О СЕМЕЙНОМ (РОДОВОМ) ХОЗЯЙСТВЕ




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СЕМЕЙНОМ (РОДОВОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

Проект

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона

1. Настоящий закон устанавливает право граждан России жить на своей земле семьёй и родом, вести семейное (родовое) хозяйство и совершенствовать среду обитания на благо нынешнего и будущих поколений рода, регулирует отношения, возникающие в связи с ведением семейного (родового) хозяйства, и определяет основные направления государственной поддержки гражданам, их семьям и родам, ведущим семейное (родовое) хозяйство.

2. Правовое регулирование ведения гражданами, их семьями и родами семейного (родового) хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Феде­ра­ции, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Статья 2. Понятие семейного (родового) хозяйства

1. Семейное (родовое) хозяйство – форма традиционного жизненного уклада, при которой гражданин (семья), проживая на своей земле, занимается ведением на ней хозяйства для собственных нужд своей семьи и рода, обустраивая эту землю как свою родовую и передавая её последующим поколениям – детям, внукам и правнукам, что обеспечивает преемственность при ведении хозяйства, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции и сохранение в интересах будущих поколений природы и её богатств: плодородия почв, чистоты водоёмов, богатства лесов, био­ло­ги­чес­кого разнооб­разия рас­ти­тельного и животного мира и естест­вен­ных экологических систем, а также сохранение национальной традиционной культуры и образа жизни на земле.

2. Ведение семейного (родового) хозяйства, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, продукции лесного хозяйства, продукции народных промыслов и ремёсел гражданами, их семьями и родами, ведущими семейное (родовое) хозяйство, а также реализация ими данной продукции, произведенной и переработанной при ведении семейного (родового) хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

 

Статья 3. Право граждан на ведение семейного (родового) хозяйства

1. Право на ведение семейного (родового) хозяйства имеет каждый гражданин России от рождения, реализуя его совместно со своей семьёй (родом) или самостоятельно начиная с 16 лет.

2. Каждый дееспособный гражданин России имеет право на безвозмездное получение из государст­венной или муниципальной собственности земельного участка, площадь которого не превышает одного гектара, для ведения семейного (родового) хозяйства.

3. Граждане, являющиеся собственниками земельных участков, предоставленных или приобретённых для иных целей, вправе заняться на них ведением семейного (родового) хозяйства с уведом­ле­нием Росреестра о выборе данного вида использования земли в соответствии с настоящим законом.

4. Приобретение земельных участков для ведения семейного (родового) хозяйства из государст­вен­ной или муниципальной собственности, предоставленных для любых целей гражданам, заключившим договоры аренды до вступления в силу настоящего закона, осуществляется со дня вступления в силу настоящего закона, но не ранее чем по истечении трёх лет с момента их предоставления в аренду при отсутствии административных взысканий в связи с их ненадлежащим использованием по цене, равной 10 % их кадастровой стоимости на всей территории России, если более низкая цена приобретения земли или безвозмездное предоставление данных земельных участков не установлены субъектом РФ.

5. Наследование семейного (родового) хозяйства осуществляется с сохранением общей совместной собственности членов семьи (рода) на земельный участок и составляющее хозяйство имущество с целью сохранения целостности хозяйства и прав наследников на ведение семейного (родового) хозяйства.

6. Ведение семейного (родового) хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется семейное (родовое) хозяйство.

 

Статья 4. Формы ведения семейного (родового) хозяйства

1. Ведение семейного (родового) хозяйства осуществляется гражданами, их семьями и родами в следующих формах:

1) личное подворье – индивидуальное хозяйство одного гражданина, обустраиваемое им в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке площадью до 2,5 га, находящемся в лич­ной собственности данного гражданина либо его единоличном владении и пользовании как одного лица;

2) семейное хозяйство – семейная усадьба, которая обустраивается гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения собственных нужд семьи на земельном участке площадью до 2,5 га, находящемся в общей совместной собственности супругов или гражданина и иных членов его семьи либо их совместном владении и пользовании;

3) родовое поместье – родовая земля и хозяйство на родовой земле, которое ведётся семьёй, состоящей из двух и более поко­лений рода, постоянно проживающих на этой земле и совместно обуст­раивающих поместье в интересах этой семьи (рода) на участке земли площадью 1 га или более, которая находится в общей совместной собственности всех членов рода, ведущих хозяйство на этой земле, и сохраняется внутри этого рода из поко­ления в поколение, передаваясь только родственникам или по наследству потомкам (детям, внукам и правнукам, т.е. последующим поколениям рода) как родовая (принадлежащая именно этому роду) земля.

2. Граждане вправе вести семейные (родовые) хозяйства в любой из форм по своему выбору с момента государственной регистрации прав на земельные участки, предоставленные или приобретённые ими для любых целей, допускаемых законом (п.1 ст.5). Регистрации семейного (родового) хозяйства не требуется.

3. Максимальная площадь семейного (родового) хозяйства устанавли­вается равной 2,5 гектарам на всех членов семьи, совместно ведущих данное хозяйство.

При превышении этого размера по истечении одного года со дня такого превышения земельный участок семейного (родового) хозяйства должен быть переоформлен на иной вид разрешенного использования (сельскохозяйственное использование, крестьянское (фермерское) хозяйство и др.) в части превышения данной максимальной площади.

 

Статья 5. Земельные участки для ведения семейного (родового) хозяйства

1. Для ведения семейного (родового) хозяйства могут использоваться земельные участки, предос­тав­лен­ные или приобретённые гражданами для индивидуального жилищного строительства, для дачного строительства (дачного хозяйства) или ведения садоводства для собственных нужд, для ведения личного подсобного хозяйства (до вступления в силу настоящего закона, в том числе земельные участки в гра­ни­цах населенного пункта и земельные участки за пределами границ населенного пункта), для огород­ни­чес­т­ва, для сенокошения, выпаса скота, для пчеловодства, для животноводства, для иной сельско­хозяй­ст­венной деятельности для собственных нужд, для сельскохозяйственного производства, для сельско­хозяйст­венного использования, для ведения сельского хозяйства, для обустройства родового поместья или для ведения семейного (родового) хозяйства (со дня вступления в силу настоящего закона).

2. Каждый гражданин (семья), являющийся владельцем любого из указанных в п.1 настоящей статьи земельных участков, имеет право вести на нём хозяйство для собственных нужд своей семьи и рода и обустраивать земельный участок по своему усмотрению, используя его для возведения индивидуального жилого дома и любых хозяйственных и культурно-бытовых построек, выращивания плодово-ягодных, орехоплодных, декоративных, лесных и иных многолетних насаждений, однолетних культур, осуществления иной сельскохозяйственной деятельности, создания водоёмов (прудов, ручьёв, запруд, озёр и др.), сохранения и воссоздания разнообразия растительного и животного мира, восстановления естественных экологических систем, а также для производства и переработки любой продукции, указанной в пункте 2 статьи 2 настоящего закона. При этом параметры жилого дома, возводимого на земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. При ведении семейного (родового) хозяйства на земельных участках, указанных в п.1 настоящей статьи, выращивание сельскохозяйственных культур, ведение пчеловодства, выпас скота, содержание и разведение сельскохозяйственных животных допускается при наличии возможности исходя из имеющейся площади хозяйства при условии соблюдения установленных законом требований, экологических и санитарно-гигиенических норм и нормативов, а также с учётом использования соседних земельных участков с соблюдением прав и охраняемых законом интересов их владельцев.

4. При ведении семейного (родового) хозяйства гражданин (семья) имеет право самостоятельно осуществлять планировку земельного участка и выделять на нём различные хозяйственные зоны (жилая, лесная, сельскохозяйственная и др.), отводя для размещения зданий и сооружений на земельных участках от 1 га и более – до 10 % площади земель­ного участка, на земельных участках площадью менее 1 га – до 1000 кв.м., но не более половины площади участка. Остальная часть земельного участка должна использоваться для осуществления сельско­хо­зяй­ст­венной деятельности и мероприятий по восстановлению естественных экологических систем (соз­да­ние водоёмов, высаживание плодовых, ягодных, орехоплодных, лесных и других многолетних насаж­де­ний).

 

Статья 6. Самостоятельность хозяйствования на земельных участках для ведения семейного (родового) хозяйства

1. При ведении семейного (родового) хозяйства гражданин (семья) имеет право самостоятельно хозяйствовать на земельном участке с наибольшей пользой для собственных нужд своей семьи и рода, и заниматься любыми допускаемыми законом видами деятельности, осуществляя их как по отдельности, так и в различном сочетании, в том числе:

1) самостоятельно выбирать тип земледелия и способы использования своей земли, приёмы сохранения и восстановления плодородия земли и необходи­мую агротехнику, обеспечивающую нужную семье урожайность (количество и качество продукции и её чистоту) и биологическую продуктивность земли;

2) самостоятельно определять конкретные виды и формы использования земли, выращиваемые на ней культуры и размещаемые строения (здания и сооружения);

3) застраивать участок зданиями и сооружениями, необходимыми семье (роду) в его хозяйстве, самостоятельно определяя состав, тип и количество таких строений, а также места их размещения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, противопожарных и иных правил и нормативов, а также требований пункта 4 статьи 5 настоящего закона;

4) самостоятельно определять виды угодий и неугодий на своей земле, процентное и количественное соотношение между ними и использовать их по своему усмотрению;

5) обсаживать участок или его отдельные части защитными насаждениями, выделять в нём различные хозяйственные зоны (жилая, лесная, сельскохозяйственная и др.) с преимущественным использованием по основному назначению, определяемому собственником (иным пользователем), а также изменять виды деятельности, формы и способы использования своей земли (виды её угодий) и превращать одно угодье в другое, одну хозяйственную зону – в другую;

6) создавать на участке произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, рощи, аллеи, лужайки, живые изгороди, поляны, террасы и др.), культурные и природные ансамбли, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, изделия народных промыслов и ремёсел и иные произведения народного творчества и национальной традиционной культуры;

7) использовать для нужд семейного (родового) хозяйства промысловые, охотничье-рыболовные, сельскохозяйственные, лесные, водно-болотные и иные угодья традиционного природопользования на прилегающей земле в соответствии со статьёй 14 настоящего закона.

2. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих семейное (родовое) хозяйство, самостоятельность их хозяйствования на своей земле, обустройство земли и другие частные дела не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сий­с­кой Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют земельный надзор за использованием земельных участков семейных (родовых) хозяйств по основному назначению и контроль за соблюдением гра­ж­данами требований природоохранного законодательства.

 

Статья 7. Ведение семейного (родового) хозяйства на всей территории России

1. Граждане России имеют право на ведение семейного (родового) хозяйства на всей территории Рос­сии на любых земельных участках категории земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населённых пунктов и земель запаса в любых территориальных (функциональных) зонах, в том числе:

1) в составе существующего населённого пункта;

2) с расширением границ существующего населённого пункта;

3) с образованием нового сельского населённого пункта;

4) с восстановлением ранее существовавшего (упразднённого) населённого пункта в упрощённом порядке;

5) без образования нового селения (хозяйства хуторского типа).

2. При ведении гражданами семейного (родового) хозяйства без образования нового населённого пункта (хозяйства хуторского типа) индивидуальные жилые дома и иные постройки граждан на вышеуказанных земельных участках, находящихся за границами населённых пунктов, на основании заявлений правообладателей земельных участков приписываются к ближайшему в адми­нис­т­ра­тивном и (или) территориальном отношении населённому пункту как одиночные дома граждан.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют гражданам в ведении семейного (родового) хозяйства и несут в границах населенных пунктов ответственность за создание условий для его ведения гражданами, их семьями и родами в виде:

1) обеспечения их хозяйств инфраструктурой и необходимыми комму­никациями в соответствии с Федеральными законами "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, "О газоснабжении в Российс­кой Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ, "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ, "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ за счёт средств тех местных бюджетов, куда гражданами платится земельный налог и налог на имущество, а также за счёт средств федерального и областных бюджетов по специальным государственным программам;

2) обеспечения граждан (их семей) услугами здравоохранения и образования, почтовыми услугами, административными и иными государственными и муниципальными услугами по месту ведения ими семейного (родового) хозяйства в соответствии с Федеральными законами "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ, "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ;

3) обеспечения правопорядка и безопасности на территории в соответствии с Федеральными законами "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ, "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 № 69-ФЗ и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.

 

Статья 8. Образование новых сельских населённых пунктов в России

1. Граждане России с целью ведения семейного (родового) хозяйства имеют право заселять сельские территории и образовывать новые населённые пункты: посёлки, хутора, селения, деревни, поселения, состоящие из Родовых поместий и другие сельские населённые пункты, как компактного, так и рассредо­точенного типа проживания, подлежащие регистрации в качестве новых населённых пунктов органами государственной власти и органами местного самоуправления в связи с их фактическим образованием и освоением земли.

2. Для образования в России нового сельского населённого пункта по инициативе граждан, ведущих семейные (родовые) хозяйства, требуется:

1) принятие решения об образовании нового сельского населённого пункта собранием граждан-собственников земельных участков, входящих в его территорию;

2) подготовка гражданами предварительного проекта планировки территории нового сельского населённого пункта, на котором должны быть отображены:

а) конфигурация земельных участков, используемых для ведения семейного (родового) хозяйства и места подъездов к ним;

б) земли общего пользования нового населён­ного пункта и их распределение на функциональные зоны (зоны семейных (родовых) хозяйств, зоны общественно-деловых объектов, зоны инженерных коммуни­ка­ций, зоны малых производств для нужд местного сообщества, рекреационные, природоохранные зоны и др.) со схематичным расположением основных объектов внутри них;

3) передача предварительного проекта планировки территории нового сельского населённого пункта на утверждение в органы местного самоуправления, которые:

а) проводят юридическую экспертизу проекта и осуществляют его доработку с учётом требований законодательства в составе документации по планировке территории сельского поселения (ч.5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ);

б) проверяют наличие возможностей обеспечения граждан (их семей) услугами здравоохранения и образования, почтовыми услугами, административными и иными государственными и муниципальными услугами по месту создания населённого пункта, обеспечения нового населённого пункта инфраструктурой и необходимыми комму­никациями в соответствии с требованиями законодательства РФ и законов субъектов РФ и обеспечения правопорядка и безопасности на его территории;

в) выполняют все необходимые согласо­вания в течение четырёх месяцев со дня представления проекта собственниками земельных участков.

3. По истечении четырёх месяцев проект нового населённого пункта считается согласованным, после чего органами местного самоуправления самостоятельно выполняются:

1) утверждение проекта планировки территории нового населенного пункта в составе генерального плана сельского поселения и правил землепользования и застройки сельского поселения;

2) внесение изменений в территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков;

3) регистрация нового населенного пункта и учёт его жителей.

4. Обеспечение нового сельского населённого пункта объектами инфраструктуры и необходимыми коммуникациями, подключение воз­ве­дённых гражданами хозяйственных и жилых объектов к сетям ин­женерно-технического обеспечения выполняется по инициативе граждан, ведущих семейные (родовые) хозяйства и за их счёт, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а далее поддержание коммуникаций и объектов инфраструктуры в нормальном состоянии производится собственником (собственниками) данных объектов. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления:

1) содействуют строительству гражданами хозяйственных построек и индивидуальных жилых домов автономного типа, не требующих обяза­тельного подключения к сетям инженерно-технического обеспе­че­ния, представляя в Росреестр уведомления граждан о завершении их строительства для государственной регистрации гражданами прав на них в ЕГРН (ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ, ч.1.2 ст. 19 ФЗ № 218 от 13.07.2015 г.);

2) поощряют самостоятельное строительство автомобильных и внутрихозяйственных дорог в порядке самоорганизации граждан, их семей (родов), созданных ими некоммерческих организаций и местных сообществ, а также использование ими при строительстве дорог местных материалов (песок, щебень, гравий и другие общераспространённые полезные ископаемые, находящиеся в данной местности);

3) компенсируют трудозатраты и возмещают денежные средства, затраченные гражданами (их семьями и родами), созданными ими некоммерческими организациями и местными сообществами на строительство и (или) ремонт таких дорог за счёт средств бюджета того публично-правового образования, в чьей собственности данная дорога будет находиться, из расчёта не менее 50 % затраченных средств в течение бюджетного года, следующего за годом фактического ввода гражданами построенных объектов в эксплуатацию, если более высокий процент компенсации (возврата) денежных средств не установлен законодательством субъекта РФ (нормативные правовые акты о компенсации затрат на строительство линейных объектов для садоводческих некоммерческих организаций);

4) заключают с гражданами, созданными ими некоммерческими организациями, местными сооб­щест­ва­ми и органами территориального общественного самоуправления договоры на строительство авто­мо­биль­ных дорог местного значения, их обслуживание (ремонт), благоустройство и озеленение терри­то­рии, строительство водных объектов общего пользования (прудов, озёр, запруд и др.) и создание иных объек­тов инфраструктуры, необходимых местным сообществам для ведения семейных (родовых) хозяйств, обеспечивая выполнение данных договоров за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (бюджетов публично-правовых образований, несущих ответственность за строительство данных объектов и выполнение соответствующих государственных и муниципальных программ);

5) признают и сохраняют сложившийся уклад жизни на территории сообществ граждан, их семей и родов, ведущих семейные (родовые) хозяйства (местных сообществ), их традиции, обряды, праздники, виды деятельности, промыслы и ремёсла, культуру жизни и возделывания земли, бережного (эколо­ги­чески ответственного) природопользования и сохранения природных ресурсов вокруг мест своего проживания.

 

Статья 9. Расширение границ существующих населённых пунктов в целях ведения семейного (родового) хозяйства

1. Граждане России с целью ведения семейного (родового) хозяйства имеют право присоединяться к существующим населённым пунктам через расширение их границ в соответствии с Градостроительным кодексом РФ для городских населённых пунктов, и с особенностями, установленными настоящим законом для сельских населённых пунктов в целях ведения семейного (родового) хозяйства на их территории.

2. Расши­ре­ние границ сельских населённых пунктов в целях ведения семейного (родового) хозяйства на их территории производится органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном пунк­тами 2 – 4 статьи 8 настоящего закона на основании заявлений граждан о включении их земельных участков в границы сельского населённого пункта и подготовленного ими проекта планировки территории, присоединяемой к населённому пункту при условии:

1) значительной удалённости сельского населённого пункта от крупных городов:

– от 15 км. и более – для городов с населением более 500.000 человек;

– от 30 км. и более – для городов с населением более 1 млн. человек;

– от 50 км. и более – для городов с населением более 10 млн. человек, и

2) малочисленности сельского населённого пункта, если в нём постоянно проживает менее 100 человек.

3. Расши­ре­ние границ сельских населенных пунктов в целях ведения семейного (родового) хозяйства на их территории производится органами местного самоуправления при наличии возможности обеспечения присоединяемой к сельскому населённому пункту территории объектами инфраструктуры и необходи­мыми коммуникациями, а также при наличии возможности подключения воз­ве­дённых гражданами хозяйственных и жилых объектов к сетям ин­женерно-технического обеспечения, за исключением случаев, когда:

1) гражданами возводятся хозяйственные постройки и индивидуальные жилые дома автономного типа, не требующие обяза­тельного подключения к сетям инженерно-технического обеспе­че­ния;

2) строительство новых объектов инфраструктуры и линейных объектов (дорог, газопровода, водо­провода и иных коммуникаций) для обслуживания присоединяемой территории не требуется.

4. Обеспечение присоединяемой к сельскому населённому пункту территории необходимыми коммуникациями и объектами инфраструктуры может выполняться силами и средствами граждан и за их счёт на основании заключённого гражданами, созданными ими некоммерческими организациями или органами территориального общественного самоуправления договора (соглашения) с органами местного самоуправления об условиях и порядке строительства объек­тов, необходимых гражданам (местным сообществам) для ведения семейных (родовых) хозяйств, а также может выполняться за счёт средств федерального и областных бюджетов по специальным государственным программам.

 

Статья 10. Восстановление упразднённых сельских населённых пунктов

1. Упразднённые сельские населённые пункты, в которых вновь поселились граждане России на пос­тоянное место жительства с целью ведения семейного (родового) хозяйства, подлежат восстановлению.

2. Основанием для принятия решения о восстановлении упразднённого сельского населённого пункта являются заявления граждан о восстановлении населённого пункта в связи с его фактическим заселением – ведением семейного (родового) хозяйства на его территории.

3. К заявлениям граждан о восстановлении населённого пункта прикладываются правоустанавли­ва­ющие документы и (или) выписки из ЕГРН на земельные участки и уведомления (декларации) о находящихся на них жилых домах или иных объектах капитального строительства. Представление гражданами иных документов, подготовка иной документации не требуется.

4. Для установления фактического заселения ранее упразднённого населённого пункта и ведения гражданами семейного (родового) хозяйства на его территории решением представи­тельного органа мест­ного самоуправления соответствующего сельского поселения может быть создана комиссия с учас­тием данных граждан, а также представителей местного сообщества и (или) созданных ими неком­мер­чес­ких организаций, которая составляет акт о появлении на данной территории жителей и возведении ими жилых домов или иных объектов капитального строительства. В состав комиссии также могут входить предста­вители мест­ной администрации, представительного органа, органов территориального общест­вен­ного самоуп­рав­ления, а также местные жители. Выводы и данные, указываемые в акте, должны основываться на непосредственном осмотре комиссией территории населённого пункта, подлежащего восстановлению.

5. Населённый пункт восстанавливается в границах, установленных на момент его упразднения, с сохранением прежнего наименования или присвоением нового (по выбору граждан). Земельные участки формируются в новых границах исходя из подготовленных гражданами проектов межевания территории. При осуществлении строительства предпочтение отдаётся индивидуальным жилым домам автономного типа, не требующим подведения сетей инженерно-технического обеспечения.

6. По заявлениям граждан, являющихся владельцами земельных участков, которые примыкают к границам восстанавливаемого населённого пункта и входили ранее в территорию данного населённого пункта, населённый пункт может восстанавливаться в границах его исторически существовавшей прежде территории.

7. Решение о восстановлении сельского населённого пункта принимается представительным органом местного самоуправления сельского поселения в течение трёх месяцев со дня подачи гражданами заявлений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Копии принятого решения направляются гражданам и органам местного самоуправления муниципального района. Контроль за исполнением решения возлагается на главу администрации сельского поселения.

8. Изменения в схемы территориального планирования сельского поселения, муниципального района, иную градостроитель­ную документацию, принятие закона субъекта Российской Федерации о восстановлении населенного пункта, занесение в учётные данные административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, принимаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в том же порядке, в каком было произведено его упразднение.

 

Статья 11. Ведение семейного (родового) хозяйства в существующих сельских населённых пунктах

1. К гражданам (семьям), ведущим семейные (родовые) хозяйства в существующих сельских населён­ных пунктах, образованных до вступления в силу настоящего закона, применяются меры государствен­ной и иной поддержки, предусмотренные статьёй 7 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих семейные (родовые) хозяйства в существующих сельских населён­ных пунктах, может осуществляться по следующим направлениям:

1) формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности семейных (родовых) хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) стимулирование развития семейных (родовых) хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление семейным (родовым) хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

3) проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельско­хозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

4) ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На граждан, ведущих семейные (родовые) хозяйства в существующих сельских населён­ных пунктах, распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию семейных (родовых) хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки семейных (родовых) хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

 

Статья 12. Учёт семейных (родовых) хозяйств

1. Учёт семейных (родовых) хозяйств осуществляется в земельных родовых книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение земельных родовых книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими семейное (родовое) хозяйство.

2. В земельной родовой книге содержатся следующие основные сведения о семейном (родовом) хозяйстве:

1) фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения семейного (родового) хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение семейного (родового) хозяйства членов его семьи (рода);

2) площадь земельного участка семейного (родового) хозяйства, в том числе:

- под жилыми и хозяйственными постройками;

- под плодовыми, ягодными, орехоплодными и иными многолетними насаждениями;

- под посевами и посадками однолетних сельскохозяйственных культур;

- под водными объектами;

- под семейным (родовым) лесом;

- рекреационная территория;

3) наличие сельскохозяйственных животных, птицы и пчёл;

4) наличие многолетних растений, занесённых в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, любых видов (сортов) и пород;

5) сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему семейное (родовое) хозяйство.

3. При отнесении семейных (родовых) хозяйств к той или иной форме согласно статье 4 настоящего закона учёт в земельных родовых книгах осуществляется по следующим правилам:

- любое хозяйство на земельном участке любой площади до 2,5 га, которое ведёт один гражданин, считается личным подворьем;

- по превышении площади хозяйства в 25 соток личное подворье превращается в семейное хозяйство (усадьбу) при условии его ведения семьёй, состоящей из двух и более человек.

- по превышении площади хозяйства в 1 га семейное хозяйство (усадьба) превращается в родовое хозяйство (поместье) при условии его ведения семьёй, состоящей из трёх и более человек и при наличии в этой семье двух и более поколений рода.

4. Форма и порядок ведения земельных родовых книг в целях учёта семейных (родовых) хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Статья 13. Налогообложение семейного (родового) хозяйства

1. Налогообложение личных подворий земельным налогом осуществляется исходя из кадастровой стоимости земли в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налогом на имущество – исходя из кадастровой стоимости имущества в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Для проживающих в сельской местности граждан России размер земельного налога с земельных участков семейного хозяйства (усадьбы) любой площади до 1 га включительно не может быть более одной десятой МРОТ (вне зависимости от величины кадастровой стоимости земли), размер ежегодной арендной платы и размер платы за право заключения договора аренды земельных участков семейного хозяйства (усадьбы) – не более одной пятой МРОТ (вне зависимости от аукционной цены земли), размер налога на имущество с расположенных на земельных участках семейного хозяйства (усадьбы) индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек – не более 1/20 МРОТ (вне зависимости от величины кадастровой стоимости имущества).

3. Налогообложение родового хозяйства (поместья) и родового имущества исключается (отменяется), кадастровая стоимость родовой земли и родового имущества не устанавливается. Любые объекты родового имущества выводятся из товарно-денежного оборота в качестве недвижимости и становятся неотъем­лемым достоянием семьи и рода, а земля возвращается в экологический кругооборот планеты в качестве природного объекта, являющегося основой её биосферы и экологических систем (лесных, водных и др.).

4. Освобождаются от земельного налога и (или) арендной платы все проживающие в сельской мест­ности граждане России, вырастившие на земельном участке семейного (родового) хозяйства любой формы не менее 100 плодоносящих деревьев многолетних плодово-ягодных насаждений любых сортов и пор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: