Российские конфликты в классификации Л. Козера на конструктивные и деструктивные функции конфликта




 

Рассмотреть концепцию Л. Козера в разделение всех функций конфликта на конструктивные и деструктивные можно попробовать на примере группы студентов в университете. Конфликт в группе может возникнуть любой – недовольство одногруппником (его образом жизни, поведением, манерой речи), расхождение общего мнения между студентам. Попробуем на основе такой маленькой социальной группы рассмотреть возможные конфликты и их функции.

Первая рассматриваемая группа функций конфликта будет группа конструктивных функций конфликтов для общества:

1) Интеграция (объединение общественных групп, общественных отношений).

В момент, когда во внешней среде появляется какой-либо враг (для студентов в лице студентов из параллельной группы или преподавателя, который много задал для домашней работы), интерес группы становится един и тем самым, группа сплачивается. Такой конфликт может носить агрессивный оттенок, однако, группа при этом будет воедино представлять свои интересы. Менее агрессивным конфликтом может стать защита дипломной работы. Такая ситуация тоже будет являться конфликтом для группы, так как все будут стремиться сдать любой ценой, будет появляться страх от неизвестности, желание достичь своих целей. В такой ситуации группа также будет сплочена, и каждый будет переживать за другого, вне зависимости от отношений, которые складывались между одногруппниками до этого мероприятия.

2) Инновационная компонента конфликта, взаимодействие внутри группы.

Такая функция может родиться в конфликте распределения заданий старостой, например. Конфликт выражен в недовольстве студентов распределением заданий и в желании получить другое задание. В этой ситуации есть стороны, которые желают сделать «что-то попроще», либо считают распределение просто не справедливым. В большинстве подобных случаев дабы избежать увеличение конфликта и роста недовольства, чтобы сохранить авторитет, староста предлагает группе самостоятельно придумать вариант распределения заданий между студентами группы. В таком конфликте появляется масса новых вариантов, где не смотря на то что большинство отстаивает свой интерес, появляются новые варианты распределения, новые системы, которые в конечно итоге приводят к улучшению подобных ситуаций в будущем. Разрабатывается уникальный, индивидуальный и инновационный метод для группы по разрешению подобных вопросов. В дальнейшем каждое распределение заданий проходит по такой системе – удобно, быстро, без конфликтов.

3) Снятие социальной напряженности.

Козер говорил о том, что одна из самых явных причин конфликта – власть. Именно на основе этого в группе могут возникать конфликты в самом начале ее становления, когда еще студенты друг друга не знают, но понимают, что существовать вместе группе придется не один день и даже не один месяц. Для каждого в группе находится как товарищ, так и недруг, который обязательно создает напряженность для внутреннего состояния человека. Подойти и высказать свои недовольства – дело опасное и пока стеснительное, так как студенты друг друга слишком плохо знают, и недовольный человек может стать предметом насмешек, если окажется, что с его мнением минимальное количество студентов соглашается, а максимальное на стороне обвиняемого. Дабы не рисковать, вопрос остается либо внутри себя, либо внутри узкого круга людей, а напряжение в группе, тем временем, продолжает расти. При возникновение какого-либо инцидента (один человек задел в проходе другого, уронил ручку и т.д.) может начаться конфликт, в котором чуть ли не каждый студент выскажется: «Да отстань ты от него!», «Давайте будем внимательнее», «Что кричите? Преподаватель пришел!», «Аккуратнее будь в следующий раз» и т.д. Инцидент не будет являться чем-то критичным для группы, в таком случае, так как ситуация совершенно простая и не несет в себе никакого подтекста и, соответственно, конфликт быстро закончится. Однако, вся группа при этом испытает удовлетворение и спокойствие, так как произойдет снятие социальной напряженности.

Следующая группа функций конфликта – конструктивные для личности:

1) Социализация личности, получение опыта и профессионализма.

Такой пример функции конфликта был приведет в первом эссе, в котором рассматривалась применимость концепции Козера к российском конфликтам. Все преподаватели, ровно как и студенты – разного характера. Как преподаватели, так и студенты всяческими способами достигая свои цели стараются избежать конфликта. Преподаватель может преследовать цель как научить, так и максимально упростить себе работу, а может и вовсе захотеть «отыграться» на студентах в плохом настроении. Не смотря на то что большинство преподавателей ведут себя профессионально, встречаются и такие, профессионализм которых вызывает сомнения. Конфликт неминуемо возникнет в ситуации, когда студент хочет получить знания, а преподаватель хочет максимально быстро расквитаться и забыть про группу, которую ему дали. Также неминуемо возникнет конфликт между требовательным преподавателем и двоечником, которому нужен только диплом, а не знания. В любой из ситуаций каждый из участников конфликта будет стараться найти общий язык друг с другом, чтобы в конечном итоге достигнуть своей цели. Эти события нельзя не назвать опытом, которые получают все стороны конфликта. Такой конфликт может быть и внутри группы – он уже будет связан с получением профессионализма и социализацией внутри группы. Один из примеров, произошедших не так давно – противостояние старосты-отличницы и остальной группы в борьбе за знания. Когда вся группа желает прогулять, а староста упёрто продолжает ходить на все задания. Студенты в группе в негодовании, так как в таком случае перед преподавателем староста возникает в положительном свете, посещая все занятия, а к студентам у преподавателя автоматически портится отношение. Конфликт «на лицо». Однако, спустя какое-то время внутри студентов возникают разговоры о том, что на занятия идти, всё же, придётся, так как «наша староста же всё равно пойдет, точно не прогуляет». Вынужденные ходить на занятия, студенты даже втягиваются в учебу. В конечном итоге, мысль о прогуливании пропадает сама собой, студенты регулярно посещают занятия, пропуская только по уважительным причинам, в то время как причина конфликта сама себя исчерпывает.

2) Творческая компонента, новые идеи, новые возможности

Подобно инновационной компоненте в группе, возникает и творческая компонента в личности. Эти две функции в рассматриваемой ситуации крепко связаны, так как идея в группе всегда начинается с одного человека. Разные люди, выдавая разные идеи составляют эту групповую функцию. Для себя же, каждый открывает что-то новое. В ходе конфликтов зачастую выясняются сильные и слабые стороны, рождаются новые открытия и возможности тех или иных людей. Один из примеров может стать конфликт внутри группы – кто же первый пойдет отвечать во время семинара? В некоторых случаях первым выходит человек, который открывает в себе новые возможности, перебарывая страх. В отношении творческой компоненты можно привести пример конфликта слишком сложного задания для группы или «одинаковости». Неизбежно с конфликтом столкнется отличник, которому необходимо выделиться в группе ради своей «отлично» в зачетной книжке, а задание либо слишком скучное, либо слишком однотипное с другими студентами, либо действительно сложное. В таком случае, чтобы выделиться среди других, студенту приходится разрабатывать новые идеи, прорабатывая творческую компоненту такого конфликта. Приложив в свою работу новую идею, креатив или юмор – работа однозначно выделиться среди других (как и сам студент, соответственно).

3) Улучшение отношений, взаимоотношений с группой или в группе.

Помимо всех перечисленных выше примеров, про такую функцию личности можно добавить: улучшение может произойти как во время появления новой идеи, так и в другой ситуации – уважение и авторитет в группе. Внешняя угроза в такой момент тоже может стать фактором. Конфликт в семье, с преподавателем, с другой группой или даже с чужим человеком на улице может вызвать сочувствие, если поделиться этим с группой, группа может встать на защиту. В таком случае человек улучшит и укрепит отношения.

К деструктивным функциям конфликта для общества можно отнести следующие:

1) Возникновение дезинтеграционных механизмов в обществе.

Практически каждая деструктивная функция является противоположностью конструктивной. Так, настоящая функция, подразумевает не объединение, а разобщении группы из-за конфликтов. В случае, если причина конфликта не исчерпана и стрессовое напряжение не снято, конфликты будут продолжать возникать в следствие чего отношения в группе категорически может испортиться до распада группы.

2) Рост неудовлетворенности в обществе (как в малых, так и больших группах)

В ранее приведенных примерах достаточно ситуаций, в которых участники конфликта не смогли бы выйти из критического положения и конфликта, в следствие чего рост неудовлетворенности бы рос и распространялся уже не только на одного человека, но и его сторонников, к примеру.

3) Процессы в рамках регресса.

Отсутствие желания группы развиваться, взамен желанию двигаться вперед. Дополнение к предыдущим двум функциям и очередная противоположность конструктивным функциям.

При разных причинах, эмоциональном вовлечении в конфликте, могут сформироваться и сработать деструктивные функции конфликта для личности:

1) Появление негативных механизмов психологической защиты человека:

- агрессия, агрессивное поведение, рост агрессии;

Агрессивно ведет себя человек во время конфликта, если задевают за «живое» или «больное», что вполне логично. Бывают случаи, в которых один человек может сказать что-то другому и отношения между ними никогда не улучшатся, по той причине, что задет самый главный страх или интерес. Такое событие не исключено и в отношениях между студентами внутри одной группы.

- поиск виноватого, кто угодно, но не я;

Люди, не умеющие признавать свою вину, боящиеся чувства стыда и т.д. зачастую скажут, что не подготовились к семинару, потому что «Преподаватель дал непонятное задание», «Староста передала не все материалы», «Срочно вызывали на работу вчера, не успел», «Сломался компьютер» и т.д.

- появление отверженных, обособленных людей.

Такая функция конфликта также является полной противоположностью одной из положительных функций. Многое зависит и от причин конфликта, как говорит Козер, и от участников конфликта. В случае каких-либо конфликтов одного из студентов группы, могут появиться студенты, с которыми никто не будет общаться в результате конфликта, от чего и реализуется функция отверженного человека.

2) Остановка в личном развитии, прекращение развития.

При конфликте с группой один из студентов может начать стесняться отвечать на семинарах, прогуливать и т.д., откуда появится прекращение развития. Прекратится общение с группой и человек будет осведомлен только теми знаниями и той информацией, которая была у него до конфликта.

Все вышеперечисленные примеры наглядно демонстрируют наличие всех функций в классификации Л. Козера в применении к российским конфликтам в малой группе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: