Аранжировка и оркестровка партии ударных




Наиболее важные аспекты удачной аранжировки – это особенности звучания различных компонентов ударной установки, правильный подбор ритма и темпа всей композиции, верное решения для выбора тембра инструмента. А теперь по порядку.

Например, шипящая сустейном тарелка райд совершенно не клеится к джазу, т.к. в быстрыхбибопах она просто издаст непрекращающийся шум, а не чёткие восьмые. Но зато она хорошо подойдёт рок музыке, где гораздо меньше нот и чаще используется цоколь, а не широкая плоскость тарелки. Для того же бибопа лучше использовать маленький басовый барабан, не сильно заглушённый изнутри. Во-первых, таким образом он будет звучать, как это свойственно для классики жанра, а, во-вторых, он будет просто прослушиваться сквозь низкие частоты контрабаса. Малый барабан в джазе преимущественно сухой, с хорошо натянутыми пружинами, что позволяет ноте звучать коротко, без сустейна. Опять же, как и в случае с тарелкой райд, на малом играется много нот в виде заполнений, а темпы зачастую высокие, поэтому нужно, чтоб всё это чётко прослушивалось и звучало. Сустейн больше свойственен музыке, в которой функция малого барабана больше заключается в игре бэкбита, что свойственно поп и рок музыке. Томы в джазе обычно звучат выше, чем в других стилях, но тут, мне кажется, вопрос техники, т.к. джазовым барабанщикам свойственно играть вещи на томах, требующие отскока.

Проделайте следующий эксперимент. Попробуйте расценивать каждый компонент установки как отдельный инструмент. Например, хай-хэт будет гитарой, басовый барабан – басом, малый пусть играет бэкбит, тарелки давайте расценивать как духовые инструменты, которые либо акцентируют, либо расстягивают ноты. А томам присвоим роль небольшого рисунка фортепиано. Я предлагаю это лишь в качестве эксперимента. Теперь попробуйте что-нибудь сыграть, имея в виду вышеописанный метод. Можно взять какое-нибудь несложное произведение, в основу которого входят перечисленные группы интрументов и сыграть его. Если сложно, распишите сперва это произведение. Я прошу сделать это, чтобы вы научились воспринимать барабаны, как целый ансамбль.

Всегда помните о том, что вы исполняете песню, а не просто играете на барабанах. Важнейшим моментом является донесение музыки до слушателей и сохранение единства участников ансамбля, а не демонстрация ваших личных умений.

Для того, что ваша партия звучала музыкально, нужно иметь представление, из каких частей состоит песня. Зачастую используется 2 незначительно отличающихся друг от друга рисунка. В куплете один, в припеве другой. Порой в самом рисунке нет изменений, и они отличаются исключительно динамически. Например, в куплете хай-хэтзакрыт, а на припеве приоткрыт, или же партия хэта переносится на тарелку райд или чайну.

Шаффлованность восьмых и шестнадцатых. Это тоже может не хило помочь раскачать песню. Попробуйте исполнить бит и ровными восьмыми, и шаффлованными. И выберете, кажущийся оптимальным вариант.

В основу всего всегда ложится трио «хэт-малый-бочка». Именно они создают основное движение в песне и её пульсацию. Особенно, учитывая широчайшие возможности хай-хэта и малого барабана, в этом даже не стоит сомневаться, что этого более, чем достаточно. Однако давайте посмотрим в сторону мелодии.

Давайте поэксперементируем. Попробуйте продублировать мелодию песни барабанами. Сперва на бравой тройке «хэт-малый-бочка», а затем на всей установке. Не думайте пока о бите. Просто играйте по тем компонентам, которые, как вам кажется, тембрально лучше всего передают мелодию. А теперь добавьте бит, и все эти заполнения играйте поверх бита. Партия получится весьма загромождённая, хотя барабанщики, играющие погрессивный рок, часто используют нечто подобное в песнях.

Теперь, во избежание нагромождённости, продолжайте играть бит, но из вашего обыгрывания оставьте определённые удары, подчёркивающие важные акценты в партиях других иструментов. Например, открывающийсяхэт вместе с акцентом на гитаре. Или парочку восьмых на томах, играющих в унисон с басом. Поэксперементируйте над этим. Послушайте такие треки, как «TakeFive». Джо Морелло дублирует мелодическую линию, но не загромождает партию, давая музыке дышать. Или «Хамелеон» ХербиХенкока. Харви Мейсон играет четвёртую шестнадцатую ноту первой доли на малом, подчёркивая ноту баса в этом же месте, и звучит это просто потрясающе.

Вариант игры вместе с мелодией хорошо прослушивается в треке группы “U2” под названием “Desire”.

Другая сторона медали, если музыка строится вокруг партии ударных или ударные имеют лидирующую роль в песне. Пример – «6.00» группы “DreamTheater”, где уже музыканты обыгрывают блестящую мелодическую фигуру, играемую на барабанах.

И третий вариант, это когда вся песня основана на партии ударных. В таком случае барабаны служат основным мелодическим инструментом. Пример - “TheyDon’tCareAboutUs” Майкла Джексона.

Если же возможности вашей установки велики, то послушайте таких барабанщиков, как АкилесПристер, Майк Манджини или Майк Портной – они мастера оркестровки роковых партий.

Оркестровывая партию, подумайте, а лучше практическим путём попробуйте, что лучше будет звучать по отношению к данной песне. Например, может в данной песне лучше вести не в хет, а в райд, подчёркивая только вторую восьмую каждой доли, играя ногой на хете на «и»? Может, гораздо лучше будет звучать форшлаг на томах на «и» четвёртой доли, а не просто удар басового барабана?

Ещё хороший пример оркестровки это заполнения. Заполнение, например, того пространства, которое не занято басовым барабаном вместе с басом. Заполнить можно тихими нотами на малом или хете, или томах. Можно играть, а-ля перкуссионист, т.е. достаточно насыщенно играть заполнения на томах. Но в таком случае лучше хорошо ознакомиться с тем, что обычно играют перкуссионисты, чтоб понимать, как это делается. Послушайте Дейва Векла. Он мастер любых заполнений.

Как придумать узнаваемую партию?

Нет никакого универсального рецепта для этого. Мне кажется важно эксперементоровать и слушать много хорошей музыки. Именно мелодичность делает партию узнаваемой и запоминающейся. Понятность, простота, что важно для восприятия, она не должна быть шумом. Хорошо, если её легко напеть, воспроизвести. Вот здесь и важно, чтоб она не была сложной и нагромождённой. Она должна быть тембрально приятной, без режущих ухо высоких частот или слабопрослушиваемых низких.

Посмотрите мои видеоуроки, где я разбираю примеры таких партий, которые, надеюсь, помогут вам лучше понять термин «узнаваемая партия».

Разбор хитовых партий ударной установки
Разбор хитовых партий ударной установки 2

Автор урока Игорь Chili Олейников - молодой и перспективный украинский барабанщик. Сайт www.igorchili.com/ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: