1. Понятие, классификация и оценка основных средств. Основные нормативные документы
2. Нематериальные активы.Амортизация ОС и нематериальных активов.
3. Сущность материально – технической базы и состав основных средств образования
4. Учебно – материальная база сферы образования.
5. Основные направления развития МТБ отрасли образования в России.
Доклады и рефераты.
1.Интеграция структур интеллектуальной деятельности и материальной базы профессиональных учебных заведений региона.
2. Основные и оборотные фонды образования.
Контрольные вопросы и задания.
1. Дайте характеристику основных средств, их классификации и оценку в хозяйственной деятельности.
2. Что такое – нематериальные активы. Какие способы амортизации ОС и НМА вы знаете?
3. Какова сущность материально-технической базы образования? Прокомментируйте все три пункта 44-й статьи Закона «Об образовании» Российской Федерации по проблемам материально-технической базы образовательного учреждения.
4. Раскройте экономическую природу основных и оборотных фондов в отрасли образования. Можно ли назвать их непроизводственными фондами?
5. Что лежит в основе различий между, основными в оборотными фондами?
6. Рассмотрите составные части основных фондов сферы просвещения. Находится ли в вашем распоряжении или пользовании что-нибудь из этих фондов?
7. Почему основные фонды необходимо рассматривать в двух измерениях: натуральном и стоимостном?
8. Охарактеризуйте главные особенности материально-технической базы образования по сравнении) с другими отраслями народного хозяйства.
9. Каково современное состояние материальной базы школ и других образовательных учреждений России? Осветите этот вопрос на основе конкретных фактов.
|
10. Представьте себе, что вы директор школы. Школа нуждается в срочном капитальном ремонте. Бюджетные средства на эти цели не выделяются. Ваши действия: вводить платные дополнительные образовательные услуги? Организовать на уроках труда производство изделий для продажи? Найти спонсора для получения от него денежных средств? Или изыскать какие-то другие источники?
11. Почему капитальное строительство — важное направление укрепления и расширения учебно-материальной базы?
12.Какое место среди направлений развития учебно-материальной базы занимает подготовка, выпуск и использование учебной, справочно-инфоршационной а методической литературы?
Литература.
1. Бухгалтерский учет: учебник 2-е издание/ под ред. Ю.А. Бабаева - м.: ПРОСПЕКТ– 2011, гл.8.
2. Рябушкин Б.С. Экономика высшего педагогического учебного заведения. Учебное пособие. – М.,1998.
3. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. Учебное пособие. – М., 1998.гл.7.
Тема 6. Финансирование образования. Статьи. Сметы. Способы распределения доходов. (2ч.)
1. Финансы и финансовая система: сущность, функции, элементы.
2.Из истории финансирования образования. Определение финансирования. Общая характеристика финансирования образования.
3.Схема финансирования муниципальных и негосударственных образовательных организаций.
4. Статьи, сметы. Способы распределения доходов.
Доклады и рефераты.
1. Внешние и внутренние источники финансирования экономики: мировой опыт и российская действительность.
|
2. Государственный бюджет РФ на текущий год.
Контрольные вопросы и задания.
В чем отличие финансов от финансовой системы?
Почему деньги сами по себе не являются финансами?
Назовите основные объекты, функции и принципы построения финансовой системы.
Прокомментируйте следующее утверждение. «Деньги не являются ресурсом, но на них можно приобрести факторы производства». Какие факторы производства покупает за деньги администрация учебного заведения?
Раскройте понятие «финансовый механизм образовательных учреждений». Почему ему принадлежит особо важная роль в системе хозяйственного механизма?
Выполняют ли финансы сферы образования воспроизводственную функцию?
Какие источники финансирования учебных заведений вы знаете? Расскажите о них.
О каких уровнях бюджетного финансирования системы образования вам известно?
В чем заключаются недостатки государственного финансирования по остаточному принципу?
На что расходуются финансовые средства образовательных учреждений? Назовите основные группы расходов на образование.
Что собой представляет сметное финансирование в учебных заведениях?
Литература.
1. Курс экономической теории. Учебник/ Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров, «АСА», 2006, гл. 22.
2. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П.Николаевой. М.: Проспект. 2008, гл. 17.
3. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Е.Ф. Борисова. – М.: Юрайт, 2010. – гл.28.
4. Курс экономической теории: Основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.В.Сидоровича: МГУ им. М.В.Ломоносова. – М.: Дело и Сервис, 2007. – гл.23, 27.
5. Экономическая теория: учебник/под ред. Е.Н. Лобачевой.– М.: Юрайт, 2010.- гл.17.
6. Беляков С.А.Лекции по экономике образования/ С.А.Беляков.-М.:ГУ – ВШЭ,2007.л.5.