Доказательства тех, кто считает молитву витр твердой Сунной




Большинство учёных как предшественников, так и последователей, а также и многих сторонников мазхаба Абу Ханифы считали совершение молитвы витр весьма желательным, но не обязательным. А имам аль-Хаттаби сказал: «Учёные были единогласны в том, что молитва витр не является обязательной, исключением чему было то, что передал Хасан ибн Зияд от Абу Ханифы, что он назвал эту молитву обязательной. Но сторонники его мазхаба не говорят так, и даже если это достоверно от Абу Ханифы, то единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе опередило его утверждение». См. «Ма’алиму-с-Сунан» (1/286).
Их доводы следующие:


1. Тальха ибн ‘Убайдуллах рассказывал, что на вопрос человека: «Что Аллах вменил мне в обязанность из молитвы?», – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Пять молитв в течение дня и ночи». Он спросил: «Обязан ли я делать что-либо сверх этого?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, если только сам не пожелаешь сделать это». Этот хадис передали аль-Бухари (46) и Муслим (11).
2. Ибн ‘Аббас рассказывал, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял Му’аза с призывом в Йемен, среди прочих наставлений он сказал ему: «И извести их о том, что Аллах вменил им в обязанность совершения пяти молитв в течение дня и ночи». аль-Бухари (1/352) и Муслим (1/34).
Имам аш-Шаукани говорил: «Это самый наилучший довод на то, что витр не является обязательным, так как Му’аз был направлен в Йемен незадолго до смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. «Нейлюль-аутар» (3/13).


3. Аль-Мухаддаджи рассказывал, что когда один человек спросил Абу Мухаммада о молитве витр, он сказал: «Витр – ваджиб так же, как и обязательные молитвы». Когда эти слова передали ‘Убаде ибн ас-Самиту, он сказал: «Абу Мухаммад солгал, ибо я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Аллах Всемогущий вменил в обязанность пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, совершал полноценно поясные и земные поклоны, соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его. А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!”» Ахмад (2/234), Ибн Маджах (1/499). Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Навави и шейх аль-Албани.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «В этом хадисе доказательство на то, что молитв, вменённых в обязанность, только пять, и не больше». См. «ат-Тамхид» (23/289).


4. ‘Али ибн Аби Талиб говорил: «Поистине, витр не является обязательной молитвой, подобно пяти обязательным молитвам. Однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр». ат-Тирмизи (1/282) и Ибн Маджах (1/370). Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Албани.
Эти сообщения от сподвижников указывают на то, что они не считали молитву витр обязательной, хотя среди них и было разногласие по этому поводу. Абу Мухаммад, который говорил, что витр ваджиб – это Мас’уд ибн Аус аль-Ансари, относительно которого было даже сказано, что он участник битвы при Бадре. Также мнение о том, что молитва витр является обязательной передается от Абу Аййюба аль-Ансари. Ибн Аби Шейба (6930).
Что же касается слов ‘Убады: «Солгал Абу Мухаммад!», то речь идёт о том, что он ошибся.
И мнение ‘Убады сильнее, чем Абу Мухаммада, поскольку Абу Мухаммад не привёл аргумент на свои слова, а ‘Убада привел слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, относительно того, что обязательным молитв пять!


5. Ибн ‘Умар рассказывал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву витр сидя на своём верблюде». аль-Бухари (999).
Он также говорил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал витр сидя на верховом животном, в каком бы направлении оно не шло, и он не совершал на верховом животном обязательные молитвы!» Муслим (700).
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби говорил: «В этом хадисе довод против тех, кто считает витр обязательным. Учёные единогласны, как это передал Къады ‘Ийяд, в том, что обязательная молитва не совершается верхом на животном, если не считать причину, как страх или болезнь»ю. См. «аль-Муфхим» (2/342).
Хафиз Ибн Раджаб говорил: «Это тот довод, который приводили в качестве того, что витр не является обязательным и что он относится к добровольным молитвам. Ведь если бы витр был обязательным, как пятикратные молитвы, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не совершал бы его верхом на животном, имея возможность совершить его стоя». См. «Фатхуль-Бари» (9/182).


Шейх аль-Мубаракфури говорил: «Знай, что большинство учёных приводили в качестве довода на то, что молитва витр не является обязательной этот хадис от Ибн ‘Умара. И это ясный довод на это, поскольку обязательная молитва не совершается верхом на животном». См. «Тухфатуль-ахвази» (2/538).

Вывод
На основании всего сказано становится ясно, что доводы большинства учёных, считающих совершение молитвы витр желательным, но не обязательным, являются сильнее, и достоверность хадисов, на которые они опирались, не вызывают никаких сомнений.


Однако узнав о том, что витр не ваджиб, мусульманам не следует переставать его совершать. Речь шла о том, каково положение этой молитвы в шариате, чтобы знать, какое место занимает она в Исламе, и знать, совершён ли грех за не совершение этого поклонения и необходимо ли принести за это покаяние.
В дополнение, можно привести некоторые высказывания имамов, считавших совершение молитвы витр не обязательным, но, тем не менее, строго побуждавших совершать эту молитву:
Имам аш-Шафи’и относительно молитв витр и ад-духа говорил: «Я не одобряю для мусульманина оставление этих молитв, даже если и не обязываю их совершением. Но тот, кто оставил совершение всех добровольных молитв хуже, чем тот, кто оставил одно из них». См. «аль-Умм» (1/260).


Имам Ахмад говорил: «Тот, кто сознательно оставил совершение молитвы витр, тот плохой человек, и не следует принимать от него свидетельства». См. «аль-Мугъни» (1/827).


Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: «Молитва витр лучше, чем все добровольные молитвы, совершаемые в дневное время». См. «Маджму’уль-фатава» (23/88).

 

Каков самый лучший способ совершения молитвы «Витр»?

 

Ответ: Хвала Аллаху!

Молитва «Витр» является одним из величайших актов поклонения, приближающих человека ко Всевышнему Аллаху, так, что даже некоторые ученые – преимущественно Ханафиты – считали её одной из обязательных молитв. Достоверно же то, что эта молитва является «Сунной муаккада» («утвержденной Сунной»), регулярно придерживаться которой следует каждому мусульманину,и нежелательно оставление её. Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Кто оставит «Витр», тот является плохим человеком, чьё свидетельство не должно приниматься». Это указывает на прочность позиции, которую занимает молитва среди остальных видов поклонения. Мы можем кратко изложить способы совершения «витра» в следующих пунктах:

Время её: Начинается со времени совершения человеком ночной молитвы (Иша), даже если она и была объединена с вечерней молитвой (во время Магриба) и вплоть до наступления рассвета. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Поистине Аллах даровал вам молитву, и это – Витр. И предписал совершать его между молитвой «Иша» и вплоть до наступления рассвета». Хадис привел Тирмизи (425). Аль-Албани охарактеризовал его достоверным в «Сахих аль-Тирмизи».

Что лучше - совершать эту молитву в начале времени её наступления или же отложить её?

В Сунне указывается, что если кто-то пожелает совершить молитву в конце ночи, то лучшим для него является отложение витра к этому времени, ибо молитва в конце ночи является наилучшей и у неё есть свидетели.

Кто же боится, что не сможет подняться на молитву в конце ночи, тому следует совершить витр до того, как он отправится спать, ибо согласно хадису от Джабира (да будет доволен им Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит витр в начале её, а кто желает совершить витр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше». (Муслим, 755)

Навави писал: «Это – правильная точка зрения. Другие хадисы, где в общих чертах говорится об этой теме, должны быть рассмотрены в свете данного достоверного и ясного сообщения, к которым относится и следующий: «Мой друг (т.е. Аллах- Преславен Он и Велик) посоветовал мне не ложиться спать, не совершив витра». Это относится к тем, кто не уверен, что сможет проснуться в конце ночи, чтобы совершить витр». «Шарху Муслим» (3/277).

Количество ракатов:

Самое малое число ракатов молитвы витр - один ракат. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Витр – это один ракат в конце ночи». (Муслим, 752). Также он сказал: «(Во время) ночной молитвы (сначала совершают) два раката, (потом еще) два (и так далее), а если кто-нибудь из вас станет опасаться (наступления) утра, пусть совершит один ракат, что сделает (общее количество совершенных им ракатов) этой молитвы нечетным» (Аль-Бухари, 911 и Муслим, 749). И если человек сократит количество ракатов витра до одного, то он поступит согласно Сунне…Также Витр может состоять из трех, пяти, семи и девяти ракатов.

Если витр состоит из трех ракатов, он может быть совершен двумя путями, предписанными Шариатом:

Во-первых: Совершать их следует один за другим, произнеся в конце один ташахуд, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил слов таслима после двух ракатов витра». В другой её версии говорится: «Он совершал витр в 3 раката и садился лишь в последнем». (Нисаи, 3/234; Бейхаки, 3/31).В «Аль-Маджму (4/7) Навави пишет: «(Хадис) был передан Насаи с хорошим иснадом, а Бейхаки – с достоверным.

Во-вторых:

После двух ракатов следует произнести таслим и завершить витр совершением ещё одного раката. Как следует со слов от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), он отделял два раката витра от последнего таслимом и сообщил, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поступал таким же образом. Хадис был приведен Ибн Хиббаном (2435). Ибн Хаджар сообщил в «Фатхе» (2/482) о том, что иснад данного хадиса является «прочным» (гавыйй).

Если же человек совершает витр, состоящий из пяти и семи ракатов, ему следует последовательно выполнить их все, завершив молитву произнесением лишь одного ташахуда и таслима, согласно хадису от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Посланник Aллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал по ночам тринадцать ракатов, из которых пять (приходились на) витр и садился лишь в конце их». (Муслим, 737).Передают со слов Умм Саламы (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитву витр, (состоящую) из пяти и семи ракатов, которые не отделял друг от друга ни таслимом и ни (какими-либо) иными словами». (Ахмад, 6/290; Ан-Насаи, 17/4). Ан-Навави пишет: «Иснад его – хороший» («Аль-Фатх аль-Раббани», 2/297). Аль-Албани подтвердил достоверность данного хадиса в «Сахих аль-Насаи».

Если же человек совершит витр, состоящий из девяти ракатов, то они должны быть выполнены нераздельно, садясь лишь после восьмого раката для произнесения ташахуда. Затем ему следует выполнить последний ракат и вновь произнести ташахуд и таслим в конце него" У Муслима (746) приводится хадис от Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал девять ракатов и садился лишь после восьмого раката, во время которого он поминал Аллаха, прославлял Его и обращался к Нему с молитвой. Затем Он поднимался, не произнеся таслима, стоя совершал девятый ракат и вновь садился, поминал Аллаха, прославлял Его и обращался к Нему с молитвой. Далее он произносил таслим, который мы могли расслышать».

Если же совершать одиннадцать ракатов витра, то таслим произносится после каждого второго раката и завершается молитва одним лишь ракатом.

Наименьшей и полной формой витра является совершение двух ракатов, после которых произносится таслим. Затем выполняется ещё один ракат и ещё один таслим. Разрешается объединить их все с произнесением одного таслима в конце молитвы. При этом, однако, допускается произнести лишь один ташахуд, а не два, как об этом было уже сказано.

В первом ракате следует прочитать полностью суру «Всевышний» (87), во втором ракате - суру «Неверные» (109), а в третьем - суру «Очищение» (112). У Насаи приводится хадис (1729) от Убайй ибн Ка’ба о том, что: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал в молитве витр «Саббих исма раббикаль-А’ля», «Куль йа аййухаль – Кафирун» и «Куль хувАллаху Ахад». Аль-Албани подтвердил достоверность данного хадиса в «Сахихе Насаи».

Все эти формы совершения витра упомянуты в Сунне. Лучше же всего для мусульманина не придерживаться лишь одной формы, а совершать один раз одну форму, а в следующий раз – другую и т.д. Таким образом, будет соблюдена вся Сунна.

Аллаху ведомо лучше.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: