Оглавление
Введение 3
1 Принятие решений 3
2 Структурированный подход 4
3 Некоторые техники и средства принятия решений 5
4 Сущность решений в менеджменте 6
5 Психологический подход 7
5.1Взаимоотношения с коллективом 8
Вывод 9
Список литературы 10
Приложение 11
Введение
Одной из первичных функций менеджмента является принятие решений. Даже не очень заметные на первый взгляд решения в совокупности составляют значительную часть любой деятельности в жизни – и личной, и профессиональной. Менеджер должен отвечать за принятие решений, планирование работы, находящейся в сфере его полномочий, и обеспечение бесперебойной работы в соответствии с планами. Таким образом, менеджер принимает организационные решения и реализует их через персонал, находящийся в сфере его подчинения.
Принятие решений
Принятие решения – это выбор курса действий, обеспечивающих получение требуемых результатов. Существуют определенные закономерности и подходы, дающие методологическую основу для этого процесса. На процесс принятия решения влияет множество внутренних и внешних факторов, среди которых:
- знания и опыт человека, принимающего решения;
- наличие своевременной информации;
- способность применять специальные техники принятия решений;
- время, предоставленное для принятия решения;
- уровень полномочий человека, принимающего решение;
- система ценностей человека, принимающего решение;
- способность человека, принимающего решение, отстоять принятое решение.
Существует различие между проблемами, с которыми менеджер сталкивается на работе: проблемы, с которыми сталкивался ранее и проблемы, которые для него являются новыми. Соответственно эти проблемы классифицируются (по Саймону) как запрограммированные и незапрограммированные. Большинство решений, которые приходится принимать являются запрограммированными и с ростом опыта менеджера таких проблем становится в процентном соотношении больше. Однако, не всегда следует использовать готовые решения, меняется время и многие проблемы требуют незапрограммированного решения.
|
Структурированный подход
На принятие решений можно посмотреть как на некий логический процесс. Несмотря на то, что само принятие решения часто воспринимается как единичный акт, этот процесс сложен и состоит из нескольких этапов. Согласно Саймону, таких этапов три: обдумывание, проектирование вариантов решения, выбор. Проиллюстрируем модель принятия решений на рис.1
Модель принятия решений
Рисунок 1
Данная модель, проиллюстрированная на рис.1, отражает расширенное понимание процесса принятия решения и содержит в качестве его составляющих также этапы реализации, мониторинга и подведения итогов.
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджера.
Решение — это выбор альтернативы. Принятие решения обусловливают следующие факторы:
- каждая управленческая функция связана с несколькими общими решениями, требующими реализации;
- планирование: установление основной задачи бизнеса, его целей, изменений во внешнем окружении и прогноз их влияния на будущее предприятия (фирмы);
- организация деятельности: установление структуры предприятия (фирмы), укрупнение блоков выполняемых работ; координация функций этих блоков; распределение обязанностей руководителей, работников; выявление необходимости изменения структуры предприятия из-за изменений во внешнем окружении;
|
- мотивация: установление потребностей подчиненных и степени удовлетворения этих потребностей в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации; выявление причин удовлетворения работой и роста производительности труда; определение возможностей дальнейшего роста производительности подчиненных;
- контроль: установление показателей изменения результатов работы; определение регулярности оценки результатов;
- сопоставление результатов с поставленной целью; выявление причин, мешающих достижению цели, и внесение корректив в деятельность предприятия для устранения этих причин.
Таким образом, принятие решения — это психологический процесс, которым движет и логика, и чувства.