Тема 9. Научно-педагогические кадры и их воспроизводство. Информационное общество и человеческий капитал. (2ч).




Сущность воспроизводства научно-педагогических кадров. Роль педагогических работников в развитии отрасли образования.

Педагогический персонал вуза.

Система послевузовского образование и его ступени.

Понятие воспроизводства учительских кадров, его особенности.

 

Доклады и рефераты.

1. Основные направления деятельности Смоленского областного института развития образования.

2. История Смоленского областного института развития образования

 

Контрольные вопросы и задания.

Прокомментируйте понятие «профессорско-преподавательский состав».

Какие количественные и качественные изменения произошли в профессорско-преподавательском корпусе высших учебных заведений России?

Что такое двухуровневая система высшего образования. Какие это уровни?

Почему растет занятость работников в образовательной отрасли? Всегда ли так будет?

Чем можно объяснить скачкообразное увеличение количества университетов в 90-е годы?

Престижна ли профессия педагога в нашей стране?

 

Литература.

1. Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, «АСА», 2006, гл. 22.

2. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект. 2008, гл. 17.

3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Юрайт, 2010. – гл.28.

4. Курс экономической теории: Основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – гл.23, 27.

5. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2010.- гл.17.

6. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.л.5.

7. Налоговый кодекс РФ 2010г.

8. Бухгалтерский учет: учебник 2-е издание/ под ред. Ю.А. Бабаева - м.: ПРОСПЕКТ– 2011, гл 10.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Студентам, выполняющим доклады и рефераты

 

Студенты, изучающие курс «Экономика образования», готовят сообщения, доклады и рефераты. Из этих трех видов самостоятельной работы реферат представляет собой самый высокий уровень, который близок к научному труду. Реферат является работой, направленной на углубление и обобщение знаний по экономике, овладение методами и принципами научных исследований. Реферат – это аналитический обзор, являющийся результатом отбора и усвоения информации последних публикаций по теме исследования. Реферат должен продемонстрировать степень владения студентом технологией работы с научной литературой, уровень понимания нового материала, наличие собственной позиции в оценке изучаемой темы.

Выполнение реферата требует:

- обязательного составления плана;

- использования статистического материала, дополнительной литературы (монографий, статей экономических журналов);

- изучения, анализа и систематизации полученной информации;

- самостоятельного решения задачи и оценки фактических данных;

- логического обоснования выводов, предложений и рекомендаций.

Реферат (20-25 страниц): титульный лист – название вуза, кафедры, тема работы, фамилия и инициалы автора, фамилия и инициалы научного руководителя с указанием его ученой степени и звания, место и год выполнения. На следующей странице – план работы из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, ставится цель исследования, дается обзор литературы.

Основная часть реферата состоит из 2-4 вопросов, охватывающих все стороны обозначенной темы. В заключении излагаются выводы, предложения автора. В конце работы прилагается список использованной литературы.

Защита реферата должна быть публичной: на семинарских занятиях, студенческих конференциях курсовых, факультетских, вузовских.

Лучшие научные работы студентов могут быть рекомендованы для участия в межвузовских научных конференциях, во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ, а также для публикации по решению кафедры и редакционного совета университета.

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПОГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Понятие «образование».

2. Основные функции образования в обществе.

3. Особенности образовательных услуг.

4. Экономические отношения в сфере образования.

5. Отношения собственности в экономике образования.

6. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.

7. «Экономика образования» как научная и учебная дисциплина.

8. Понятие «система образования».

9. Федеральный Закон Российской Феи о сущности и составных частях понятия «система образования».

10. Государственные образовательные стандарты и их социально-экономические функции.

11. Типы образовательных учреждений.

12. Количественные параметры дошкольных, общеобразователь­ных, средних и высших специальных образовательных учреждений.

13. Система органов управления образованием.

14. Структура и функции Министерства образования Российской Федерации.

15. Компетенции федеральных, региональных и местных орга­нов самоуправления в области образования.

16. Пути оптимизации административных и экономических ме­тодов управления.

17. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.

18. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования.

19. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.

20. Федеральная программа развития образования в России.

21. Источники формирования финансовой базы образования.

22. Важнейшие виды расходов учебных заведений.

23. Сметное финансирование.

24. Основные пути оптимизации финансового положения учебных заведений.

25. Система персонифицированных образовательных ваучеров.

26. Труд в области образования и его характерные черты.

27. Аттестация работников образования. Квалификационные категории.

28. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях.

29. Проблемы воспроизводства в экономике образования.

30. Роль рыночной экономики в изменении воспроизводства педагогических кадров.

31. Мировые тенденции в структуре подготовки специалистов.

32. Уровень образования населения, его обобщающие показатели.

33. Источники информации об уровне образования населения.

34. Аттестация учебных заведений.

35. Эффективность образования.

36. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

37. Основные направления развития материально-технической базы в отрасли образования в России.

38. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом.

39. Рынок образовательных услуг и его характерные черты.

40. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2009.

3. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. – М., 1998.

4.Курс экономической теории: учебник: 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006.

5. Рябушкин Б.С. Экономика высшего педагогического учебного заведения. Учебное пособие. – М.,1998.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / под ред. С. А. Белякова. — М.: Макс Пресс, 2008.

2. Бухгалтерский учет: учебник 2-е издание/ под ред. Ю.А. Бабаева - м.: ПРОСПЕКТ– 2011.

3. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2007.

4. Вифлеемский А. Б. От народного образования к платному обучению. — М.: Народное образование, 2008.

5. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. – М., 1995.

6. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб., 1995

7. Колин К.К. На пути к новой системе образования. - М., 1997.

8. Курс экономической теории: Основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007.

9. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. — М.: Логос, 2008.

10. Разработка механизмов привлечения негосударственных инвестиций в систему начального и среднего профессионального образования: отчет (заключ.) / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации; рук. Я.М. Миркин; исполн.: К.Б. Бахтараева [и др.]. - М., 2007.

11. Сербиновский Б.Ю., Оздоева А.М.Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010.

12. Соколова Л.И., Мищенко Е.С., Пономарев С.В. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворённости и вовлечённости персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

13. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

14. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательного учреждения: настольная книга руководителя /Под ред. В.И.Ерошина. - М., 1997.

15. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Ч.1,2. - Кострома, 1996.

16. Экономика муниципальных образований / Под ред. В.Г. Игнатова.- М. – Ростов-на-Дону: МАрТ, 2006.

17. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Юрайт, 2010.

18. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект. 2008.

19. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2010.-

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. https://www.refrom.ru/library.php?rub=1&page=17 - Общие вопросы образования.

2. https://www.rdainfo.ru/print.php?sid=242 - Применение упрощенной системы налогообложения образовательными учреждениями

3. https://www.eed.ru/index.html - Журнал «Экономика образования сегодня».

4. https://www.openorg.ru/Law/5.htm - Экономика системы образования.

5. https://srcc.msu.ru/nivc/serv/univer_press3/ItemsT001.htm - Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия (Статьи).

6. https://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13134 - Финансирование образовательных учреждений

7. https://www.gnesin.ru/normativy/concept_oplata_project.html - концепция отраслевой системы оплаты труда работников образования.

8. https://severinform.ru/ - Экономика образования: место образования в общественном развитии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: