Выпускник конкурентоспособного университета - это специалист, исполняющий профессиональную деятельность на высочайшем уровне, преднамеренно изменяющий и развивающий себя в трудовом процессе, добавляющий личный творческий вклад в профессию, нашедший личное назначение, отлично концентрирующий творческую активность в коллективе в критериях экстремального внешнего действия, стимулирующий в сообществе энтузиазм к результатам собственной профессиональной деятельности [2].
Особая роль в процессе профессионального самоопределения и саморазвития студентов в критериях технического университета принадлежит олимпиадному движению, которое ориентировано на создание творческой компетентности профессионалов инженерного профиля.
Оценка свойства инженерного образования в олимпиадной среде вероятна по таким показателям: конкурентоспособность специалиста на рынке труда, процесс и итог адаптации юного специалиста, динамика развития региональной экономики, ступень личной удовлетворенности образовательным действием.
Необходимо еще расценивать степень соответствия общественного заказа общества и творческую компетентность выпускника как субъекта профессиональной деятельности. При оценке такого соответствия не считая профессиональных свойств учитывают осознанность профессионального выбора и сознание личной и публичной значительности профессиональной деятельности, гражданская зрелость, потенциал интеллектуальных и творческих возможностей и подготовленность к его применению, психологическая подготовленность к встрече с профессиональными проблемами и к творчеству в экстремальных критериях.
Достижению высочайшего свойства подготовки специалиста содействует наблюдение, критика и предсказание состояния образовательной среды университета в связи с образовательно-профессиональной деятельностью студента.
|
Основными объектами мониторинга проф. развития студента в критериях олимпиадного движения являются формирование креативности студента, подготовленность к общей деятельности, психологическая устойчивость к деятельности в стрессовых обстановках и психологическая культура будущего специалиста.
Показателями проявления креативности в итогах деятельности и в поведении обучающихся являются: производительность деятельности - оригинальность предлагаемого решения профессиональной проблемной ситуации; высококачественный характер деятельности - манера мышления, позволяющий при решении узкопрофессиональной задачи использовать методологию многокритериального разбора деятельности; индивидуальный - восприятие творческой работы членов микрогруппы и собственной роли в результатах корпоративного труда.
Критерии эффективности применения олимпиадного движения в образовательном процессе при подготовке инженерных сотрудников можно поделить на внешние и внутренние.
Внешние аспекты:
. Достижения в учебно-познавательной деятельности (академическая успеваемость, творческая компетентность специалиста, конкурентоспособность на рынке труда).
. Востребованность олимпиадного движения (повышение числа участников олимпиадных микрогрупп, втягивание студентов в научно-исследовательскую и научно-производственную деятельности, удовлетворенность микроклиматом в процессе участия в олимпиадном движении).
|
. Методическое снабжение олимпиадного движения (методология развития олимпиадного движения, способа организации учебно-познавательной деятельности, способа подготовки и решения творческих задач, способа проведения олимпиад).
Внутренние аспекты:
. Уровень интеллектуальной энергичности.
. Удовлетворенность профессиональным выбором.
. Психологическая устойчивость к деятельности в стрессовых обстановках.
. Готовность к творческой деятельности в критериях коллектива.
. Стремление к творческому саморазвитию (подготовленность к восприятию познаний от членов микрогруппы, подготовленность к выходу за сферу профессиональной деятельности)
Проведенный анализ подготовки профессионалов обосновывает, что роль в олимпиадном движении позволяет увеличить спектр имеющихся творческих возможностей и значительно приблизиться к верхней границе этого спектра и тем самым нарастить " коэффициент полезного деяния творческих возможностей " обучающегося. Человек, вежливый в критериях творческого дела к реальности, способен на наиболее нежданные открытия и свершения, какие будут двигать общество вперед по пути прогресса.