Урок Тема: Место человека в системе органического мира




Цель: Ознакомить учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука.

Задачи:

- образовательная: определить место человека в системе органического мира; черты сходства человека с животными; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы».

- развивающая: формировать умения: работы с учеб­ником; совершать мыслительные операции и оформлять их резуль­таты в устной и письменной форме.

 

- воспитательная: принятие ценностей природы и человека, формирование отношений к культуре как главная адаптация человека, как главному фактору регулирующему отношение в обществе и между человеком и природой

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

По содержанию: раскрывающий содержание урока

По положению в теме:

Методы:

 

Практические: Работа с учебником, тетрадью

 

Ход урока:

 

Каково же происхождение человека, как он появился на Земле? По этому поводу существует множество мнений. (Учащиеся высказывают известные им версии происхождения человека). Накопление научных данных, особенно в последние годы, когда были расшифрованы геномы человека и многих других организмов, позволило построить и обосновать теорию происхождения человека от животных. Сегодня мы рассмотрим доказательства происхождения человека от животных, лежащие в основе этой теории.

В своей системе животного мира К. Линней поместил человека в группу приматов, вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, перешедших от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения привёл к выпрямлению тела, высвобождению рук и изменению стопы. Стадный образ жизни способствовал развитию речи.

Основные группы доказательств происхождения человека от животных:

1. Палеонтологические.

2. Эмбриологические.

Выйдя из животного царства, человек разумный остаётся одним из его членов, хотя находится на особом положении (запись в тетрадях):

 

Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Хордовые

Подтип

Позвоночные, или Черепные

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Секция

Узконосые обезьяны

Семейство

Гоминиды

Род

Человек

Вид

Человек разумный

Таково наше положение в системе органического мира.

 

О родстве человекообразных обезьян и человека свидетельствует сходство многих анатомических и физиологических особенностей. Впервые это установил соратник Ч.Дарвина – Т.Гексли. Проведя сравнительно-анатомические исследования, он доказал, что анатомические различия между человеком и высшими обезьянами менее значительны, чем между высшими и низшими обезьянами.

Вспомним понятия «рудименты» и «атавизмы» (запись в тетрадях).

Рудименты – это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение.

· мелкие волоски на теле

· копчик

· аппендикс

· мелкие мышечные волокна в коже

· бугорок на ушной раковине

· третье веко

· зубы мудрости

Атавизмы – это признаки, характерные для животных и появившиеся у людей.

· хвост

· густой волосяной покров

· дополнительные соски

· шейная фистула (остатки жаберной щели)

· когти на пальцах

 

Сходство человека с хордовыми:

1. Хорда – осевой скелет, формирующийся как выпячивание клеток энтодермы зародыша. Над хордой развивается нервная трубка, а под ней – первичная кишка.

2. Опорно-двигательная система представлена скелетом головы, туловища, конечностей и дифференцированной мышечной системой.

3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, имеет трубчатое строение и расположена в спинной области тела.

4. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов.

5. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через носоглотку.

Сходство человека с млекопитающими:

1. Живорождение и вскармливание детенышей молоком, наличие молочных желез.

2. Плацентарное развитие плода, сходные стадии эмбрионального развития.

3. Постоянная температура тела.

4. Наличие диафрагмы.

5. 7 шейных позвонков.

6. Два поколения дифференцированных зубов.

7. Четырехкамерное сердце.

8. Наружное ухо.

9. Волосяной покров тела, сходное строение кожи.

Сходство человека с приматами:

1. Пятипалые конечности с подвижными пальцами, при этом большой палец противопоставлен остальным, наличие ногтей.

2. Сходные пропорции тела и строение губ, наружного уха и носа.

3. Мимическая мускулатура.

4. Общие особенности состава крови, структуры ДНК и белков.

5. Сходные заболевания инфекционной и паразитарной природы.

6. Стадные отношения, жизнь в обществе.

7. Выражение эмоций.

8. Бинокулярное зрение.

9. Лицевая часть лишена волос, ступни и ладони голые.

Сходство человека с животными (запись в тетрадях).

(человек произошёл от общего с человекообразными обезьянами предка)

1. Общий план строения систем органов, отделов скелета;

2. Сходство зародышей;

3. Наличие рудиментов (копчик, аппендикс, третье веко);

4. Наличие атавизмов (многососковость, волосатость, появление хвоста);

5. Состав крови;

6. Хромосомный набор в клетке (человек – 46, шимпанзе – 48)

7. Наличие ногтей на пальцах;

8. Общие болезни и паразиты.

Однако между человеком и человекообразными обезьянами есть и существенные различия, в большей степени обусловленные приспособленностью человека к прямохождению.

Отличие человека от животных (запись в тетрадях).

1. Вертикальное положение туловища;

2. Способность передвигаться на двух конечностях;

3. Передние конечности приспособлены для хватания;

4. Большой объём мозга;

5. Двойная сводчатость стопы;

6. Умение изготавливать и использовать орудия труда.

Организм человека разумного построен из тех же основных химических элементов, что и организм любого другого живого существа, т.е. из углерода, водорода, кислорода, азота и фосфора. Мы отличаемся от других млекопитающих лишь устройством и функционированием клеток, тканей и систем органов.

Организм человека обладает четырьмя важнейшими особенностями, сочетание которых присуще только ему, – это прямостоячий скелет, подвижные руки, способные манипулировать предметами, трехмерное цветовое зрение и уникальный по сложности мозг.

Прямостоячий скелет позволяет нам, в отличие от других животных, передвигаться на двух ногах. Не испытывая потребности опираться на передние конечности, мы пользуемся гибкими и чуткими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов.

Смотрящие вперед глаза обеспечивают бинокулярное зрение и позволяют нам точно фокусировать изображения, определять расстояние, различать не только цвет, но и форму. Мы можем следить за перемещением предмета, не поворачивая головы, – при помощи лишь движения глаз.

По сравнению с другими животными, головной мозг человека очень крупный относительно размеров тела. Благодаря мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому мышлению, управлению речью; координацией зрения и движений рук.

Домашнее задание. Изучить материал стр. 3–5, устно ответить на вопрос рубрики «Подумайте!» на стр. 9,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: