Магические тропы шаманов




ЧАСТЬ I ДРЕВО МИРА


Кайнаров А., Ветрова Р.

К15 Огонь и Время: шаманский опыт познания мира. — М.: Сат-тва, 2008. — 368 с, илл., — 15ВЫ: 978-5-85296-014-6

Эта книга — для всех желающих прикоснуться к тайнам мира, на­учиться использовать древние знания для обретения силы, гармонии и целостности.

Каждый человек по своей природе — магическое существо, которое обладает непрерывностью, выходящей за рамки обыденного времени. Реальный мир постигается через осознание природы огня и времени.

Практики, которые описаны в книге, позволяют восстановить утра­ченную связь с магическим пространством вселенной, испытать опыт целостного присутствия в мире и жить в потоке силы и знания. В книге также представлены шаманские сказки и дневник одного из путешест­вий на месте силы в горах.

УДК 291.2 ББК 86.42

© Кайнаров А., Ветрова Р., 2008 © Оригинал-макет, «Саттва», 2008


Введение.............................................................................. 13

Хрустальный горизонт................................................... 13

Магические тропы шаманов........................................... 14

Древо Мира и «мир в отростках».................................. 15

Пленники лабиринта....................................................... 19

Пространство медитации............................................... 23

Человек во Вселенной....................................................... 25

Между небом и землей................................................... 25

Примеры практик земли и неба..................................... 31

Первичные потоки.......................................................... 38

Главные линии Мира...................................................... 40

Циклы.............................................................................. 41

Практики работы с циклами.......................................... 43

Магические входы.......................................................... 52

Стражи входов и проводники на пути........................... 52

Огонь и Время..................................................................... 55

Вне времени.................................................................... 55

Круг огня......................................................................... 57

Круг времени.................................. 64

Круг перемен.................................. 66


Места силы......................................................................... 69

Опыт целостного присутствия....................................... 69

Практики уединения....................................................... 80

Практики под землей...................................................... 82

Основные шаманские ритуалы....................................... 87

Ритуал огня..................................................................... 87

Подношения духам......................................................... 90

Ритуалы очищения......................................................... 93

Предметы силы................................................................... 96

Шаманский бубен........................................................... 97

Бубенцы и колокольчики................................................ 99

Ритуальная одежда........................................................ 100

Зеркало........................................................................ 101

Курительная трубка...................................................... 102

Ритуальная посуда........................................................ 102

Шаманские песни........................................................... 103

Шаманские сны............................................................... 105

Животное силы................................................................. 108

Танец силы........................................................................ 110

Приложение...................................................................... 113

Медитация начала и завершения практик.................... 113

Основные положения тела............................................ 115

ЧАСТЬ II МИР ЗА ПОРОГОМ

Введение............................................................................ 121

Общие требования и рекомендации............................ 124

Цапля выходит за порог................................................. 125

Шагнуть в темноту.......................................................... 159

Отзывы............................................................................... 188


ЧАСТЬ III ТРИ ЗЕРКАЛА КОЛЕСА ВРЕМЕНИ

Стражи колеса времени.................................................. 197

Ясное зеркало................................................................... 216

Темное зеркало................................................................. 231

Пустое зеркало................................................................. 252

ЧАСТЬ IV ВРЕМЯ СКАЗОК

Вступление в сказку........................................................... 265

Сказка 1. Кто такой храмовый совенок............................. 266

Сказка 2. Как мы познакомились с совенком.................... 274

Сказка 3. Как совенок нашел свою сказку......................... 277

Сказка 4. Зеркальный зал................................................... 282

Сказка 5. Зал даосской черепахи....................................... 285

Сказка 6. Работы на волшебных линиях миров................ 294

Сказка 7. Жучок из другого времени................................. 299

Сказка 8. Город и грот....................................................... 303

Сказка 9. Фея реки.............................................................. 308

Сказка 10. Камень на вершине холма............................... 310

Сказка 11. Сон грота.......................................................... 315

