Тема № 13. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков




Темы первого цикла для студентов

лечебного факультета по общей гигиене:

ТЕМА № 9. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ПИТАНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВИТАМИННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ.

I. Вопросы, подлежащие изучению.

1. Основы рационального питания. Значение работ И.П.Павлова для науки о питании.

2. Требования к рациональному питанию:

а) количественная характеристика рациона. Нормы питания лиц различного возраста и профессий;

б) качественная характеристика рациона. Источники и гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных солей; принципы нормирования;

в) понятие о сбалансированности рациона;

г) режим питания;

д) усвояемость пищевых веществ, их безвредность (соблюдение санитарных правил при производстве, транспортировке, хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов).

3. Понятие об адекватности питания. Принцип адекватности питания.

4. Профилактика алиментарных заболеваний, связанных с нарушением принципов рационального питания.

5. Витамины. Классификация витаминов. Их источники, физиологическое и гигиеническое значение.

6. Методы раннего выявления С и А - витаминной недостаточности.

7. Основные аспекты работы врача по организации и оценке индивидуального питания.

II. Содержание практической работы.

1. Обосновать энергоценность и пищевой состав рациона питания:

- составить хронограмму рабочего дня;

- определить индивидуальную энергетическую потребность в пище с учетом возраста, пола, выполняемой работы;

- рассчитать физиологическую потребность организма в отдельных пищевых веществах.

2.Проведение капиллярной пробы с помощью прибора Нестерова.

3.Знакомство с методами выявления С- и А-витаминной недостаточности.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.

2. Гигиена: учебник для ВУЗов /Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина. – 2000. – 608 с.

3. Е. А. Рубина Санитария и гигиена питания – Москва, «Академия».- 2005. – 288 с.

4. А.А. Королев «Гигиена питания». – М. «Академия». – 2006. – 528 с.

5. Р.Д. Габович, Л.С. Припутина «Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев «Здоров,я, 1987. – 248 с.

6. Ю.П. Пивоваров «Руководство к практическим занятиям по гигиене и экологии человека» - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.

7. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигена питания:Учебник -3-е изд., М.:Медицина,1981, 528с.

8. Методическое пособие кафедры «Гигиенические требования к питанию населения».

ТЕМА №10. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

 

I. Вопросы, подлежащие изучению.

1. Санитарно-гигиеническая экспертиза продуктов питания. Основные задачи и направления.

2. Состав молока, его значение в питании. Санитарно-гигиеническая экспертиза молока.

3. Состав мяса, его значение в питании. Санитарно-гигиеническая экспертиза мяса.

4. Пищевая ценность и методы экспертизы куриного яйца.

5. Состав хлеба, его значение в питании. Санитарно-гигиеническая экспертиза хлеба.

6. Исследование баночных консервов.

7. Оформление заключения о возможности использования пищевых продуктов. 8. 8. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных, условно годных продуктах, фальсификатах и суррогатах.

 

II. Содержание практической работы.

1. Санитарно-гигиеническая экспертиза молока (определение органолептических показателей, плотности, жирности, кислотности, наличие примесей соды, крахмала).

2. Санитарно-гигиеническая экспертиза мяса (органолептическое исследование, проба Эбера, исследование на наличие личиночных форм гельминтов).

3. Санитарно-гигиеническая экспертиза жестянобаночных консервов.

4. Санитарно-гигиеническая экспертиза хлеба (органолептическое исследование, определение пористости).

5. Санитарно-гигиеническая экспертиза куриного яйца (органолептическое исследование, взвешивание, овоскопия).

6. Оформление заключения о качестве исследованных продуктов.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.

  1. Гигиена: учебник для ВУЗов /Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина. – 2000. – 608 с.
  2. Е. А. Рубина Санитария и гигиена питания – Москва, «Академия».- 2005. – 288 с.
  3. А.А. Королев «Гигиена питания». – М. «Академия». – 2006. – 528 с.
  4. Р.Д. Габович, Л.С. Припутина «Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев «Здоров,я, 1987. – 248 с.
  5. Ю.П. Пивоваров «Руководство к практическим занятиям по гигиене и экологии человека» - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.
  6. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигена питания:Учебник -3-е изд., М.:Медицина,1981, 528с.
  7. Методическое пособие кафедры «Гигиенические требования к питанию населения».

ТЕМА № 11. Профилактика пищевых отравлений

И их расследование.

Вопросы для изучения.

1. Понятие о пищевых отравлениях.

2. Классификация пищевых отравлений.

3. Пищевые отравления бактериального происхождения:

а) пищевые токсикоинфекции;

б) пищевые токсикозы.

4. Пищевые отравления грибковой природы(микотоксикозы):

а) фузариозы: алиментарно-токсическая алейкия, отравления “пьяным хлебом”;

б) эрготизм;

в) афлотоксикоз.

5. Небактериальные пищевые отравления:

а) отравления ядовитыми грибами;

б) отравления ядовитыми растениями;

в) отравления, вызванные примесями к пищевым продуктам и др.

6. Пищевые отравления неустановленной этиологии:

а) гаффская болезнь;

б) уровскаz болезнь(Кашина - Бека болезнь).

7. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования пищевых отравлений.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

1. Решение ситуационных задач по пищевым отравлениям

2. Составление акта расследования и экстренного извещения о пищевом отравлении.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.

  1. Гигиена: учебник для ВУЗов /Под общей ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина. – 2000. – 608 с.
  2. Е. А. Рубина Санитария и гигиена питания – Москва, «Академия».- 2005. – 288 с.
  3. А.А. Королев «Гигиена питания». – М. «Академия». – 2006. – 528 с.
  4. Р.Д. Габович, Л.С. Припутина «Гигиенические основы охраны продуктов питания от вредных химических веществ. – Киев «Здоров,я, 1987. – 248 с.
  5. Ю.П. Пивоваров «Руководство к практическим занятиям по гигиене и экологии человека» - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423 с.
  6. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигена питания:Учебник -3-е изд., М.:Медицина,1981, 528с.
  7. Методическое пособие кафедры «Гигиенические требования к питанию населения».

Тема №12. Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию детских дошкольных учреждений. Гигиеническая оценка учебного процесса и физического воспитания в школе

Вопросы для изучения

1. Гигиенические требования к земельному участку дошкольного учреждения. Размеры, планировка, оборудование и озеленение участка дошкольного учреждения.

2. Групповая изоляция как основной принцип внутренней планировки ДДУ.

3. Режим дня в детских дошкольный учреждениях.

4. Медико-санитарное обслуживание детей в ДДУ.

5. Гигиенические требования к организации урока, учебного дня, учебной недели школьников различных возрастных групп. Факторы, способствующие развитию утомления.

6. Роль активного отдыха в профилактике утомления. Профилактика переутомления.

7. Медико-гигиенические особенности обучения 6-летних детей.

8. Формы физического воспитания. Требования к построению урока физкультуры.

9. Гигиеническая оценка физического воспитания в школе и подростковых учреждениях:

- медицинский контроль и распределение детей по группам физического воспитания;

- гигиеническая оценка урока (хронометраж, плотность урока, физиологическая кривая физической нагрузки);

- оценка функциональных возможностей организма (ортостатическая проба, пробы Штанге, Генни, Летунова и др.);

- Санитарно-гигиенические требования к спортивному залу и местам для внешкольных занятий.

Содержание практической работы

  1. Научиться оценивать организацию учебных занятий и школьного расписания по Сивкову.
  2. Разработать профилактические мероприятия по оптимизации учебного процесса.

Литература

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков/ Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2008.
  2. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.
  3. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2000. -608с.
  4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека / Пивоваров Ю.П. - М., ВУНМЦ, 1999. - 423с.
  5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков/В.Н.Кардашенко. - М.: Медицина. – 1988.
  6. Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков/В.Н.Кардашенко). – М.: Медицина. – 1983.
  7. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека» / Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.

Тема № 13. Методы исследования и оценка физического развития детей и подростков

Вопросы для изучения

1. Понятие о здоровье. Основные критерии оценки состояния здоровья детей.

2. Понятие о физическом развитии детей и подростков. Факторы, влияющие на физическое развитие.

3. Особенности физического развития детей и подростков в настоящее время. Гигиенические аспекты акселерации. Понятие о ретардации и децелерации.

4. Показатели физического развития детей и подростков, характеризующие антропометрические, физиометрические и соматоскопические признаки.

5. Оценка физического развития индивидуума и коллектива.

6. Оценка физического развития методом сигмальных отклонений, по шкалам регрессии и центильным методом. Построение профиля физического развития.

7. Распределение детей и подростков по группам здоровья.

8.. Принципы и методы закаливания детей и подростков.

Содержание практической работы

1. Овладеть приемами антропометрических измерений и провести антропометрические измерения друг у друга.

2. Оценить свое физическое развитие методом шкал регрессии. Построить профиль физического развития.

3. Решение ситуационных задач

Литература

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков/ Кучма В.Р. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2008.

2. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2009. -608с.

3. Румянцев Г.И. Гигиена / Г.И. Румянцев. - М.: ГЭОТАР-Медицина, 2000. -608с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека / Пивоваров Ю.П. - М., ВУНМЦ, 1999. - 423с.

5. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков/В.Н.Кардашенко. - М.: Медицина. – 1988.

6. 5 Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков/В.Н.Кардашенко). – М.: Медицина. – 1983.

7. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека» / Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 528 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: