Особенности индских городов.




1. Города делились на две части: более возвышенная «цитадель», расположенная с западной стороны на холме или искусственной платформе (в том числе и для защиты от наводнений), была, вероятно, местом нахождения власти и домов жрецов, и «нижний город», где проживало основное население. Общение между частями города было ограничено (двое ворот, которые могли закрываться по приказу и инициативе цитадели).

2. Жилая часть города имела форму прямоугольника.

3. Существовали общественные амбары и зернохранилища.

4. Использовалась строгая планировка при строительстве. Ширина главных улиц в Мохенджо-Даро достигала 10 м. Параллельные улицы пересекались под прямым углом. Двух - и трехэтажные дома в основной части города. Простота в архитектуре, максимум благоустроенности.

5. Земледельцы и скотоводы жили общинами за пределами городских стен в сельской местности.

6. Главный строительный материал – кирпич, обожженный, сырец и изразцовый.

7. Разветвленная система водоснабжения и канализации.

О высоком уровне развития хараппской культуры свидетельствуют: монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства. Внутри цитадели Мохенджо-Даро обнаружены зернохранилище, дворец правителя, крытый рынок, бассейн, вероятно для ритуальных целей.

Занятия жителей.

Основа экономики – высокоурожайное поливное земледелие. Использование удобрений и ирригации (возможно, но не абсолютно достоверно) при благоприятных природно-климатических условиях позволяло снимать два урожая в год. Культивировались несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, бобовые, в том числе горох, дыня. В слое глины и керамики была найдена рисовая шелуха, на основе чего делалось предположение, что со II тыс. до н.э. возделывается рис. Культивировался хлопок, хлопковые ткани – основной предмет вывоза. Хорошо было развито садоводство. Среди домашних животных были приручены коровы, буйволы, овцы, козы, свиньи, ослы, собаки и кошки. Делаются предположения о приручении слона

Многочисленные данные свидетельствуют о высоком уровне развития городских ремесел. Металлургия: культура Хараппы – культура бронзового века. Из бронзы изготовлялись мечи, ножи, наконечники для копий и стрел, топоры, зеркала и др. Известны плавка, литье и ковка металлов. Использовались также медь, свинец и драгоценные металлы. Для изготовления металлических фигурок применялся так называемый метод потерянного воска. Обработка камня: зернотерки, гири, некоторые предметы вооружения продолжали изготавливать из него. Процветало гончарное дело, ювелирное искусство, художественные ремесла (резьба по камню и кости, изготовление печатей и др.). Развиты прядение и ткачество. Ремесленная продукция производилась на продажу.

Важную роль в экономике играла торговля, как внутренняя, так и внешняя. Ввозилось сырье для ремесленного производства, драгоценные и полудрагоценные камни. Торговые и культурные связи с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Сухопутная и морская (печати с изображением судов с мачтами, в Лотхале обнаружена крупная верфь, доки для судов, каменные якоря) торговля с Месопотамией.

Связи с Двуречьем и влияние культуры шумеров несомненно (схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша со зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (бронза и письменность). Но письменной Индской цивилизации до сих пор не расшифрована.

3.4. Политическая организация и социальная структура.

Вероятно, хорошо налаженной городской жизнью руководила сильная администрация. В цитадели, возможно, находился дворец правителя или правителей, а также городские власти, осуществлявшие функции контроля над сложной системой городского водоснабжения и канализации и общественных амбаров. Огромные зернохранилища наводят на мысль о централизованных государственных хозяйствах. Высказываются предположения о существовании особого городского совета.

Не ясно, как и откуда осуществлялось управление всей территорией цивилизации, в пользу этого предположения говорит существование единой системы мер и весов, письменность, сходные принципы строительства и др.

Решения вопроса о политической власти разнообразны, многие ученые полагают, что и на Инде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находился весь земельный фонд, но не исключают из списка и республиканское устройство.

Сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к ним примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения. Несомненно имело место значительное имущественное неравенство, свидетельство чему характер, этажность, размеры домов, а также погребения.

Основание для исследований представляют не только материалы археологических раскопок, но и надписи. Система письменности, много надписей (только печатей более 1 тыс.), выделено 400 различных знаков, но письменность до сих пор не расшифрована (неизвестен язык, который выражает письменность и истоки письменности, споры среди ученых).

Упадок городов.

Города Индской цивилизации, быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной причине пришли в упадок, ориентировочно просуществовали 5-6 веков (ХХIV-ХVIII вв. до н.э.). Некоторые данные указывают на то, что упадок городов начался задолго до их исчезновения и был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблени-ем порядка и администрации. «В поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без особого плана, некоторые крупные общественные здания уже разруши-лись, а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение… В Хараппе затихает некогда бурная торговля. меняется техника изготовления керамики».

Среди причин упадка называется:

· вторжение арийских племен;

· внутренние причины: засоление почв, наводнения, наступление Раждутанской пустыни, изменение русла Инда;

· тектонические толчки

· на основе анализа костных останков антропологи пришли к выводу, что причиной гибели жителей нескольких населенных пунктов была малярия и др.

Возможно, причины в каждом конкретном случае были разными (разливы рек, изменение климата, эпидемии), но они не дают представления о причинах упадка Харрапской цивилизации в целом. Возможно, они связаны с некоторой варваризацией культуры, что стало следствием резкого расширения границ цивилизации и включения в ее состав отсталых по уровню развития областей.

Ведийский период».

Становление ранних государств в Северной Индии (XII – VII вв. до н. э.)

Ранний период.

Основными источниками по истории Северной Индии конца II – начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – веды. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веды» родственно, например, русскому «ведать» т.е. знать). Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья – «Благородный» - было самоназванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматри-вают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев.

Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Встречаются деревни, но полагают, что это первоначально относилось к непосто-янному поселению, скопление кибиток, временной стоянки скотоводов. Городов они еще не знали вовсе и тем словом, которое обозначает «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.

Социальная организация индоариев в период их расселения, видимо, оставалась еще племенной. Во главе каждого племени стоял радж а – военный вождь и предводитель, опиравшийся на помощь сородичей и сравнительно немногочисленных слуг. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созывавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоянных межплеменных войн.

Уже в ранневедийскую эпоху засвидетельствован институт рабства, и слово «даса», в древнеиндийском языке обозначающее раба, встречается во многих ведийских гимнах. В целом социальная дифференциация в ранневедийское время была еще выражена довольно слабо.

Поздний период.

В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Значительно большее развитие получило земледелие. С помощью плуга с лемехом, изготовленным из твердых пород дерева, были распаханы обширные пространства Индо-Гангской равнины. Основной тягловой силой были волы, разведению домашнего скота оказывалось большое внимание. Молочные продукты составляли повседневную пищу, а по особо торжест-венным случаям – устраивался забой скота, в том числе и коров.

Земледельцы поздневедийской эпохи строили дома из дерева и бамбука. Жилища, очевидно, различались по размерам и планировке в зависимости от социального положения их хозяев. Рядом с обыкновенными деревнями возвышались резиденции знати, окруженные валом или частоколом. Военные предводители, сражались на колесницах, запряженных лошадьми. Состязание в беге на колесницах были необходи-мой частью многодневных ритуалов, описанных в поздневедийских текстах. Описание битв в эпосе сводится, по существу, к описанию поединков колесничих воинов, и лишь за спинами их угадываются массы пеших бойцов. Такая организация точно соответство-вала и социальной структуре ведийского общества – на колесницах сражалась знать, а народ составлял ополчения.

Археологические находки «серой расписной керамики» свидетельствуют о дальнейшем развитии в начале I тысячелетия до н. э. профессионального ремесла, в том числе и таких, которые обслуживали повседневные нужды деревенского населения (горшечники и ткачи).

Источники начала I тысячелетия до н. э. продолжают говорить о племенах, но в это время можно четко обозначить ту область, которую занимало каждое племя. Население такой области часто было объединено не столько общностью происхождения и сознанием родственных уз, а сколько территориальной близостью и подчинением одному вождю и правителю. В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования

Начиная с VI века до н. э., на территории Индии появилось множество независимых государств: монархий и республик.

5 Буддийскийили магадхско-маурийский период. Создание империи Маурьев

Середина I тыс. до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведийской религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы — жрецы. В это время в Индии активно возникают оппозиционные брахманизму учения как следствия разочарования части древнеиндийского общества в ведийской (брахманской) религии с её ритуальностью и принадлежностью к кастам - закрытым группам людей, а также конфликтами между брахманами и кшатриями (сословия жрецов - высшая каста, а кшатрии - правители и воины в этой иерархии стояли ниже) воинов и правителей в древней Индии). Таким образом, старая ведийская религия переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых «еретических» аскетических движений подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через познание философии и йоги (практикой преобразования сознания), в этом мире все были равны не существовало каст Одним из таких отшельников и был царевич Сидхартха Гаутама, в после6дствии известный как Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

В начале буддийской эпохи происходили индийские походы персидского царя Кира, покорившего северо-западные племена, однако походы персов были нестрашны и задевали только окраины Индии.

В 327 до н. э. Александр Македонский во главе большой армии приступил к завоеванию Индии Некоторые области в долине реки Инд ему удалось подчинить, но племена Северо-Западной Индии оказали сопротивление. Одержав ряд побед, Александр отказался продолжить восточный поход и в 325 до н. э. ушёл из Индии. Встреча древнегреческой цивилизации с цивилизацией между Гангом и Гималаями способство-вала не только сближению Индии с эллинистическим миром, когда греческое и отчасти персидское влияние стали проникать в западные районы Северной Индии. Индийская цивилизация также оказала некоторое влияние на развитие культуры эллинистических стран, в частности, в области медицины и философии. Окончательно греки были изгнаны с индийских территорий после восстания 317 до н. э.

На волне антигреческой борьбы Пенджаб и долина Инда объединилась под правлением Чандрагупты из рода Маурьев — шудра (самая нижайшая из каст) из Магадхи, который впервые создал единую североиндийскую державу в долинах Инда и Ганга. В конце IV века до н. э. Чандрагупта завоевал Царство камбоджей и смежные области Восточного Ирана. Не отличаясь благородным происхождением он всем был обязан себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Нанду, но в результате какого-то столкновения с царём, был вынужден бежать в Пенджаб, где встретился с Алексанжром Македонским. Чандрагупта провёл успешные войны с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, посаженными Александром. Ещё до окончательного изгнания македонян около 324 года до н.э. он организовал поход на Магадху, сверг Дхана Нанду и занял престол. Чандрагупта стал полноправным правителем и положил начало династии по родовому имени Чандрагупты носившей имя Маурьев. Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить всю Северную Индию, но конкретных данных о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Политическая обстановка оставалась напряденной, шла постоянная борьба с Селевкидами. Около 305 г. до н.э. Селевк I Никатор попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия была объединена и имела мощную армию. В 303 или 302 гг до н.э. был заключен мирный договор по которому Селевк уступил Чандрагупте значительные территории на северо-западе Индии, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, отдал Чандрагупте в жёны свою дочь, а Чандрагупта передал Селевку 5-- боевых слонов, которые сыграли важную роль в дальнейших сойнах.

Преемниками Чандрагупты были Биндусара (293—268 до н. э.), расширившим государство за счёт Южной Индии, его прозвище Амитрабхата - Истребитель врагов говорит само за себя. При Биндусаре Маурьи поддерживали отношения с Селевкидами и Птолемеевским Египтом. Его сын Ашока (268—231 до н. э.) - наиболее могущественный правитель за всю историю Древней Индии. Он получил в наследство огромное государство. После воцарения он истребил всех своих братьев и развязал опустошитель-ные войны на юге, присоединив почти весь Декан. Он оставил после себя множество надписей - эдиктов, в которых зафиксированы сведения о завоевательных походах, системе управления, политике царя. После одного из походов он писал: "Сто пятьдесят тысч было угнано, сто тысяч было убито, и ещё больше умерло". Империя Ашоки включала в себя всю современную Индию: Центральную, Восточную, Западную, Южную, (кроме крайнего юга), Пакистан, Афганистан и Бангладеш. Позже тирания Ашоки сменяется политикой «распространения добра» внутри империи, основной целью которой было духовное объединение населения разных частей огромной страны. Важной чертой было особое покровительство буддизму, хотя и обещалась защита всем религиям.

