Задачи | Содержание психолого-педагогической работы |
Формирование элементарных математических представлений | Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Формировать умение различать количество предметов: много - один (один - много). Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т.д.) Форма. Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). |
Тематический план
Тема | Количество НОД | Время проведения | В том числе: практическая деятельность |
Игровые | 36х8 | №1-36 | |
ИТОГО | 4, 8ч |
Способы проверки обученности воспитанников
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, беседы, игры в целях дальнейшего планирования педагогических действий.
Требования к уровню подготовки детей
Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводиться 2 раз в год (сентябрь, май) в форме наблюдения, игрыв целях дальнейшего планирования педагогических действий.
К концу года ребенок умеет:
- 2 балла:
Цвет:умеетвыбирать однородные по цвету предметы из 4 предложенных; группировать предметы по цвету; подбирать по цвету вкладыши;
Форма:умеет подбирать плоские геометрические фигуры к образцу (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник); умеет подбирать по форме вкладыши; знает и умеет показывать круг, треугольник, квадрат; знает и умеет показывать шар, кубик, кирпичик; умеет определять на ощупь и распознавать знакомые геометрические или другие фигуры;
Величина: умеет собирать пирамидку на конусной основе из 3 -5 колец по образцу (по убыванию, по размеру и цвету; по форме и размеру); умеет показывать большой и маленький предметы; умеет подбирать по размеру посуду и одежду для игр; умеет собирать трехместную матрешку; находить и распознавать большой предмет, маленький и средний предмет(между ними);
Количество:умеет показать, где много, где мало; умеет показать пустой, полный стакан; умеет показать один, два пальца; умеет показать на каком рисунке изображено один (два) предмета;
Ориентировка в пространстве:- умеет ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада); в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
- 1 балл:
С помощью педагога умеет:
Цвет: группировать предметы по цвету; подбирать по цвету вкладыши;
Форма: знает и умеет показывать круг, треугольник, квадрат; знает и умеет показывать шар, кубик, кирпичик, умеет подбирать по форме вкладыши;
Величина: умеет собирать пирамидку из 3 -5 колец; умеет показывать большой и маленький предметы; умеет подбирать по размеру посуду и одежду для игрушки; умеет собирать трехместную матрешку, умеет находить и распознавать большой предмет, маленький и средний (между ними);
Количество: умеет показывать, где много, где мало; умеет показывать один, два пальца; умеет показывать пустой, полный стакан.
Ориентировка в пространстве:умеет ориентироваться в пространстве (помещений группы и участка детского сада);в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
- 0 баллов:
Цвет: - не умеет подбирать по форме вкладыши в прорези;
- не знает и не умеет показывать круг, треугольник;
- не знает и не умеет показывать шар, куб;
Величина: - не умеет собирать пирамидку из трех колец;
- не умеет показывать большой маленький предметы;
Количество: неумеет показывать, где много, где мало;
- не умеет показывать пустой и полный стакан.
Ориентировка в пространстве: не умеет ориентироваться в пространстве; не умеет ориентироваться в частях собственного тела.
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В ФЭМП В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г.
№ пп | Фамилия, имя ребенка | Количество | Величина | Геометрич. фигуры | Ориентир.в пространстве | Предметные действия | Уровень развития ребенка | ||
0 баллов | |||||||||
1 балл | |||||||||
2 балла |
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. роспись Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-________________________________________________________________________
Литература и средства обучения:
Для педагогов
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 40с.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫПримерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
Для воспитанников
Раздаточный и демонстрационный материал;
Дидактические игры:
- На развитие сенсорики;
- На развитие мелкой моторики;
- Развитие конструктивных действий
Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»
План.дата | Факт.дата | № | Тема НОД | Содержание НОД | Материал |
01.09.2015г | «Ориентировка в здании детского сада». | Знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений. Учить называть эти помещения и указывать их расположение. | |||
08.09.2015г | «Ориентировка в здании детского сада». | Продолжать знакомить с названием, расположением и предназначением отдельных помещений. Продолжать учить называть эти помещения и указывать их расположение. | |||
15.09.2015г | «Предметные действия». | Развивать предметные действия с мячами (что сними можно делать). Учить выполнять действия по указанию воспитателя. И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМПС - 10 | Мячи, одинаковые по цвету и величине, корзина. | ||
22.09.2015 | «Предметные действия». | Развивать предметные действия с шариками, учить снимать и надевать их. Учить выполнять действия по указанию воспитателя. И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 10 | Коробка, палочка с нанизанными на нее шариками. | ||
29.09.2015г. | «Форма предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Формировать умение производить действия с предметами (обводить форму предмета, катать, ставить). Игровое упражнение «Что катится, что не катится». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 11 | Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величины и цвета. | ||
06.10.2015г. | «Форма предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Формировать умение производить действия с предметами (обводить форму предмета, катать, ставить). Игровое упражнение «Спрячь кубик, спрячь шарик». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 12 | Грузовая машина, 2 коробки, кубики и шарики одинаковой величины и цвета. Д/и «Найди такой же». | ||
13.10.2015г. | «Форма предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, шарик). Формировать умение выполнять действия с предметами (гладить ладошкой, катать, ставить, сооружать простейшие постройки). Игровое упражнение «Найди такой же». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 12 | 2 коробки разного цвета, кирпичики и шарики одинаковой величины и цвета. Д/и «Прокати такой же шарик». | ||
20.10.2015г. | «Форма предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, кубик). Формировать умение сооружать простейшие постройки. Игровая ситуация «Строим стульчики для матрешек». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 13 | Матрешки, кубики и кирпичики одного цвета и величины, коробка для кубиков и кирпичиков. Д/и «Назови предмет». | ||
27.10.2015г. | «Форма предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кирпичик, шарик, кубик). Совершенствовать предметные действия. Игровое упражнение «Что в мешочке». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 14 | Чудесный мешочек, кубики, шарики и кирпичики одного цвета и величины, 3 коробки. Д/и «Найди пару». | ||
03.11.2015г | «Величина предметов». | Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Игровая ситуация «Собираем игрушки на прогулку». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 15 | Машина, большие и маленькие ведерки одного цвета, большие и маленькие формочки одного цвета. Д/и «Найди пару». | ||
10.11.2015г | «Величина предметов, предметные действия ». | Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Совершенствовать предметные действия. Игровое упражнение «Хоровод матрешек». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 15 | Двухместные матрешки, 2 зеленых круга разного размера (полянки), коробка, лента. Д/и «Назови предмет». | ||
17.11.2015г | «Величина предметов, предметные действия ». | Развивать умение различать контрастные по величине кубики и называть их (большой кубик, маленький кубик). Формировать умение сооружать простейшие постройки. Игровая ситуация «Строим башенки». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 16 | Кукла, большие и маленькие кубики одного цвета, коробка. Д/и «Спрячь большой, спрячь маленький». | ||
24.11.2015г | «Величина предметов, предметные действия ». | Развивать умение различать контрастные по величине шарики и называть их (большой шарик, маленький шарик). Совершенствовать предметные действия. Игровая ситуация «Прокатим шарики по дорожкам». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 17 | Корзинка, большие и маленькие шарики одного цвета, большая и маленькая полоска бумаги (дорожки). Д/и «Покажи и назови». | ||
01.12.2015г. | «Величина предметов». | Развивать умение различать контрастные по величине шарики и кубики. Формировать умение группировать предметы по величине. Игровая ситуация «Игрушки для кукол». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 18 | Контрастные по величине кубики и шарики одного цвета, большая и маленькая куклы, 3 коробки (1маленькая и 2 большие), подносы. Д/и «Найди пару». | ||
08.12.2015г. | «Количество предметов». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много, один). Игровая ситуация «Игра с матрешками». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 19 | Коробка, салфетка, одинаковые матрешки. Д/и «Покажи один, покажи много». | ||
15.12.2015г. | «Количество предметов». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много, один). Игровая ситуация «Собираем листочки в вазу». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 19 | Ваза, одинаковые желтые листочки. Д/и «Желтые листочки». | ||
22.12.2015г. | «Количество предметов». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много - много). Формировать умение употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе. Игровая ситуация «Играем с флажками». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 20 | Флажки (красные и синие), 2 коробки, 2 вазы. Д/и «Флажки». | ||
29.12.2015г. | «Величина предметов, количество предметов». | Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много - один, один - много). Игровая ситуация «Играем со снежками». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 21 | Корзинка, 1 большой снежок, снежки. Д/и «Спрячь большой, спрячь маленький». | ||
19.01.2016г. | «Величина предметов, количество предметов». | Развивать умение различать предметы контрастной величины и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много - много). Игровая ситуация «Игра с мячами». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 22 | Большие и маленькие мячи одного цвета, 2 корзины. Д/и «Сколько спряталось игрушек». | ||
26.01.2016г. | «Количество предметов». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много - мало, мало - много). Игровая ситуация «Встречаем гостей». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 22 | Зеленый лист бумаги (полянка), зайчики, елочки, елка на подставке. Д/и «Покажи мало, покажи много». | ||
02.02.2016г. | «Форма предметов, количество предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Развивать умение различать количество предметов (один - много). Развивать предметные действия. Игровая ситуация «Собираем башенку и пирамидку». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 23 | Кубики и шарики одинаковой величины и цвета, 2 машины. Д/и «Сколько больших, сколько маленьких». | ||
09.02.2016г. | «Форма предметов, количество предметов». | Формировать умение различать предметы по форме и называть их (кубик, шарик). Развивать умение различать количество предметов (много - много). Игровая ситуация «Подарим игрушки зайчику и мишке». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 24 | Кубики и шарики одинаковой величины и цвета, 2 корзины, зайчик и мишка, коробка с лентой. Д/и «Покажи и назови». Д/и «Покажи один, покажи много». | ||
16.02.2016г. | «Количество предметов, предметные действия». | Развивать умение формировать группы предметов и различать их количество (много - много). Развивать предметные действия. Игровое упражнение «Игра с мячами». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 25 | Кегли и мячи одного цвета, две сетки. Д/и «Покажи один, покажи много». | ||
01.03.2016г. | «Количество предметов». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много - один, один - много, много - много). Игра «Найди пару». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 25 | Большие и маленькие пирамидки, салфетка. Д/и «Покажи один, покажи много». | ||
15.03.2016г. | «Форма предметов, величина предметов, количество предметов». | Развивать умение различать предметы, контрастные по величине и форме, формировать их в группы по количеству и обозначать в речи (большой, маленький, кубик, шарик, много – много). Формировать умение производить простейшие группировки предметов по форме и величине. Игровая ситуация «Закати шарик в домик». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 26 | Большие кубики и маленькие шарики одного цвета, большой и маленький грузовики. Д/и «Что катится». | ||
22.03.2016г. | «Форма предметов, величина предметов, количество предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами (шарик, кубик, кирпичик, много – мало). Формировать умение сооружать простейшие постройки. Игровая ситуация «Строим ворота для шариков». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 27 | Кубики и шарики одного цвета, 2 кирпичика того же цвета, корзинка. Д/и «Сделаем куклам бусы». | ||
29.03.2016г. | «Форма предметов, величина предметов, количество предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по форме и количеству и обозначать их словами (шарик, кубик, кирпичик, много – много). Формировать умение сооружать несложные постройки. Игровая ситуация «Собираем игрушки для матрешки». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 28 | Матрешка, близкие по величине шарики с отверстиями для пирамидки одного цвета, кубики, кирпичики, коробка, стержень на подставке для нанизывания шариков. Д/и «Разноцветные мячи». | ||
05.04.2016г. | «Форма предметов, величина предметов, предметные действия, ориентировка в пространстве». | Формировать умение различать предметы по форме (кубик, кирпичик). Развивать умение различать и показывать части своего тела. Формировать умение сооружать несложные постройки. Игровая ситуация «Построим диванчики для кукол». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 29 | Коробка, 2 куклы, 3 кубика и 3 кирпичика красного цвета, 3 кубика и 3 кирпичика желтого цвета. Д/и «Строим башенки». | ||
12.04.2016г. | «Величина предметов, предметные действия». | Формировать умение различать предметы по величине и цвету. Развивать предметные действия. Игровое упражнение «Подарки для ежиков». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 30 | Большая и маленькая подушечки в форме ежей с нашитыми пуговицами, большие зеленые листочки и маленькие желтые листочки с петельками для пуговиц, корзинка. Д/и «Собираем формочки». | ||
19.04.2016г. | «Ориентировка в пространстве». | Развивать умение слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом расположения конкретного предмета (в, на, под, здесь, там, тут). Игровое упражнение «Где спрятались игрушки». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 31 | Петух, курица, собака, кошка, мышка, корова, иллюстрации с их изображением. Д/и «Где мышка?» | ||
26.04.2016г.. | «Количество предметов, ориентировка в пространстве». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество (много – один, один – много, много - мало, много - много). Развивать умение двигаться за взрослым в определенном направлении. Игровое упражнение «Путешествие на поезде». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 32 | Полянка из плотного картона, зайчики, елочки (1 большая и несколько маленьких), 2 корзины, одинаковые мячи, дорожка из плотного картона. Д/и «Найди игрушку». | ||
02.05.16г. | «Количество предметов, ориентировка в пространстве». | Развивать умение различать количество предметов (много – один), использовать в речи существительные во множественном и единственном числе. Развивать умение двигаться за взрослым в определенном направлении. Игровая ситуация «Мы плывем на лодке». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 33 | Тазик с водой, бумажные лодочки одного цвета и размера, поднос, салфетка Д/и «Сколько спряталось игрушек».. | ||
03.05.2016г | «Количество предметов, предметные действия». | Развивать умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать в речи (один – много, много – один, много – много). Развивать предметные действия. Игра «Выкладываем, перекладываем, собираем». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 34 | Зайчик, коробочки, 4 матрешки, 4 кубика, 4 колечка. Д/и «Посадим зайчиков в ряд». | ||
10.05.2016г. | «Величина предметов». | Развивать умение различать предметы по величине и обозначать их словами (большой, маленький). Развивать предметные действия. Игра «Делаем куличики большие и маленькие». И. А. Помораева, В. А. Позина. ФЭМП С - 35 | Большие и маленькие ведерки, совочки. Д/и «Собираем формочки». | ||
17.05.2016г | «Величина предметов, количество предметов» (диагностика). | Проверить умение различать предметы по величине и обозначать их словами (большой, маленький). Проверить умение формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать в речи (один – много, много – один, много – много). | Кубики и шарики (большие и маленькие), 2 корзины. | ||
24.05.2016г | «Форма предметов, ориентировка в пространстве» (диагностика). | Проверить умение различать предметы по форме (кубик, шарик, кирпичик). Проверить умение различать и показывать части своего тела. Проверить умение двигаться за взрослым в определенном направлении. | Кирпичики двух цветов разного размера. Д/И «Волшебный мешочек». |