Сказка 12. Музыкальные птички........................................ 321

Сказка 13. Институт сказочной реальности...................... 325

Сказка 14. Курсы совенка для начинающих..................... 328

Сказка 15. Древнее дерево................................................. 334

Сказка 16. Ветер-путешественник..................................... 337

Сказка 17. Дороги для сказок............................................. 341

Сказка 18. Любовь сказок................................................... 345

Сказка 19. Главный зал лабиринта.................................... 348

Сказка 20. Рукава времени................................................. 355

Сказка 21. Путешествующие острова............................... 359


От авторов

Все мы живем в магической вселенной. Непостижимая и таинственная природа мира пронизывает каждое наше мгно­вение. Забывая об этом, мы вступаем в борьбу с самими собой. Теряем единственный смысл, который состоит в том, что через самую обычную нашу жизнь перетекает существование все­ленной.

В основе существования и развития любой шаманской куль­туры лежит знание магической природы огня и времени. Мы предлагаем посмотреть на жизнь современного человека с точки зрения представителей шаманских культур. Через осознание ма­гии повседневной жизни мы возвращаемся к нашей изначальной природе, целостной и гармоничной. И продолжаем жить во вре­мени сказок. Практическое знание представителей шаманских культур касается основ присутствия в мире и является полным и исчерпывающим.

В этой книге описаны различные шаманские практики и ос­новной подход, который шаманы применяют в любой жизненной ситуации.

На протяжении нашего обучения мы общались с предста­вителями различных шаманских традиций — в Туркмении, Эвенкии, Туве, Хакасии. Они давали нам посвящения в риту­алы, которые приняты в их линиях, а также прямые шаманские посвящения.

Но основной опыт шаманского знания мы собирали во время наших собственных путешествий в необычные природные места. Замкнуто, без контакта с современным миром, мы пребывали в этих удивительных местах, и теперь могли бы уверенно сказать, что они стали нашими главными учителями.

Наше пребывание обычно длилось от семи дней до трех ме­сяцев, когда на месте работала только группа. Практики носи­ли как индивидуальный характер, так и совместный, где каж­дый участник играет важную роль в обучении всей группы. Мы


выбирали места, куда редко заходят люди с праздными инте­ресами или их нет там вовсе. Лишив себя привычной защиты, мы обрели защиту в мире диких природных духов — древних существ с величественным характером, хранителей непости­жимых тайн.

Среди этих мест — горы, каньоны, пустыни, пещеры, распо­ложенные в разных частях России и СНГ. Кавказ, горные тундры Кольского полуострова, Крым, каньоны и пещеры Средней Азии, пустыни и горы Тувы, Байкал...

Пятнадцать лет мы проводим подобные семинары, в кото­рых участвуют разные люди. Кто-то приходит, чтобы разрешить свою жизненную проблему. Кто-то продолжает обучение даль­ше, видя неисчерпаемость шаманского знания, а также пони­мая, что оно лежит в основе любой деятельности и разновид­ности знаний.

Мы убедились, что в той или иной мере шаманские прак­тики доступны для людей разных возрастов и мировоззрений. Знание, которое открывается в чистых природных местах, урав­нивает всех людей. Преимуществами обладает лишь тот, кто не отступается от борьбы за свое обучение, не откладывает его на потом.

Важное значение в обучении человека имеют те практики, которые он выполняет самостоятельно в своей повседневной


жизни. Применяя их, люди приходят к настоящему равновесию и гармонии. Эта работа является главным связующим звеном, со­единяющим мир магии и мир человека.

В книгу включены некоторые упражнения обретения равно­весия. Это — комплексы магических движений, собранные во время путешествий по местам силы. Выполнение данных упраж­нений приводит к целительному равновесию, а также способству­ет успешному решению текущих жизненных задач. Они особенно полезны для людей, ведущих городской образ жизни и не имею­щих возможности заниматься на выездах. Приведенные в книге упражнения помогут вам осуществить правильную настройку тела на связь с силой, а также сохранять текущее равновесие или уметь его быстро восстановить.

Опыт целостного присутствия в потоке знания представлен в виде сказок и на примере одного из путешествий. В основе ска­зок также лежат реальные путешествия. В этих историях даны основные практики присутствия в магическом пространстве в неформальном изложении. Описываются способы преодолеть сложности, которые возникают у современного человека при взаимодействии с реальным миром. Кроме того, сказки-истории помогут восприятию теоретических моментов.

Практики, которые описаны в книге, подходят как для начи­нающих, так и для тех, кто уже имеет магический опыт. Их можно выполнять самостоятельно. Они позволяют войти в магический поток и учиться действовать в нем у самого Мира.

Живите в потоке. Центр «Древо Мира»


 




Введение

Хрустальный горизонт

Все живое наполнено светом. Видишь свет, и видишь путь, и мир. И наполнено тьмой, которая позволяет терять тропу и не видеть мир. Она сметает, поглощает «предвечность» существования, предопределенность данностей.

Ну почему ты не хочешь найти «навсегда» ту грань, на ко­торой никогда не исчезает мир?

Почему приемлешь тьму и не собираешь свет?

Почему не хочешь потерять обреченную тропу, доверившись черному ветру, уносящему за горизонт?

Ведь эти возможности есть, это не запрещается.

Почему не хочешь?..

Из дневника путешествия

Не раз, сидя где-то в горах у горящего огня или уходя по лун­ному следу к перевалу, мы были свидетелями того, как необра­тимо закатывается за хрустальный горизонт самопредставление современного человека с его несостоятельным отношением к окружающему миру. В те моменты мы переживали другую бли­зость — мы чувствовали себя настоящими представителями исчезнувших цивилизаций, обладателями несметных сокровищ знания. Любой человек, окажись он рядом с нами, несомненно, испытал бы то же присутствие.

И хотя опустошенность, которую приносит пребывание в со­временном мире, знакома многим, лишь некоторым довелось пе­реступить порог обреченного времени и обрести существование


во времени магическом. Но эта возможность не закрыта, и где-то все еще длится время чудес.

В этом мире существуют особые точки. Особые тем, что время в них размыкается и чудо становится обычным явлением. В этих точках разворачивается пространство реальности. Отсюда вид­но: весь мир человечества находится в уродливых и неполноцен­ных отношениях с этим пространством, хоть и получает все свое настоящее питание именно оттуда. И нет ни необходимости, ни какой-либо веской причины следовать заведенному порядку.

Для шамана время-сегодня современности ■— это один ко­роткий исчерпывающий взгляд. Взгляд, посмотрев которым, вы и сами удивитесь, как стремительно рассеивается, словно бес­смысленное наваждение, вся история человечества, не живуще­го в гармонии с вселенной. Но в наступающих сумерках чуждого мира все ярче разгорается огонь настоящей жизни. И уже отчет­ливо видится непостижимое сияние тайны — вдалеке.

Это далекое присутствие тайны оживляет воспоминание: нет никаких обычных людей, живущих обычной жизнью... Но память несовершенна. Отдавая должное законам, отделяющим жизнь человека от его настоящей жизни, нельзя не признать и того, что по этим же самым законам всегда существует напоминание: кто мы и куда идем. Через вселенную проходят тропы, странствия по которым хранят наше существование вне времени и пространст­ва. Здесь человек — и творец существования, и смиренный почи­татель совершенных творений духа.

Магические тропы шаманов

...Понять это или исчерпать невозможно. И не потому, что это­му нет начала и конца в бесконечном потоке времени, а и потому, что сам поток времени не исчерпывает всего.

Ниточки, приходящие из разных частей Мира, вдруг собира­ются вместе. Это тайна — как рождаются и умирают вселенные. Иногда до тебя дотянулась ниточка оттуда, где места человеку вообще нет. Ты умер, но и это еще не конец. Потом они собира­ются снова по линейным законам причинно-следственных свя­зей — как ни в чем не бывало.

Зачем человеку магические тропы шаманов? Почему одни люди проживают всю жизнь как роза под колпаком или гоняются


за призраком «простого человеческого счастья», а другим этого недостаточно? Мы ли делаем этот выбор или это судьба, и что в этом можно изменить?

Есть в мире тропы, пройдя по которым, можно что-то изме­нить в своей судьбе и выбрать заново. Здесь человек может осоз­нать магию своей жизни и увидеть, что его жизнь и есть тот узор, который ткут силы вселенной. «Новый» выбор и «другая» судь­ба могут означать лишь стремление быть участником этой игры вместо того, чтобы быть сырьем в работе «ткачей». Тогда можно видеть, что другого выбора просто не существует.

Следуя очевидному выбору, человек оказывается на запо­ведных тропах и узнает, что это магические тропы шаманов. Он обнаруживает, что они нигде не начинаются и нигде не заканчи­ваются, присутствуя во всех мирах. Странствуя по ним, он может знать все о тропах, мирах и таких же, как он, существах.

Мы исходим не из того, что являемся представителями со­временной цивилизации, которые изучают некие шаманские тра­диции с целью «извлечь позитивный опыт». А встречаемся с этим как те люди, у которых не было таких утешителей, как наука и религия. У них была только магия и неизведанный мир вокруг, полный опасностей и тайны.

Древо Мира и «мир в отростках»

Мир прорастает подобно дереву. Он получает «питание» от­куда-то, а также другие необходимые условия своего существо­вания, например «свет». По своим законам и причинам мир раз-


 




вивается, разрастаясь все больше. Если хватает «питания и све­та», возникают новые отростки: «веточки» мира тянутся к своему «солнышку». Пока это так, существует гармония внутри каждого из процессов: роста, питания, цветения, высыхания и отмирания веток и т.д. Все в пределах этого описания является самим ми­ром, равноправным по отношению к любой из его частей.

Но современное человечество представляет собой «мир в отростках». Отростки мира — это сам мир, развивающийся по своим таинственным законам. Мир в отростках — нечто совсем другое. Попробуем пояснить.

Ветра вселенной, танцуя, образуют узоры существова­ния — области стабильности, в которых осознание может быть устойчивым. Это существование является достижением всех сил, их взаимосогласованием, произошедшим за рамками линейных, плоских связей. Поэтому, когда стабильность и гармония достиг­нуты, мы не видим «проделанной» работы, ведь она происходила


в других слоях Мира. Мы видим лишь узор — тот контекст, кото­рый обрело незримое движение творящих сил.

Этот узор живой и дышит как единое. Каждое существо, на­ходящееся в плоскости узора, может сонастроиться с этим осно­вополагающим дыханием и воспринять то, что лежит вне плос­кости. В какой бы части живой вселенной вы ни оказались, вам доступен такой уровень осознания. Сила в равной степени вла­деет любым участком узора и не выстраивает иерархий — кому давать больше, кому — меньше. Ведь каждый «кусочек» и есть сила.

В мире современной культуры можно видеть нарушение ес­тественного равновесия, которое должно позволять каждому его жителю иметь равноправное «питание» — связь с силой, а так­же иметь возможность воспринимать вселенную за пределами плоскости своего существования. Восприятие человека замкну­то связями, которые соединяют его с другой структурой, а не с самим Миром.

Человек в современной культуре в течение жизни не представ­ляет собой что-то целостное, а является вместилищем переходя­щих душ и ареной их битвы. Гармония его существования зависит от взаимодействия их между собой, от того, в какой точке этой


 




битвы ему довелось находиться. Этих душ — несчетное число, и вместе их борьба хоть и представляет некий порядок, но для са­мого человека она является случайным фактором, действующим в его жизни непонятно как. В некоторых традициях пребывание в таком потоке называют кармической обусловленностью.

С точки зрения этих традиций карма является проявленным узором, приковывающим взгляд к предметной обусловленнос­ти существования, то есть якобы всего. При этом стоящий за жизнью человека поток ни в какой момент никуда не девается. Он проявляет себя как необусловливающий узор, как система координат. То есть в отношении кармы речь идет не о ее преодо­лении, а о преодолении кармической обусловленности — при­кованности восприятия к предметно-определенному миру, через сознательное проживание кармы. Для современного человека это невозможно, так как требует задействования других частей целостности его существования, находящихся в других слоях, чем протекает его жизнь.

Любой человек рождается на коре Древа Мира и в процессе жизни и воспитания залезает в отростки, пользуясь уже готовой структурой. Человечество как господствующая структура вытя­гивает силу от коры Древа Мира в отростки, давая человеку мир закона и порядка и лишая его опыта непосредственного видения. Создаются бесчисленные отражения первичных форм, множест­венные отростки отростков. Любые отростки, как бы удалены они ни были от коры Древа Мира, зарождаются на коре, и все формы, созданные в далеких отростках, являются лишь отраже­нием более простых и намного более сильных форм, возникших на коре Древа Мира. Удаляясь все дальше от центра, любой че­ловек без труда может заблудиться в этом бессмысленном хит­росплетении.

Процесс вытягивания продолжается до тех пор, пока сила, поступающая в отростки, не будет исчерпана полностью. На коре Древа Мира сила течет свободно и беспрепятственно, давая пи­тание всей зародившейся здесь жизни.

Если человек хочет разобраться в своих человеческих про­блемах, ему придется смотреть на них не из отростков, а с коры Древа Мира, где все переживания, какими бы они ни были, явля­ются простыми и ясными.

Это пространство, где нет добра и зла, плохих или хороших переживаний. Здесь человеку свойственна тождественность


мыслей, слов, чувств и действий, так как они являются первич­ным проявлением силы. Это единственное место, где человек спо­собен знать природу человеческих взаимоотношений в истинном свете. При вхождении в далекие отростки появляется путаница. Это их природа — разделять энергию на составляющие, лишать человека целостности своей природы. Хорошо и плохо, вся мо­раль — продукт отростков.

Двигаясь от коры Древа Мира к центру, человек постига­ет свою нечеловеческую природу. И хотя это — те области, где энергия не ограничена и возможности ее трансформации сколь угодно велики, человек в этих областях настолько не выделяется из всего остального мира, что само его существование видится оттуда не более чем одной из многочисленных сказок. Это неве­роятно малая часть мира, не представляющая никакой уникаль­ной ценности. Какой бы она ни была, у нее нет и не может быть проблем. Вся идея самосовершенствования человека с точки зре­ния сознания выглядит нелепой и не имеющей подсобой никаких реальных оснований.

Об усовершенствовании можно говорить только в смысле очищения своих переживаний от культурных наслоений, порож­денных в отростках. Единственная целостность человека соби­рается на коре Древа Мира. Именно эта его часть способна наи­более адекватно взаимодействовать как со своей, выходящей за рамки человеческой природы частью, так и с отростками.

Достигая целостности, человек освобождается не от пере­живаний, а от их интерпретации в терминах «мира в отростках». В этом смысле нельзя «освободиться от страданий». Но можно увидеть все свои переживания как первичное проявление силы.

Пленники лабиринта

Живая структура Мира, воспринятая в ее развитии и неиз­менности, может быть описана также другим известным челове­ческому восприятию образом — образом лабиринта. Этот лаби­ринт многомерен. Различные души человека, составляющие его целостное существо, находятся в разных тоннелях и испытывают тягу движения каждая в своем направлении. Как единое сущест­во человек не имеет возможности сдвинуться с места, не разру­шив своей целостности — не потеряв часть душ и связанных с


 




их воплощением жизненных сил. Свободное путешествие в лаби­ринте становится невозможным. Современная культура предла­гает различные пути лишения человека целостности.

Рассмотрим несколько «социальных» путей вытягивания жизненной силы человека в отростки, например культ денег, культ парных сексуальных союзов, культ личностей. Хотя нет ни­чего изначально неправильного ни в деньгах, ни в парных союзах, ни в личностном развитии, культ этих идолов в умах людей имеет вполне определенную природу, задающую вектор развития чело­вечества таким образом, что связь с живым миром утрачивается, жизнь обесценивается, теряя свой смысл.

Деньги в современной культуре — отражение духа Солнца. Они не являются эквивалентом труда. Культ денег обеспечивает вытягивание силы в отростки, все дальше вверх. Будучи вовле­ченным в процесс производства денег, можно продолжать его до тех пор, пока в отростки поступает сила. Мерилом жизни стано­вятся заработанные деньги, чем бы человек ни занимался. В этом процессе, как правило, люди не имеют возможности занимать­ся, чем хотят, либо занимаются этим неэффективно В истинных творческих процессах реализуются чистые потоки мира, перете­кающие через жизнь человека. Невозможность свободного тече­ния и реализации жизненных сил приводит к разрушению чело­века.

Деньги могли бы быть объединяющим «эквивалентом». Но они не могут быть всеобъемлющей ценностью, тем, к чему надо стремиться. Культ денег невозможен как реализация гармонии. Имитация борьбы за выживание в процессе производства де­нег — воздух, необходимый для горения.

Движение сил человека в направлении производства денег негармонично и приводит к потребности отдыхать и развлекать­ся. В процессе производства денег сгорает жизненная сила, кото­рая так и так должна сгореть. Но качество горения очень низкое. Кроме того, в результате утрачивается связь с самим огнем, по­тому что человек поглощен сбором дров для огня, у которого си­деть не будет. Не будет не потому, что это запрещено или кому-то не выгодно, а потому, что некогда — не хватает внимания видеть центр и целостность мира.

Огонь жизни, проникая в слой существования человека, за­трагивает все части его целостности, в том числе и сексуальную жизнь. Сексуальные отношения обладают большим творческим


потенциалом. Сексуальное единение содержит выходы на уро­вень сознания, в другие слои существования. Сам факт этого выхода создает предпосылки для объединения целостности и реализации жизненных сил в соответствии с ней. Очевидно, что вопрос — пара это или не пара, не может существовать.

Необходимо ценить стоящий за отношениями людей огонь, но создавать культ на уровне парного союза бессмысленно, так как это переносит фиксацию взгляда от самого огня на обусловлен­ные переживания, что ведет к утрачиванию непрерывности со­знания. Нить осознания связывает с потоком вне времени.

Любое табуирование сексуальных переживаний ведет к ут­рате связи с живым миром. Сексуальная распущенность столь же неуместна, сколь и сексуальный аскетизм. Там, где видна це­лостная природа мира, нет и не может быть отдельного вопроса о правилах сексуальной жизни. Отдельная проработка сферы сек­суальных отношений невозможна.

Постулирование идеала сексуальных отношений — какого угодно идеала, создает вектор, в направлении которого первич­ная жизненная сила вытягивается вверх — от коры Древа Мира в отростки. Но сила человека может двигаться гармонично только под влиянием движения самих потоков вселенной. Потоки под­сказывают пути реализации заложенного в их взаимодействие потенциала и выводят к магическому существованию. Лишая себя возможности видеть источник этой силы, фокусируясь на культе парных союзов, люди мешают огню осознания и жизнен­ности течь свободно, гармонично вливаясь в их жизнь.

Культ личностей возникает в результате отсутствия виде­ния чистой природы потока, наделяющего человека яркими ха­рактеристиками личности. Людей привлекает сама яркость, они чувствуют стоящую за ней силу, которой сами не обладают. Так как собранной силы в отростках мира мало, то такая концентри­рованная яркость возбуждает большой интерес в окружающем пространстве. Ни качество, ни природу проявляющейся силы оценить нет возможности. Сама возможность повышенной яр­кости при отсутствии переживания собственного опыта взаимо­действия с живым потоком становится «золотым руном» — объ­ектом вожделения и поклонения. Приписывая свойства потока конкретным личностям, люди освобождают себя от ответствен­ности и необходимости самим жить в потоке. Личности, реали­зующие тот или иной поток, становятся стандартом, к которому


 




необходимо стремиться. Так происходит сгорание жизненных сил человека, что питает и поддерживает мир людей как он есть, в том числе и сам способ сужения восприятия.

Жизненная сила, поднесенная живому потоку, также сго­рает. Поток, идентифицируясь с тем, кто его осознанно прояв­ляет, способен в меру своей жизнеспособности наделить жиз­ненностью того, кто его проводит. Потоки — живые структуры мира. Существуют вопросы, которые решает сам поток, они-то и представляют наибольший интерес. Живя в потоке целостно и гармонично, люди могли бы не утрачивать силу и осознание. Но отсутствие такого опыта вновь и вновь порождает мертвые сказ­ки. Принимая на веру тот или иной идеал, люди компенсируют недостаток живого знания, который связан с местом на манда-ле, где разворачивается их жизнь. Осознав поток и его источник, люди могут добровольно и осознанно связать свою жизнь с той или иной сказкой, где каждая из сказок — одно из отражений по-тока-вне-времени в проявленном мире.

Мир, в котором живет современный человек, формируют причины, полученные особым согласованием людей в процессе их жизни. Эти причины представляют жесткий перечень, необхо­димый для поддержания устойчивой картины мира. Человек счи­тает, что то, что он видит перед собой, — все, что есть, единствен­ная данность. Но со стороны картина выглядит иначе: «мир чело­вечества» — один из закоулков вселенной, где все нити Мира так переплелись и запутались, что невозможно уже разобрать, как это произошло. О гармонии внутри этого нет и речи, само же это «существо» производит впечатление ужасно голодного и немного недоразвитого ребенка. В современной культуре реализовалось какое-то частное взаимосоглашение духов, отрицающее прямую связь человека с потоком знания. А естественному владению этой связью придан статус духовного пути.

Пребывание внутри этой паутины порождает отчаяние и ощущение безысходности. Возникает непреодолимое желание разорвать эту тяготящую связь и выйти наружу. И каждый чело­век имеет опыт, хотя бы и мимолетный, выхода за пределы узких и тесных рамок так называемой обыденности. Каждый человек за ту жизнь, которую он проживает внутри своих представлений о реальном мире, обязательно имеет реальный опыт. Но опыт зна­ния проходит как бы незамеченным, как бы все время ускользает от повседневного восприятия.


Следуя определенным неформальным принципам, руководст­вуясь общими ориентирами, каждый человек способен осознать свою жизнь как часть общей гармонии. Современный человек не делает этого просто потому, что делает совсем другое. Просто по­тому, что его научили это делать. И, точно так же просто, следуя естественному импульсу, он может выйти из актерского соста­ва «этой маленькой пьесы, что придумана явно не им» — через осознание себя участником другой, намного более величествен­ной и древней игры, которую творит сама вселенная.

Пространство медитации

Медитация — направление внимания на восприятие целост­ности Мира и своего присутствия в нем, вообще целостности чего бы то ни было.

Целостностьнеможетбытьвоспринятатам,гдеактивнодейст-вуют факторы, разрушающие ее. Сила восприятия, повинуясь законам пространства, будет рассеиваться. Такое пространство требует направленного осознанного действия исходя из достиг­нутого видения к моменту движения — разделения целостности. Сосредоточив внимание на действии и достигнув его завершен­ности, можно увидеть, как мир и восприятие вновь приходят к це­лостности. Поэтому возможность медитации предполагает про­странство, где вы можете видеть центр, из которого происходит движение эманации вселенной. И таким образом, оставаясь на месте или двигаясь вместе с этими эманациями, вы не теряете нитей и возвращаетесь снова и снова к восприятию целостности и гармонии мира.

Мир современного человека «липкий». Многообразие мель­кающих объектов дезориентирует, затрудняет восприятие. Внимание вязнет, случайно захваченное тем или иным объектом. Человек оказывается не в состоянии отличить нужное от ненуж­ного, найти, что он ищет. Все устроено как будто специально для того, чтобы вытянуть все силы.

За пределами схем, увешанных ярлыками, человек теряется и не способен отличить хорошее от плохого, полезное от вредно­го, красивое от не являющегося таковым. Человек может быть способен достигать успеха, но часто можно видеть, что успех не приносит удовлетворения.


 




Так устроено внимание человека в силу особенностей совре­менного мира, который его окружает.

Если человек имеет опыт видения мира цельным, его внима­ние способно улавливать основополагающую суть, присутству­ющую во всем. Хоть раз видевший душу Мира способен ее нахо­дить и опознавать.

Внимание, сосредоточенное на этой сути, совершенно отлич­но от внимания современного человека. Оно позволяет вовремя обнаруживать ориентиры, но в том случае, если вы куда-то дви­жетесь.

Вслед за направленным вниманием течет сила. Сила, прояв­ляясь, творит мир вокруг. Человек сам способен судить, куда на­правлять внимание.

Опыт переживания целостности не достигается техникой. Различные медитативные техники могут создавать условия, при которых становится возможным такой опыт.

Часто можно видеть, что люди, которые начинают практико­вать техники медитации, склонны совершать два вида ошибок. Одни слишком упорствуют в формальном выполнении самой техники, но их внимание занято какими-то посторонними мыс­лями. Другие считают, что и так все прекрасно воспринимают, и поэтому пренебрегают выполнением практической части медита­ций. Желательно с самого начала избегать этих крайностей, соче­тая переживание каких-то аспектов восприятия и практические действия. Это дает наиболее уравновешенный опыт. Медитация, не подкрепленная конкретными действиями, — это фантазиро­вание. Куча неосознанных действий — просто суета.

Особенно легко пространство медитации открывается на местах силы и во время общения с луной, огнем и т.д. Настойчиво занимаясь и выбирая наилучшие условия для занятий, однажды вы достигнете восприятия целостности всего происходящего, то есть самой сути медитации. И со временем это восприятие ста­нет частью вашей жизни. Это не какая-то отдельная практика. Медитация присутствует при выполнении любого магического действия, всегда, когда вы наедине с реальностью.

Все практики, описанные в книге, предполагают медитацию. Чтобы укрепить связь с пространством медитации, выполняйте медитацию начала и завершения практик (см. Приложение).


Человек во Вселенной

Между Небом и Землей

В основе шаманского знания лежит практический опыт взаи­модействия с живым и целостным миром. В этом мире нет иерар­хий, но существуют определенные законы, по которым он живет и развивается. Жизнь во вселенной имеет много форм", большинст­во из которых совсем непохожи на жизнь человека. Само шаман­ское знание пронизывает все слои мира и существование всех жителей вселенной.

Это знание не является экзотической, архаической или ка­кой-то еще философией или мировоззрением. Когда шаман вза­имодействует с миром, он просто «знает». Любой, кто видит це­лостную и живую природу мира, смог бы описать подобным же способом свое видение, за исключением, разве что, каких-то тон­ких нюансов. Поэтому так схожи шаманские картины мира в раз­личных традициях и на различных материках.

Всевозможные искажения возникают при выносе знания в те слои мира, где нет прямого видения, где опыт переживается как шифровка, а не непосредственно. Возникают многочислен­ные заблуждения, и в этом случае нет смысла спорить, кто прав. Эти описания, сколь бы безупречно ни были даны, не могут быть правильно истолкованы людьми, у которых утрачена связь с живым миром. Чтобы описание могло быть понято, необходимо пространство, где достижима целостность хоть какого-то уров­ня. И жизнь современного человека почти никогда не является такого рода пространством. Разве что на короткие моменты и как достижение конкретного человека, а не свойство самого про­странства.

Более того, современный человек вообще не является чело­веком в шаманском смысле слова, как это понимали, скажем, да-


 




осы. То существо, которое сейчас выступает под видом человека, в действительности представляет собой в подавляющем боль­шинстве определенный класс духов. Эти духи как-то незаметно вступили в близкие отношения с людьми, и хотя они — существа космического порядка, их отношения с человеком едва ли похожи на дружбу. Больше всего они напоминают систему рабовладения на добровольных началах, то есть с согласия самого человека.

Это рабство не является чем-то предопределенным, и, ско­рее всего, такой способ отношений развился сам собой в ходе об­щения. Вероятно, люди все время настаивали на одном и том же способе их реализации — купля-продажа, что создало опреде­ленную магию.

В чем же состоят эти отношения? Всю свою жизненную силу человек подносит служению определенной социальной системе. Взамен он получает блага и социальный статус. Даже низкий ста­тус обладает определенной ценностью, ведь вне социума человек как личность распадается. То самопредставление, которое чело­век питает в своей повседневной жизни, как правило, оказывает­ся жалкой оболочкой, легко сдуваемой потоками реальной силы, любыми неблагоприятными обстоятельствами. Современный человек в рамках установленных отношений с миром лишен зна­ния его целостной природы и основ гармоничного присутствия в нем. А также лишен знания того, что легко смог бы прожить и вне этих отношений, или установив их иначе. Лишен памяти того, что мир имеет магическую природу.

Шаман живет как бы в другой культуре. Он взаимодейству­ет с реальным миром и знает о нем из собственного опыта. Сила традиционны<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: