Упаковка и маркировка товара




 

Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или тару для их опознания и указания способов перевозки, обработки, хранения и потребления. Она включает в себя весь комплекс операций, преследующих своей целью повышение эффективности товародвижения продукции, ее безопасность, качество, соответствие стандартам и международным нормам, а также более эффективный контроль состояния на всех стадиях логистической цепи.

Как сам товар, так и его упаковка должна иметь маркировку, содержащую информацию для покупателей и данные, обусловленные стандартом. Наносимая на упаковку маркировочная информация может иметь постоянный и переменный характер.

Маркировка товара является одним из основных инструментов маркетинга. Средствами маркировки выступают этикетки, ярлыки, штрих-коды, идентифицирующие товар конкретной фирмы. Этикетки и ярлыки имеют вид бирки, которая прикрепляется к товару. На этикетках и ярлыках могут быть изображены художественные композиции, фирменные логотипы и другие символические обозначения, дающие потребителю общее представление о товаре.

Этикеткам присущи следующие функции:

Идентификация товара и ассоциация его с фирмой-производителем.

Описание функциональных характеристик приобретаемого товара.

Описание правил использования товара, а также мер техники безопасности при работе с ним.

Реклама присущих товару качеств.

Фирма сама принимает решение относительно наделения собственной этикетки теми или иными функциями, тем самым расставляя приоритеты развития маркировки в рамках корпоративной товарной политики.
Во избежание наделения этикеток недостоверными информативными свойствами процесс маркировки регулируется законодательно и предусматривает юридическую регистрацию товарных знаков, оригинальных названий и прочих символов, принадлежащих компании.
Маркировка - всего лишь составная часть упаковки, под которой понимается любая тара, в которую заключен товар. Такой тарой могут быть ящики, пакеты, контейнеры и т. д. Основной задачей упаковки является сохранение потребительских свойств товара и предотвращение его повреждений при транспортировке и других перемещениях. Однако, с точки зрения маркетинга, упаковка наделяется и другими функциями, направленными на усиленное продвижение товара.

Упаковка товара

Создание упаковки как элемента товарной политики является творческим процессом, а сама упаковка представляет собой не только средство защиты товара, но и важный инструмент стимулирования сбыта.

Упаковка обладает комплексом характеристик, которые проиллюстрированы в таблице.

 

№п/п Характеристика упаковки Расшифровка характеристики упаковки
  Безопасность Сохранение потребительской ценности товара и предотвращение его повреждений
  Охрана экологии Безвредность упаковки для окружающей среды
  Надежность Сохранение технических характеристик товара
  Взаимозаменяемость Возможность упаковок одного вида заменять друг друга
  Привлекательность Дизайнерское оформление упаковки, которое делает ее оригинальной и интересной
  Стоимость Экономическая характеристика, сочетающая в себе затраты на создание упаковки
  Информативность Предоставление информации о свойствах товара, назначениях и порядке его использования, техники безопасности и других сведениях, важных для потребителя.

 

На основании характеристик упаковки, приведенных в таблице, можно выделить ее основные функции:

Рекламная функция.

Продвижение товаров.

Сохранение товара в целости и сохранности.

Увеличение потребительской ценности товара.

Разрабатывая упаковку, необходимо учитывать различные факторы. В первую очередь необходимо оценить, насколько сильно товар нуждается в упаковке, и какими свойствами по защите продукта от воздействия внешней среды она будет обладать. Следующим шагом является определение конкурентных преимуществ, которыми будет наделена упаковка. На основании этой информации проектируется дизайн, привлекающий внимание. В рамках эстетической ценности упаковки решаются вопросы о соответствии художественной композиции, изображенной на упаковке, техническим и функциональным характеристикам товара. Немаловажным аспектом процесса создания упаковки являются сведения о товаре, которые будут нанесены на нее. Особое внимание в этой связи уделяется шрифту и легкости чтения текста. После окончания разработки проекта упаковки оценивается экономическая стоимость упаковки и ее оригинальность. Также в целях стимулирования сбыта нередко в упаковку включают вкладыши, ориентированные на розыгрыши призов и проведение тематических акций.

Все вышеперечисленные факторы способствуют росту объемов продаж и созданию неповторимого бренда.

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнений и способствующих рациональной организации процесса хранения, реализации и транспортировки продукта. Упаковка также призвана поддерживать и укреплять рыночную позицию товарной марки. Здесь имеет значение все - форма, размеры, цветовая гамма, конструкция, используемыйшрифт, рациональность складирования, оптимальность единиц для продажи товара, экологичность материала и пр. В реальной жизни воспроизвести сложный психологический процесс, решаемый покупателем при покупке товара, очень сложно.

Покупки могут совершаться обдуманно, и этому предшествует какое-то время, в течение которого происходит анализ всей совокупностипричин, побуждающих принять соответствующее решение, а могут совершаться спонтанно, иррационально, под влиянием сиюминутных факторов,по принципу: увидел - понравилось - купил. И довольно часто побудительным мотивом в приобретении товара становится привлекательная, яркая, функциональная упаковка.

Выделяют шесть основных функций упаковки:

) вмещение, хранение и защита;

) практичность использования и его стимулирование;

)приспособленность к коммуникациям и информированности потребителя;

) способность к сегментации рынка;

) возможность выделения целевого рынка;

) планирование новой продукции. Последняя из перечисленных функций едва ли не самая главная.

Упаковка - это часть планирования продукции, в ходе которой фирма изучает, разрабатывает и производит свою упаковку, включающую саму тару, в которую помещается продукция, этикетку и вкладыши. При этом выделяется ряд ключевых факторов, определяющих результативность проектных решений в области упаковки:

дизайн упаковки, формирующий представление потребителя о товаре и фирме, его изготовившей;

возможность использования групповой упаковки;

стандартизация упаковки и сочетание цветов материала при ее изготовлении;

стоимость упаковки, как относительная, так и абсолютная;

выбор материала, используемого при изготовлении упаковки;

размеры и форма упаковки;

решение задач мерчендайзинга;

сопоставимость упаковки и маркировки (этикетки, вкладыши);

возможность использования комбинированной упаковки;

увязка упаковки по всем составляющим с маркетинговой стратегией фирмы на определенном рынке или его сегменте;

экологичность упаковки.

Упаковка - это одежда товара. Такое представление особенно важно в связи с тем, что первое знакомство потребителя с товаром происходит с помощью обозначений на его упаковке. Под воздействием типа упаковки покупатель простым путем получает представление о свойствах продукта.

Но надо всегда помнить и учитывать, что вне зависимости от того, что представляет из себя упаковка по форме, объему, вместимости, виду и качеству исходного материала - она есть составная и неотъемлемая часть товара. Упаковка, представляя товар, предохраняя его от повреждений, способствуя результативности процесса товародвижения, преломляет в себе множество параметров, обеспечивающих эффективность продаж товара.

Основные требования, предъявляемые к упаковке рынком: унификация, экологическая безопасность, дизайн и форма, сохранность, способность к повторному использованию, конструкционность, соизмеримость и сопоставимость и т.д.

Широкий спектр характеристик, которые необходимо учесть при проектировании, производстве и работе с упаковкой позволяет сделать вывод, что она является достаточно важным элементом маркетинговой и логистической системы, определяющей эффективность, как самой системы, так и результативность восприятия товара потребителем. Это, в конечном счете, в значительной мере определяет методы, стили, характер, объем и интенсивность продаж товаров. Проявляемое в последние годы специалистами и предпринимателями внимание к упаковке объективно. Если в советские времена ее удельный вес в себестоимости продукции занимал около 3,5%, то в условиях рынка эта величина возросла как минимум в пять раз и по разным источникам колеблется в пределах 15-20% от величины себестоимости товара.

 

Стимулирование сбыта

 

Институт стимулирования сбыта в Великобритании предлагает следующее определение стимулирования сбыта: «Это совокупность тактических методов маркетинга, разработанных в рамках стратегии сбыта, направленных на создание добавленной стоимости товара или услуги, чтобы достичь намеченного уровня продаж и целей маркетинга».

Согласно определению А. Дейяна, стимулирование сбыта - это совокупность приемов, применяемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении участников рынка (потребителя, оптового торговца, продавца) с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых покупателей.

Стимулирование бывает нескольких видов.

Росту форм и объема операций по стимулированию сбыта содействует ряд факторов. Так, различные формы продвижения стали более доступными для различных фирм и потребителей. Руководители обладают лучшей квалификацией, стимулирования сбыта. Возможны быстрые результаты. По мере усиления конкуренции интенсифицируется продвижение. Во время экономических спадов потребители ищут стимулы, а участники сбытовых цепочек оказывают давление на производителей в сторону усиления продвижения.

Отметим, какие же основные виды стимулирования сбыта выработаны практикой:

Пробные предложения: предоставление бесплатных образцов продукции.

Преимущества: потребители имеют возможность составить наиболее полное впечатление о продукте; привлекаются новые потребители; более быстрое восприятие продукта.

Недостатки: значительные расходы; не позволяют составить точную картину о перспективах реализации.

Подарки покупателям: премиальная продажа - снабжение покупки каким-либо подарком.

Преимущества: способствуют росту объемов продаж; незначительные дополнительные расходы по сбыту.

Недостатки: появляется проблема мелких краж со стороны торгового персонала; недостаточный стимул для постоянных клиентов.

Сувениры с напоминанием о товаре: календари, спичечные коробки, майки, ручки, плакаты с названием фирмы.

Преимущества: незначительные дополнительные расходы по сбыту; быстрота и удобство при распространении.

Недостатки: низкая степень восприимчивости потребителей; необходимость в определенном времени для подготовки сувениров.

Купоны на марочную продукцию: непосредственное распространение купонов агентами по сбыту; рассылка купонов по почте; распространение купонов через газеты, журналы и приложения к ним.

Преимущества: хорошая избирательность; быстрота и удобство в практическом использовании метода; высокая степень восприимчивости потребителей; привлечение их внимания к продукту; сравнительно дешевый метод.

Недостатки: нуждается в тщательном контроле; требуется значительное время для получения каких-либо результатов.

Внутренние витрины: демонстрация товара в пункте продажи, выкладка товара.

Преимущество: эффективное средство привлечения внимания покупателей.

Недостатки: требуется обязательное участие торгового агента для демонстрации; необходимость постоянного обновления.

Торговые скидки: скидки с цены товара.

Преимущества: увеличивают объем реализации изделий; удобны в использовании.

Недостатки: низкая избирательность; могут подорвать престиж торговой марки.

Конкурсы и лотереи: различные премиальные конкурсы среди потребителей данного товара.

Преимущества: способствует росту доверия к марке фирмы.

Недостатки: достаточно дорогостоящий в применении; участие ограниченного круга потребителей.

Рассмотрим теперь характеристику видов стимулирования сбыта в целом.

Характеристика стимулирования сбыта

К несомненным достоинствам стимулирования сбыта относятся следующие:

Формирование приверженности к товару

Например, покупателей привлекают образцы новых товаров или пробные предложения.

Производитель может поддерживать приверженность своей марке при помощи подарков регулярным покупателям или купонов на свою марочную продукцию.

Некоторые формы стимулирования сбыта обладают ценностью для потребителей и сохраняются ими: подарки, сувениры, выигрыши в лотереи и пр.

Увеличение импульсивности покупок

При помощи внутренних витрин можно увеличить импульсивные покупки. Например, привлекательная витрина для батареек в магазине может существенно увеличить продажи. Возбуждение создастся через определенные регулярные действия, включая подарки, соревнования или лотереи. Особенно стимулируют потребителей дорогостоящие товары или большие выплаты.

Улучшение сотрудничества производителей и продавцов

Участники каналов сбыта лучше сотрудничают с производителями, когда сбыт стимулируется через оформление витрин, предоставление производителями купонов, скидок, совместное обучение торгового персонала и торговые скидки.

К недостаткам стимулирования сбыта следует отнести два момента.

Возможное ухудшение образа фирмы

Образ фирмы может ухудшиться, если она будет непрерывно стимулировать сбыт. Потребители будут рассматривать скидки как симптом снижения качества продукции и полагать, что фирма не сможет ее продать без этого.

Если часто используются купоны, скидки или другие специальные средства, потребители могут перестать покупать по обычным ценам. Они могут рассматривать обычные цены как повышенные для продукции, которая активно продвигается.

Смещение акцентов на вторичные факторы

Потребителей могут привлекать календари, купоны или лотереи вместо факторов качества, функциональности и надежности продукта. В краткосрочной перспективе это порождает энтузиазм потребителей, в долгосрочной - может негативно сказаться на образе марки и ее сбыте, поскольку отличительное преимущество данного товара не было разработано.

Следует помнить, что стимулирование сбыта подкрепляет, но не заменяет рекламу, персональную продажу и формирование общественного мнения.

Реклама - одна из составляющих маркетинговых коммуникаций, направленных на стимулирование. Существует много подходов к классификации рекламы, однако наиболее распространено ее деление на товарную и фирменную. Товарная реклама - это информация о потребительских свойствах и качествах товара; фирменная - реклама предприятия, его успехов, достижений. Иногда фирменную рекламу называют корпоративной, престижной или институциональной.

Основные средства распространения рекламы:

пресса (газеты, специализированные журналы и журналы общего назначения, книги, справочники);

печатная продукция (листовки, буклеты, плакаты, каталоги, открытки, календари, проспекты, визитные карточки и т. д.);

наружная реклама (крупногабаритные плакаты, панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т.д.);

реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, в метро, авто- и железнодорожных вокзалах, аэро- и морских портах);

экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);

радиореклама.

Стимулирование сбыта - использование разнообразных средств стимулирующего воздействия на покупателей, продавцов и посредников.

Выбор методов стимулирования сбыта зависит от поставленных целей.

Разработка плана стимулирования сбыта состоит из следующих этапов:

) Установление целей

Цели стимулирования сбыта практически всегда ориентированы на спрос. Они могут быть связаны с участниками каналов сбыта или потребителями.

Цели, связанные с участниками каналов сбыта, включают обеспечение распределения и сбыта, увеличение энтузиазма дилеров, рост сбыта и достижение сотрудничества в расходах

на стимулирование сбыта.

Цели, связанные с потребителями, включают расширение признания марки, увеличение попыток попробовать товар или услугу, подчеркивание новизны и дополнение другими инструментами стимулирования.

) Определение бюджета

При определении бюджета на стимулирование сбыта важно включить все издержки, оценить расходы, связанные с печатью, почтой, рекламой, обработкой купонов производителями и пр.

) Определение условий стимулирования сбыта

Условия стимулирования сбыта - это требования, которым должны соответствовать каналы товародвижения или конечные потребители, для того чтобы оно могло на них распространяться. Они могут включать минимальный объем покупок, особенности функционирования и минимальный возраст.

Например, участник канала сбыта должен хранить товар и устанавливать рекламу. Конечный потребитель должен послать доказательства покупки для того, чтобы получить подарок или скидку.

В большинстве случаев четко определяется момент, когда завершается участие в стимулировании сбыта. Без строгих условий продвижение может отрицательно сказаться на фирме.

) Выбор вида стимулирования

Фирма может воспользоваться широким кругом средств стимулирования сбыта, перечисленных выше. Выбор форм стимулирования сбыта должен базироваться на таких факторах, как образ и цели компании, издержки, требования по участию и энтузиазм участников каналов сбыта, восприятие методов стимулирования сбыта конечными потребителями.

Крайне важно, чтобы деятельность по стимулированию сбыта хорошо координировалась с другими элементами продвижения. Особо важно увязать планы рекламы и стимулирования сбыта. Торговый персонал должен знать заранее обо всех формах стимулирования и быть подготовлен для их реализации. К особым мероприятиям, например к появлению крупной знаменитости, должно быть привлечено внимание общественности. Стимулирование сбыта должно также увязываться с деятельностью участников каналов сбыта.

) Оценка успеха или неудачи

Оценка успеха или неудачи - это важный момент при проведении любых мероприятий продвижения товара, поэтому рассмотрим этот момент подробнее.

Эффективность стимулирования сбыта

Оценка успеха или неудачи многих фирм достаточно проста, поскольку она тесно связана с показателями деятельности или сбытом. Анализируя данные до и после, легко определить полезность стимулирования.

Например, эффективность торговой выставки можно измерить: подсчитав, какое число контактов при этом получено, какой объем продаж был достигнут с помощью этих контактов и каковы издержки на один контакт; с помощью обратной связи с потребителями через торговый персонал и определения, сколько литературы роздано на выставке.

Аналогично компании могут проверить изменения в своих продажах в результате программ подготовки дилеров.

Фирмы, использующие купоны, анализируют сбыт и сравнивают уровни погашения купонов со средними по отрасли.

Опросы отношения участников каналов сбыта и конечных потребителей показывают степень удовлетворенности различными формами стимулирования, возможности их улучшения и воздействия стимулирования на образ фирмы.

Приступая к стимулированию сбыта, надо помнить следующее.

. Стимулирование сбыта эффективно только тогда, когда его применение увязывается с жизненным циклом товара и согласуется с четко определенными целями.

. Более эффективно относительно непродолжительное стимулирование. Кратковременность мероприятия побуждает потребителя быстро воспользоваться выгодой. Например, применительно к канцелярским товарам стимулирование может осуществляться в течение одного-двух месяцев. Товар, приобретаемый один раз в год, нуждается в краткосрочном стимулировании (4-6 недель) в момент, когда покупка наиболее вероятна.

. Меры по стимулированию и товар следует тесно увязывать. Стимулирование должно стать составной частью либо самого товара, либо его микро- и макросреды (магазина или группы товаров одной с ним марки).

Чтобы не нанести ущерб имиджу товара, следует помнить о необходимости соответствия мер по стимулированию реальному положению дел со сбытом.

При прямом маркетинге производитель или его сотрудники принимают непосредственное участие в распространении нужной информации, осуществлении других действий.

К прямому маркетингу относят:

) прямую рекламу - лично вручаемые рекламные материалы и прямую почтовую рекламу; к традиционным средствам следует отнести и личные взаимоотношения с клиентами, публичные выступления, использование рекомендаций;

) персональную продажу - продажу товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары личного пользования, или на предприятии, если они производственного назначения; персональные продажи - это прежде всего работа коммивояжеров, торговых агентов, персонала демонстрационных залов и выставок с каждым потребителем, демонстрация товара в условиях пользования;

) телемаркетинг - убеждение, продажа, совершение сделок или договоренность о них и даже послепродажное обслуживание с помощью видеотекста, телефакса, компьютера, телефона;

) посылочную торговлю по каталогам и прейскурантам - убеждение покупателя всеми возможными способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров, описание которых дают в рекламе.

Прямой маркетинг - важная часть системы современного маркетинга. За рубежом прямой маркетинг как метод продвижения сельскохозяйственных и продовольственных товаров очень популярен. В России динамика развития прямого маркетинга в целом положительна, хотя темпы его немного ниже, чем в развитых странах. Если несколько лет назад в основном только крупные компании регулярно применяли прямой маркетинг, то сейчас тенденция изменилась. Вероятно, дело в том, что раньше на маркетинг отводилось намного меньше средств и большинство руководителей не понимали самой его сути.

Преимущества прямого маркетинга:

) В прямом маркетинге чем дольше работаешь с клиентом, тем лучше результат, возникают долговременные и доверительные отношения.

) При полноценной программе эффективность прямого маркетинга намного превышает эффективность рекламы. Многие товаропроизводители и посредники не были готовы к проведению долгосрочных кампаний.

Решив попробовать применить прямой маркетинг, они ограничивались, например, рассылкой двухсот писем, рассчитывая на хорошие результаты.

Однако в большинстве случаев одноэтапная акция не вызывает реального отклика. Он составляет лишь 3 %.

) Прямой маркетинг наиболее эффективен тогда, когда: фирма небольшая и возможности проведения работ по полному комплексу маркетинговых коммуникаций ограничены, покупатели сконцентрированы на одной территории, требуется демонстрация товара в действии, стоимость единицы продукции высока, товар невозможно сбыть никаким другим путем (приобретается через равномерные промежутки времени, требует приспособления к нуждам заказчика, входит в группу, которая обменивается на новые товары при сдаче старых и внесении соответствующей доплаты).

Некоторые формы стимулирования, такие, как календари, ручки, особые мероприятия, труднее оценить из-за их менее четких целей. В этом случае следует проводить специальное маркетинговое исследование.

Использованная литература

товар упаковка маркировка этикетка

1. Иванова, Н. В. Маркетинг: Учебник / Н.В. Иванова, Е.Б. Васильченко. - Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА «Нива», 2010.

. Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. проф. И.М. Синяевой. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.

. Маркетинг: Учебник / Под ред. В.П. Третьяка. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012.

. Нуралиев, С. У. Маркетинг [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / С. У. Нуралиев, Д. С. Нуралиева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013.

. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Нагапетьянца. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011

. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - М.: Форум, 2008.

. Маркетинговые коммуникации: Учебник / А.А. Романов, И.М. Синяева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011.

. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011.

. Стимулирование продаж: принципы, методы, оценка: Учебное пособие / О.А. Шальнова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

. Ценообразование: Учебник / И.В. Липсиц. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2008.

. Ценообразование: Учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева, Е.С. Глазова; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: