МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ




В общей форме принципы математического моделирования деятельности идентичны принципам математического моделиро­вания в других областях научного исследования. Но вместе с тем в процессе применения к конкретным сферам исследова­ния эти принципы существенно конкретизируются. Эта конкре­тизация оказывается чрезвычайно важной для понимания роли и места математического моделирования деятельности и путей его приложения.

Излагаемые ниже исходные принципы использования мето­да моделирования в значительной мере вытекают из того под­хода, на котором основывалось понимание проблемы проекти­рования деятельности в системно-антропоцентрической концеп­ции. Как известно, решающая цель системного подхода вообще состоит в том, чтобы обеспечить органическое единство в иссле­довательском процессе системного уровня функционирования и индивидуальной характеристики каждого дробного элемента или механизма, принимавшего участие в этом функционирова­нии. Системный подход, таким образом, позволяет рассматри­вать и проектировать деятельность одновременно и как элемент эргатической системы, и как сложнодинамическую систему. Однако цели моделирования при этом различны. В первом слу­чае цель моделирования заключается в синтезе связей между человеком и техническими элементами ЭС, в установлении пози­ции человека и системы. Во втором случае цель моделирова­ния — синтез и анализ деятельности как сложной системы, опи­сание существенных свойств и компонентов данной системы.

Итак, с позиции последовательности проектирования все математические модели целесообразно разбить на две большие области, которые, пользуясь известной аналогией с кибернети­ческими исследованиями, уместно определить соответственно как область макромоделей и область микромоделей.

Надо сказать, что, в отличие от кибернетических исследова­ний, где под микромоделированием понимают создание моделей, описывающих известную внутреннюю структуру объекта, под микромоделированием при проектировании деятельности понимается моделирование внешней, функционально-динамиче­ской структуры деятельности, иными словами, разработка мо­делей, описывающих последовательность выходов человека-опе­ратора (его функций) в зависимости от последовательности входных воздействий. Моделируется не сам человек, а его функции. Поэтому в качестве исходной предпосылки принима­ется принцип преимущественно функционального характера ма­тематических моделей деятельности на любом уровне модели­рования, на любой фазе проектирования деятельности.

Схемы построения моделей для выделенных областей вслед­ствие различия в целях должны существенно отличаться. При построении макромоделей нужно учитывать тот фундаменталь­ный факт, что информация стала унифицирующим понятием, т. е. следует исходить из факта признания общности информа­ционных процессов для любых форм управляющей деятельно­сти. Поэтому наиболее предпочтительным математическим ап­паратом для макромоделей представляется аппарат теории информации. Именно благодаря информационному аспекту («отвлекающемуся» от специфики конкретных механизмов при­ема, передачи и преобразования информации) возможен чрез­вычайно абстрактный подход на фазе выбора позиции человека в эргатической системе.

Необходимо отметить, что при применении теоретико-инфор­мационного подхода встречаются трудности, связанные прежде всего с условиями корректного распространения аппарата со­временной теории информации в специфическую область взаи­моотношений человека и машины. Обсуждение этой проблемы выходит за рамки пособия. Поэтому только укажем, что в плане решения поставленной задачи весьма удобен подход, связан­ный с введением времени в исходные соотношения для энтро­пии и информации, определяемые в шенноновском смысле [54], [60].

Специфика математического моделирования определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым относится опосредованность деятельности предметом и орудия­ми труда (целями ЭС, ее структурой и средствами осуществле­ния деятельности), т. е. факторами, которые определяют дея­тельность как сложнодинамическую систему. Ко вторым отно­сятся, например, задачи, которые ставятся перед модельным исследованием. Отмеченная специфика обусловливает построе­ние классификации микромоделей в два этапа.

Поскольку пока невозможно охватить сложную систему — деятельность — целиком, во всем многообразии ее связей, то мы вынуждены прибегать при моделировании к расчленению системы, которое может производиться на самых различных ос­нованиях. Членение деятельности (весьма удобно производить, руководствуясь одной из основных концепций психологической теории деятельности, сформулированной А. Н. Леонтьевым.

Понятно, что ни одна целостная деятельность не осущест­вляется помимо выполнения соответствующих «отдельных деятельностей» и действий, под которыми понимается сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата. Действия обозначим как режимы функционирования. Поэтому при моделировании на первом этапе целостную деятельность, рассматриваемую как сложнодинамическую систему, необходимо расчленить на отдельные составляющие элементы (действия, режимы функ­ционирования) согласно исходным компонентам, свойствам и связям, специфичным для данного типа ЭС, и разработать микромодели по выделенным элементам. Отметим, что все ре­жимы функционирования настолько тесно связаны в целостной деятельности, что их лишь условно можно отделить и обособить друг от друга. В качестве разделяющего признака можно ис­пользовать главную задачу (в психологическом смысле), вы­полняемую оператором при функционировании.

Таким образом, в качестве одной из основных задач инженер­но-психологического проектирования выделяется задача 'психо­логического анализа структуры деятельности оператора, вклю­чающей определенный состав действий (которые должен вы­полнять человек в эргатической системе), и возможных спосо­бов их выполнения. При изучении отдельных психологических процессов здесь следует прежде всего учитывать то место, ко­торое они занимают в человеческой деятельности, в ее иерархи­ческой структуре. Иными словами, инженерно-психологическое проектирование должно опираться на системный и «поуровневый» анализы деятельности.

При всем количественном и качественном разнообразии мож­но различать лишь небольшое число режимов функционирова­ния. Одни режимы соответствуют задачам, где выполнение операторских функций связано прежде всего с получением ин­формации и ее первичной оценкой. Основная задача оператора решается в сфере восприятия, а переработка информации с по­следующим принятием решения и исполнительные действия предельно упрощены. Примерами режимов функционирования такого рода могут служить режим контроля и наблюдения, ре­жим поиска, обнаружения и опознания. Другая группа режимов соответствует задачам, где центр тяжести операторских функ­ций падает на исполнительные действия, в то время как вос­приятие и переработка информации и принятие решения не представляют особых трудностей и поэтому по существу не являются в психологическом смысле главной задачей. Процесс принятия решения сводится к выбору исполнительных действий по заранее обусловленной схеме. Примерами такого рода режи­мов функционирования могут служить режимы слежения, режимы ретрансляции информации. К третьей группе относятся режимы функционирования, в которых на первый план высту­пает задача переработки информации и принятия решения. Деятельность такого типа характеризуется тем, что оператор, как правило, отчетливо представляет себе задачу ЭС и способы ее достижения.

Очень часто функции человека в системе ограничиваются дуб­лированием функций автоматических устройств. Он вмешива­ется в ход процесса управления только в непредусмотренных аварийных случаях, при отказе автоматики. Такой вид деятель­ности будем называть режимом резервирования (дублирова­ния).

Все рассмотренные режимы функционирования харак­терны для деятельности оператора в так называемых опера­тивных эрг этических системах.

В системах обслуживания деятельность может быть пред­ставлена режимами контроля и обнаружения неисправности, технической диагностики и прогноза неисправности, устране­ния неисправности, материально-технического обеспечения.

В системах подготовки наиболее важны режимы научения и преподавания. Конечно, во всех режимах функционирования, характерных для двух последних типов ЭС, присутствуют эле­менты принятия решений, слежения и т. д. Но с точки зрения математического моделирования они имеют свою специфику. Так, например, ММ в системах обеспечения часто строятся на аппарате математической логики. Поэтому данные режимы функционирования выделяются нами в отдельные классы.

Рассмотренная выше схема режимов функционирования, как и всякая другая схема, условна. В реальной работе одни режи­мы сжаты, другие развернуты и все они взаимосвязаны. Схема эта, по всей видимости, не охватила все возможные режимы функционирования. Полная схема, вероятно, может быть созда­на лишь тогда, когда будет предложена достаточно обоснован­ная классификация инвариантных составляющих трудовой деятельности человека в ЭС. Но условность схемы не мешает выделить главное в каждом виде деятельности оператора.

Весьма существенно с позиций проектирования систем то обстоятельство, что дифференциация моделей сообразно режи­мам функционирования совпадает с дифференциацией по спо­собу реализации. С развитием инженерно-психологических исследований постепенно сложились и укрепились традиции применять определенные типы реализации ММ, определенный математический аппарат для их построения. Так, математиче­ские модели деятельности в режиме поиска, обнаружения и опознания в основном разрабатываются на базе аппарата статистической теории решений и обнаружения сигналов в шуме. Для категории ММ, описывающих режим контроля и наблюдения, используются теоретико-информационный аппа-рат и теория массового обслуживания. Большинство ММ, опи­сывающих режим слежения, построено на базе аппарата тео­рии управления, а режим принятия решений — на основе ста­тистики Байееса. Аппарат теории надежности оказался очень удобным для построения ММ деятельности человека в качестве аддитивного (дублирующего) элемента и т. д.

Представление деятельности как сложнодинамической сис­темы необходимо приводит к тому, что в процессе проектиро­вания деятельности разработчик системы пользуется совокуп­ностью моделей. Естественно возникает вопрос о необходимом числе моделей, составляющих совокупность. Это число должно определяться как топологической характеристикой деятельно­сти, образуемой последовательностью смены режимов функцио­нирования, так и метрической и ценностной характеристиками. Метрическая характеристика определяет общую продолжитель­ность каждого режима, а ценностная — его весовой вклад в суммарный «полезностный» эффект деятельности.

Таким образом, «принцип узких мест», разработанный И. А. Полетаевым применительно к моделированию биологиче­ских явлений, правомерно использовать и при проектировании эргатических систем. Смысл этого принципа в нашем случае заключается в выделении режимов, лимитирующих суммарную эффективность деятельности. Совокупность ММ, по существу, должна состоять из моделей, описывающих «узкие режимы». Поскольку кинетика деятельности определяется в каждый мо­мент проектирования небольшим числом «узких мест», проек­тировщик имеет дело с небольшим числом моделей в совокуп­ности.

Отметим еще несколько общих положений, касающихся ме­тода моделирования деятельности и существенных для понима­ния исследуемого материала:

— при моделировании деятельности необходимо идти на целый ряд компромиссов. Выбор и интерпретация величин са­мой различной природы, сочетающихся в одной модели, требу­ют определенного опыта. Следовательно, синтез модели в основном связан с конкретными задачами, т. е. с конкретными режимами функционирования. Хотя в разработке различных моделей есть общие отправные точки, особенности каждого режима функционирования, как отмечалось, ведут к различиям в методах его моделирования;

— представление об одном и том же объекте моделирова­ния образуется на основе определенных научных предпосылок и задач. Очевидно, что имеющиеся модельные представления в значительной мере зависят от исходной позиции исследова­теля, хотя, разумеется, весьма существенные параметры иссле­дования задаются самим режимом функционирования;

— при решении задач моделирования необходимо осуще­ствить редукцию информации. Мы не можем в настоящий момент преодолеть высокий уровень сложности как целостной деятельности, так и отдельных режимов функционирования, и, следовательно, при моделировании мы вынуждены прибегать к упрощениям.

Таким образом, при анализе деятельности операторов в про­цессе проектирования должны решаться следующие задачи:

1) определение особенностей деятельности операторов, кото­рое заключается в выяснении психологического содержания и структуры операторской деятельности;

2) классификация видов операторской деятельности, выде­ление типовых режимов функционирования;

3) создание формализованных схем для различных видов

деятельности.

 

Г л а в а 4

ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ«ЧЕЛОВЕКЭВМ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: