Культура: традиции и современность




Культура Албании

Общие сведения

Народная Социалистическая Республика Албания — государство на западе Балканского полуострова, ее площадь — 28,7 тыс. кв. км. Территория страны вы­ тянута в меридиональном направлении примерно на 340 км, а ее максимальная ширина (в южной части) 150 км. Население—'2,5 млн. человек (1977 г.).

Границы Албании (с Югославией и Грецией) почти на всем протяжении проходят по природным рубежам — горам и озерам. На западе равнинная и наиболее заселенная часть страны примыкает к Адриатическому морю (протяженность морской границы 472 км). Албания занимает ключевую позицию у выхода из Адриатического моря в Ионическое, но в то же время — окраинное положение в Европе.

Коренное население страны — албанцы. Албанские земли завоевывались в свое время римлянами, византийцами, турками. Турецкое владычество продолжалось почти пять веков, с конца XV в. до 1912 г., когда Албания добилась формальной независимости. Однако она оставалась в фактической зависимости от империалистических стран, и в первую очередь Италии, которая, несмотря на сопротивление народа, оккупировала Албанию в 1939 г. На последнем этапе второй мировой войны, после капитуляции Италии, Албания была оккупирована войсками фашистской Германии. В условиях победоносного продвижения Советской Армии на Балканах в 1944 г. албанская национально-освободительная армия освободила Албанию от фашистских захватчиков.

В 1946 г. страна была провозглашена народной республикой, а в 1976 г. пере­ именована в Народную Социалистическую Республику Албанию. Верховный орган государственной власти — однопалатное Народное собрание, избираемое на четыре года. Высший исполнительный и распорядительный орган— Совет Ми­нистров. Руководящая партия страны — Албанская партия труда (основана в 1941 г., до 1948 г. называлась Коммунистической партией Албании). Наиболее массовая общественно-политическая организация — Демократический фронт Албании.

Культура: традиции и современность

Бытовая культура Албании чрезвычайно многообразна. Порой кажется удивитель­ным, как в стране, площадь которой лишь немного превышает половину Москов­ской области, могли сложиться столь раз­ные традиции в костюме, жилище, утвари, многообразные семейные и брачные обы­чаи, разнообразные архитектурные стили

Балканы — это узел, где скрестились цивилизации Запада и Восто­ка, то в первую очередь это относится к Албании, имеющей удобные морские га­вани и расположенной на торговых путях от моря в глубь полуострова.

В сельской местности сохранился древний и рацио­нальный способ хранения воды — в гли­няных сосудах, повторяющих по форме античные амфоры. В них вода долго сохраняется свежей и холодной.

Традиционный спо­соб приготовления мяса — зажаривание целой туши на вертеле на открытом очаге.

Из зажаренной на вертеле туши барана всегда состояла торжественная жертва курбан, которую приносили «высшим си­ лам» (и съедали, разумеется, самижертвователи) в дни больших религиозных и календарных праздников — на пасху, рождество, новый год, в обряде встречи весеннего равноденствия как символа пробуждающейся природы и т. д.

Так бытовая привычка превратилась в ритуал. В быту же нынче предпочитают более экономный способ приготовления мяса: его варят.

Привнесенные турками особенности восточной кухни: жирные мясные блюда под острыми соусами, приторные сладо­сти — известны больше среди горожан.

Другой же восточный обычай — пить кофе распространился повсеместно: его обязательно подают гостям, при сватов­стве, при совершении торговой сделки.

Костюм скотовода обычно шился из самодельной шерстяной материи, в доли­ нах отдельные части одежды делались из льна (ныне заменен хлопком), шелка (раньше его кустарным способом изго­товляли по всей приморской зоне).

Невозможно описать все виды албан­ского традиционного костюма. На участ­никах фольклорных ансамблей в празд­ничные дни еще можно увидеть тради­ционную одежду. В повседневной жизни она или целиком заменена общеевропей­ской (особенно среди мужчин и более на юге, чем на севере), или отдельные эле­менты традиционной одежды сочетаются с промышленными изделиями.

Крестьянки среднего и старшего возраста обязательно носят фартуки и головные платки. По горным тропам очень удобно ходить в традиционной обуви — опингах — своего рода сандалиях, поэтому они сохраняются в быту горцев, хотя изготовляют их уже не домашним способом из одного куска сыромятной кожи, а машинным.

Специалисты выделяют два вида на­ционального костюма местного происхо­ждения: тип джублеты и тип джубы.

Костюм типа джублеты носили ското­воды севера. Он целиком был сделан из шерстяной ткани. Женщины надевали очень широкие колоколообразные юбки, корсажи, рукава и наплечники. Все эти отдельные предметы не были между собой сшиты, на местах их соединений по краям шла пышная бахрома. На ногах — гетры из куска шерстяной материи и опинги. Мужской костюм типа джублеты не сохранился.

Костюм типа джубы носили все, кто вел смешанное скотоводческо-земле­дельческое хозяйство. Основные его эле­менты: широкая рубаха прямого покроя, льняная или хлопчатобумажная. Поверх нее и мужчины и женщины надевали верхнюю распашную шерстяную оде­ жду — джубу.

Среди всех албанцев в XVIII в. была в моде фустанелла (в буквальном переводе «юбочка»). Нижний, очень широкий край белой хлопчато­ бумажной рубахи, который виднелся из- под джубы, собирали во множество складок. Впоследствии подол рубахи трансформировался в надеваемую отдельно юбочку, а джуба укоротилась и превратилась в куртку.

Ныне многие дома в сельской местно­сти возводятся по типовым проектам, сочетающим привычные бытовые навы­ки с требованиями современной гигиены и комфорта.

Кое где на возвышенных местах в северной части Албании можно еще уви­деть кулу (заброшенную или перестроен­ную для современного жилья) — это самое примечательное строение албан­ских горцев: массивная каменная башня, обычно трехэтажная, с нависающими бойницами, крытая сланцевыми плитка­ ми или черепицей. Первоначально такие башни строили только в оборонительных целях, чаще всего сообща, родовой груп­пой. Потом их стали приспосабливать под жилье или пристраивали к ним вплотную жилые дома. И принадлежать они стали господствующей социальной верхушке.

В северной части Албании кулы начали строить примерно столетие тому назад, а в средней и южной частях страны — несколько раньше (там они не сохрани­лись). Такие башни известны и в других горных районах Балканского полуостро­ва.

В домах зажиточных горожан в эркерах обычно располагалось парадное помеще­ние, вдоль его стен тянулись диваны, стены покрывала многоцветная живо­пись — обычно букеты цветов, виды Стамбула. Деревянные потолки, дверцы стенных шкафов покрывались искуснойрезьбой. Камины, украшенные деревян­ной резьбой, а с XIX в. гипсовой лепкой, стали своего рода символом респекта­бельности: выражение «большой камин» означало «сильная, богатая семья».

Ковры в албанском быту не представ­ляли предметов роскоши: они были весьма необходимы в этих плохо обогре­вавшихся каминами или мангалами (жа­ровнями с углями) домах, особенно в холодное, влажное время года. И в скром­ных жилищах необходимо было покры­вать пол, спальные места всевозможными ковровыми изделиями или хотя бы цинов­ками из камыша. Тем более что почти повсеместно (кроме европеизированного городского дома) было принято сидеть и спать на полу. Ели за низким круглым столиком (софра), усевшись на полу и скрестив ноги «по-турецки».

Итальянские оккупационные власти выстроили в городах Албании, особенно в столице, жилые здания так называемого колониального стиля — изящные не­ большие виллы.

В истории развития всех видов художе­ственного творчества в Албании, будь то прикладное или профессиональное изо­бразительное искусство, музыкальное, песенное или танцевальное творчество, народная поэзия или профессиональная литература, четко различаются три нерав­новеликих периода: первый — с древней­ших времен до второй половины XIX в., когда творческие силы народа находили проявление во всех видах фольклора (в самом широком смысле), мастера остава­лись по большей части безвестными, образованность и профессионализм были привилегией очень ограниченного числа людей; второй период включает эпоху албанского Национального возрождения (вторая половина XIX в), и период бур­жуазного развития страны, когда проис­ходил медленный и робкий поворот албанской культуры в сторону европей­ских образцов; третий период начался со времени освобождения страны от фа­шистских оккупантов и провозглашения народной республики.

Самым древним художественным про­мыслом албанцев надо признать художе­ственную обработку серебра — искус­ство, уходящее своими корнями в илли­рийскую эпоху.

В церковной архитектуре преобладало византийское влияние на православном юго-востоке страны (самые древние па­ мятники относятся к XIV в.) и романский стиль на католическом севере (сохрани­лись памятники XIII в.). Центром хри­стианской культуры в XVII—XVIII вв. были города Воскопое и Виткути (вблизи Корчи). В Воскопое была академия, библиотека, производилось книгопечата­ние (все это погибло во время военных действий в XIX в.; ныне на месте этих прославленных городов — небольшие сельские поселения). Церковная фреско­вая живопись в Албании долгое время сохраняла византийские традиции. Толь­ко с XVI в. начали проникать отзвуки европейского Возрождения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: