3 июня1945.
1 Вижу, как Иисус направляется к побережью озера со Своими одиннадцатью, так как Иоанна все еще нет, спутниками. Масса народу толпится вокруг Него: среди них – многие из тех, что были на Горе, в основном, мужчины, которые пришли в Капернаум, чтобы опять Его послушать. Они хотели было Его удержать.
Но Он говорит: «Я принадлежу всем. И есть многие, кому Я нужен. Я вернусь. Вы ко Мне придете. Но сейчас позвольте Мне уйти».
С большим трудом продвигается Он сквозь толпу, что скопилась на узкой дорожке. Апостолы работают плечами, чтобы обеспечить Ему проход. Но это все равно, что упираться в какой-нибудь рыхлый материал, который тут же принимает прежнюю форму. Они даже начинают раздражаться, но все безрезультатно.
2 Вот они уже недалеко от берега, когда после ожесточенной борьбы к Учителю приближается почтенный мужчина средних лет и трогает Его за плечо, привлекая внимание.
Иисус оборачивается, останавливается и спрашивает: «Чего ты хочешь?»
«Я книжник. Но в Твоих словах присутствует нечто, не сравнимое со всем тем, что есть в наших правилах. И они покорили меня. Учитель, я больше не оставлю Тебя. Последую за Тобой, куда бы Ты ни пошел. Каков Твой путь?»
«На Небо».
«Я не об этом. Я спрашиваю: куда Ты направляешься? Где в дальнейшем будут Твои пристанища, чтобы я всегда мог Тебя найти?»
«У лисиц есть норы, у птиц – гнезда. А Сыну Человеческому и главу негде приклонить. Моепристанище – этот мир: везде, где есть души, которых надо наставить; несчастные, которым надо помочь; грешники, которых надо спасать».
«Значит, повсюду».
«Именно так[a]. А тыв состоянии делать то, что эти малые делают ради любви ко Мне, ты, законоучитель Израиля? Тут нужны жертвенность и послушание, а также милость по отношению ко всем, дух, применяющийся ко всему и ко всем. Ибо уступчивость привлекает. Ведь кто хочет лечить, тот сам должен вылечиться от всякой язвы. Потом будет чистота Неба. Но здесь мы в грязи, и нужно вырывать из этой грязи, что у нас под ногами, тех жертв, что уже в нее погрузились. Не приподнимать свою одежду и не отступать, поскольку там грязь еще глубже. Чистота должна быть в нас самих. Мы должны быть ею переполнены, так чтобы больше ничего не могло вместиться. Ты готов на все это?»
|
«Позволь мне хотя бы попробовать».
«Попробуй. Я помолюсь, чтобы ты сумел».
3 Иисус возобновляет движение и, привлеченный взглядом двух глаз, смотрящих на Него, говорит одному высокому и крепкому юноше, остановившемуся, чтобы пропустить Его «свиту», но, по-видимому, направлявшемуся в другую сторону: «Иди за Мной».
Юноша вздрагивает, изменяется в лице, начинает моргать глазами, словно ослепленный светом, и затем открывает рот, чтобы заговорить, но не сразу находит, что ответить. Наконец произносит: «Я пойду за Тобой. Но у меня в Хоразине умер отец, и я должен его похоронить. Позволь, я сделаю это, а потом приду».
«Иди за Мной. Пусть мертвые хоронят своих мертвых. Жизнь уже увлекла тебя с собой. С другой стороны, и ты ее возжелал. Не оплакивай то пустое место, котороерасчистила рядом с тобою Жизнь, чтобы сделать тебя Своим учеником. Увечья, оставшиеся от привязанностей, – это основания для крыльев, вырастающих у того, кто превратился в служителя Истины. Предоставь тленное его собственной судьбе. Возвысься до нетленного Царства. Там ты найдешь и неподверженную тлению жемчужину своего отца. Бог позовет и пройдет мимо. Завтра ты уже не обрящешь ни своего сегодняшнего сердца, ни Божьего призыва. Пойдем. Иди и провозглашай Божье Царство».
|
Молодой человек, прислонившийся к изгороди, стоит, опустив руки с сумками, что набиты, очевидно, благовониями и повязками, и, опустив голову, думает, а в нем спорят две любви: к Богу и к отцу.
Иисус ждет и глядит на него, затем подхватывает какого-то малыша, прижимает к сердцу и говорит: «Скажи вместе со Мной: „Я благословляю Тебя, Отче, и призываю Твой свет на тех, кто плачет среди туманов этой жизни. Я благословляю Тебя, Отче, и призываю Твою силу на тех, кто, словно дитя, нуждается в поддержке. Я благословляю Тебя, Отче, и призываю Твою любовь, чтобы она заставила позабыть о чем бы то ни было, кроме Тебя, всех тех, кто мог бы в Тебе найти всякое свое благо, здесь и на Небе, но не умеет в это поверить“».
И невинный младенец лет четырех повторяет своим голоском эти святые слова, соединив в молитве ладошки по правуюруку от Иисуса, который поддерживает их у пухленьких запястий, словно это два стебля одного цветка.
Молодой человек решается. Отдает товарищу свои свертки и подходит к Иисусу, который, благословив, ставит малыша на землю и, обняв за плечи юношу, продолжает идти так, чтобы ободрить и поддержать его порыв.
4 Еще один человек вопрошает Его: «Я тоже хотел бы пойти, как тот. Но прежде, чем за Тобой последовать, я хотел бы проститься с родителями. Позволишь мне это сделать?»
Иисус смотрит на него пристально и отвечает: «Слишком многими корнями связан ты с человеческим. Вырви их, а если не удастся, отсеки. На службу к Богу приходят духовно свободными. Тот, кто отдает себя, не должен быть связан ничем».
|
«Но, Господин… Плоть и кровь всегда остаются плотью и кровью! Я постепенно приду к свободе, о которой Ты говоришь…»
«Нет. Ты бы этого никогда уже не сделал. Бог столь же требователен, сколь и бесконечно щедр на вознаграждение. Если хочешь быть учеником, нужно обхватить свой крест и пойти. Иначе лучше оставаться в числе простых верующих. Путь Божьего слуги не усыпан лепестками роз. И требования его безусловны. Никто, положивший руку на плуг, чтобы вспахивать нивы сердец и разбрасывать там семена Божьего учения, уже не может оборачиваться назад и смотреть на то, что было оставлено и было потеряно, и чем он мог обладать, следуя иному, общему пути. Кто делает так, тот не приспособлен для Божьего Царства. Поработай над собой. Возмужай, а потом приходи. Не сейчас».
Берег достигнут. Иисус забирается в лодку Петра, которому что-то негромко сообщает. Вижу, что Иисус улыбается, а Петр явно удивлен, но ничего не говорит. Поднимается в лодку и тот, что отказался идти хоронить отца ради следования за Иисусом.
[a] Дословно: ты сказал.