Культура Албании
Общие сведения
Народная Социалистическая Республика Албания — государство на западе Балканского полуострова, ее площадь — 28,7 тыс. кв. км. Территория страны вы тянута в меридиональном направлении примерно на 340 км, а ее максимальная ширина (в южной части) 150 км. Население—'2,5 млн. человек (1977 г.).
Границы Албании (с Югославией и Грецией) почти на всем протяжении проходят по природным рубежам — горам и озерам. На западе равнинная и наиболее заселенная часть страны примыкает к Адриатическому морю (протяженность морской границы 472 км). Албания занимает ключевую позицию у выхода из Адриатического моря в Ионическое, но в то же время — окраинное положение в Европе.
Коренное население страны — албанцы. Албанские земли завоевывались в свое время римлянами, византийцами, турками. Турецкое владычество продолжалось почти пять веков, с конца XV в. до 1912 г., когда Албания добилась формальной независимости. Однако она оставалась в фактической зависимости от империалистических стран, и в первую очередь Италии, которая, несмотря на сопротивление народа, оккупировала Албанию в 1939 г. На последнем этапе второй мировой войны, после капитуляции Италии, Албания была оккупирована войсками фашистской Германии. В условиях победоносного продвижения Советской Армии на Балканах в 1944 г. албанская национально-освободительная армия освободила Албанию от фашистских захватчиков.
В 1946 г. страна была провозглашена народной республикой, а в 1976 г. пере именована в Народную Социалистическую Республику Албанию. Верховный орган государственной власти — однопалатное Народное собрание, избираемое на четыре года. Высший исполнительный и распорядительный орган— Совет Министров. Руководящая партия страны — Албанская партия труда (основана в 1941 г., до 1948 г. называлась Коммунистической партией Албании). Наиболее массовая общественно-политическая организация — Демократический фронт Албании.
Культура: традиции и современность
Бытовая культура Албании чрезвычайно многообразна. Порой кажется удивительным, как в стране, площадь которой лишь немного превышает половину Московской области, могли сложиться столь разные традиции в костюме, жилище, утвари, многообразные семейные и брачные обычаи, разнообразные архитектурные стили
Балканы — это узел, где скрестились цивилизации Запада и Востока, то в первую очередь это относится к Албании, имеющей удобные морские гавани и расположенной на торговых путях от моря в глубь полуострова.
В сельской местности сохранился древний и рациональный способ хранения воды — в глиняных сосудах, повторяющих по форме античные амфоры. В них вода долго сохраняется свежей и холодной.
Традиционный способ приготовления мяса — зажаривание целой туши на вертеле на открытом очаге.
Из зажаренной на вертеле туши барана всегда состояла торжественная жертва курбан, которую приносили «высшим си лам» (и съедали, разумеется, самижертвователи) в дни больших религиозных и календарных праздников — на пасху, рождество, новый год, в обряде встречи весеннего равноденствия как символа пробуждающейся природы и т. д.
Так бытовая привычка превратилась в ритуал. В быту же нынче предпочитают более экономный способ приготовления мяса: его варят.
Привнесенные турками особенности восточной кухни: жирные мясные блюда под острыми соусами, приторные сладости — известны больше среди горожан.
Другой же восточный обычай — пить кофе распространился повсеместно: его обязательно подают гостям, при сватовстве, при совершении торговой сделки.
Костюм скотовода обычно шился из самодельной шерстяной материи, в доли нах отдельные части одежды делались из льна (ныне заменен хлопком), шелка (раньше его кустарным способом изготовляли по всей приморской зоне).
Невозможно описать все виды албанского традиционного костюма. На участниках фольклорных ансамблей в праздничные дни еще можно увидеть традиционную одежду. В повседневной жизни она или целиком заменена общеевропейской (особенно среди мужчин и более на юге, чем на севере), или отдельные элементы традиционной одежды сочетаются с промышленными изделиями.
Крестьянки среднего и старшего возраста обязательно носят фартуки и головные платки. По горным тропам очень удобно ходить в традиционной обуви — опингах — своего рода сандалиях, поэтому они сохраняются в быту горцев, хотя изготовляют их уже не домашним способом из одного куска сыромятной кожи, а машинным.
Специалисты выделяют два вида национального костюма местного происхождения: тип джублеты и тип джубы.
