Сущность воспроизводства научно-педагогических кадров. Роль педагогических работников в развитии отрасли образования.
Педагогический персонал вуза.
Система послевузовского образование и его ступени.
Понятие воспроизводства учительских кадров, его особенности.
Доклады и рефераты.
1. Основные направления деятельности Смоленского областного института развития образования.
2. История Смоленского областного института развития образования
Контрольные вопросы и задания.
Прокомментируйте понятие «профессорско-преподавательский состав».
Какие количественные и качественные изменения произошли в профессорско-преподавательском корпусе высших учебных заведений России?
Что такое двухуровневая система высшего образования. Какие это уровни?
Почему растет занятость работников в образовательной отрасли? Всегда ли так будет?
Чем можно объяснить скачкообразное увеличение количества университетов в 90-е годы?
Престижна ли профессия педагога в нашей стране?
Литература.
1. Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, «АСА», 2006, гл. 22.
2. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект. 2008, гл. 17.
3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Юрайт, 2010. – гл.28.
4. Курс экономической теории: Основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – гл.23, 27.
5. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2010.- гл.17.
6. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.л.5.
|
7. Налоговый кодекс РФ 2010г.
8. Бухгалтерский учет: учебник 2-е издание/ под ред. Ю.А. Бабаева - м.: ПРОСПЕКТ– 2011, гл 10.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Студентам, выполняющим доклады и рефераты
Студенты, изучающие курс «Экономика образования», готовят сообщения, доклады и рефераты. Из этих трех видов самостоятельной работы реферат представляет собой самый высокий уровень, который близок к научному труду. Реферат является работой, направленной на углубление и обобщение знаний по экономике, овладение методами и принципами научных исследований. Реферат – это аналитический обзор, являющийся результатом отбора и усвоения информации последних публикаций по теме исследования. Реферат должен продемонстрировать степень владения студентом технологией работы с научной литературой, уровень понимания нового материала, наличие собственной позиции в оценке изучаемой темы.
Выполнение реферата требует:
- обязательного составления плана;
- использования статистического материала, дополнительной литературы (монографий, статей экономических журналов);
- изучения, анализа и систематизации полученной информации;
- самостоятельного решения задачи и оценки фактических данных;
- логического обоснования выводов, предложений и рекомендаций.
Реферат (20-25 страниц): титульный лист – название вуза, кафедры, тема работы, фамилия и инициалы автора, фамилия и инициалы научного руководителя с указанием его ученой степени и звания, место и год выполнения. На следующей странице – план работы из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении обосновывается актуальность темы, ставится цель исследования, дается обзор литературы.
|
Основная часть реферата состоит из 2-4 вопросов, охватывающих все стороны обозначенной темы. В заключении излагаются выводы, предложения автора. В конце работы прилагается список использованной литературы.
Защита реферата должна быть публичной: на семинарских занятиях, студенческих конференциях курсовых, факультетских, вузовских.
Лучшие научные работы студентов могут быть рекомендованы для участия в межвузовских научных конференциях, во Всероссийском конкурсе студенческих научных работ, а также для публикации по решению кафедры и редакционного совета университета.
ВОПРОСЫДЛЯ ПОГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие «образование».
2. Основные функции образования в обществе.
3. Особенности образовательных услуг.
4. Экономические отношения в сфере образования.
5. Отношения собственности в экономике образования.
6. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.
7. «Экономика образования» как научная и учебная дисциплина.
8. Понятие «система образования».
9. Федеральный Закон Российской Феи о сущности и составных частях понятия «система образования».
10. Государственные образовательные стандарты и их социально-экономические функции.
11. Типы образовательных учреждений.
12. Количественные параметры дошкольных, общеобразовательных, средних и высших специальных образовательных учреждений.
13. Система органов управления образованием.
14. Структура и функции Министерства образования Российской Федерации.
|
15. Компетенции федеральных, региональных и местных органов самоуправления в области образования.
16. Пути оптимизации административных и экономических методов управления.
17. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.
18. Проблемы формирования новых направлений развития хозяйственного механизма в системе образования.
19. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.
20. Федеральная программа развития образования в России.
21. Источники формирования финансовой базы образования.
22. Важнейшие виды расходов учебных заведений.
23. Сметное финансирование.
24. Основные пути оптимизации финансового положения учебных заведений.
25. Система персонифицированных образовательных ваучеров.
26. Труд в области образования и его характерные черты.
27. Аттестация работников образования. Квалификационные категории.
28. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях.
29. Проблемы воспроизводства в экономике образования.
30. Роль рыночной экономики в изменении воспроизводства педагогических кадров.
31. Мировые тенденции в структуре подготовки специалистов.
32. Уровень образования населения, его обобщающие показатели.
33. Источники информации об уровне образования населения.
34. Аттестация учебных заведений.
35. Эффективность образования.
36. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.
37. Основные направления развития материально-технической базы в отрасли образования в России.
38. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом.
39. Рынок образовательных услуг и его характерные черты.
40. Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Гроспект, 2009.
3. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. – М., 1998.
4.Курс экономической теории: учебник: 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006.
5. Рябушкин Б.С. Экономика высшего педагогического учебного заведения. Учебное пособие. – М.,1998.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ и оценка экономической устойчивости вузов / под ред. С. А. Белякова. — М.: Макс Пресс, 2008.
2. Бухгалтерский учет: учебник 2-е издание/ под ред. Ю.А. Бабаева - м.: ПРОСПЕКТ– 2011.
3. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. – М.: Техносфера, 2007.
4. Вифлеемский А. Б. От народного образования к платному обучению. — М.: Народное образование, 2008.
5. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. – М., 1995.
6. Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. - СПб., 1995
7. Колин К.К. На пути к новой системе образования. - М., 1997.
8. Курс экономической теории: Основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007.
9. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. — М.: Логос, 2008.
10. Разработка механизмов привлечения негосударственных инвестиций в систему начального и среднего профессионального образования: отчет (заключ.) / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации; рук. Я.М. Миркин; исполн.: К.Б. Бахтараева [и др.]. - М., 2007.
11. Сербиновский Б.Ю., Оздоева А.М.Стратегия интеллектуального лидерства университета нового типа на рынке образовательных и научных услуг. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010.
12. Соколова Л.И., Мищенко Е.С., Пономарев С.В. Формирование подсистемы измерения и анализа удовлетворённости и вовлечённости персонала в процессы системы менеджмента качества образовательной организации: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
13. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок: Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
14. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательного учреждения: настольная книга руководителя /Под ред. В.И.Ерошина. - М., 1997.
15. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. Ч.1,2. - Кострома, 1996.
16. Экономика муниципальных образований / Под ред. В.Г. Игнатова.- М. – Ростов-на-Дону: МАрТ, 2006.
17. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Юрайт, 2010.
18. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект. 2008.
19. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2010.-
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. https://www.refrom.ru/library.php?rub=1&page=17 - Общие вопросы образования.
2. https://www.rdainfo.ru/print.php?sid=242 - Применение упрощенной системы налогообложения образовательными учреждениями
3. https://www.eed.ru/index.html - Журнал «Экономика образования сегодня».
4. https://www.openorg.ru/Law/5.htm - Экономика системы образования.
5. https://srcc.msu.ru/nivc/serv/univer_press3/ItemsT001.htm - Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия (Статьи).
6. https://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13134 - Финансирование образовательных учреждений
7. https://www.gnesin.ru/normativy/concept_oplata_project.html - концепция отраслевой системы оплаты труда работников образования.
8. https://severinform.ru/ - Экономика образования: место образования в общественном развитии.