Цель: Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.
Задачи:
- образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».
- развивающая: формировать умения: работы с учебником; совершать мыслительные операции и оформлять их результаты в устной и письменной форме.
- воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
По содержанию: раскрывающий содержание урока
По положению в теме:
Методы:
Практические: Работа с учебником, тетрадью
Ход урока:
Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.
В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.
|
Основные группы доказательств происхождения человека от животных:
1. Палеонтологические.
2. Эмбриологические.
Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):
Царство
Животные
Подцарство
Многоклеточные
Тип
Хордовые
Подтип
Позвоночные, или Черепные
Класс
Млекопитающие
Отряд
Приматы
Секция
Узконосые обезьяны
Семейство
Гоминиды
Род
Человек
Вид
Человек разумный
Таково наше положение в системе органического мира.
О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.
Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).
Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.
· мелкие волоски на теле
· копчик
· аппендикс
· мелкие мышечные волокна в коже
· бугорок на ушной раковине
· третье веко
· зубы мудрости
Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.
· хвост
· густой волосяной покров
· дополнительные соски
· шейная фистула (остатки жаберной щели)
· когти на пальцах
|
Сходство человека с хордовыми:
1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы зародыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.
2. Опорно-двигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечностей и дифференцированной мышечной системой.
3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет трубчатое строение и расположена в спинной области тела.
4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов.
5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку.
Сходство человека с млекопитающими:
1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез.
2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития.
3. Постоянная температура тела.
4. Наличие диафрагмы.
5. 7 шейных позвонков.
6. Два поколения дифференцированных зубов.
7. Четырехкамерное сердце.
8. Наружное ухо.
9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи.
Сходство человека с приматами:
1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей.
2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа.
3. Мимическая мускулатура.
4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков.
5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы.
6. Стадные отношения, жизнь в обществе.
7. Выражение эмоций.
8. Бинокулярное зрение.
9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые.
Сходство человека с животными (запись в тетрадях).
(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)
|
1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;
2. Сходство зародышей;
3. Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);
4. Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);
5. Состав крови;
6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)
7. Наличие ногтей на пальцах;
8. Общие болезни и паразиты.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.
Отличие человека от животных (запись в тетрадях).
1. Вертикальное положение туловища;
2. Способность передвигаться на двух конечностях;
3. Передние конечности приспособлены для хватания;
4. Большой объём мозга;
5. Двойная сводчатость стопы;
6. Умение изготавливать и использовать орудия труда.
Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т.е. из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.
Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.
Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.
Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.
По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.
Домашнее задание. Изучить материал стр. 3–5, устно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на стр. 9,