Костюм типа джублеты носили скотоводы севера. Он целиком был сделан из шерстяной ткани. Женщины надевали очень широкие колоколообразные юбки, корсажи, рукава и наплечники. Все эти отдельные предметы не были между собой сшиты, на местах их соединений по краям шла пышная бахрома. На ногах — гетры из куска шерстяной материи и опинги. Мужской костюм типа джублеты не сохранился.
Костюм типа джубы носили все, кто вел смешанное скотоводческо-земледельческое хозяйство. Основные его элементы: широкая рубаха прямого покроя, льняная или хлопчатобумажная. Поверх нее и мужчины и женщины надевали верхнюю распашную шерстяную оде жду — джубу.
Среди всех албанцев в XVIII в. была в моде фустанелла (в буквальном переводе «юбочка»). Нижний, очень широкий край белой хлопчато бумажной рубахи, который виднелся из- под джубы, собирали во множество складок. Впоследствии подол рубахи трансформировался в надеваемую отдельно юбочку, а джуба укоротилась и превратилась в куртку.
Ныне многие дома в сельской местности возводятся по типовым проектам, сочетающим привычные бытовые навыки с требованиями современной гигиены и комфорта.
Кое где на возвышенных местах в северной части Албании можно еще увидеть кулу (заброшенную или перестроенную для современного жилья) — это самое примечательное строение албанских горцев: массивная каменная башня, обычно трехэтажная, с нависающими бойницами, крытая сланцевыми плитка ми или черепицей. Первоначально такие башни строили только в оборонительных целях, чаще всего сообща, родовой группой. Потом их стали приспосабливать под жилье или пристраивали к ним вплотную жилые дома. И принадлежать они стали господствующей социальной верхушке.
В северной части Албании кулы начали строить примерно столетие тому назад, а в средней и южной частях страны — несколько раньше (там они не сохранились). Такие башни известны и в других горных районах Балканского полуострова.
В домах зажиточных горожан в эркерах обычно располагалось парадное помещение, вдоль его стен тянулись диваны, стены покрывала многоцветная живопись — обычно букеты цветов, виды Стамбула. Деревянные потолки, дверцы стенных шкафов покрывались искуснойрезьбой. Камины, украшенные деревянной резьбой, а с XIX в. гипсовой лепкой, стали своего рода символом респектабельности: выражение «большой камин» означало «сильная, богатая семья».
Ковры в албанском быту не представляли предметов роскоши: они были весьма необходимы в этих плохо обогревавшихся каминами или мангалами (жаровнями с углями) домах, особенно в холодное, влажное время года. И в скромных жилищах необходимо было покрывать пол, спальные места всевозможными ковровыми изделиями или хотя бы циновками из камыша. Тем более что почти повсеместно (кроме европеизированного городского дома) было принято сидеть и спать на полу. Ели за низким круглым столиком (софра), усевшись на полу и скрестив ноги «по-турецки».
Итальянские оккупационные власти выстроили в городах Албании, особенно в столице, жилые здания так называемого колониального стиля — изящные не большие виллы.
В истории развития всех видов художественного творчества в Албании, будь то прикладное или профессиональное изобразительное искусство, музыкальное, песенное или танцевальное творчество, народная поэзия или профессиональная литература, четко различаются три неравновеликих периода: первый — с древнейших времен до второй половины XIX в., когда творческие силы народа находили проявление во всех видах фольклора (в самом широком смысле), мастера оставались по большей части безвестными, образованность и профессионализм были привилегией очень ограниченного числа людей; второй период включает эпоху албанского Национального возрождения (вторая половина XIX в), и период буржуазного развития страны, когда происходил медленный и робкий поворот албанской культуры в сторону европейских образцов; третий период начался со времени освобождения страны от фашистских оккупантов и провозглашения народной республики.
Самым древним художественным промыслом албанцев надо признать художественную обработку серебра — искусство, уходящее своими корнями в иллирийскую эпоху.
В церковной архитектуре преобладало византийское влияние на православном юго-востоке страны (самые древние па мятники относятся к XIV в.) и романский стиль на католическом севере (сохранились памятники XIII в.). Центром христианской культуры в XVII—XVIII вв. были города Воскопое и Виткути (вблизи Корчи). В Воскопое была академия, библиотека, производилось книгопечатание (все это погибло во время военных действий в XIX в.; ныне на месте этих прославленных городов — небольшие сельские поселения). Церковная фресковая живопись в Албании долгое время сохраняла византийские традиции. Только с XVI в. начали проникать отзвуки европейского Возрождения.