Философия буддизма имела глубокие корни в уже установившихся традициях и обычаях. В течение многих веков буддизм мирно сосуществовал с ведийской религией, у которой он позаимствовал некоторые обряды и божества. По сути своей зародившийся в долине Ганга буддизм становится массовой религией, так как был обращён к любому человеку. Недостатки в политике централизации привели к быстрому распаду державы Маурьев, которая начала терять свои владения уже к концу III века до н. э. Слишком сильны были различия экономического и общественного развития отдельных частей Индии, населённой к тому же разными племенами. Окончательно династия Маурьев была свергнута в Магадхе в 180 году до н. э.

В Южной Индии в разное время доминировало несколько династий, включая такие как Чалукья, Чера, Чола, Кадамба, Паллава и Пандья. Под покровительством этих правителей в Индии развивались науки, инженерия, искусство, литература, астрономия и философия.

Классический период

Начиная с III века нашей эры, в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.

Классическая эпоха характеризуется окончательным формированием стабильной религиозной, общинно - кастовой и экономической системы множества владений противоборствующих мелких династий, поочерёдно создающих непрочные крупные державы разного охвата. Во II веке до н. э. — III веке н. э. Северная Индия вновь становится ареной вторжения различных сил с северо-запада. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индостана Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи.

Первым из интервентов было Греко-бактрийское царство —эллинистическое государство, отделившееся в начале III века до н. э. от царства Селевкидов. Знатью греко-бактров образовывается особое Индо-греческое царство, расширившее свои границы до Аравийского моря и прекратившее своё существование в конце II века до н. э. В I веке до н. э. из сопредельного с Кашмиром государства кочевников-саков были предприняты широкие завоевания, которые привели к образованию нескольких владений, крупнейшим из которых стало Индо-скифское царство. Однако ко второй четверти I века н. э. от Парфии отложилось мощное государство, захватившее все индо-скифские территории и в свою очередь ставшее жертвой Бактрии, которые под предводитель-ством Куджулы Кадфиза I (ок. 30 — 79 гг.) захватили бо́льшую часть владений вплоть до устья Инда. Кушанское царство достигло наивысшего могущества в 127 — 150 гг, когда оно считалось одной из четырёх великих держав мира. Римская империи, Парфия, Кушансая империя и Ханьский Китай образовывавших непрерывный пояс от Атлантического океана до Желтого моря. Характерной чертой существования всех основанных иноземцами государств на территории Индии в «классическую» эпоху было быстрое усвоение ими индийской культуры. В III веке Кушанское царство утратило свои территории под натиском сасанидского Ирана.

Следующей объединительницей северной Индии стала династия Гуптов, царь которой Самудрагупта (335—380 гг.) в своих походах достиг Гималаев и верхнего Инда. Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380—415 гг.) ввёл Индию в «золотой век» её развития..После освобождения Магадхи от влияния кушан ее в нач. IV в. смогла объединить под своей властью династия Гуптов, основавшая новую великую североиндийскую державу. Царь этой династии Самудрагупта (335–380 гг.) предпринял грандиозные завоевания, уничтожив 24 правителя Северной Индии и Декана. Его походы достигли Гималаев, верхнего Инда и крайнего юга Индии. Области Декана, правда, лишь временно признали зависимость от Самудрагупты, но большая часть Северной Индии оказалась довольно прочно объединена вокруг Магадхи. Самудрагупта славился храбростью, щедрым покровительством культуре и величался «сверхчеловеком» и «богом на земле». Его сын Чандрагупта II Викрамадитья (380–415 гг.) по прозвищу «Солнце могущества», прославился совершенными в одиночку рискованными военными подвигами и присоединил западные территории, раздвинув пределы державы до Аравийского моря. Время Чандрагупты II считается «золотым веком» индийской истории. Китайский путешественник с восхищением писал о державе Гуптов: «Народ здесь богатый и довольный, не обремененный каким-либо поголовным налогом или ограничениями. Только те, кто пашут царскую землю, платят налог за нее, и они вольны уходить или оставаться, как им нравится. Царь правит, не прибегая к смертной казни, преступников подвергают небольшому штрафу.Даже тех, кто совершает государственную измену, наказывают лишь отсечением правой руки… Народ процветает и счастлив вне сравнения».

Могущество державы Гуптов было уничтожено новым вторжением с северо-запада: ираноязычные кочевники эфталиты, создавшие в IV–V вв. н. э. обширное объединение с центром в Средней Азии, обрушились и на сасанидский Иран, и на гуптскую Индию. На исходе V в. очередное нашествие эфталитов сломило державу Гуптов: Пенджаб перешел под их контроль, а Север Индии вновь распался на множество мелких владений, одним из которых до середины VI в. продолжала править династия Гуптов. Эти события условно считаются завершением древней истории Индии.

«Классический период» был временем экономического подъема. Существенно увеличивается объем монетной чеканки – показатель роста богатств и нового витка в развитии торговли. Особого размаха достигает внешняя торговля: индийцы впервые устанавливают прямые коммерческие контакты с такими отдаленными регионами, как Центральная Азия, Египет и античная Европа. В I–II вв. н. э. египетские и римские купцы появляются на юге и западе Индии, где даже была основана римская фактория Арикамеду. Индийцы активно проникают в Центральную Азию и Восточный Туркестан, где подключаются к трансконтинентальной торговле по Великому шелковому пути, шедшему от Китая до Средиземного моря. Тесные связи они установили по морю со странами Юго-Восточной Азии, и в первых веках н. э. туда направился поток индийских колонистов. Однако сельское население было мало вовлечено в товарообмен с городом. Сельская община оставалась главной ячейкой общества, но внутридеревенская специализация и дифференциация зашла довольно далеко: кроме полноправных общинников-землевладельцев, в деревне было множество зависимых и безземельных работников (батраков, должников, сельских ремесленников и т. д.). Статус всех этих категорий передавался по наследству, и в каждой области семьи сходного социально-профессионального статуса образовывали корпорации – касты, вне пределов которых браки не заключались. Каждая каста имела специфические обычаи и ритуалы, помогающие ей сохранять замкнутость и идентичность. Городское население также образовало касты, сложившиеся на основе давно существовавших ремесленно-торговых профессиональных корпораций.

Касты считались более или менее «высокими» в зависимости от престижа той или иной профессии и, таким образом, представляли собой иерархически упорядоченные наследственные профессионально-родовые группы, охватившие все население Индии. Приспосабливаясь к канонической концепции четырех варн, (варна одна из 4-х больших каст: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, касты причисляли себя к какой-либо из них: высшие земледельческие касты – к брахманам и кшатриям, торгово-ростовщические – к вайшьям. Основная масса ремесленников и рядовых крестьян теперь, в отличие от былых времен, рассматривались как шудры, так как степень их эксплуатации, экономического и подчинения верхушке общества была уже явно несовместима с представлением о свободном самоуправляющемся общиннике – вайшье. Вне варн находились касты «неприкасаемых», занимавшиеся ритуально нечистыми работами; прочие жители тщательно избегали общения с ними.

Рост достатка поощрял частно-экономические отношения, и массовое распространение получили различные формы частной зависимости и эксплуатации. Увеличилось число рабов, с которыми в Индии обращались довольно мягко: они могли образовывать семьи и распоряжаться личным имуществом. Наряду с рабами часто эксплуатировались должники и наемные работники, обычно выходившие из круга лиц, не имеющих собственных средств производства.

Основным видом эксплуатации оставался сбор государством налогов с населения. Традиционная ставка налогов, выплачивавшихся сельскими общинами, была невелика (шестая доля урожая), но чрезвычайные поборы могли делать ее куда тяжелее. Новым явлением, распространившимся в «классический период», была щедрая раздача государством права получать подати с тех или иных земель в «кормление» сановникам и иным лицам, как временно, под условием несения каких-либо обязанностей, Так создавался слой «хозяев деревень», к которым добавлялись потомки тех мелких владетелей, которые при подчинении их областей более сильным правителем теряли в его пользу большую часть своих политических полномочий, но сохраняли права взимать налоги со своей былой территории. Жаловались деревни также храмам и монастырям.

Однажды превратившись в частную собственность, земли могли быть уже перепроданы кому угодно (например, богатым горожанам). Однако все такие собственники не посягали на общины и их землевладение, ограничиваясь сбором ренты. Внутри самих общин формировалась деревенская верхушка, занимающаяся устойчивой частной эксплуатацией соседей. Таким образом, как и почти всюду, в Индии экономическое развитие к концу древности приводило к появлению крупного частного землевладения, что в последствии привело к установлению феодальных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: