Старшая школа: 10 -11 классы.




НЕФЕДЕВ С.Н.

(каф. социального и гуманитарного образования, КРИППО)

 

Т: Требования к экзаменационному эссе, методика подготовки к его написанию

 

1. Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, набросок, очерк».

Эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала.

 

2. Разновидно­сти эссе.

Классифика­ция эссе на две большие группы:

1) лично­стное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

2) объективное эссе, где личностное начало подчинено предмету описания или ка­кой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадле­жит ко второй группе.

 

3. Специфика эссе по обществознанию.

Это творческое мини-сочинение по конкретной проблеме Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

 

Начало (1-й абзац):

1. Указать, какой проблеме посвящено избранное высказывание.

2. Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции.

3. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.

 

Основная часть эссе:

ПОПС – формула (построения аргументационной конструкции):

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что...

О - Объяснение — Потому что…

П - Пример, иллюстрация — Например,...

С - Суждение (итоговое) — Таким образом,...

 

При выборе темы выпускник должен руководствоваться следующими соображениями: «я уверен, что…
1) мне понятен смысл высказывания;
2) знаю, с какими основными проблемами обществознания связана данная тема;
3) смогу выразить свое отношение к высказыванию;
4) владею терминами;
5) сумею привести примеры из истории, общественной жизни, собственного опыта».

 

 

ЭТАПЫФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

 

Умения и навыки написания эссе по обществоведению, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 8-9 классах и окончательно формиру­ются в старшей школе.

 

Основная школа: 8 - 9 классы.

1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством при­ема «незаконченного предло­жения»: «Я считаю (думаю и др,), что..., так как...». Разверну­тое аргументированное суждение — не­обходимый элемент эссе.

2.Введение понятий «тезис», «аргумент»

3.Обучение подбору аргумен­тов в поддержку и опровер­жение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведчес­кие понятия и термины:

1) произвести подбор понятий и тер­минов, с помощью которых можно рас­крыть суть предлагаемого суждения или афоризма;

2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.

4.Обучение приемам аргументации собственной пози­ции в ходе ведения учебных дискуссий.

 

Старшая школа: 10 -11 классы.

1.Введение понятия «эссе», определение его существен­ных характеристик

2.Определение структуры эссе

3.Определение требований к содержанию эссе

4.Отработка навыка написания эссе.

 

1. Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное ком­позиционное построение, быть логич­ным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

 

Так, при написании эссе, учащийся должен уметь:

· делить эссе на смысловые части;

· сохранять логику рассуждений при переходе от одной части к другой;

 

Особенность заключается в том, что определенная тема «привязана» к конкретным областям обществоведческого знания. Но содержание многих афоризмов можно трактовать весьма широко, а в ряде случаев и применительно к любой из названных областей. Например, высказывание «Налоги – цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О.Холмз), - экономике, социологии, политологии, правоведению и т.п. Таким образом, отнесенное высказывание к той или иной области задает определенные границы, в которых требуется выстроить логику рассуждения и оформить аргументацию с использованием соответствующей предметной терминологии.

 

2. Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре­бованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо­жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска­жите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

 

3. На что стоит обратить внимание при написании эссе.

1. Выигрывают те работы, которые на­писаны коротко, четко и ясно.

2. Избегать: а) использования риторики (утвержде­ний) вместо аргументации (доказательств); б) небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение; в) слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: