Принцип расчета тот же, что и проезжих частей. Тротуар разбивают на условные полосы. Ширину одной полосы принимают равной 0,75 м. В отдельных случаях её увеличивают до 0,9
, где
— число полос движения;
— проектные размеры пешеходного движения в часы пик в обоих направлениях с учетом коэффициента внутричасовой неравномерности (К= 1,5 ….2)
— пропускная способность одной полосы (по СНиП)
, где — необходимая ширина тротуара;
— ширина одной полосы;
— расчетное число полос.
Минимальную ширину тротуаров принимают по нормативным правилам в зависимости от категории улицы. Ширины разделительных полос на проезжей части, велодорожек, трамвайных путей и газонов принимают в соответствии с нормативными правилами.
Проектирование улиц и дорог в плане
Включает разбивку трассы, нанесение красных линий и размещение всех элементов улиц и дорог, инженерных сооружений.
План участка городской улицы
При нанесении оси в местах поворотов вписывают кривые, обеспечивающие плавность движения транспортных средств. При кривых ограниченного радиуса (< 1000 — 600 м.) устраивают переходные кривые. На криволинейных участках R < 750 м. проезжую часть уширяют. Уширение каждой полосы принимают по СНиП. Минимальные радиусы поворота на перекрестках, вокруг направляющих островков – 12 м., у тротуаров – 5- 12 м. (в зависимости от категории улицы). Проектирование улиц в плане увязывается с вертикальной планировкой. В условиях гористой и пересеченной местностей для смягчения уклонов дорогу делают извилистой. Извилистые участки дорог при крутых уклонах местности называются серпантинами.
Вертикальная планировка
Задачи вертикальной планировки: изменение или выправление рельефа в соответствии с инженерными требованиями, требованиями благоустройства и архитектурно-планировочными решениями.
|
Исходные материалы: планы с высотными отметками и горизонталями, разрезы поверхности. Уклоны на отдельных участках определяют по формуле:
, где
— расстояние между точками;
— разность высотных отметок.
Уклон выражают в промилях ‰. При трассировании надо стремиться к проложению трасс под косым углом к горизонталям. При проложении вдоль горизонталей не обеспечивается водоотвод, а поперек – при крутом рельефе создаются недопустимые для движения уклоны, и для их уменьшения потребуется большой объем земляных работ, искусственных сооружений. Наибольшие продольные () и поперечные () уклоны принимают по СНиП; допустимые уклоны на площадках ≤ 30 ‰, на стоянках ≤ 20 ‰. На криволинейных участках продольный уклон уменьшают на величину , где — радиус кривой в плане.
Вертикальную планировку городских улиц, внутриквартальных территорий выполняют методом проектных (красных) горизонталей. Горизонтали на проезжей части наносят условно прямыми линиями. Результирующие уклоны () направляют поперек горизонталей и определяют по формуле:
Разбивку проектных горизонталей начинают с оси проезжей части. Расстояние между горизонталями в продольном направлении определяют по фомуле:
, где
— высота сечения (разность в отметках двух соседних горизонталей: 1, 2 м. и т.д.). На планах показывают характерные точки (переломы, черные и красные отметки и т.д.). Углы наклона горизонталей по отношению к оси определяют по формуле:
|
Проекцию расстояния между точками с одинаковыми отметками по оси и краю проезжей части на продольную ось дороги определяют по формуле:
, где
В – ширина проезжей части.
Вертикальная планировка территорий микрорайонов должна обеспечивать:
— удобство движения;
— обеспечение поверхностного стока;
— сохранение зеленых насаждений и существующих строений;
— минимальный объем земляных работ;
— благоприятные условия для вновь возводимых зданий.
— внутриквартальные проезды должны сопрягаться с улицами так, чтобы исключалась возможность стока поверхностных вод на внутриквартальные территории. Площадки на внутриквартальных территориях могут иметь уклоны от 4 до 20 (30) ‰.
Схема вертикальной планировки проезжей части улицы