Архитектурно-градостроительное развитие Забулачья и Закабанья в эпоху булгаро-татарского средневековья




Территория Забулачья и Закабанья была издревле обитаема. Она заселялась на протяжении от древности к средневековью путем разрастания старых первичных планировочных образований, а также - некоторых новых и постепенного объединения их в некую разбросанную и вместе с тем связанную дорогами и тропами систему слобод,деревень, выселок, хуторков. Усложнялась и уплотнялась их планировочная структура, осваивались новые свободные территории, расположенные между поселениями.

Можно полагать, что за период булгаро - татарского средневековья (У11-1Х - первая половина ХУ1 веков) постепенно сформировались деревни и слободы, некоторые из которых упоминаются в Казанской истории второй половины ХУ1 века. Это Кураишева слобода, деревни Бишбалта, Ахметево и Кульмаметево, а также и другие деревни, которые упоминаются уже как русские под новыми названиями. Деревни, которых было немало вокруг Казанской крепости и ее острога, являлись принадлежностью Ханского двора и высшего духовенства.

Возникновение Кураишевой слободы заключает в себе определенную тайну, которая еще ждет своего исследования. Известно, что курайшитами назывались в доисламской Аравии люди, принадлежавшие к могущественному мекканскому роду высшего духовенства, к которому принадлежал и сам Пророк. После завоевания Мухаммадом Мекки часть курайшитов приняла ислам, значительная же их часть рассеялась за пределы Аравийского полуострова. Арабские столкновения на Кавказе (в Армении) и в Хазарии в 653 году также могли являться одним из путей проникновения ислама и оседания его носителей на берегах Волги. В их числе могли оказаться представители рода курайшитов(Всего средневековые арабские ученые насчитывали 25 родов (батн) курайшитов.(5). (7).

Последний сеид Казанского ханства Кул-Шериф также вел свою родословную из этого рода. Арнольд Тойнби в одной из работ указывал на принадлежность имени Шериф к роду Пророка, из которого, как известно, согласно исламской традиции только и могли быть сеиды. Н.Ф. Калинин, говоря о Кураишевой слободе, дает свое пояснение, не противоречащее нашей гипотезе, а именно: Кураиш - аристократический род духовенства, от которого вели свое происхождение главы казанского духовенства (6) (8

Два исторических источника 16 века повествуют о Кураишевой слободе: Казанская история и Писцовые книги по городу Казани с уездом. В первом, излагается местоположение Кураишевой слободы. Оно обозначено в верхнем течении Булака возле старинного татарского кладбища и Отучевой мечети. Во втором источнике о Кураишевой слободе говорится в прошедшем времени, в настоящем же упоминаются другие слободы приблизительно расположившиеся за Булаком: Преображенская, Архиепископская, Татарская. и другие. (7) 9

Возможно, Кураишева слобода была не единственной слободой Забулачья. Предположение это основывается на том, что в Писцах указываются несколько слобод, первые упоминания о которых относится к 1555 году в связи с тем, что они были отданы Казанскому Архиепископскому дому.. Население в городе и посаде тогда было еще не столь многочисленным и, судя по всему, необходимости в основании новых слобод и выселок не было. Напротив того, проблема заключалась в том, чтобы как можно быстрее заселить пустоши, то есть брошенные коренными жителями в ходе войны селения..

Есть еще один источник, написанный на 11 лет раньше, чем Писцовая книга в 1555 году. Это грамота казанскому архиепископу Гурию на земли и рыбные ловли в Казанском уезде.Среди деревень пожалованных казанскому Архиепископскому дому указываются: «... да за булаком на Кураишеве от острогу вверх по булаку на 100 дворов крестьянских.... да ему дан огород у проломных ворот от острога под татарским кладбищем в подгорье, вверх по булаку против Кураишева. (8) 10

Кураишева слобода согласно этому документу размещалась в верхнем течении Булака, в том месте, где Булак вытекает из Кабана. Южная граница Кураишевой слободы в источниках не обозначена Можно лишь предполагать насколько Татарская слобода в своих границах совпадала или не совпадала с Кураишевой. За ней в южном направлении одна за другой располагались бывшие татарские деревни, которые, начиная со второй половины 16 века заселялись русскими переселенцами и уже назывались Плетени и Поповка.

Исходя из анализа Писцов, нельзя полностью исключать вероятность того, что Кураишева слобода могла представлять собой одно большое предместье, располагавшееся за Булаком и отчасти за Кабаном. После взятия Казани на ее территории возникло несколько новых слобод с русским населением и русскими названиями, а также и Татарская слобода.

Возникновение Кураишевой слободы, возможно связано с первыми проникновениями ислама в Среднее Поволжье. Возможно, это было поселение, постепенно сложившееся возле почитаемых исламом могил. При нем, согласно мусульманской традиции проживал род уважаемых людей - хранителей древних могил(как это было, например, в Биляре), а затем, с развитием Казани на этом месте образовалась слобода.

В булгаро- татарский период, несомненно, сохраняли устойчивость морфологические признаки и основные черты планировочно - пространственной структуры Забулачья и Закабанья, которые были характерны для древности и раннего средневековья. Они были обусловлены, прежде всего, топографией и теми принципами организации пространства, которые сложились на сакральной основе сначала язычества, а затем - ислама. Это: слабые признаки регулярности, рыхлость, неравномерность планировки и застройки пространства.

Следует допускать существование отдельных фрагментов линейного развития застройки вдоль каких-либо направляющих осей (берега, дороги и др), некоторых признаков двусторонней уличной застройки при преобладающей системе нерегулярного порядка, основанного на сочетании в основном центричных систем застройки, а также плотных и разряженных фрагментов планировки и застройки. Эта нерегулярность, однако, не означала существования какого-то беспорядка. Это был порядок, свойственный данной архитектурной культуре, данного региона, в данное историческое время.

Планировка Кураишевой слободы, как и других слобод и деревень, несомненно, должна была содержать те традиционные элементы, которые еще долго сохранялись в дорегулярной планировке татарских деревень и в общих чертах могут быть реконструируемы на основе архивных топографических съемок старинных деревень ХУ111 и Х1Х веков.

Каждая слобода и каждая деревня, судя по более поздним аналогам - дорегулярным планам татарских деревень конца ХУ111 века, имела свои деревянные стены и в них - ворота; внутри одну - две сквозные дороги-улицы, и несколько выходящих на эти улицы заборами кварталов. Главная внутриквартальная улица выходила на главную слободскую. Главная слободская улица представляла собой часть большой транзитной дороги, на которую выходили и другие слободы и деревни. Между кварталами исстари оставались более или менее значительные расстояния с овражками, болотцами, огородами. Вытеснение их новой застройкой в основном завершилось только к концу 19 века.

Вероятно, в Кураишевой слободе сохранялась в какой-то степени планировка и застройка, в общих своих признаках характерная для городов исламского средневековья. Кураишева слобода была самой значительной как по размерам, так и по ее значению, поскольку здесь стояла мечеть князя Отуча («Утучева мизгить»).Следует допустить, что и в других слободах были мечети и некоторые из них могли быть каменными. Каменной же вероятнее всего была и Отучева мечеть, иначе бы она не сохранилась в ходе военных действий, поскольку недалеко от нее располагался полк левой руки Семена Шереметьева, а также царская ставка. О том, что Отучева мечеть сохранялась через 15 лет после Казанской войны, говорится, как известно, в Писцах 1566-68 годов.

Большой научный интерес представляет вопрос о том, какой по своей архитектуре была Отучева мечеть или, хотя бы, к какому типу мечетей она могла относиться. Важным моментом является вопрос о том, где она могла располагаться. Основанием для определения места ее расположения могут служить картографические материалы и некоторые исторические сведения. Так, в Казанской истории, а также в Писцах 1566 - 68 гг. она довольно точно упоминается в верхнем течении Булака в Татарской заострожной слободе, недалеко от Кураишевских ворот, о которых сказано: «Ворота острожные Кураишевские к Утучевской мизгити» (9). 11

Анализ дорегулярных планов этой части Казани показывает, что от Кураишевых ворот шла прямая широкая дорога - улица, на которой и вблизи от которой в начале 17 века стояли три церкви: Московских чудотворцев, Варлаамской иконы Божией Матери и Тихвинской иконы Божией матери, все три - вблизи от татарского кладбища. Точных сведений о времени строительства этих церквей нет, есть лишь даты их повторного освящения после пожаров и ремонтов. Согласно авторской гипотезе каменные мечети ханской Казани перестраивались в церкви. Возможно, одна из них и представляла собой перестроенную Отучеву мечеть. Остатки каких-то двух каменных круглых полуразрушенных башен в Татарской слободе видел И.Георги, посетивший Казань в 1799 году..

Церкви: Тихвинская и Московских чудотворцев сохранились в разной степени и поныне, но возле них археологические изыскания, кажется, никогда не проводились.

Есть основания полагать, что Отучева мечеть могла представлять собой тип компактной центрично - купольной мечети, состоящей из куба, опирающегося на него низкого глухого восьмерика, покрытого полусферическим куполом или восьмигранным шатром. Мечеть могла иметь отдельностоящий или угловой минарет.

Жилые каменные дома в слободах ханской Казани были предположительно двух основных типов: квадратные в плане согласно мусульманской арабской традиции, которая нашла развитие и в нашем регионе и восходит к Х веку (Биляр, «дом феодала») и сохранялась до конца 19 века. Другой тип каменного богатого дома, который, вероятно, был распространен в верхней части ханской Казани вряд ли имел здесь широкое распространение - это дом, состоящий из двух квадратов в плане, объединенных большим вестибюлем. Надо полагать, что подобный этому планировочный тип деревянного дома, вероятно, мог иметь здесь широкое распространение, причем некоторые из них были в два этажа.

Из дикого камня-известняка и из кирпича в Кураишевой слободе могли быть построены некоторые мечети, некоторые жилые дома, а также некоторые мавзолеи на Кураишевом кладбище и единичные мавзолеи возле мечетей. Последнее предположение возникает на основе некоторых данных Х1Х века о каких-то двух разобранных в 1790 году на кирпич гробницах, находившихся возле старинной церкви Живоначальной троицы в Ямских слободах (случай неслыханный для православного обычая). Через три года полученные таким образом 13 тысяч кирпичей с четырьмя решетками и гробничное железо было продано. Из чего следует, что гробницы были не маленькие. 12

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: