Забулачные слободы в эпоху позднего русско-татарского средневековья




 

Во второй половине 16 - 17 веках архитектурно- планировочная структура Забулачья и Закабанья в значительной степени изменяются за счет изменений социально-политической, религиозной и экономической жизни, появлением новых содержаний в духовной и материальной культуре региона.

Следует отметить, что территориальный рост Казани происходил в этот период незначительно: Посадские стены вышли за Булак; на месте некоторых старых татарских слобод и деревень возникли слободы и деревни с новыми названиями и новым населением. В процессе культурных преобразований планировка и застройка слобод, значительно трансформировалась, но в той или иной степени сохраняла сложившуюся на протяжении многих столетий морфологию.

По данным И. Покровского в конце 16 века Казань была окружена слободами и деревнями, которыми владел казанский Архиерейский дом и которые он унаследовал от земельных владений казанских ханов (10). 13

Среди них одни деревни и слободы сохранили свое первоначальное название до конца 16 века (Кульмаметево, Бишбалта), некоторые из старых названий дошли до наших дней (Ахметево - Аметево или Ометево), другие деревни и слободы сразу же были переименованы. Часть бывших татарских деревень и слобод после взятия Казани по существу являлась пустошами, то есть брошенными поселениями. Так, например деревня Кульмаметева стояла пустая, в ней жил только один крестьянин «Федька Васильев». Деревня была отдана в поместье боярину и воеводе Петру Андреевичу Булгакову. Только в 1603 году она стала заселяться бобылями и получила новое название по имени церковного прихода - Архангельское.

В одном документе от 16 июля 1574 года, а именно, грамоте свияжского воеводы боярина В.Б. Сабурова говорится о деревне «Тихое плесо Ягодное, что на ручью,на ней 6 дворов там татарские выморочные дворы и ее Государь царь великий князь пожаловал в вотчину Пречистыя Богородицы...»(11) 14 Полагаем, что эта аналогия уместна в отношении забулачных слобод: Архиепископской, Преображенской, Ямской, а также закабанных деревень: Поповки, Плетеней, принадлежавших также к Спасскому монастырю. По данным переписи 1646 года во всех не пустовавших татарских деревнях население было исключительно мусульманским. По данным И. Покровского Вывод бывшего татарского населения из вотчин Архиерейского дома состоялся не ранее 1678 года, так как по переписи этого года в окружавших Казань вотчинах Архиерейского дома не было ни одного жителя из татар (12). 15 Архиепископская и Преображенская и старая Ямская слободы вскоре вошли в состав забулачного посада. Они отделялись от Татарской слободы острожными стенами и рвом (13).16 Острожные стены Забулачья имели трое ворот - Кураишевские ворота с башней, затем Караишевские ворота с башней и еще одни Ямские ворота. Они связывали посад с Татарской слободой и новыми забулачными слободами: Сотенной, Мокрой, Ямская.

Расположение старой Ямской слободы точно указывается в Писцовой книге 1566-68 гг:: «за булаком, в остроге государева царя и великого князя слобода ямская и в слободе церковь Успения Пресвятые Богородицы». В ней тогда жителей было 63 человека.Забулачная Архиепископская слобода была пожалована Иоанном 1У святителю первому архиепископу казанскому Гурию в 1555году. Она располагалась южнее Ямской слободы вблизи от церкви Успения. В Архиепископской слободе по писцовой книге 1566-68 годов были дворы боярские, два двора детей боярских, коровий двор и еще 90 дворов крестьянских; во всех них проживало 96 человек. В Преображенской «слободке» 39 дворов и 41 человек жителей (14). 17

К западу от слобод на возвышенном холме среди болот и заливных лугов размещалась еще одна слобода Прилуцкая, возле старого стекольного завода, где вероятно и был старообрядческий Прилуцкий монастырь во имя святого Дмитрия Прилуцкого. Монастырь был упразднен в первой половине ХУ111 века. Происхождение и история его неизвестны. Согласно авторской гипотезе именно он изображен на переднем плане в известной гравюре с панорамой Казани 18 века. Массивные формы отнюдь не церковной архитектуры: три здания с толстыми стенами, высокими четырехскатными и двускатными крышами, узкими окнами образуют прямоугольный двор, обнесенный высокими каменными стенами. В деталях архитектуры угадывается черты средневековья, но отнюдь не русского, а скорее булгаро-татарского архитектурного стиля.. Этот комплекс возможно являлся загородной усадьбой татарского князя и остался от ханского периода. Позднее вблизи от него или прямо на его месте был основан Стекольный завод. Археологические находки 13 - 14 веков подтверждают освоенность этого места в булгаро-татарский период (2). 18

В период освоения Забулачья русской культурой происходит перестройка некоторой части зданий. Существующие каменные жилые и общественные здания приспосабливались для новых потребностей, другие - перестраивались. Строились новые здания на свободных местах или на старых фундаментах разрушенных зданий. Частично сохранялась трассировка основных магистральных улиц, таких, которые позднее после урегулирования стали называться Московской, Екатериненской, Захарьевской.

Каменные мечети Забулачья, которые могли еще оставаться во второй половине 16 и вплоть до 18 веков в пределах забулачного посада, вероятно, перестраивались в церкви. Поверх полумесяцев устанавливали кресты и эта символика - сочетание креста и полумесяца как победа идеи христианского просвещения стала центральной на протяжении 16 и 17 столетий. Поэтому так болезненно закрепилась она в сознании адептов исламской культуры. Освобождение полумесяца из под креста и его возвращение на мечети стало идеологической и политической задачей ислама в течение двух последующих столетий.

Главным событием середины 16 века было образование в планировочно- пространственной системе Казани двух территориальных делений: «русской Казани», образовавшейся в процессе заселения и постепенного преобразования архитектурного пространства крепости и посада представителями русской христианско-православной культуры и - «татарской Казани», образовавшейся посредством концентрации в бывшей Кураишевой слободе значительной части мусульманского населения, не пожелавшей принять крещение. По сведениям А. Олеария (1632 г) татарам было позволено жить поблизости от Казани и сохранять свою религию (16). 19

Обозначенные территориальные деления различались по социально-этническому и социо - культурному составу жителей, а со временем и - типологией архитектурно-градостроительного пространства, элементами планировки и застройки.

 

Планировка и застройка Татарской слободы

 

Термин «Татарская слобода» впервые упоминается в Писцовой книге 1566-68 г. Там же указывается ее расположение: «Да за Булаком на Кабане озере слобода Татарская, а в слободе прикащики, дети боярские, казанские жильцы Артемий Староемко. Всего 4 двора, да двор пуст, что был прикащиков же Григория Фефилова, да 150 дворов татарских и чувашских и летом многие дворы стоят порозжи и сказали,... что Татарове и Чуваша приезжают жить зимою или в заворошню, и тогда де их живут в одном дворе семей по десяти, а в ином дворе и больше десяти семей».(17) 20

Татарская слобода располагалась на месте Кураишевой слободы и по существу ей и являлась. Но называлась уже Татарской представителями русской администрации. Она начиналась с верхнего течения Булака и несколько продолжалась на юг в Закабанье,

В Писцах говорится: «За острогом...ко всему посаду и к татарской слободе животинных выпусков меж Булака реки, Ички и Казанки, от острогу по Булаку вверх, мимо Татарскую слободу до Кабана озера по правой стороне, да подле Кабана.(18). 21 С запада к забулачному острогу и Татарскому острогу примыкали огороды - архиепископские, огороды преображенского монастыря и Татарской слободы. Они оставались здесь до конца 17 века, о чем есть соответствующие историко-архивные материалы и сведения.

Северная граница Татарской слободы проходила примерно возле старинного татарского кладбища возле бывшей Кураишевой слободы. Оно располагалось примерно на месте Сенного базара между Татарской слободой и острожными стенами забулачного посада. Местоположение

этого кладбища также довольно точно определяется путем сопоставления нескольких источников. О нем говорится в Казанской истории 16 века, а также в одной из челобитных грамот конца 17 века. Казанские слободские служилые татары (Махмед Аксаков со товарищи) били челом государю, что у них «подле их слободы татарское кладбище

исстари от казанского взятия и на том кладбище русские поселились дворами и в нынешнем 1694 году в Казани за огородами полковник А. Шарф описывал и мерил земли под стрелецкие дворовые места и тоже мерил он татарское кладбище. А иного де татарского кладбища у них нет». Слободские татары просят царя велеть снести русским людям их дворы с кладбища и впредь селиться никому не велеть. В связи с этим Петр 1 пишет воеводе казанскому П.Л. Львову, чтобы сделали чертежи, все измерили, но, чтобы кладбище не трогали, «чтобы утеснения отнюдь не было и разрешить огородить, если захотят». Но и этот указ как многие другие исполнен не был(19).22

Южная граница Татарской слободы второй половины 16 века не указывается в Писцах. На основе сопоставления исторических сведений и планов Казани можно полагать, что она не доходила до села Плетени, так как между ними располагался луг. Об этом есть историческое свидетельство. В одной из грамот 1684 года-«Дело об огороднем месте» слободского татарина Ишмамета Шангурина говорится: «Около татарской слободы поставлен острог, за острогом по сю сторону от села Плетени огородили огороды... за татарским острогом, за полевыми воротами по луговой дороге» (20). 23

В Писцах говориться о том, что весной с первыми травами и до первого снега татары уезжают на летние пастбища и там кочуют. Эти сезонные кочевки для каждого рода совершались по издавна сложившимся, постоянным графикам маршрутов. Кочевали только богатые семьи, в хозяйстве которых были большие стада, летние жилища - юрты, шатры. Судя по сообщению летописца, таких кочующих семей в Казани оставалось немало, так как говорится, что летом в Татарской слободе «все дворы стоят пустые».

В конце ХУ1 века татары вели полукочевой образ жизни. Возможно некоторые его пережитки сохранялись и несколько позднее. Основанием для такого предположения может служить исследование Н.Харузина, посвященное истории кочевого жилища.некоторых народов традиционно издревле проживавших в близком соседстве с казанскими татарами. Так, соседние с татарами и бывшие с ними в тесных социально-экономических и культурных отношениях башкиры жили в 18 веке зимой в больших деревнях, а на лето разбивались на небольшие группы, состоявшие из 5-20 юрт и так кочевали в летнее время года. Он отмечает разбросанность дворовых построек как характерный признак кочевых пережитков. Н. Харузин отмечает, что и в 18 веке сибирские татары в большинстве своем вели полуоседлый образ жизни, монголы Астраханской губернии вели полукочевой образ жизни (21). 24

Cлобода была огорожена собственными острожными стенами (острогом) и называлась еще «Татарский острог». Есть основания полагать, что планировка и застройка Татарской слободы в значительной степени еще сохраняла некоторые планировочные принципы, элементы застройки, типы кварталов, улиц, бывшей Кураишевой слободы. Впервые попытка реконструировать основные принципы планировки Татарской слободы второй половины 16 века была предпринята В.В. Егеревым На основе анализа более поздних планировок татарских деревень он выявил З планировочных элемента: 1) магистральные дороги - улицы,2) переулки и подъезды, 3) тупики или концы, связывающие отдельные дома в группы по родственному признаку (22). 25

Согласно авторской реконструкции основными структурными элементами планировки были: несколько(1-2) транзитных улиц, нерегулярные по своей трассировки, к которым выходили огороженные и неправильные по форме кварталы и такие же нерегулярные небольшие межквартальные пространства (пустыри, болота, перелески) Внутри огороженных кварталов были криволинейные улочки, тупики, переулки, ведущие к отдельным усадьбам. Периметр средневекового квартала формировался высокими заборами, вся частная и общественная жизнь была обращена внутрь квартала. Снаружи квартал окружали огороды, выгоны для скота, безхозные территории, прилегающие к транзитным дорогам - «улицам», соединяющим такие кварталы. Такие общественные пространства как небольшие в той или иной степени архитектурно организоыванные площади располагались у слободских ворот, на перекрестке двух главных магистральных улиц, возле раззореннных мечетей, где, слободские татары, несомненно, продолжали совершать намаз, а также возле колодцев и водоемов.

Планировка Татарской слободы не имела регулярного начала, которое в большей мере свойственно русским селениям и выражается в виде улицы.. Вместе с тем, есть основания полагать, что могли возникнуть и какие-то новые признаки, связанные с переселением в бывшую Кураишеву слободу значительной части посадского татарского населения, а также новыми культурно-историческими условиями, запретом ислама., нарушением социально-этнической структуры населения. Вопрос о том как именно изменилась социально-этническая структура слободы очень важен, поскольку он связан с вопросом о градостроительном типе татарской слободы, выделявшейся в ряду других слобод Казани своим особым экономическим, социально-политическим и религиозным статусом. Имела ли ее планировка и застройка сельский характер или собственно посадско-слободской. Насколько деградировала планировка и застройка бывшей Кураишевой слободы и как развивалась она в дальнейшем уже в новых культурных условиях?

По данным И. Покровского и Н.Ф. Калинина в 17 веке образовалась Новокрешенская слобода. Крещеные татары были выселены из Старотатарской слободы в новую отдельную слободу, которая разместилась вдоль левого берега Кабана и называлась Новокрещенской слободой. Со временем она слилась со Старой Татарской слободой (23). 26

К концу 16 века застройка Забулачья и Закабанья представляла собой почти сплошь жилые деревянные дома, деревянные острожные стены, первые деревянные, а также и каменные церкви. Возникает вопрос какова была застройка Татарской слободы второй половины 16 -17 веков? Сохранялись ли мечети от ханского периода? Что стало с Отучевой мечетью, последние сведения о которой имеются в Писцовой книге 1566-68 гг.? В какую из забулачных церквей она, возможно, была перестроена?

Вопрос о том, когда появились первые церкви Татарской слободы, связан с вопросом о том, когда и как исчезли мечети ханского периода?

 

В Забулачье появились самые первые казанские церкви, поставленные здесь во время осады Казани войсками Иоанна 1У. Это были полотняные походные церкви: Пресвятой мученицы Екатерины, Сергия Чудотворца, Архистратига Михаила. Они 40 дней стояли вблизи от Кураишевой слободы в ставке царя. Если принимать во внимание православную традицию, согласно которой алтарь церкви не может быть брошенным местом, то следует предположить, что на местах этих походных церквей должны были поставить впоследствии деревянные часовни или обыденные церкви., а в последствии и каменные, возможно с иными уже названиями престолов..

Анализ панорамных видов Казани первой и второй половины ХУ11 века дает основания полагать, что в начале и в конце 17 века в казанском Забулачном посаде, вероятно, еще стояли некоторые старые мечети эпохи Казанского ханства. Возможно, они долго стояли «в запустении» в разрухе, восстанавливать их не разрешалось и постепенно со временем разбирались или перестраивались в церкви.

Вероятно и Отучева мечеть какое-то время стояла полуразрушенная, заброшенная, а потом либо была перестроена в церковь, либо постепенно разобрана на камни для новых построек. По данным И. Георги (1799г) в Казани татары имели две знатные слободы, из коих в одной находятся две каменные молебные храмины и оставшиеся от прежних еще времен высокие и круглые башни, а в другой (вероятно, в Новой татарской слободе - Г.А.) построены две деревянные молебные храмины (24). 27 Возможно речь идет о минаретах. оставшихся с ханского времени. На панораме Казани, опубликованной А. Олеарием примерно 1630-е годы показаны за пределами острожных стен забулачного посада жилые и культовые здания Татарской слободы: одна мечеть, похожая на деревянную с остроконечным минаретом на крыше, одноглавая каменная церковь, деревянные дома со скатными крышами, некоторые можно принять за каменные и за полуразрушенные каменные дома; показаны также фрагменты каменных стен. (25).28 В Архиепископской слободе забулачного посада хорошо видны два минарета: один наземный в северо-западной части посада, другой - на скатной крыше мечети.

Можно утверждать. Что в Татарской слободе во второй половине 16-17 веках мечети строились и восстанавливались нелегально. Есть сведения конца 16 века о том, что при патриархе Гермогене в Татарской слободе строились мечети («близко от посада, «на лучной выстреле»). Об этом архиепископ Гермоген в 1593 году сообщил в письме государю, после чего из Москвы от Федора Иоановича пришел ответ с указанием наместнику и воеводе о том, что это «сделалось вашим воеводским небрежением и оплошкою, так есть сбрендели, что прежде мечети татарские ото взятия до вас не бывали; и вы бы мечети татарские посметали и впредь татарам мечети однолично ставити не велели». Анализ разного рода материалов показывает, что этот указ не выполнялся. Так, например, в 1744 году при описи мечетей Казанской губернии (еще до легализации ислама) их было 536, причем одни из них были построены до взятия, а другие после взятия Казани (26). 29

О том какие тогда могли строить мечети на глазах у наместника и архиепископа остается только догадываться. Возможно, это было лишь поспешное восстановление каменных разрушенных войной старых мечетей. Новые же нелегальные (незаконные) мечети были без минаретов, возводились в простейших деревянных конструкциях. Их можно отнести к типу архаичных мечетей, имевших распространение в небогатых селах., которые по существу не выделялись среди массовой деревянной жилой застройки. По сведениям И. Георги 1799 года “молебные храмины в деревнях походят на самые худые хижины, у которых вместо башен (минаретов - Г. А.) сделаны перилы и с сего места скликает пономарь мирян на молитву”. “Худые жилища” же жилища «скудных людей состоят из одной избы, дверь которой вышла на улицу и с плоской крышей - вид четвероугольника «(27) 30

 

Раздел 4. Архитектурно-градостроительное развитие татарских слобод в 18 веке.

.

В середине ХУ111 века Татарская слобода вплотную подошла к Плетеням. В 1756 - 59 годах согласно указу от 1750 года произошло переселение татар (128 дворов - 800 душ) из Старой Татарской слободы в Поповку, откуда предварительно выселено было русское население. Это было уже второе переселение татар из Старой Татарской слободы. Первое как отмечалось произошло в 17 веке в связи с образованием Новокрещенской слободы. В Поповке в 1759 году им было разрешено построить одну мечеть, но вскоре они добились того, что построили и вторую.(28) 31

По историческим сведениям и исследованиям Н.Ф. Калинина в Закабанье в 18 веке образовалось уже 4 слободы с преимущественно татарским населением: Старотатарская, Новокрещенская - Захарьевская, Мещанская слободы и Новотатарская слобода (29).32

Старотатарская слобода разрасталась в юго - западном направлении и постепенно вобрала в свои границы деревню Плетени. Потомки бежавших от крещения казанцев возвращались по мере улаживания межэтнических и межконфессиональных отношений. Постепенно Новокрещенская слобода органично вошла в ее состав, здесь стояли лучшие мечети 18 века. Известно, что в 18 веке при архиепископе Л. Канашевиче после пожара 1749 года здесь было построено и 2 церкви: деревянная во имя Четырех евангелистов и каменная во имя святых и праведных Захария и Елисаветы (30). 33 Третья церковь великомученицы Екатерины - деревянная в 1788 году по сведениям Д.Зиновьева (1788) стояла в Плетенях.

Мещанская слобода, расположенная западнее от Старотатарской, образовалась из служилых татар, которым было разрешено записываться в мещане. Она тоже в процессе урегулирования, по-существу, слилась в единое архитектурное пространство Старотатарской слободы. Новотатарская слобода образовалась после «Уразметова пожара» 1714 года. Первыми здесь поселились мурзы с правого берега Волги и первоначально слобода по своему составу жителей была мелкодворянская. Она через татарское кладбище, образовавшееся, вероятно в конце ХУ11 - начале ХУ111 веках планировочно объединилась с Плетенями и Поповкой, заселенными к середине 18 века татарским населением. (31) 34

В ХУ111 веке на левом берегу Казанки в зоне Зилантовского монастыря, отделенной от Забулачья речкой Ичкой, притоком Казанки образовались слободы Адмиралтейская, Макарьевская. Адмиралтейская слобода начинала территориально формироваться, еще в период булгаро-татарского средневековья в процессе развития судоходства. Не позднее Х1У века здесь уже должно было существовать развитое судостроительное производство с поселением, так как никакой волжский город не мог обходится без водного транспорта. С тех пор разнообразные типы татарских судов, ходивших по Волге- пабусы, кербати, мишани, бафьти, каюки, карбасы, ладьи- изготавливали здесь, на верфях старинной татарской слободы, которая в ХУ111 веке получила название Адмиралтейской, а до того называлась, возможно, так же как и деревня - Бишбалта (Пять топоров) поскольку сама деревня могла возникнуть на базе судостроительного дела или в качестве деревни обслуживающей судостроительную слободу. После казанского взятия в конце ХУ1 Века на этом месте возле Бишбалты учреждается государственная, вероятно военно- пограничная «плавная слкужба». В последствие на верфях бывшей татарской судостроительной слободы еще до 1718 года, то есть до официальной даты учреждения Адмиралтейства построены были сотни торговых судов и военные флотилии для Азовского и Балтийского морей. В начале ХУ111 века Казанское адмиралтейство, (возникшее на месте и на традициях булгаро-татарского судостроения - Г. А..- В.) было крупным караблестроительным центром речного и морского флота России. (35).

В ХУ111 веке появляются первые законные мечети Забулачья и Закабанья. Четыре из них были построены до легализации ислама по специальному разрешению Синода в ответ на прошения казанских татар. Так., в 1744 году Сенат разрешил построить две мечети в Татарской слободе, Указом Сената 1759 года как отмечалось разрешено было в Поповке построить две мечети. В 1767 (1763-?) году Екатерина 11 разрешила построить еще две мечети в Татарской слободе по прошению служилого татарина Исая Измайлова, который в челобитной сообщал, что после пожара 1756 года, в котором сгорела их Татарская слобода они лишились своих мечетей и что на погоревших местах новые мечети ставить запретили, а поставили на месте одной из сгоревших мечетей деревянную греческую церковь и населили слободу русскими, татар же выселяли в новую слободу (Поповку). В Старой же Татарской слободе осталась одна деревянная мечеть «весьма малая и ветхая»(32). 36

Из этого опубликованного в 1867 году Е.Маловым документа можно заключить следующее: 1) Мечетей до пожара 1756 года в Старой Татарской слободе было несколько, не менее трех, все они или почти все, вероятно, были деревянными; 2) После разрешения Екатерины 11 на строительство новых двух мечетей в Татарской слободе вместе со старой деревянной стало три мечети. Всего вместе с двумя мечетями в Поповке в 1767 году стало пять законных мечетей; 3) Местоположение и название деревянной греческой церкви предположительно можно атрибуцировать как церковь Четырех Евангелистов, располагавшуюся на северо-западном берегу Кабана, позднее она была заменена каменной.

Кроме того есть некоторые архивные и исторические сведения о том, что «законная» мечеть, возможно, существовала в Татарской слободе еще в 1712 году. В фонде № 131 «Посольский приказ, татарские дела» Государственного архива древних актов хранится документ от 7 января 1712 года: «Дело по челобитию переводчиков и толмачей Рамазана Тевкелева с товарищами о бытию в Татарской мечети Абызом Казанскому татарину Ашир Кадыеву (ЦГАДА, ф.131, оп.1). Из чего следует, что мечеть в 1712 году уже стояла. Есть упоминание и о некой мечети, стоявшей в 1726 году. Возможно это сведения об одной и той же мечети (33). 37

Во второй половине ХУ111 века сохранялись еще забулачные посадские стены. В верхней части города они были сломаны в 1729 году. Узел торговых контактов между татарским и русским населением Казани складывался вблизи от Кураишевских ворот. Татарское кладбище постепенно, начиная с конца 17 века вытеснялось стрелецкими дворами и разрастающимися торговыми функциями. Рядом с ним и отчасти на его территории постепенно формировалась Сенная площадь.

До конца ХУ111 века планировка и застройка здесь в основном оставались такими же как и в конце ХУ11 века. Татарская Казань в Забулачье и Закабанье оставалась почти сплошь деревянной, там долго, кроме полицейской части, не было общественных зданий. В Старотатарской слободе архитектурно-пространственная структура квартала в процессе урегулирования претерпевала трансформацию. Происходило постепенное перераспределение акцентов - все большую значимость приобретало пространство улицы при сохраняющейся значимости внутриквартального пространства. Периметр квартала отчасти формировался уже не только заборами, но и жилыми домами и лавками, которые все чаще ставились на красной линии улиц.

До конца XVIII века, а в отдельных случаях, возможно, и в XIX веке бытовали такие архаичные простейшие типы жилищ, как полуземлянки, а качестве временных жилищ на окраине города. Например, при образовании новых татарских слобод.

Уже в 1793 году при генеральном межевании и составлении плана Казани капитаном Волковым все слободы и в их числе Старая и Новая татарские стали называться не слободами, а предместьями (34) 38

Татарские слободы в системе планировки и застройки Забулачной и Закабанной морфологических зон Казани

Рассматривать Старотатарскую слободу Х1Х века как единое целостное образование, выделив ее из окружения Забулачной и Закабанной территорий можно только с определенной долей условности. По существу ее надо рассматривать в системе двух морфологических зон Казани: Забулачной и Закабанной.

Во второй половине Х1Х века в процессе урегулирования, названия Старая Татарская и Новая Татарская слободы сохраняли лишь историко-культурное значение. Они стали органичной частью города, его планировочными зонами, расположенными в Забулачье и Закабанье и соответственно как и другие части города назывались по номеру полицейской части - вторая и пятая части города..

Улица Четырех Евангелистов (ныне -Татарстан) разделила Старотатарскую слободу на две части. В Забулачье осталась Сенная площадь с прилегаюшими к ней улицами и кварталами, а в Закабанье другая часть Старой Татарской слободы с Юнусовской площадью и прилегающими к ней улицами и кварталами.

Каждая из них сохраняла свою специфику в планировке, застройке и архитектурной стилистике. При общих выраженных признаках единой культурной основы, постепенно в рамках этого единства стали заметнее проявлять себя и некоторые отличия, сложившиеся как в силу топографических, исторических и функциональных различий Забулачья и Закабанья, так и - новых условий социально-культурныой жизни и расселения различных слоев татарского общества (купцов, дворян, духовенства, мещан, крестьян, пролетариев) их религиозной и общественной жизни, разности влияний на их культуру и на их архитектуру русско-европейской культуры и архитектуры.

. Постепенное выравнивание социально-национального заказа в 18 - 19 веках означало возможность для татарского заказчика покупать участки в русской(бывшей татарской) части города (магазин вдовы Шамиля на Проломной улице). Обычным явлением становится расселение русских и иностранцев за Булаком и за Кабаном в традиционно татарских частях города (дом К. Фукса по улице Московской, дом купца Шамова и др.). Несмотря на это, сохранялись различия зон расселения по этно-конфессиональному признаку среди мусульман, старообрядцев, православных.

Неоднородность типов городской среды и ее качества на рубеже XIX-XX веков проявилась в архитектурно-пространственном укладе города. В соответствие с принципом расселения по социально-национальному признаку сложились морфологические зоны, в которых проявилась своя архитектурно-градостроительная типология на основе этнической, религиозной и социальной принадлежности жителей (русской аристократии, русского купечества, старообрядцев-мещан, татарского купечества, татарской аристократии, пролетариата).

Морфологические зоны отличались ландшафтными характеристиками и архитектурно - градостроительной типологией, историко-культурными наслоениями. Таких зон автором выявлено в центральной исторической части Казани семь: Прикремлевская, Арская, Проломная, Суконная, Забулачная, Закабанная и Заречная. В качестве еще одной довольно самостоятельной и своеобразной по указанному набору признаков морфологической зоны, но территориально относящейся к Забулачью, можно считать Зилантовскую зону.

В Забулачье и Закабанье было сосредоточено татарское население. Чем дальше на север от Сенной площади, тем более возрастает русского население, чем дальше от Сенной на юг -татарское. Казанский краевед Е. Белов в 1913 году писал о том, что Казань резко разделяется до сих пор на две части европейскую и мусульманскую, что Забулачная часть города представляет собой особую жизнь, где нет ничего русского, все устроено по-своему: особые люди, особые экипажи, особая толпа, особая жизнь. Описание этой части Казани красочно отражает восточную специфику культуры мусульманского населения.:«Уже при первом знакомстве с Казанью вы сталкиваетесь с Азией. Лица татар, чувашей, черемисов. Шелковые фантастически изукрашенные яркими узорами шарфы, восточные сафьяновые сапоги, бархатные серебром и позолотой отделанные татарские туфли... В трамваях вы встречаетесь с мусульманскими женщинами. Ярко разрумяненные круглые лица с черными выкрашенными зубами. На голове и плечах наброшен полу-халат из яркой восточной ткани.... Все это так странно, так оригинально. Особенно, когда подумаешь, что стоит только пройти несколько кварталов,...чтобы увидеть университет, церкви...» (35) 38

В каждой из зон сложился свой социально-бытовой уклад со свойственным для него набором архитектурно-градостроительных типов. Каждая социально-национальная группа имела свою территорию, главную улицу, площадь, церкви или мечети, свое кладбище, свои зоны торговли, производства, отдыха. При этом сложилось как бы своеобразное ранжирование территории, которое проявлялось в различной степени их доступности для представителей других этно-социальных и этно-конфессиональных групп населения. Так наиболее закрытыми местами для внешних контактов были церкви, мечети, кладбища и внутриквартальные пространства. Наиболее открытыми для контактов разных социально-этнических и социально-конфессиональных групп населения были центральные улицы по 1-2 в каждой из морфологической зон. Второстепенные улицы и кварталы по мере удаления их от главных улиц все более отличались некоторой спецификой, отражавшейся в типологии архитектурного пространства, типах жилых и общественных зданий и их стилистикой.

Архитектурная стилистика зон определялась спецификой социально-национального заказа и имела свои характерные черты, которые в противоречивом единстве складывались в облик города. В стилистике одной зоны преобладали формы классицизма, другой - русского допетровского зодчества, в третьей - “восточно-мусульманские” мотивы, в других - разные соотношения городского и сельского фольклора.

Обособленность не мешала хорошей взаимосвязи каждой зоны с общегородским центром и между собой. Тенденция к интеграции городских этнотерриториальных зон нашла выражение в развитии общегородского центра, осью которого была водная торговая артерия Булака с сезонными ярмарками на его берегах. С XVI века водная граница, разделявшая город на русскую и татарскую части, стала объединяющим фактором. На Булак с обеих частей города: «русской» и «татарской» выходили поперечные ему улицы от торговых продольных улиц и площадей (Проломной, Московской улиц; Рыбнорядской и Сенной площади

Забулачная морфологическая зона

 

Как было показано территория Забулачной морфологической зоны Казани формировалась начиная с далекой древности. Северной ее границей служит река Казанка, южной - улица Татарстан, восточной - протока Булак, западной - железнодорожные пути. С булгаро-татарского средневековья планировочной осью Забулачной территории, как и Закабанной, являлась Крымская дорога, выходившая из Крымских ворот в южном направлении, тянувшаяся вдоль берегов Булка и Кабана. Она в процессе урегулирования приобрела несколько иную трассировку и состояла в конце Х1Х века из улиц Московской и Екатериненской.

. Из общегородских функций в Забулачье размещались железнодорожный вокзал (с конца 19 века), Устьинская пристань, Бакалдинская пристань, лесная биржа, городские весы, четыре учебных заведения и др. Бакалдинская пристань была связана с торговыми центрами города длинной дорогой, идущей с запада от берега Волги мимо Новотатарской слободы к Булаку. Эта дорога, вероятно, сформировалась в глубокой древности, как сухопутная связь между берегами водных путей.

Планомерное урегулирование этой части города началось только после пожара 1842 года. Прежде всего новые требования регулярной застройки касались формирования красных линий главных улиц с их более официальной парадной застройкой. Несколько из них имели относительно плотную застройку из каменных 2-3 - х этажых домов, например, Московская (в Закабанье - Екатериненская).. Застройка Забулачной территории в значительной степени состояла из деревянных жилых домов с тем или иным содержанием традиций сельского жилого дома и городского деревянного дома, сложившегося на основе влияния традиций русско-европейского профессионального зодчества.

К концу Х1Х века в процессе урегулирования квартал приобрел форму правильного или неправильного прямоугольника с фиксированными углами за счет постановки там специально спланированных угловых типов зданий. Хозяйственные постройки ушли вглубь квартала, а жилые дома, насколько это возможно, вышли на красную линию. При этом первоначально до середины 19 века плотность застройки по красным линиям была невелика, угловых зданий было еще очень мало, а внутреннее пространство квартала заполнялось садами, огородами, хозяйственными дворами с разбросанными на них дворовыми строениями.

. В силу замедленной динамики преобразований этой части города отдельные элементы дорегулярной планировочно - пространственной структуры оставались вплоть до начала 20 века и позднее. Еще долго в Забулачье и Закабанье сохранялась прерывность городского пространства, включавшего неосвоенными “куски” городской территории возле Зилантовского монастыря, между Старой и Новой татарскими слободами и др.

К началу XX века сложилась довольно последовательная система застройки центральных улиц, которая отражала внешнюю официальную сторону жизни татарских кварталов. Идея регулярности отчасти была приспособлена к традициям, но улица здесь так и не стала главным типом пространства, как, например, в верхней, “русской” части города. По-прежнему сохранялась значимость внутриквартальных пространств, которые превышали значимость улиц. Такие новые типы городских общественных пространств, как скверы, памятники, фонтаны, здесь так и не появились, зато внутри кварталов внимание к благоустройству было характерной чертой татарского быта (сады, беседки для чая, фонтаны, экзотические птицы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: