением, организацией нового производства, выпуском новой продукции и ее реализацией.

Выполнение последовательности работ по проекту предполагает разные подходы к содержанию этапов и последовательность их реализации. Например, ГОСТ 19.102-77 предусматривает каскадный подход и определяет следующие стадии разработки программной системы:

а) техническое задание;

б) эскизный проект;

в) технический проект;

г) рабочий проект;

д) внедрение

В соответствии с содержанием этапов реализации проекта и последовательностью их осуществления формируется и последовательный характер распределения общего объема ресурсов по этапам реализации проекта.


Рисунок. Распределение ресурсов по этапам реализации проекта

 

В большинстве случаев жизненный цикл инвестиционного проекта определяют по денежному потоку, исходным пунктом которого являются первые вложения в проект, а завершением - последние поступления денежных средств. Этап от исходного пункта до достижения точки безубыточности характеризуется отрицательной величиной денежного потока. Он покрывает расходы на реализацию проекта. Естественно, чем выше норма дохода, выражаемая соотношением дохода к величине вложений и умноженная на 100, тем быстрее окупаются вложения, тем короче длительность этого этапа по времени. После пересечения точки безубыточности норма дохода существенно возрастает, так как расходы в основном будут представлены оборотными средствами. Соответственно, значение денежного потока из отрицательного превращается в положительное.

В методических рекомендациях Всемирного банка предлагается деление жизненного на три стадии: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную. На первой фазе разрабатываются технико-экономическое обоснование проекта и определяются инвестиционные возможности проекта. На второй стадии осуществляется конкретное проектирование, заключаются контракты с соисполнителями, идет строительство объекта, проводятся маркетинговые исследования и обучение персонала. Третья стадия включает приемку и запуск в эксплуатацию подготовленных объектов, осуществление работ по расширению и совершенствованию при дальнейшей работе.

Поэтому, независимо от сферы реализации, в жизненном цикле инвестиционных проектов отчетливо выделяются три основные стадии, которые существенно отличаются между собой основной функцией – использованием сформированного механизма взаимодействия для достижения основной цели на каждой из стадий. На этом основании можно эти стадии называть функциональными и представить их как последовательную смену одной стадии другой по мере достижения основной цели:

- прединвестиционная стадия;

- стадия основного инвестирования;

- производственная стадия.

 

Рис. Жизненный цикл и основные продукты программного проекта.

1. Прединвестиционная стадия нацелена на принятие решения о выборе варианта инвестирования, основываясь на сравнительной эффективности и рискованности инвестиционного проекта, объемов требуемых для реализации проекта ресурсов. Она охватывает промежуток времени между появлением первоначального замысла проекта и принятием окончательного решения о его реализации на основе последовательно реализуемых этапов, основными из которых являются:

а) формирование первоначального замысла проекта, определение его основной цели (миссии) проекта и ее обоснование в концепции проекта;

б) анализ инвестиционных возможностей реализации проекта, в ходе которого оцениваются потребности в финансовых ресурсах и определяются возможные источники получения этих ресурсов;

в) проведение маркетинговых исследований, для оценки уровня спроса на товары или услуги при реализации проекта, определения целевой аудитории продукции, оценки конкуренции на рынке отрасли и региона;

г) формирование бизнес-план проекта, преследующего две основные цели – мотивация потенциального инвестора к осуществлению вложений в проект, а также успешная реализация и дальнейшее развитие проекта;

д)определение потенциальных инвесторов, с учетом наличия собственных ресурсов, объемов заемного и привлеченного капитала;

е) определение круга потенциальных проектных организаций и приглашение их для участия в конкурсе на заключение договора на выполнение проектных работ.

Основными документами, определяющими и содержание самого проекта на данной стадии, являются технико-экономическое обоснование проекта и проектно-сметная документация. Утверждение в установленном порядке технико-экономического обоснования и приемка проектно-сметной документации является основанием дальнейшей документации, определяющей содержание организационных мероприятий, обеспечивающих реализацию проекта. В качестве этих мероприятий выступают и проведение тендеров по проектным и строительным ра­ботам, заключением соответствующих договоров, для осуществления финансирования. Основные разделы технико-экономического обоснования инвестиционного проекта определяются инвестором. В случае участия государственных ор­ганов в осуществлении проекта структура технико-экономического обоснования определяется уполномоченными государственными органами на основе доку­ментов, разработанных уполномоченным органом.

В последнее время все большее распространение получила практика подготовки экономического и организационного обоснования инвестиционного проекта на основании содержательных характеристик бизнес-плана и проекта и его основных параметров. Поэтому основное предназначение бизнес-плана заключается в подготовке и систематизации материалов, подготовленных для обоснования целесообразности осуществления проекта и формирования содержательной информации для потенциальных инвесторов, государственных и местных органов, потенциальных участников и потребителей продукции реализованного проекта.

Ключевой составляющей бизнес плана, его центральным пунктом является его финансовый план, который в определяющей степени формирует мнение потенциальных инвесторов, определяет их мотивационное поведение.

2. Инвестиционная стадия жизненного цикла — это промежуток времени от момента начала проектно-изыскательских работ до выхода предприятия на проектную мощность. Инвестиционная стадия жизненного цикла состоит из следующих этапов:

а) разработка технико-экономического обоснования инвестиций. Технико-экономическое обоснование инвестиций составляется на основе бизнес-плана, но при этом делается акцент на технологическую сторону проекта (обосновывается целесообразность выбора конкретной технологии производства и оборудования);

б) разработкакомплекса документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости (проектно-сметная документация), а также ее утверждение;

в) отвод земельного участка под строительство, получение разрешения на строительство и проведение тендера на строительные работы;

г) заключение договоров подрядана конкурсной основе с заключением соответствующих договоров и утверждением сметы затрат;

д) реализация проекта с привлечением подрядчиком субподрядных организаций для инженерно-технических коммуникаций, монтажом технологического оборудования, пусконаладочными работами;

е) формирование капитала предприятия, его активов и трудовых ресурсов, приобретением объектов основного капитала, первоначального оборотного капитала, формированием кадрового состава предприятия;

ж) производство опытных образцов продукции и постепенный выход на проектную мощность.

3. Эксплуатационная стадия жизненного цикла — характеризуется промежутком времени между выходом предприятия на проектную мощность и завершением проекта, то есть ликвидацией предприятия. Эксплуатационная стадия жизненного цикла включает в себя следующие этапы:

а) производство и реализация продукции включает также осуществление мониторинга уровня спроса на продукцию и соотнесение объема производства с реальным объемом продаж;

б) сертификация продукции с оформлением документации, подтверждающей качество производимой продукции;

в) создание сервисной службы для обеспечения ремонта и гарантийного обслуживания производимой продукции;

г) текущий мониторинг экономических показателей посредством осуществления непрерывного контроля эффективности работы предприятия, своевременного реагирования на изменение рыночной ситуации;

д) ликвидация проекта, включающая остановку производства, расформирование и продажа активов, в том числе ликвидацию возможных негатив­ных последствий проекта.

Специфика деятельности хозяйствующих субъектов определяет и особенности их инвестиционной деятельности. Эти особенности характеризуются:

а) полнотой охвата инвестиционного цикла – от реализации части цикла, до осуществления полного цикла, начиная с проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок и заканчивая выпуском новой продукции, организацией ее производст­ва

б) основной направленностью инвестиционных вложений – предпринимательская, экономическая, бюджетная, социальная, экологическая направленность;

в) сроками вложений;

г) эффективностью использования вложенных средств, а также другими параметрами.

Принятие инвестиционных решений по инвестиционным вложениям и полноте охвата инвестиционного цикла хозяйствующим субъектом определяется влиянием внешних и внутренних факторов.

В качестве основных внешних факторов выступают факторы, определяющие инвестиционный климат национальной экономики, в том числе ресурсные, институциональные, нормативно-правовые, инфраструктурные факторы, региональные и отраслевые факторы и др.

Основными внутренними факторами являются: объем необходимых собственных ин­вестиционных ресурсов, внутрихозяйственные резервы; внутрисистемное целевое финансирование, основанное на поступлении средств от вышестоящих организаций; система управления предприятием; номенклатура выпускаемой продукции; финансовое состояние предприятия; диверсификация производства; степень использования инновационных решений в технологии производства; степень открытости компании; полнота и достоверность раскрытия информации в отчетности; корпоративная социальная ответственность организации и др.

Принятие инвестиционного решения основано на четком понимании содержания инвестиционного процесса, этапов его протекания и реализации интересов его участников.

Наиболее полно сформировать это понимание обеспечивает на прединвестиционнной стадии бизнес-планирование, которое раскрывает основные оставляющие замысла проекта и определяет понимание потенциальным инвестором содержания инвестиционного процесса, формирует его мотивацию для осуществления вложений.

Поэтому целесообразно рассмотреть основные составляющие бизнес-планирования.

 

 

55 Основные составляющие бизнес-планирования.

Любой инвестиционный проект должен быть основываться на маркетинговых исследованиях с тщательным анализом научно-технической, экономической, коммерческой, социальной составляющих, учитывать тенденции развития отрасли, содержание конкурентной борьбы в ней, основываться на технико-экономическом прогнозе, обосновывать использование финансовых средств на основе анализа чувствительности обобщающих финансово-экономических показателей проекта и оценки риска. Такое основание закладывает бизнес план, который является общепринятой в мировой хозяйственной практике формой представления инвестиционных проектов и выполняет для хозяйствующего субъекта целый ряд важнейших функций:

а) оценивает перспективы реализации инвестиционного проекта, обеспечивая повышение устойчивости предприятия в изменяющейся рыночной среде;

б) способствует устойчивости хозяйствующего субъекта в конкурентной борьбе посредством повышения потребительских свойств товаров при их разработке и внедрении в производство, улучшении политики ценообразования;

в) совершенствует финансовую политику по мобилизации инвестиционных ресурсов и их использования при реализации проекта, наряду с процессом осуществления текущей хозяйственной деятельности;

г) совершенствует логистику поставок сырья и комплектующих изделий текущего производства на основе более перспективных проектных разработок;

д) способствует расширению бизнес - партнеров и новых потребителей/

Структура и содержание разделов бизнес-плана должны сформировать достаточно полное представление о представляемом проекте. Поэтому детализированная структура бизнес плана, помимо основных разделов должна включать их структуру, обеспечивающую более полное раскрытие содержания.

1. Титульный лист.

2. Резюме.

3. Основная идея представленного инвестиционного проекта, включающая: основные исходные данные инвестиционного проекта и условия его реализации; описание основных характеристик нового товара и опыт производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта по его производству и продвижению на рынке.

4. Оценка рынка нового товара, включающая: анализ потенциальных потребителей; оценку возможных конкурентов, их сильные и слабые стороны; оценку своих сильных и слабых сторон.

5. Маркетинговый план, содержащий: цели и стратегии маркетинга нового товара; расчет финансового обеспечения успешной маркетинговой деятельности; комплекс мероприятий по осуществлению системного контроля осуществляемой деятельности.

6. Общая характеристика производителя нового товара, с описанием производственного процесса и имеющихся, а также требуемых производственных мощностей, других материальных факторов для организации производства нового товара.

7. Организационный план деятельности по внедрению нового товара, включающий: характеристику организационно-правовой формы собственности хозяйствующего субъекта; его функционально - организационную структуру с кадровым составом; характеристику среды сегмента товарного рынка.

8. Финансовый план, содержащий: планы доходов - расходов и денежных поступлений – выплат, с указанием источников поступления средств и их адресное расходование; сводный баланс активов и пассивов хозяйствующего субъекта; чистой прибыли, рентабельности, внутреннего коэффициента эффективности; расчет достижения точки безубыточности и определение срока окупаемости капитальных вложений, оценка рисков и предлагаемые варианты их снижения.

9. Общие выводы и предложения.

10. Приложения.

Формирование основной идеи представленного инвестиционного проекта. Ее основным источником могут являться: потребители, изобретения, новые товары конкурентов, сотрудники хозяйствующего субъекта, лаборатории, консультанты, а также другие источники.

Систематизация идей на основе постоянного поиска возможностей создания нового товара позволяет осуществлять отбор и оценку идей с использованием методик: сценарного метода, метода Дельфы, метода вариации и другие методы. На этой основе осуществляется разработка замысла или формирование концепции нового товара, которая проходит апробацию на группе целевых потребителей.

Путь от идеи до готового продукта состоит из пяти основных этапов: на первом этапе идея вырабатывается и оценивается; на втором этапе - концептуальной проработки, анализируется техническое воплощение идеи и производится ее оценка; на этапе опытно-конструкторской разработки решаются конструкторские, технологические, производственно-технические вопросы, включая создание опытного образца, изготовление конструкторской документация, отладку всего технологического процесса производства; на четвертом этапе осуществляется пробный выход нового товара на рынок, где реализуется его пробная партия; коммерциализация.

При положительной оценке производства нового товара, осуществляется анализ его показателей по: издержкам, прибыльности, конкуренции, спросу. Удовлетворяющие показатели являются основанием для принятия решения о непосредственной разработке товара, изготовлении оснастки для его производства и осуществляется непосредственное производство пробной партии товара с оценкой его рентабельности и тестированием первых образцов. После чего разрабатывается программа пробного маркетинга для рыночной оценки товара потребителями, систематизации полученной информации и принятия решения по его серийному производству и массовой продаже.

Определение производственных возможностей предприятия для осуществления инвестиционного проекта.

Для определения производственных возможностей предприятия осуществляется анализ: наличных производственных площадей с целью выявления степени их загрузки и наличия свободных мощностей; эффективности использования действующего оборудования; загрузки основных производственных работников; условно-постоянных издержек производства. Проведение анализа собственных производственных возможностей осуществляется под призмой разработки эффективного варианта оптимизации действующего производства при реализации инвестиционного проекта.

На этой основе осуществляется определение стоимости затрат на реализацию инвестиционного проекта, включая разработку конструкторской документации, чертежей, спецификаций и т.п., технологической документации и изготовление опытного образца.

Анализ рынка сбыта осуществляется после определения основных параметров нового товара с целью: оценки конкурирующих товаров, сегментации рынка по группам товаров-аналогов, оценки возможностей предприятий-конкурентов, сегментации рынка по группам потребителей для определения потенциальных потребителей нового товара.

Разработка плана маркетинга предусматривает: определение положения предприятия на рынке нового товара; установление объема продажи, основанного на оценке производственной мощности фирмы и графике жизненного цикла нового товара; формирование стратегии завоевания рынка; разработку политики ценообразования, основанной на общем спросе на новый товар и реагировании рынка и конкурентов на изменение цены; создание системы товародвижения, сбыта и стимулирования продаж.

Образование плана производства основано: на краткой характеристике действующего предприятия; его структурных изменениях при осуществлении производства нового товара; кооперировании производства с другими производителями; изменении производственной мощности предприятия и соответствующие изменения потребностей в сырье, материалах, полуфабрикатах, энергии, комплектующих изделиях; описании производственного процесса; расчете себестоимости производства новой продукции и прогнозе объемов ее производства.

Формирование организационного плана, обеспечивающего осуществление изменений в организационной структуре управления в связи с реализацией инвестиционного проекта. С этой целью разрабатываются положения: о структурных подразделениях; порядок разработки технических, юридических, плановых, финансовых документов, бухгалтерской отчетности и их утверждение; изменение отношений между предприятием и органами власти, а также внутри предприятия между администрацией и трудовым коллективом; разрабатываются регламенты руководящих работников; осуществление планирования работы на предприятии и оценка ее результатов; система отбора, расстановки, продвижения по службе, повышения квалификации и поощрении работников.

Разработка финансового плана является ключевой в формировании бизнес-плана. В нем определяется эффективность осуществления инвестиций, осуществляется оценка основных финансовых показателей и устанавливаются источники инвестиционных ресурсов, определяется целесообразность их использования, разрабатываются планы: доходов и расходов, денежных поступлений и выплат, баланс.

В плане доходов и расходов в качестве основных показателей выступают: объем реализации продукции; цена единицы продукции; выручка от реализации; расходы на производство, состоящие их условно-постоянных и условно переменных расходов; валовая прибыль; внереализационные доходы и расходы; прибыль к налогообложению, налоги, чистая прибыль, расчет точки самоокупаемости.

При формировании плана денежных поступлений и выплат на период реализации проекта, существенную роль играет прогнозировании денежной наличности, с разбивкой размеров поступлений и выплат по месяцам. С целью предотвращения срывов в финансовых выплатах расчеты прогнозирования поступлений от выручки должно иметь консервативную основу.

В состав платежей включается: оплата счетов поставщиков; возврат кредитов; оплата процентов по кредитам; оплата страховки; оплата рекламы, уплата налогов. К платежам относятся также амортизационные отчисления и заработная плата. На основе баланса платежей формируется: кумулятивный чистый денежный поток с нарастающим итогом; чистая текущая стоимость с дисконтированием; кумулятивная чистая текущая стоимость с нарастающим итогом.

На основе плана денежных поступлений и выплат на период реализации проекта производится расчет недостающих собственных средств.

На заключительном этапе формирования финансового плана рассчитываются основные показатели экономической эффективности инвестиционного проекта, определяющих целесообразность или нецелесообразность его реализации, и создается его финансовый профиль. К таким показателям, используемым в международной практике обоснования инвестиционных проектов можно отнести: чистую текущую стоимость; рентабельность; внутренний коэффициент эффективности; период возврата капитальных вложений; максимальный денежный отток; точку безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости определяет разность совокупного дохода от реализации продукции за период реализации проекта и всех видов расходов за тот же период на основе дисконтирования доходов и расходов. Положительное значение чистой текущей стоимости с дисконтированием выступает определяющим критерием в обосновании проекта.

Приведение к базисному времени затрат, результатов эффектов, сформировавшихся каждом t-м шаге реализации проекта, осуществляется посредством их умножения на коэффициент дисконтирования аt, определяемый для постоянной нормы дисконта Е как

где t - номер шага расчета (t = 0, 1, 2, … Т), а Т - горизонт расчета (год, месяц).

Рентабельность рассчитывается на основе отношения валовой прибыли к капитальным вложениям. Она рассчитывается аналитически для каждого года реализации инвестиционного проекта и как среднегодовая величина.

Внутренний коэффициент эффективности определяется как пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального экономического эффекта, рассчитанного на срок жизни инвестиций. Этот показатель является максимальной величиной процентной ставки, при которой вложенные средства окупаются в процессе жизненного цикла инвестиционного проекта. Основываясь на том, что сумма дисконтированных разностей платежей равна нулю, расчеты производятся последовательным подбором внутренней нормы рентабельности. Неотъемлемым условием эффективности инвестиционного проекта является условие, что внутренняя норма рентабельности должна быть не меньше принятой процентной ставки по долгосрочным кредитам.

Период возврата капитальных вложений определяется периодом времени (количество лет) в течение которого величина накопленной чистой прибыли возмещает объем основных капитальных вложений.

Максимальный денежный отток определяется наибольшим отрицательным значением чистой текущей стоимости, которая рассчитывается нарастающим итогом. Этот показатель определяет размеры финансирования инвестиционного проекта и тесно связан с источниками инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционного проекта.

Финансовый профиль проекта, приведенный на рис.1. показывает взаимосвязь всех рассмотренных ранее показателей.


 

Рис. 1. Финансовый профиль проекта

 

 

Оценка рисков и предлагаемые варианты их снижения связаны с факторами неопределенности. Они могут быть обусловлены: изменением финансового положения предприятия вследствие действия внутренних факторов, нестабильностью внешних факторов, как макроэкономических, так и определяющих положение предприятия в отрасли и на товарном рынке.

Для количественного определения риска, необходимо установить вероятность возможных последствий каких-либо действий и степень этих последствий. Эта вероятность определяется с помощью объективного метода (с использованием частоты повторения определенного события), или на основе использования субъективных критериев оценки риска (где субъективная вероятность является предположением относительной вероятности результата). Для оценки вероятности достижения результата используют ожидаемое значение, которое является средневзвешенным всех возможных значений:

где Е (х) - ожидаемый результат,

p1, p2 - вероятность достижения соответствующего результата,

X1, X2 - численные значения возможных результатов.

На рис.2 представлена типовая кривая распределения вероятностей возникновения потерь, называемая кривой риска. При построении этой кривой используется статистический, экспертный и расчетно-аналитический методы.

Рис. 2. Типовая кривая распределения вероятности возникновения определенного уровня потерь

На рис.2 приняты следующие обозначения:
Р - вероятность возникновения уровня потерь;
Рр - полная вероятность потерь;
Рд - вероятность допустимого риска;
Ркр - вероятность критического риска;
Ркт - вероятность катастрофического риска;
ПР - величина возможных потерь.

Снижение риска возможно с использованием трех известных способов: диверсификация, приобретение страховки, получение большей информации о выборе и результатах. Диверсификация возможна в двух вариантах – диверсификация производства продукции, что позволяет повысить устойчивость предприятия при падении спроса на один из производимых товаров, и размещение инвестиций в несколько проектов. Со стороны разработчика проекта - размещение полученных инвестиций в несколько различных проектов.

Возможность потерь от отсутствия информации и ее наличие для снижения степени риска, имеет стоимостную оценку. Информация выступает в роли товара имеющего определенную ценность, на основе которой снижаются возможные потери, соответственно, чем более она полная, тем выше ее ценность.

Резюме составляется последним на основе полученных ранее результатов и представляет в краткой и сжатой форме следующие сведения: предлагаемый новый товар, с его существенными отличительными характеристиками; оценка рынка данного товара и конкуренции на нем; оценка производственной мощности, с описанием технологии нового производства и себестоимостью нового товара; прогнозируемые финансовые результаты: объемы продаж; цена единицы НТ, чистая прибыль, рентабельность, внутренний коэффициент эффективности, период возврата инвестиций, максимальный денежный отток (объем инвестиций), точка безубыточности; предполагаемые источники финансирования проекта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: