Выполнить позу качественно, значит сделать ее ровно настолько, насколько она сегодня получается, без какого-либо старания, желания, нетерпения.




Виктор Бойко. Йога (искусство коммуникации, издание четвертое)

 

 

При обычном состоянии сознания контур распределения энергии в системе имеет типовую конфигурацию, энергия в основном направляется на решение внешних задач, что обеспечивается физической активностью тела под неусыпным контролем сознания. Когда я, выполняя асаны, этот контроль снимаю, оба вида активности минимизируются, и энергия начинает циркулировать по иному контуру – психосоматика направляет ее на решение своих внутренних проблем.«

 

Обычно, когда заходит речь о самосовершенствовании, человек считает, что посредством личных занятий йогой он совершенствует сам себя. Но это иллюзия! йога – это выполнение асан, пранаям и медитативных техник в таком ключе, который дает возможность психосоматике автономно привести себя в порядок! самосовершенствование – это когда открытая система, именуемая психосоматикой, восстанавливает себя сама, а мой разум на это время успокаивается и не мешает этому! такой процесс называется системной регенерацией. любая же деятельность, построенная на личных усилиях, самоконтроле и происходящая в активном бодрствующем сознании – это обычная физическая работа, какой бы «йогой» ее не называли!

 

Приобрести чужую гибкость – то же самое, что получить чужой ум. И какие-либо обещания на эту тему – заведомый обман.

 

Что практика, согласно Сутрам, должна вызывать торможение ментальной активности (что и составляет сущность йоги)

 

В любом случае(и возрасте) когда новичок начинает осваивать йогу, он проходит стадии:– адаптации физической;– психологической;– освоения необходимой глубины ментальной релаксации (молчания ума);– самонастройки и полного (возможного на сегодня) очищения тела и психики;– и только после этого с некоторой вероятностью успеха можно приступать к самьяме

 

Искусство самонастройки потому и осталось в веках, что всегда дает каждому именно то, чего ему не хватает, в чем действительно нуждаются душа и тело. Культивирование йоги – это возвращение к себе природному, каким бы ты был, если б тебя не смяли стрессы, перегрузки, неудачи и несчастья, это искусство самосовершенствования.

 

В любом процессе мы можем пребывать эффективно только переменным образом, между периодами полной погруженности необходимы паузы аналогичного выпадения.

 

Штука в том, что есть закон: когда психоэмоционально перегретый человек грузит себя физически, не выбросив из головы полностью переживаний, которые его напрягли, это не снимает текущее нервное напряжение, но только его усиливает!

Для медитации пригодны лишь те асаны, в которых можно длительно сохранять физиологическую неподвижность (отсутствие тряски в теле, как говорят «сутры»).стратегическая цель йоги – создание условий для спонтанного контакта бессознательного с сознанием, в процессе чего последнее приходит к состоянию системности – просветляется. Кроме того практика асан в молчании ума (без которого она превращается в обычную физкультуру) обеспечивает: – восстановление здоровья тела и души; – растворение ощущений, освобождающее каналы (порты) восприятия для свободного поступления информации из бессознательного в пространство сознания, при этом тело сохранено от травм; – выгрузку из подсознания деструктивной энергии вытесненного психического «материала». Освобождение от спонтанной ментальной активности и уход от явных физических ощущений – вот две главные проблемы, которые необходимо решить в практике асан. условием спонтанной инфильтрации вытесненного из подсознания (а затем из более глубоких слоев психики)в ментальное пространство является молчание (пустота) последнего.

 

Перечислим их согласно Маслоу («мотивация и личность», 1999):1) физиологические – еда, питье, сон, сексуальные отношения, инстинкт продолжения рода; 2) психологические – безопасность, стабильность, принадлежность к группе, любовь, уважение, самоуважение; 3) эстетические – красота, порядок (гармония), симметрия, завершенность (систематичность); 4) интеллектуальные – понимание текущих событий, познание; 5) свойственное данной личности эмоциональное и моторное самовыражение. Первые две позиции вместе с пятой – это потребности выживания, третья и четвертая – развития. удовлетворение первых (впрочем, как и любых других уровней мотивации, включая высшие) не обеспечивает нас автоматически системой ценностей и духовным развитием, что хорошо видно на примере развитых стран.

 

Другая часть ниямы – самтоша –довольствование тем, что уже есть.

 

На западе постоянная неудовлетворенность считалась (до Ганса Селье) одним из факторов прогресса, на Востоке же ее всегда воспринимали как состояние отрицательное. Будучи обращена на себя, она может принимать патологический характер и приводить к болезням психики. Традиционное религиозное воспитание приводит к тому, что индусы в массе своей уравновешенны, хотя, имея плотность населения Индии, любая европейская страна взорвалась бы, как бомба. Довольствоваться обстоятельствами, какими бы они ни были, – не для человека запада, страх не добиться результата, получить не то, что ожидаешь, заставляет нас постоянно перенапрягаться, контролируя великое множество событий. Регулярная практика йоги спонтанно приводит к самтоше, это выражается в том, что вы довольны тем, что уже получено, и не слишком огорчаетесь, если что-то пока не идет. Другими словами, позитивная установка сохраняется всегда, что очень важно. Самтоша не имеет ничего общего с самодовольством, скорее это позитивная окраска мировосприятия.

 

Начинающий йогу должен избегать путешествий, женщин и жара огня. Он также должен избегать сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника, спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чем есть кислый сок....Пища йогина должна быть легко перевариваемой, не жгущей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела. Йогин должен избегать всего, что долго стояло, что с трудом переваривается и загнивает в кишечнике; а также того, что с лишком горячо.Также он не должен совершать по утрам холодные омовения, не должен голодать, подвергать тело страданиям, не должен есть только один раз в день или оставаться без еды более трех часов » («Гхеранда-самхита»)

 

Сущность религии состоит в утверждении связи каждого индивида с метафизическим фактором внеземного происхождения. Вопрос наличия либо отсутствия Бога будет всегда смущать разум, и лучше (наиболее продуктивно) научиться жить, не имея однозначного ответа на него. Либо находить свои варианты ответов, позволяющие сохранять душевное равновесие.

 

Если социализм отвергал йогу на том основании, что индивид с ее помощью получал возможность совершенствовать себя вне сферы влияния партии, то церкви она опасна из-за того, что потенциально способна привести к самодостаточности – автаркии. В обоих случаях и КПСС, и Церковь боятся одного и того же – утраты своего влияния на массы и отдельного индивида. И это наводит на определенные размышления, в частности: так ли уж бескорыстна борьба церкви с мракобесием различного, в том числе и восточного толка?

 

Универсальными «гасителями» ментальной активности в начале ежедневной практики могут быть Пашимоттанасана, Вирасана, джатхара Паривартанасана, сиддхасана – позы, в которых можно находиться подолгу.

 

Потребностно-информационная теория Симонова является общим законом человеческих эмоций. Из нее следует, что снижение эмоциональности достигается уменьшением потребностей (их мотивационной составляющей), а также неверной оценкой либо неограниченными возможностями удовлетворения желаний. В первом случае мы имеем деградацию мотивационной сферы, характерную для шизоидов с их низкой эмоциональностью, во втором – свойственную олигофренам глупость, в третьем – эмоциональную пресыщенность богемы. Единственный позитивный вариант - это полное совпадение потребностей с надежной возможностью их реализации.

 

Следствием грамотной практики хатха-йоги является снижение интенсивности и длительности отрицательных состояний, позитивные же эмоции не ослабляются, но утрачивают элементы истерики и эйфории.

 

Йога обеспечивает каждому, конечно не сразу, естественный, оптимальный и устойчивый уровень душевного комфорта.

 

В хатха-йоге тело используется не для обретения акробатических способностей, но как инструмент освобождения сознания от ментальной суеты, а психики в целом – от вытесненного. Во время традиционной практики асан психосоматика восстанавливается, набирая релаксацию, недополученную за долгие годы перегрузок. Тому, кто достиг душевного покоя посредством йоги, эмоции вовсе не чужды! Напротив, они достигают небывалой силы, но без потери контроля и саморазрушения. «Равновесием именуется йога» («Бхагавадгита»), этим всё сказано. «Твердое владение чувствами – это считают йогой».

Любое положение тела, по форме не отличимое от йоговской асаны, может, по состоянию сознания, вовсе асаной и не быть! Справедливо и обратное утверждение: любая форма тела, сохраняемая в молчании ума, возникшем как следствие пребывания в этой форме, есть асана.

 

…грамотно выстраивать их /асаны/ именно утром. Например, так, чтобы сначала шли асаны нагрузочные, расходные, а во второй половине – на гибкость, расслабление и растяжку

 

Если нервно-эмоциональные состояния до какой-то степени могут быть утилизированы движением, то есть и другая закономерность: мышечная нагрузка, накладывающаяся на нервно-эмоциональный «перегрев», способна его усиливать. Бернштейн дает гениальную формулировку: «Там, где есть развитие, каждое последующее исполнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи (асаны как таковые. – В. Б.), а процесс решения (такое выполнение асан, которое ведет к чВН), от раза к разу улучшая средства» («Биомеханика и физиология движений»).

 

Йога-нидра – это пунктирные отключения сознания, не являющиеся сном! Во время них общее перенапряжение, а впоследствии и вытесненный патологический материал спонтанно покидают психосоматику.

 

Признак подлинно медитативного состояния – преобладание в ЭЭГ активности альфа-ритма, некоторое время он сохраняется даже при открытых глазах, чего не бывает в обычном бодрствовании.

 

Асана должна позволять удерживать внимание и сохранять расслабленность (т. десикачар); Положение тела есть то, которое твердо и приятно (Вивекананда). Асаны – это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство (а. Фальков). Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной (К. Свенссон). «Слово “асана” используется для (обозначения) позы для медитации.

 

По существу всякое настоящее йогическое упражнение стремится подавить проявление гуны раджас (активность), а потому должно быть статичным, а не динамичным.

 

Работы Бихарской школы (до 1983 г.), неизменно подчеркивают: основа йоги – глубокое расслабление, неизвестное европейцам, именно ему следует обучать в первую очередь.

 

Рассмотрим исполнительский алгоритм Пашимоттанасаны, применимый также ко многим позам на растяжку, гибкость, и скручивание. Итак, я уселся на коврик, вытянул вперед более или менее прямые в коленях ноги, закрыл глаза, взялся руками за ступни (если это возможно, если нет – перекинул за них кольцо из ремня и зацепился за него), полностью расслабил тело. и наблюдаю, как туловище медленно и самопроизвольно(под собственным весом) подается вперед и вниз, спина сохраняется при этом (если это не вызывает неудобства) относительно прямой. Вскоре где-то, неважно где – в пояснице, спине, подколенных сухожилиях, суставах бедер – появляется локальное ощущение, это обозначился рубеж, перед которым, точнее – на касании к которому движение следует остановить. В неподвижности я продолжаю отпускать сознание и тело, и самопроизвольное оседание туловища дальше, к прямым ногам может продолжиться, ощущения как бы отступают, а я, отпуская туловище для дальнейшего движения вперед и вниз, держусь перед границей возникновения ощущений. если граница перестала двигаться либо не двигалась изначально, я просто замираю в таком положении и отключаюсь почти полностью, оставаясь в конечной (на сегодня) форме асаны. Комфорт, полная физиологическая и ментальная тишина, а также отсутствие каких-либо ощущений в теле – вот что имеет место быть. Как только где-то комфорт нарушился и где-то что-то начало возникать (нарушилась однородность восприятия тела) – асана закончена и из нее следует выйти. Такое развитие событий самое грамотное и безопасное во всех отношениях.

 

Поза является асаной лишь в том случае (и до тех пор), пока она полностью комфортна (неощутима), вызывает молчание ума и сопровождается им. Насколько при этом идентична получившаяся у вас форма картинке либо инструктору – не имеет значения!

 

Акцентировать внимание не на выполнении асан, а на достижении ментального покоя в паузах между ними следует всем, но в первую очередь людям, которые пришли в йогу с психоэмоциональным раздраем.Выполнив в обе стороны, скажем, «прямой треугольник», укладываемся в Шавасану. И вот тут-то начинается основная работа.

 

Выполнить позу качественно, значит сделать ее ровно настолько, насколько она сегодня получается, без какого-либо старания, желания, нетерпения.

 

Дойоговский жизненный опыт не позволяет признать полезным эффектом полное отсутствие чего-либо! Поэтому новичок старается непроизвольно, выполняя асаны с ощущениями или даже легкой болью, что, как ему кажется, свидетельствует о полезной работе! умом он как бы понимает, что неприятность или боль – это неверно, но всё равно делает именно так, поскольку стереотипом поведения «заведует» часть психики, не относящаяся к сознанию, бессознательное оказывается мощнее. Итак, главный критерий правильности пребывания в асане – отсутствие ощущений в тел, именно такое отсутствие и есть результат, который должен быть получен! Асаны следует просто выполнять, как факт, как вы идете по улице или дышите – не нужно стараться сделать это лучше! Или правильней. Правильно – без ощущений!

 

Я создал условия – воспроизвел доступную форму, растворил ощущения (или не стал связываться с ними, что еще выгодней), но всё дальнейшее происходит само! Я ничего не хочу, не жду, не пытаюсь выйти за пределы алгоритма, все полезные изменения система произведет сама, это и есть самосовершенствование.

 

На самом деле любому человеку она /йога/ дает следующее: 1. способность (умение) по желанию на какое-то время полностью выключать мыслительный процесс, после чего продуктивность и мощность мышления ощутимо растут. 2. ум освобождается от ментальной суеты, аберрация восприятия становится минимальной, а внутренний покой позволяет замечать массу событий и нюансов, которые раньше для человека не существовали.3. В подсознании не накапливается вытесненное, сброс текущего негатива происходит в ежедневной практике.4. меняется характер интеллектуальной деятельности, человек с удивлением отмечает, что перестал думать. 6. Появляется возможность полного присутствия (когда это необходимо) в текущем моменте – сейчас и здесь.7. достигается максимально возможная для данного субъекта физическая гибкость.8. здоровье и самочувствие всегда отменные, несмотря на увеличение возраста.9. Как следствие накопленной саттвичности (силы) социальная коммуникация становится максимально продуктивной. При этом адепт взаимодействует с миром не посредством личной активности, но только качеством внутреннего покоя!

 

Ответ социума на наши действия зависит не только от того, что и как мы делаем, но в большой степени от того, в каком психоэмоциональном состоянии при этом находимся, поскольку именно это состояние является одним из главных факторов, определяющих успешность инициированных нами событий

 

Цель пранаямы – создание условий для того, чтобы дыхательный цикл спонтанно удлинился.

 

…полезным влиянием обладает только замедленное дыхание,что было известно уже в древности.

 

С одной стороны, техногенное общество продуцирует псевдопотребности и стремление к их удовлетворению, с другой – не в силах предоставить каждому такую возможность. Внутрипсихический дисбаланс порождает извращенные виды компенсации: психосоматическую дезадаптацию, агрессию, отклоняющееся поведение, немотивированную преступность, алкоголизм и наркоманию.

 

Самадхи, сатори или аналогичные «состояния просветления» могут представлять собой результат переключения на доминирование правого полушария. Таким образом, медитативная практика представляет собой метод временного ограничения левополушарного когнитивного модуса.

 

/про йога-нидру/ Не отождествлять себя с тем, что приходится видеть, слышать и чувствовать (переживать) в процессе. ты не идентичен тому, что «показывают», но оно и твое тоже – пусть мутное, неудобное или жуткое. Чтобы очистить авгиевы конюшни подсознания, это надо просмотреть, перетерпеть, пережить. 2. Никак не реагировать, когда на экран хлынет (а в теле отзовется неприятными ощущениями) «парад уродов», его нужно созерцать в полном бесстрастии, сохраняя спокойствие и мгновенно забывая о пережитом после выхода из процесса. 3. Не пугаться – это третье и самое важное правило.

 

Увидеть можно всё что угодно, но реагировать на это нельзя! если на «экране» появилось нечто, ввергшее сознание и тело в шок, и вы дернулись, испугавшись, последствия могут быть плачевными. Вас просто вышибет из процесса, и в этом негативном состоянии можно зависнуть надолго. тексты утверждают – и это чистая правда! – если созерцатель отреагировал, «сцепился» с потоком исходящих аффектов, он может угодить в психосоматический ад, это главная опасность созерцательных практик на стадии отработки вытесненного. … Сброс вытесненного – необходимое условие уравновешения и последующего развития.

 

Когда вытесненное после предъявления всех своих гримас растворится, как терминатор в кипящем металле, приходит внутреннее уравновешение – первый этап интеграции Эго с полным разумом.

 

Йога Патанджали формулирует методы достижения более глубоких функциональных уровней. Многие из нас проходят через жизнь с полузакрытыми глазами, с затемненным разумом и тяжелым сердцем, и даже те немногие, которые когда-то имели редкие моменты прозрения и пробуждения, снова быстро впадали в дремотное состояние. Приятно узнать, что древние мыслители призывали нас остаться наедине с самими собой, в молчании осознать возможности души и превратить то вспыхивающие, то угасающие моменты прозрения в равномерный свет, который мог бы осветить долгие годы нашей жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: