Современная западная философия. Постклассицизм философии XIX – начала XX вв. Философия XX




 

“Философия жизни”

 

А. ШОПЕНГАУЭР[65]

...По моему мнению, всякая философия всегда теоретична, потому что, каков бы ни был непосредственный предмет ее изучения, она по существу своему только размышляет и исследует, а не пред­писывает. Становиться же практической, руководить поведени­ем, перевоспитывать характер — это ее старые притязания, от которых она теперь, созрев в своих взглядах, должна бы, наконец, отказаться.

...Мы того мнения, что все те, как от звезды небесной, далеки еще от философского познания мира, кто думает, будто можно как-нибудь исторически постигнуть его сущность, хотя бы это и было очень тонко замаскировано; а так все думают все те, кто в своем воз­зрении на сущность мира допускает как бы то ни было становление или ставшее, или то, что станет...

Истинное философское воззрение на мир, то есть то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и таким образом вы­водит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда и за­чем, а всегда и всюду интересует его только что мира...

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление //Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3.— М., 1971..

...Всякое счастье имеет лишь отрицательный, а не положитель­ный характер... поэтому оно не может быть прочным удовлетворе­нием и удовольствием, а всегда освобождает только от какого-нибудь страдания и лишения, за которым должно последовать или новое страдание…, или беспредметная тоска и скука, — это нахо­дит себе подтверждение и в верном зеркале сущности мира и жизни — в искусстве, особенно в поэзии. Всякое эпическое или драматическое произведение может изображать только борьбу, стремление, битву за счастье, но никогда не само счастье, постоянное и окончательное. Оно ведет своего героя к цели через тысячи затруднений и опасностей, но как только она достигнута, занавес быстро опускается...

...Судьба, точно желая к горечи нашего бытия присоеди­нить еще насмешку, сделала так, что наша жизнь должна заклю­чать в себе все ужасы трагедии, но мы при этом лишены даже возможности хранить достоинство трагических персонажей, а обречены проходить все детали жизни в неизбежной пошлости характеров комедии...

...Легко понять, как блаженна должна быть жизнь того, чья тюля укрощена не на миг, как при эстетическом наслаждении, а на­всегда и даже совсем погасла вплоть до той последней тлеющей ис­кры, которая поддерживает тело и потухнет вместе с ним. Такой человек, одержавший наконец решительную победу после долгой и горькой борьбы с собственной природой, остается еще на земле лишь как существо чистого познания, как неомраченное зеркало мира. Его ничто уже не может удручать, ничто не волнует, ибо все тысячи нитей хотения; которые связывают нас с миром и в виде алчности, страха, зависти, гнева влекут нас в беспрерывном стра­дании туда и сюда, эти нити он обрезал...

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3.— М.,1971.

...Идея постигается только путем описанного выше чистого созер­цания, которое совершенно растворяется в объекте, и сущность ге­ния состоит именно в преобладающей способности к такому со­зерцанию; и так как последнее требует совершенного забвения собственной личности и ее интересов, то гениальность не что иное, как полная объективность, то есть объективное направление духа и противоположность субъективному, которое обращено к собст­венной личности, то есть воле. Поэтому гениальность — это способ­ность пребывать, в чистом созерцании, теряться в нем и освобож­дать познание, сначала существующее только для служения воле, — освобождать его от этой службы, то есть совершенно упускать из виду свои интересы, свои желания и цели, на время вполне совле­кать с себя свою личность, для того чтобы остаться только чистым познающим субъектом, светлым оком мира...

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: в 4-х кн. Кн. 3. — М.,1971..

 

Ф. НИЦШЕ[66]

Мученичество философа, когда он “жертвует собою ради правды”, заставляет выйти на поверхность все, что есть в нем от актера и агитатора, и если предположить, что до сих пор на него смотрели с эстетическим любопытством, то в отношении многих философов порой понятно опасное желание видеть их в вырождении (когда они выродятся в “мучеников”, вопящих с подмостков и трибун). Только что с таким желанием в груди надо всякий раз ясно созна­вать, что суждено тебе увидеть, — лишь сатирову драму, лишь фарс в завершение спектакля, лишь непрекращающееся доказа­тельство того, что настоящая длинная трагедия уже закончилась. При условии, однако, что всякая философия, пока она возникает, есть длинная трагедия...

Ницше Ф. По ту сторону добр и зла // Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 126—127, 136—137, 144.

...На какую философскую позицию ни становись, в наши дни с любо­го места видно: мир, в котором мы (как полагаем) живем, ошибочен, и это самое прочное и надежное, что еще способен схватывать наш взгляд, — мы находим основание за основанием в подтверждение этого, и они готовы увлечь нас — побудить нас строить предположе­ния относительно начала обмана, что заключен в самой “сущности вещей”. Однако, кто винит во лживости мира само наше мышление, следовательно, “дух”, — таков почетный выход из положения, к ка­кому прибегает, сознательно или бессознательно, всякий advocatus del — кто считает, что этот мир вместе с временем, пространством, формой и движением неверно раскрыт мышлением, тот обладает по меньшей мере достаточным поводом проникнуться наконец недове­рием к самому мышлению: не оно ли играло с нами самые скверные шутки? И кто поручится, что и сейчас оно не продолжает все то же самое? Говоря вполне серьезно: есть нечто трогательное в невин­ности мыслителей, нечто внушающее благоговейные чувства, поз­воляющее им даже и сегодня обращаться к сознанию с просьбой давать честные ответы...

Ницше Ф. По ту сторону добр и зла // Вопросы философии. — 1989. — №5.— С. 131—133, 142—143, 110.

Происхождение познания. На протяжении чудовищных отрезков времени интеллект не производил ничего кроме заблуждений; не­которые из них оказывались полезными и поддерживающими род. Кто наталкивался на них или наследовал их, тот вел удачную борь­бу за себя и свое потомство. Подробные ложные верования, переда­вавшиеся все дальше и дальше по наследству, и, наконец, ставшие почти родовой основой человека, суть, например, следующие: су­ществуют постоянные вещи; существуют одинаковые вещи; суще­ствуют вещи, вещества, тела; вещь есть то, что она кажется, наша воля свободна; то, что хорошо для меня, хорошо и в себе и для себя. Лишь гораздо позже выступили отрицатели и скептики таких поло­жений, — лишь гораздо позже выступила истина, как бессильней­шая форма познания. Казалось, что с нею жить невозможно, наш организм был устроен в противоположность ей; все его высшие функции, восприятия органов чувств и вообще всякого рода ощу­щения действовали в контакте с теми испокон веков усвоенными ос­новными заблуждениями. Более того: положения эти стали даже нормами познания, сообразно с которыми отмерялось “истинное” и “ложное” — вплоть до отвлеченнейших областей чистой логики. Итак: способность познания лежит не в степени его истинности, а в его старости, его органической усвоенности, его свойстве быть усло­вием жизни. Где жизнь и познание казались противоречащими друг другу, там никогда ничто не оспаривалось всерьез; там отрица­ние и сомнение считалось безумием. Те исключительные мыслите­ли, которые подобно элеатам, хоть и устанавливали противоречия в естественных заблуждениях и упорно настаивали на этом, все-таки верили в то, что с этой противоположностью можно жить: они выду­мали мудреца как человека не подверженного никаким изменени­ям, безличного, универсального в своем созерцании, который есть одновременно одно и все и наделен особой способностью для этого вывернутого наизнанку познания; они полагали, что их познание есть в то же время принцип жизни. Но чтобы утверждать все это, они должны были обманывать себя по части собственного своего со­стояния: им приходилось измышлять себе безличность и постоян­ство без перемен, недооценивать сущность познающего, отрицать силу влечений в познании и вообще понимать разум как совершен­но свободную, из себя самой возникающую активность; они закры­вали глаза на то, что и им удалось прийти к своим положениям, про­тивореча расхожему мнению или стремясь к покою, к единолично­му обладанию, к господству, с дальнейшим уточнением честности и скепсиса невозможным стало, наконец, существование и этих лю­дей; их жизнь и суждения равным образом оказались зависимыми от древнейших влечений и основных заблуждений всякого чувст­венно воспринимаемого бытия. — Эта более рафинированная чест­ность и скепсис возникают повсюду, где два противоположных по­ложения оказались применимы к жизни, поскольку оба уживались с основными заблуждениями, и где, стало быть, можно было спо­рить о большей или меньшей степени их полезности для жизни. Равным образом повсюду, где новые положения хоть и не оказыва­лись для жизни полезными, но по крайней мере, не причиняли ей вреда, будучи обнаружениями склонности к интеллектуальным иг­рам, невинными и блаженными, подобно всяким играм. Постепенно человеческий мозг наполнялся такими суждениями и убеждения­ми; в этом клубке возникало брожение, борьба и жажда власти. Не только польза и удовольствие, но и всякий род влечения принимал участие в борьбе за “истины”; интеллектуальная борьба стала за­нятием, увлечением, призванием, долгом, достоинством, — позна­ние и стремление к истинному заняли, наконец, особое месте в ряду прочих потребностей. Отныне не только вера и суждение, но и испы­тание, отрицание, недоверие, противоречие стало властно; все злые инстинкты были подчинены познанию и поставлены ему на службу, отполированные под что-то дозволенное, почтенное, полезное и, на­конец, визуально невинное и доброе. Познание, таким образом, ста­новилось неким подобием самой жизни, и как жизнь некой посто­янно возрастающей властью, пока, наконец, не столкнулись друг с другом накопленный опыт и те древнейшие основные заблужде­ния, то и другое уже как жизнь, как власть, то и другое в одном и том же человеке. Мыслитель: нынче это существо, в котором влечение к истине и те жизнесохранительные заблуждения бьются своим первым боем, коль скоро и стремление к истине доказало себя как некую жизнеохранительную власть. По сравнению с важностью этой борьбы все прочее безразлично...

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Т.1. — М., 1990. — С. 583—585.

Прийдя в ближайший город, лежащий за лесом, Заратустра нашел там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему было обещано зрелище — плясун на канате. И Заратустра говорил так народу:

Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверх человека: посмешищем или мучительным позором. Вы со­вершили путь от червя к человеку, но многое в вас осталось от чер­вя. Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверх-человек — смысл земли. Пусть же ваша воля гово­рить: да будет сверхчеловек смыслом земли!...

...Человек — это канат, натянутый между животным и сверх­человеком — канат над пропастью.

Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обра­щенный назад, опасны страх и остановка.

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.

...Буду же говорить я им о самом презренном существе, а это и есть последний человек.

И так говорил Заратустра к народу:

Настало время, чтобы человек поставил себе цель свою. Настало время, чтобы человек посадил росток высшей надежды своей.

Его почва еще достаточно богата для этого. Но эта почва бу­дет когда-нибудь бедной и бесплодной, и ни одно высокое дерево не будет больше расти на ней.

Горе! Приближается время, когда человек не пустит более Стрелы тоски своей выше человека и тетива лука его разучится дрожать...

Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Т. 2. — М., 1990. — С. 8—11.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: