Тема 3. Хозяйственный механизм в образовании, его особенности, функции и структура(2ч).




ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По курсу «Экономика образования»

Тема 1. Введение в экономику.

1. Предмет экономической науки и его функции. Экономические отношения, законы и категории. Принципы и методы исследования экономических проблем.

2. Этапы становления и развития экономической науки. Основные направления экономической мысли.

3. Общественное производство: сущность, структура.

4. Экономические потребности, ресурсы, факторы производства.

5. Технологический выбор в экономике. Воспроизводство: понятие, фазы.

6. Экономическая система: понятие, элементы, типы, модели.

 

Доклады и рефераты.

1. Экономическая наука и экономическая политика.

2. Основные направления развития современной экономической мысли.

3. Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора.

4. Производство и воспроизводство. Результат общественного производства и его формы.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какое место занимает экономическая наука среди других наук?

2. Что дает изучение экономической науки?

3. Назовите основные направления и концепции современного этапа развития экономической науки.

4. Дайте два-три определения понятию «общественное производство».

5. Можно ли произвести что-нибудь, вообще не используя никакие ресурсы?

6. Приведите исторические примеры того, когда одно и то же благо было «дорогим» или «дешевым» в зависимости от ограниченности ресурсов, используемых для его производства.

7. Почему ресурсы необходимо использовать эффективно?

8. Чем характеризуется смешанная экономическая система?

9. Как связаны между собой понятия "экономическая система" и "цивилизация"?

10. Назовите основные черты "человека экономического". Соответствуют ли они вашим представлениям о современном предпринимателе?

 

Литература.

1. Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, «АСА», 2006, гл.1, 2, 3.

2. Экономика. Учебник/ Под ред. А.М.Булатова. М.: Юрист, 2008, гл. 2.

3. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект.2008, гл. 1.

4. Основы экономической теории. Учебник/ Под ред. В.Д. Камаева. М.: 2006, гл. 4.

5. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. С.С.Носовой.- 3-е изд., стер.- М: КНОРУС, 2010, гл.1.

6. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Юрайт, 2010. – гл.1.

7. Курс экономической теории: Основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – гл. 1,2,3.

8. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2010.- гл.1,2.

9. Экономика. Экономическая теория и экономическая политика. УП/ Под ред. В.И.Дерена. - СмолГУ, 2011.- гл.1,2.

10. Современная экономика. Учебник/ Под ред.О.Н.Мамедова.2003,гл.7.

Тема 2. Экономика образования в системе экономических наук. Система образования Российской Федерации. Законодательные основы функционирования системы образования в РФ.

Занятие 1.

1. Что представляет собой образование. Экономика образования как наука и учебная дисциплина. Определение экономики образования. Объект и предмет экономики образования,функции.

2. Образовательная услуга: что такое услуга, форма и содержание образова­тельной услуги.

3. Особенности образова­тельной услуги, как товара: образова­тельная услуга как частное и обще­ственное благо, внешние эффекты об­разовательной услуги.

4.Развитие образования как отрасли народного хозяйства, его специфика и взаимосвязь с народным хозяйством.

 

Доклады и рефераты.

1. История развития экономики образования как науки.

2.Образование в странах ближнего зарубежья.

3.Образование в Швейцарии. Организация и управление.

4.Система высшего образования в ФРГ.

5. Функции образования.

6. Теоретико-методологические основы статистики высшего профессионального образования.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что такое образование? Дайте сжатое определение этого многофункционального явления.

2. Почему в пособии говорится о многозначности и многофункциональности образования?

3. Назовите функции образования.

4. Какие коренные изменения произошли в роли образования к концу текущего столетия по сравнению с XIX веком?

5. Как раскрывается понятие «система образования» в Законе РФ «Об образовании»? Насколько, на ваш взгляд, раскрытие этого понятия является полным?

6. Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства? Чем отличаются образовательные услуги от материальных благ?

 

Занятие 2.

1. Система образования в РФ, образовательные программы и государственные стандарты.

2. Образовательные учреждения. Особенности образовательного учреждения как вида некоммерческой организации.

3. Автономия образовательных учреждений. Новые формы образовательных организаций.

Доклады и рефераты.

1.Система образования и ее трактовка в Законе РФ «Об образовании».

2. Образовательные программы и государственные стандарты в РФ.

3. Экономическое образование учеников средних школ.

4. Деятельность ЮНЕСКО в области экономического образования.

5. Дополнительное профессиональное образование

Контрольные вопросы и задания.

1. Какая система образования в РФ?

2. Почему среди составных частей существа системы образования на первое место выдвинуты образовательные программы и государственные образовательные стандарты?

3. Чем отличаются друг от друга общеобразовательные и профессиональные программы?

4. Что собой представляют государственные образовательные стандарты и какие функции они выполняют?

5. Расскажите о формах и типах образовательных учреждений. Какие их типы выделяются в Законе об образовании?

6. Насколько важны дошкольные образовательные учреждения?

7. Какую главную цель призвана решать современная школа: готовить молодежь к поступлению в вузы, к овладению рабочими профессиями или растить интеллигентных людей любой профессии, даже ручного труда?

 

Литература.

1. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.л.1,2.

2. Рябушкин Б.С. Экономика высшего педагогического учебного заведения. Учебное пособие. – М.,1998.

3. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. – М., 1998.гл.1,2,3.

4. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом. Учебник. Под ред. В.В. Глухова. - СПб., 1999.

 

Тема 3. Хозяйственный механизм в образовании, его особенности, функции и структура(2ч).

1.Сущность хозмеханизма и его особенности в отрасли образования.

2.Планирование, программирование и прогнозирование развития образования.

3.Организационная структура управления системой образования.

4.Менеджмент учебных заведений.

Доклады и рефераты.

1. Прогноз потребности (спроса) населения региона на получение того или иного вида (уровня, профессии) образования.

2. Прогноз потребности (спроса) экономики региона в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием.

3. Анализ состояния и выявление проблем функционирования учебных заведений в Смоленской области.

4. Определение путей реформирования региональной системы профессионального образования в целях обеспечения потребностей населения в обучении и экономики региона в специалистах.

5. Выполнение образовательными учреждениями региональных целевых научных и научно-технических программ.

6. Участие вузов в разработке и реализации программ социального и культурного развития населения региона.

Контрольные вопросы и задания.

Что такое хозяйственный механизм и в чем состоит его специфика в отрасли образования?

Каковы основные цели перехода к новому хозяйственно­му механизму в просвещении?

Расскажите о расширении са­мостоятельности общеобразовательных школ в деле планирования.

4.Почему учебные планы и контингент обучающихся важ­ны для управления экономической деятельностью учреждений образования?

б. Прокомментируйте пункты 2—4 статьи 1 Закона РФ «Об образовании». Что из провозглашенного и как уже реализовано?

б. Каково основное содержание Федеральной программы развития образования в России? Почему она расценивается как один из инструментов решения задач по реформированию, ста­билизации и развитию системы образования в стране?

1 7. Что вы можете рассказать о региональной программе развития образования?

8. Как выглядела прежняя система управления образовани­ем? Какое управление приходит ей на смену?

9. Почему система органов управления образованием — неотъемлемая составная часть образовательного комплекса?

10.Как разграничиваются компетенции федеральных, ре­спубликанских, областных и" муниципальных органов управле­ния образованием с Законом об образовании?

11.Что можно сказать о расширении самостоятельности учебного заведения — первичного структурного звена системы образования? Каковы пределы самостоятельности общеобразо­вательной школы?

12.Раскройте смысл понятия менеджмент. Определите его место в управлении учебными заведениями.

13.В чем состоит специфика объектов управления в учеб­ных заведениях?

14.Выразите свое, отношение к разграничению понятий «педагогический менеджмент» и «экономический менедж­мент».

15.Какими качествами должен обладать менеджер? Оха­рактеризуйте различные группы школьных менеджеров.

16.Рассмотрите особенности вузовских менеджеров и выяс­ните основы этой специфики.

Литература.

1. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.л.3.

2. Рябушкин Б.С. Экономика высшего педагогического учебного заведения. Учебное пособие. – М.,1998.

3. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. – М., 1998.гл.4.

4. Васильев Ю.С., Глухов В.В., Федоров М.П., Федотов А.В. Экономика и организация управления вузом. Учебник. Под ред. В.В. Глухова. - СПб., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: