ТРАНСПОРТ МИРА
РОЛЬ.
Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.
Значение транспорта состоит в том, Что он:
1) обеспечивает связь между районами производства и
потребления товаров и услуг;
2) воздействует на размещение производства;
3) способствует специализации и кооперированию производства стран и районов;
4) способствует развитию процессов международной интеграции;
5) обеспечивает развитие всех форм международных экономических и культурных связей.
Уровень развития транспорта
Зависит от уровня развития производительных сил, размеров и освоенности территории, степени включенности в географическое разделение труда и т.д.
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫТРАНСПОРТА
Работу и уровень развития транспорта оценивают по целому ряду показателей. Например: численность занятых в отрасли; протяженность транспортных путей, их густота; вес и структура перевозимых грузов; численность перевозимых пассажиров (1 трлн. чел. в год) и др. Важны и качественные характеристики: качество дорожного полотна, уровень электрификации, технический уровень транспортных средств, соотношение различных видов транспорта в грузо- и пассажироперевозках, уровень автомобилизации, транспортные предприятия и транспортные средства образуют мировую транспортную систему.
особенности | понятие | высокая | низкая |
1 оснащенность | виды транспортных средств, пути сообщения,трассы,вокзалы,станции | ж\д | трубопроводный |
2 грузооборот | Количество грузов на расстояние | ж\д,автом | авиа |
3 обьем грузов | Количество грузов | Автом, ж\д | Авиа.морской |
4 себестоимость | Количество денег,затраченных на перевозку единицы продукции | ж\д,авиа,авто | Труб,водный |
5 трудоемкость | Затраты труда на единицу перевезенной продукции | ж\д,автом,авиа | Труб,водный |
6 пропускная способность | Количество транспорта через порты\станции\ за единицу времени | водный | ж\д,автом |
7 непрерывность работы | Зависимость от природных условий | Водный,авиа | трубопров |
8 протяженность | Длина путей | Морской, труб ж\д.авиа | Автом. |
9 пассажирооборот | Количество перевезенных пассажиров | ж\д,автом,авиа | Труб,водный |
10 скорость | Км в час | Авиа,,автом. ж\д | Труб,водный |
Фрахт | плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, главным образом Морским. | ||
Каботаж | судоходство между портами одной страны. Различают большой каботаж (между портами разных морей, например Балтийским и Черным) и малый каботаж (между портами одного или двух смежных морей, например, Черным и Азовским). | ||
Грузоподъемность транспортного средства (подъемного крана, автомобиля и т. д.) | максимальная масса груза, которую оно способно в определенных условиях в один прием поднять, переместить или перевезти. | ||
Воздушная трасса (авиалиния | пространство над поверхностью земли в виде коридора, в пределах которого выполняются полеты, обеспеченные аэродромными и наземными радиотехническими средствами. |
ВЛИЯНИЕ НТР НА ТРАНСПОТР НТР
|
На транспорт в целом.
1) увеличение грузоподъемности;
2) увеличение пропускной способности;
3) появление принципиально новых видов транспорта;
|
4) увеличение вместимости;
5) увеличение скорости.
6) контейнеризация –перевозка грузов в металлических емкостях-контейнерах (суда-контейнеровозы, контейнерные терминалы в портах)-повышение производительности в 10 раз
7) - Все пути сообщения, транспортные предприятия’ и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. В рамках этой системы взаимодействуют отдельные виды транспорта, страны и регионы мира
На отдельные виды
Монорельсовая дорога — транспортная система, в которой пассажирские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опорах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вместимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная способность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги применяют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток 0,5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.). Недостатками являются относительно высокая стоимость, повышенный уровень шума.
Воздушная подушка — область повышенного давления воздуха между основанием машины (например, судна на воздушной подушке) и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов (например, воздушный подшипник), в приборах (например, гироскопах).
Магнитная подвеска - бесконтактное подвешивание транспортного средства с зазором до 30 см над путевым устройством. Осуществляется с помощью постоянных магнитов (принцип отталкивания), регулируемых электромагнитов (принцип притяжения) или электромагнитов на транспортном средстве на токопроводящих обмоток, уложенных в путь (принцип отталкивания). В качестве тяговых используют линейные электродвигатели. Скорость транспортных средств с магнитной подвеской до 500 км/ч. Испытания проводились в Российской Федерации, США, Германии, Японии, Великобритании.
|
ОСОБЕННОСТИ
ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % — на автомобильный, а оставшиеся 35 % — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
РЕГИОНОВ
Наиболее развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Зарубежной Европы.
Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта.
Зарубежная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Зарубежной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.
СОСТАВ
По географическим сферам применения выделяются сухопутный (наземный), водный (морской и речной) и воздушный транспорт.