Темы первого цикла для студентов
лечебного факультета по общей гигиене:
ТЕМА № 9. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ПИТАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.
I. Вопросы, подлежащие изучению.
1. Основы рационального питания. Значение работ И.П.Павлова для науки о питании.
2. Требования к рациональному питанию:
а) количественная характеристика рациона. Нормы питания лиц различного возраста и профессий;
б) качественная характеристика рациона. Источники и гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей; принципы нормирования;
в) понятие о сбалансированности рациона;
г) режим питания;
д) усвояемость пищевых веществ, их безвредность (соблюдение санитарных правил при производстве, транспортировке, хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов).
3. Понятие об адекватности питания. Принцип адекватности питания.
4. Профилактика алиментарных заболеваний, связанных с нарушением принципов рационального питания.
5. Витамины. Классификация витаминов. Их источники, физиологическое и гигиеническое значение.
6. Методы раннего выявления С и А - витаминной недостаточности.
7. Основные аспекты работы врача по организации и оценке индивидуального питания.
II. Содержание практической работы.
1. Обосновать энергоценность и пищевой состав рациона питания:
- составить хронограмму рабочего дня;
- определить индивидуальную энергетическую потребность в пище с учетом возраста, пола, выполняемой работы;
- рассчитать физиологическую потребность организма в отдельных пищевых веществах.
2.Проведение капиллярной пробы с помощью прибора Нестерова.
3.Знакомство с методами выявления С- и А-витаминной недостаточности.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.
2. Гигиена: учебник для ВУЗов /Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина. – 2000. – 608 с.
3. Е. А. Рубина Санитария и гигиена питания – Москва, «Академия».- 2005. – 288 с.
4. А.А. Королев «Гигиена питания». – М. «Академия». – 2006. – 528 с.
5. Р.Д. Габович, Л.С. Припутина «Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев «Здоров,я, 1987. – 248 с.
6. Ю.П. Пивоваров «Руководство к практическим занятиям по гигиене и экологии человека» - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.
7. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигена питания:Учебник -3-е изд., М.:Медицина,1981, 528с.
8. Методическое пособие кафедры «Гигиенические требования к питанию населения».
ТЕМА №10. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ
ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.
I. Вопросы, подлежащие изучению.
1. Санитарно-гигиеническая экспертиза продуктов питания. Основные задачи и направления.
2. Состав молока, его значение в питании. Санитарно-гигиеническая экспертиза молока.
3. Состав мяса, его значение в питании. Санитарно-гигиеническая экспертиза мяса.
4. Пищевая ценность и методы экспертизы куриного яйца.
5. Состав хлеба, его значение в питании. Санитарно-гигиеническая экспертиза хлеба.
6. Исследование баночных консервов.
7. Оформление заключения о возможности использования пищевых продуктов. 8. 8. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, условно годных продуктах, фальсификатах и суррогатах.
II. Содержание практической работы.
1. Санитарно-гигиеническая экспертиза молока (определение органолептических показателей, плотности, жирности, кислотности, наличие примесей соды, крахмала).
2. Санитарно-гигиеническая экспертиза мяса (органолептическое исследование, проба Эбера, исследование на наличие личиночных форм гельминтов).
3. Санитарно-гигиеническая экспертиза жестянобаночных консервов.
4. Санитарно-гигиеническая экспертиза хлеба (органолептическое исследование, определение пористости).
5. Санитарно-гигиеническая экспертиза куриного яйца (органолептическое исследование, взвешивание, овоскопия).
6. Оформление заключения о качестве исследованных продуктов.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.
- Гигиена: учебник для ВУЗов /Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина. – 2000. – 608 с.
- Е. А. Рубина Санитария и гигиена питания – Москва, «Академия».- 2005. – 288 с.
- А.А. Королев «Гигиена питания». – М. «Академия». – 2006. – 528 с.
- Р.Д. Габович, Л.С. Припутина «Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев «Здоров,я, 1987. – 248 с.
- Ю.П. Пивоваров «Руководство к практическим занятиям по гигиене и экологии человека» - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.
- Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигена питания:Учебник -3-е изд., М.:Медицина,1981, 528с.
- Методическое пособие кафедры «Гигиенические требования к питанию населения».
ТЕМА № 11. Профилактика пищевых отравлений
И их расследование.
Вопросы для изучения.
1. Понятие о пищевых отравлениях.
2. Классификация пищевых отравлений.
3. Пищевые отравления бактериального происхождения:
а) пищевые токсикоинфекции;
б) пищевые токсикозы.
4. Пищевые отравления грибковой природы(микотоксикозы):
а) фузариозы: алиментарно-токсическая алейкия, отравления “пьяным хлебом”;
б) эрготизм;
в) афлотоксикоз.
5. Небактериальные пищевые отравления:
а) отравления ядовитыми грибами;
б) отравления ядовитыми растениями;
в) отравления, вызванные примесями к пищевым продуктам и др.
6. Пищевые отравления неустановленной этиологии:
а) гаффская болезнь;
б) уровскаz болезнь(Кашина - Бека болезнь).
7. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования пищевых отравлений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Решение ситуационных задач по пищевым отравлениям
2. Составление акта расследования и экстренного извещения о пищевом отравлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.
- Гигиена: учебник для ВУЗов /Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина. – 2000. – 608 с.
- Е. А. Рубина Санитария и гигиена питания – Москва, «Академия».- 2005. – 288 с.
- А.А. Королев «Гигиена питания». – М. «Академия». – 2006. – 528 с.
- Р.Д. Габович, Л.С. Припутина «Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев «Здоров,я, 1987. – 248 с.
- Ю.П. Пивоваров «Руководство к практическим занятиям по гигиене и экологии человека» - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.
- Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигена питания:Учебник -3-е изд., М.:Медицина,1981, 528с.
- Методическое пособие кафедры «Гигиенические требования к питанию населения».
Тема №12. Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию детских дошкольных учреждений. Гигиеническая оценка учебного процесса и физического воспитания в школе
Вопросы для изучения
1. Гигиенические требования к земельному участку дошкольного учреждения. Размеры, планировка, оборудование и озеленение участка дошкольного учреждения.
2. Групповая изоляция как основной принцип внутренней планировки ДДУ.
3. Режим дня в детских дошкольный учреждениях.
4. Медико-санитарное обслуживание детей в ДДУ.
5. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели школьников различных возрастных групп. Факторы, способствующие развитию утомления.
6. Роль активного отдыха в профилактике утомления. Профилактика переутомления.
7. Медико-гигиенические особенности обучения 6-летних детей.
8. Формы физического воспитания. Требования к построению урока физкультуры.
9. Гигиеническая оценка физического воспитания в школе и подростковых учреждениях:
- медицинский контроль и распределение детей по группам физического воспитания;
- гигиеническая оценка урока (хронометраж, плотность урока, физиологическая кривая физической нагрузки);
- оценка функциональных возможностей организма (ортостатическая проба, пробы Штанге, Генни, Летунова и др.);
- Санитарно-гигиенические требования к спортивному залу и местам для внешкольных занятий.
Содержание практической работы
- Научиться оценивать организацию учебных занятий и школьного расписания по Сивкову.
- Разработать профилактические мероприятия по оптимизации учебного процесса.
Литература
- Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков/ Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2008.
- Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.
- Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2000. -608с.
- Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека / Пивоваров Ю.П. - М., ВУНМЦ, 1999. - 423с.
- Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков/В.Н.Кардашенко. - М.: Медицина. – 1988.
- Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков/В.Н.Кардашенко). – М.: Медицина. – 1983.
- Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека» / Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.
Тема № 13. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков
Вопросы для изучения
1. Понятие о здоровье. Основные критерии оценки состояния здоровья детей.
2. Понятие о физическом развитии детей и подростков. Факторы, влияющие на физическое развитие.
3. Особенности физического развития детей и подростков в настоящее время. Гигиенические аспекты акселерации. Понятие о ретардации и децелерации.
4. Показатели физического развития детей и подростков, характеризующие антропометрические, физиометрические и соматоскопические признаки.
5. Оценка физического развития индивидуума и коллектива.
6. Оценка физического развития методом сигмальных отклонений, по шкалам регрессии и центильным методом. Построение профиля физического развития.
7. Распределение детей и подростков по группам здоровья.
8.. Принципы и методы закаливания детей и подростков.
Содержание практической работы
1. Овладеть приемами антропометрических измерений и провести антропометрические измерения друг у друга.
2. Оценить свое физическое развитие методом шкал регрессии. Построить профиль физического развития.
3. Решение ситуационных задач
Литература
1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков/ Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2008.
2. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.
3. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2000. -608с.
4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека / Пивоваров Ю.П. - М., ВУНМЦ, 1999. - 423с.
5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков/В.Н.Кардашенко. - М.: Медицина. – 1988.
6. 5 Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков/В.Н.Кардашенко). – М.: Медицина. – 1983.
7. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека» / Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.