Реконструкция и реновация постиндустриального города.




Индустриальный город — продолжение завода, его задачи — создать условия для производства и обеспечить уровень жизни рабочей силы. Постиндустриальный город работает не на заводе. Он производит знания и услуги, а «средство производства» — его улицы и площади, парки и скверы, офисные и общественные здания, образовательные, культурные, научные, медицинские, социальные и торговые сети, то есть вся среда города. Это не город-завод, но город-среда для производства ценностей, знаний и компетенций.

Подавляющее число наших городов создано в индустриальную эпоху. Все они переживают эту трансформацию — и, прямо скажем, не все успешно. Города со свалками брошенных промзон и бывших военных объектов, города, транспортная инфраструктура которых рассчитана на перевозку грузов и рабочих масс до завода и обратно, города с деградировавшими общественными пространствами, города пустырей и зон отчуждения — это все наша реальность.

Единственный город, где управление этой трансформацией стало государственной задачей,— это Москва. Здесь все было сделано очень быстро: город от начала реконструкции парка Горького до сегодняшнего дня преобразился в течение пяти лет.

Проблемы преобразования существующей структуры городов имеют свою специфику, которая состоит в постепенности реализации замысла, т. е. в последовательном строительстве новых частей города, замене или ликвидации его отдельных старых кварталов и ансамблей. Особенности реконструкции обусловливаются конкретными условиями города, а длительность процесса перестройки требует не только ясности замысла, но и его точного выполнения на протяжении всего хода работ. Своеобразие проблем реконструкции особенно выпукло представлено в ряде крупнейших городов мира, каждый из которых имеет свой индивидуальный облик.

 

10 июля 1935 г. был одобрен генеральный план реконструкции Москвы. В Постановлении об этом плане сформулированы также некоторые общие градостроительные принципы, ставшие основой дальнейшего развития строительства советских городов. При определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Важнейшими условиями этой перепланировки являются правильное размещение жилых домов, промышленности, железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнение города, разуплотнение и правильная организация жилых кварталов с созданием нормальных здоровых условий жизни населения города».

Далее в Постановлении было высказано положение, сильно повлиявшее на дальнейшее развитие советской архитектуры. Оно заключалось в том, что «должно быть достигнуто целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков, с использованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов класси-ческой и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники».

Главные принципы нового плана Москвы можно свести к нескольким пунктам:

1) не закладывать в Москве никакой новой промышленности, а перспективную численность населения определить в 5 млн.;

2) снизить плотность населения и в связи с этим постепенно расширять границы города с 28 000 до 60 000 га основное расширение города на 16 000 га, провести на юго-западе, где будет сосредоточено обширное жилищное строительство;

3) постепенно присоединять к городу резервные территории и, кроме того, создать вдоль границ города непрерывный лесной и парковый пояс шириной 10 км;

4) обеспечить снабжение города водой, соорудить канал Москва —Волга, а на территории города создать систему водоемов;

5) построить набережные рек Москвы и Яузы и провести по ним хорошо оборудованные коммуникации; очистить территорию Лужникови другие набережные от устаревших строений и разрешать на набережных строительство только жилых и общественных зданий;

6) разгрузить и перестроить центр города и другие территории, предназначенные для крупных общественных зданий;

7) создать систему улиц шириной не менее 30—40 м, а наряду с этимпостроить магистрали и систему колец, стремясь к улучшению транспортных связей и разгрузке центра города;

8) создавать сеть общественного обслуживания, размещая ее предприятия не в жилых домах, а на удобных местах в микрорайонах;

10) постепенно вывести из города промышленные предприятия, вредные з гигиеническом и опасные в пожарном отношении, а также мелкиепредприятия, препятствующие реконструкции города;

 

В Постановлении помимо принципов нового плана содержались конкретные задачи строительства и их сроки, разбитые на отдельные этапы. Были поставлены точные задачи строительства дорог и мостов, жилищ и общественных зданий, набережных, инженерных сетей и энергетических устройств. В то время, когда автомобилей в Москве было немного, в городе были созданы улицы, которые еще длительное время будут удовлетворять требованиям современного городского транспорта, создавать возможность для относительно легкого строительства транспортных развязок даже на важнейших узлах внутри города. В то время, когда Советский Союз еще не достиг современного экономического уровня и технической зрелости, был заложен метрополитен, по сегодняшний день составляющий основу городского транспорта. В те же годы был построен канал.Москва --Волга, ставший необходимым условием жизни города.

Общая концепция генерального плана обеспечила условия для гармоничного развития города и его пригородной территории. Несмотря на довольно высокую компактность застройки, она обеспечила условия для создания широких зеленых клиньев, идущих в глубину города

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: