Окрестность исчезла во мгле , мутной и желтоватой. (А.С.Пушкин)




/Однородные нераспространенные согласованные определения, стоящие после определяемого слова/.

 

Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить свое восхождение.

Взъерошенный, немытый, Нежданов имел вид дикий и странный.(Л.Н.Толстой) /Одиночное и распространенное определения, стоящие перед определяемым существительным, обособляются, т.к.имеет добавочное обстоятельственное значение причины/.

 

Низенький, коренастый, он обладал страшной силою в руках. (м.Горький) /Два согласованных одиночных определения обособляются, т.к. относятся к личному местоимению/.

 

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. (А.П.Чехов)

/Одиночные определения обособляются, если отделены от определяемого существительного другими членами предложения, независимо от того, находится ли определение впереди или после определяемого слова./

 

Все смеющееся, веселое, отмеченное печатью юмора было ему мало доступно.(В.Короленко)

Даша ждала всего, но только не этой покорно склоненной головы.(Л.Толстой.)

/Определительный оборот, стоящий после определительных, указательных и притяжательных местоимений, тесно примыкает к ним, поэтому запятой не отделяется./

 

По степи, не успевшей остынуть за ночь, уже тянется опять теплый ветер. (Короленко)

/Причастный оборот, стоящий после определяемого слова/.

 

- А теперь запишем несколько предложений с необособленными определениями.

Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. /Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придается большая самостоятельность (т.е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению: Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (Горький)).

 

Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Чехов)

/Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных обычно обособляются, когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями или когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительной связью./

Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол.

 

3. Работа с текстом.

- Прочитайте выразительно данный текст.

- Определите, к какому типу речи он относится? /Повествование с элементами описания./

- Стиль данного текста? /Художественный/

 

Роза.

Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погруженный в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивленный, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал…

Наш дом! Он, как и прежде, окружен зеленью. Правда, растительности стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решетка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.

Крапива занимала целый уголок цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

(- Найдем и запишем предложения с обособленными определениями.)

4. Редактирование предложений.

/Очень часто при использовании обособленных определений в речи, мы допускаем ошибки. Исправьте данные предложения, объясните причину ошибки./

 

Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

/Причастие употреблено в форме наст. Времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть речевой штамп «произвести глубокое впечатление».

Прочитанная книга произвела на меня глубокое впечатление. Прочитанная

Книга меня потрясла./

 

Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

/Нарушен порядок слов: определяемое слово – в середине причастного оборота; поэтому смысл неясен. Прочитанная для студентов лекция была очень содержательна.

Лекция, прочитанная студентам, была очень содержательна./

 

Сочинение надо было написать на тему, которую каждый учащийся мог выбрать из списка, который предложил учитель.

/Причастный оборот дает возможность устранить повторение союзного слова и избежать речевой ошибки.

Сочинение надо было написать на тему, которую каждый учащийся мог выбрать из списка, предложенного учителем./

 

- Подумайте и скажите, а нужны ли определения в речи?

/Они придают речи выразительность, делают ее более понятной, образной, красочной, благозвучной./

 

Итог:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: