Ошибки, обусловленные нарушением процесса чтения (дислексия)




Ошибки звукового анализа.

Пропуски: снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка, бт – брат.

Чаще всего данные ошибки встречаются при следующих позиционных условиях:

1) встреча двух одноименных букв на стыке слов:

ста л лакать, прилетаю т только зимой;

2) соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные.

Наста ла, ходи ли, хруст ит

Перестановки.

- Чумал- чулан, зверошился – взъерошился

Он – но: от дома – то дома, зима – зиам, двор – довр.

Вставки гласных букв при стечении.

- Ноябарь, декаборь, дуружно

Ошибки фонематического восприятия.

Смешения:

- Звонкие, глухие - кослик, вазилек, портвель

- Лабиализованные гласные (о – у) - звенит рочей; е – ю – клёква, лёбит, перелютные птицы

- Заднеязычные – черемука, горговой, за голмом

- Сонорные хородный, лабота

- Свистящие и шипящие – шиски, жажгли, нещёт

- Аффрикаты ч-щ – стущал, роча

ч-ц – сквореч, чапля

ч-ть – черчит, утитель

ц-т – пцицы

ц-с – куриса

Смешение букв по кинетическому сходству.

- о-а – бонт, куполся, сенокас

- б-д – людит, убача

- и-у – прурода, кукишка

- т-п – стасли, шатка

- х-ж – ех

- л –я – апреяь

- г-р – гечка, ролодный, ветег

Персеверации (застревание)

- в пределах слова – «магазим»;

- в пределах словосочетания - «у деда Модоза»;

- в пределах предложения – «Девочка кормила петуха и курм».

Антиципации (упреждение, предвосхищение) –

- в пределах слова – «на девевьях, дод крышей»

- в пределах словосочетания, предложения - «с родмыми местами», «У нас дома есть… - У насть дома есть…»

Возможны а нтиципации и п ерсеверации слога «стутупали», «спуспуклись», «мелго мелкой рыбы»

Ошибки на уровне слова

Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

- когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;

- при стечении согласных из – за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил», «д ля», «пчелы» и др.).

Слитное написание частей слов и слов «ветки елии сосны», «кдому, надерево», «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна».

Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» - у деда Мороза.

Контаминации слов

Лепят бабу – лептбау, была зима – блзм

Морфемный аграмматизм

Лед – ледик; рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленый цветок, лисячий хвост, медведевая шуба; взмахнул лопатый. Лосиха присторожилась.

Ошибки на уровне предложения

· нарушение связи слов в предложении (согласование и управление);

· неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков);

· согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)

· неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки.);

· пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик _____песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.)

· нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);

· неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонационные компоненты речи.

Ошибки, обусловленные нарушением процесса чтения (дислексия)

(По Р.И. Лалаевой)

Фонематическая дислексия:

- замены, смешения букв, соответствующих акустически и артикуляторно сходным звукам (б – п, д – т, к – г, х – к, м – н, в – ф, с – ш, с – ц, ж – ш, ж – з, с – з, т’ – щ, ч – щ, ш – щ, л – р, л – й, р – й, ц – т, л – у, л – в, и – ы);

- пропуски, перестановки, добавления букв

Оптическая дислексия:

- замены, смешения графически сходных букв (Л – Д, З – В, Т – Г, Ь – Р, Н – И, Р – В, Н – П, С – О, Ж – Х, Ш – Щ, К – И, Л – П)

Аграмматическая дислексия:

изменение падежных окончаний существительных (из-под листьях, у товарищах);

- неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (сказка интересное, большая письмо);

- изменение числа местоимения (все -весь)

- неправильное употребление родовых окончаний местоимений
(такая город, ракета наш);

- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась);

- неправильное употребление формы времени (видит – видел, изготавливался - изготовлялся);

- неправильное употребление вида глагола (влетел – влетал);

- замены приставок (расстегнул – пристегнул, насторожилась - присторожилась);

- замены суффиксов (шкафчик – шкафик, ведерко - ведрышко);

Семантическая дислексия:

- нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста;

- трудности установления логических связей;

- трудности установления причинно-следственных, временных отношений;

- затруднения в определении главной мысли;

- трудности определения действующих лиц;

- трудности пересказа прочитанного;

- ошибки при ответах на вопросы по содержанию прочитанного.

Мнестическая дислексия

- ребенок не запоминает прочитанный материал

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: