Раздаточный материал к теме №6
«Педагогические технологии»
Словарь терминов
Метод – способ достижения цели, способ деятельности педагога (всегда отвечает на вопрос КАК?). Существует 3 группы методов:
1. Методы стимулирования и мотивация деятельности,
2. Методы формирования сознания (организации и осуществления познавательной деятельности.
3. Методы контроля эффективности образовательного процесса (по Бабанскому)
Метод лежит в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий.
Методика – совокупность методов
Методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов.
Приемы – конкретный способ реализации метода
Технология – цепочка (совокупность) средств, методов и приемов, алгоритмизированная система действий, которая включает 3 этапа (компонента): мотивация, информация, контроль. Технология – это наука о мастерстве преподавания, воспитания.
Технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов образовательного процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г.К.Селевко. Энциклопедия образовательных технологий, т.1, стр.52).
Существуют разные определения понятия технологии.
Педагогические технологии
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации:
- педагогика сотрудничества
- гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
|
- технология успешного обучения (педагогика успеха)
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):
- игровые технологии (организационно-деятельностные игры, ролевые игры, деловые игры)
- технологии современного проектного обучения (метод жизненных заданий, кейс-стади метод)
- интерактивные технологии (технология развития критического мышления, технология «Дебаты», технология проведения дискуссии, тренинговые технологии)
- технологии проблемного обучения (частично-поисковый метод, технология учебного исследования, эвристическое обучение)
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология программного обучения
- технология дифференцированного обучения по интересам детей
- технология индивидуализации обучения
- коллективный способ обучения
- технология групповой деятельности
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала:
- технология модульного обучения
- технология интеграции
Альтернативные технологии:
- технология мастерских (мастер-классы, проектные мастерские, студии, погружения)
Природосообразные технологии:
- технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
Технологии развивающего образования:
- личностно-ориентированное развивающее обучение
- технология саморазвития личности
- интегративная технология развивающего обучения
Информационно-коммуникативные образовательные технологии:
|
- технология формирования информационной культуры
- технология применения средств ИКТ (видеотехнологии)
- технология использования Интернета (дистанционное обучение, интернет-конструирование, школьные сайты, виртуальная реальность)
- воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации (компьютерные игры, SMS-технологии)
-технология медиаобразования
Социально-воспитательные технологии:
- технологии семейного воспитания
- технологии социально-педагогических комплексов
- технологии трудового и профессионального воспитания (система А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.)
Воспитательные технологии:
- технология «жесткого» коллективного воспитания А.С.Макаренко
-технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
- технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского
- технология воспитания на основе системного подхода (самоуправление в ученическом коллективе)
- технология организации самовоспитания