Проблема качества инженерного образования




Содержание

Введение

1. Проблема качества инженерного образования

2. Оценка качества инженерного образования на примере олимпиадной среды

3. Оценка качества инженерного образования советом председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Перемены, происходящие в настоящее время в России, предопределяют создание адекватных этим действиям социально-педагогических критерий и тем самым обусловливают надобность осознанного реформирования, умного проектирования и внедрения новейшей модели образования. Для этого нужен преподавательский корпус новейшего аналитического и совместно с тем проектно-конструктивного характера мышления, направленного на улучшение педагогической парадигмы. Иными словами, решение проблем высшего профессионального образования нереально без повышения педагогической интеллектуальной культуры, без функционального воздействия на общественное мировоззрение, без обязательного преодоления устоявшихся штампов, консерватизма в педагогической науке и практике. Решение данных задач конкретно связано с разработкой новейшей технологии усвоения педагогических мнений и формирования у будущих педагогов (сейчас студентов) и тех, кто не так давно встал на этот нелегкий путь, понятийного диалектического мышления.

В данных критериях удачное решение учебно-воспитательных задач определяется подходящим уровнем профессионально-педагогической культуры профессорско-преподавательского состава университета и уровнем технологий обучения. Очевидно, что практическое воплощение современных тенденций развития системы высшего профессионального образования в России самым конкретным образом соединено с неувязкой разработки соответственных технологий обучения. Очевидно еще и то, что педагогическая технология постоянно существует в любом процессе обучения и воспитания, но осмысленное управление этим действием и отбор лучшей его технологии все еще остаются за пределами возможностей хрестоматийной педагогической науки и настоящей вузовской практики.

инженерное образование качество оценка

Любая образовательная система может быть действенной лишь при определенных критериях и только в течение определенного времени.

В различных странах мира комплексы экономических, политических, социальных и остальных условий различаются друг от друга, и, как следствие, существует широкий диапазон особенностей государственных систем образования. Исследования показали, что, к примеру, в Европе количество различных образовательных систем превосходит численность государств.

Наступило время, когда знания и информация стают стратегическими ресурсами развития цивилизации. В связи с этим растет роль образования. Во почти всех странах в критериях " образовательного бума " исполняются глубочайшие реформы систем образования, направленные на текущие и многообещающие потребности сообщества, действенное внедрение ресурсов, в том числе самих систем образования.

В настоящее время выпускники российских технических институтов имеют вероятность сделать выбор - заполучить " классический " диплом инженера или дать предпочтение " европейскому эталону " - дипломам бакалавра, а потом и магистра. Переход к принятой в США и Европе двухступенчатой системе образования - это не дань моде, а учет беспристрастных требований эволюции системы образования.

Наличие современных массивных технических и информационных способностей делает нужным пересмотр как концепции образования, так и технологий реализации образовательного процесса. Девиз образовательной политики России на современном этапе - " Доступность - качество - эффективность".


Проблема качества инженерного образования

 

Нисколько не умаляя значения других образовательных отраслей, хочется отметить ключевую роль инженерного образования в деле перевода отечественной экономики на инновационную основу. А это для нашей страны главный путь развития и повышения конкурентоспособности.

Как известно, прогресс в инновациях обеспечивают две категории специалистов - инженеры, генерирующие идеи для создания новых технологий, и предприниматели, воплощающие эти технологии в услугах и товарах. И если проблемы предпринимателей на слуху, то о проблемах инженерного корпуса политики и общественные деятели упоминают крайне редко.

Давайте проанализируем, где и как получают образование молодые люди, выбравшие инженерную стезю. Для этого рассмотрим состав образовательной отрасли "Инженерия" (рис.1). Согласно рисунку 1 инженерное образование включает 46 направлений подготовки, распределенных между восемнадцатью отраслями знаний.

 

Рисунок 1 - Состав образовательной отрасли "Инженерия"

 

Хочется обратить ваше внимание на логическую ошибку, связанную с трактовкой понятий "направление подготовки" и "специальность", которая вкралась в нашу терминологию после внедрения в образовательную практику названного "Перечня".

В последней редакции Законопроекта "О высшем образовании" читаем:

Направление - это группа специальностей с родственным содержанием образования.

Специальность - это составляющая направления.

Очевидно, что нарушено логическое правило "запрет порочного круга", которое гласит: понятие не должно определять само себя.

Если мы отказываемся от понятия "специальность", то, полагаю, целесообразно будет использовать понятие "образовательно-профессиональная программа" по аналогии с западной терминологией.

Анализ документов болонских семинаров свидетельствует о существовании серьезных проблем в высшем инженерном образовании западноевропейских стран. И эпицентром этих проблем выступает качество инженерных образовательных программ и знаний выпускников.

Обратимся к международному опыту обеспечения качества инженеров.

Во многих передовых странах мира (США, Великобритании, Канаде, Австралии) существует двухступенчатая система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Первая ступень - оценка качества образовательных программ бакалавров в области техники и технологий через процедуру их профессиональной аккредитации. Вторая - признание профессиональных квалификаций инженеров через их сертификацию и регистрацию.

Такие системы реализуются в каждой стране национальными неправительственными профессиональными организациями - инженерными советами. Логотипы некоторых из них представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 - Логотипы инженерных советов

 

В большинстве стран Европы пока отсутствуют системы аккредитации инженерных образовательных программ. Европейская федерация национальных инженерных ассоциаций осуществляет только регистрацию профессиональных инженеров с присвоением им статуса "Европейский инженер".

В Российской Федерации в настоящее время развивается национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, которая является одним из результатов деятельности Ассоциации инженерного образования России [1].

Для примера давайте рассмотрим процесс становления инженера в США. Ведь именно американская система образования является эталоном для болонских преобразований.

Для регистрации в качестве профессионального инженера кандидат должен:

окончить университет, обучаясь по аккредитованной инженерной программе;

быть зарегистрированным в профессиональной инженерной организации;

иметь опыт практической инженерной деятельности (до 4 лет, в зависимости от штата);

сдать профессиональный экзамен.

Какие же особенности системы подготовки американских инженеров.

В этой системе наблюдается четкое разделение функций между образовательными учреждениями, которые организуют и обеспечивают учебный процесс, и профессиональными инженерными ассоциациями, которые представляют интересы рынка рабочей силы. Через свой коллективный орган - АВЕТ - и процедуру аккредитации они формулируют требования как к программам инженерного обучения, так и к достижениям выпускников. В свою очередь, деятельность университетов и АВЕТ находится под пристальным контролем независимых от системы образования государственных органов - Советов по лицензированию инженерной деятельности штатов. В Европе необходимость общепринятых детализированных критериев оценки качества инженерных программ в вузах стала очевидной к концу 2003 г.

В рамках Болонского процесса в 2004-2006 гг. был реализован проект "Европейская аккредитация инженерных программ", в результате которого были выработаны предложения по созданию общеевропейской системы аккредитации программ в области техники и технологий.

Важной задачей проекта стала разработка рамочных стандартов аккредитации инженерных образовательных программ. Этот документ был одобрен Генеральной дирекцией по образованию и культуре Европейской Комиссии для использования в континентальной Европе.

Генеральной целью рассматриваемых стандартов является введение общеевропейской марки инженерного образования, присвоение этой марки отдельным образовательным программам и вузам в целом по результатам их аккредитационного аудита, а также присуждение Европейского Знака EUR-ACE выпускникам таких программ.

В Российской Федерации право проведения аккредитации образовательных инженерных программ по европейским стандартам имеет упомянутая выше Ассоциация инженерного образования России. Хочу отметить, что законопроект "О высшем образовании" не отражает современных тенденций по обеспечению качества высшего образования, таких, например, как использование рамок квалификаций, содержащих обобщенные формулировки результатов обучения при завершении образовательных программ первого и второго циклов. К сожалению, в нем наблюдаются попытки вернуться к практике единых для всех вузов учебных программ дисциплин. Безусловно, качественные программы дисциплин, разработанные, желательно, на конкурсной основе, необходимы. Но без научно обоснованной концепции отечественного инженерного образования и без системы профессиональной аккредитации образовательно-профессиональных программ нам не удастся преодолеть наметившиеся негативные тенденции в этой отрасли образования. Полагаю, что нам надо не упрощать действующую систему стандартов высшего образования, сводя ее к совокупности программ дисциплин, а наполнять входящие в ее состав документы современным содержанием. Одно из таких предложений иллюстрирует рисунок 3.

 

Рисунок 3 - Развитие действующей системы стандартов высшего образования



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: