Ошибки звукового анализа.
Пропуски: снки – санки, кичат – кричат, девча – девочка, бт – брат.
Чаще всего данные ошибки встречаются при следующих позиционных условиях:
1) встреча двух одноименных букв на стыке слов:
ста л лакать, прилетаю т только зимой;
2) соседство слов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные.
Наста ла, ходи ли, хруст ит
Перестановки.
- Чумал- чулан, зверошился – взъерошился
Он – но: от дома – то дома, зима – зиам, двор – довр.
Вставки гласных букв при стечении.
- Ноябарь, декаборь, дуружно
Ошибки фонематического восприятия.
Смешения:
- Звонкие, глухие - кослик, вазилек, портвель
- Лабиализованные гласные (о – у) - звенит рочей; е – ю – клёква, лёбит, перелютные птицы
- Заднеязычные – черемука, горговой, за голмом
- Сонорные хородный, лабота
- Свистящие и шипящие – шиски, жажгли, нещёт
- Аффрикаты ч-щ – стущал, роча
ч-ц – сквореч, чапля
ч-ть – черчит, утитель
ц-т – пцицы
ц-с – куриса
Смешение букв по кинетическому сходству.
- о-а – бонт, куполся, сенокас
- б-д – людит, убача
- и-у – прурода, кукишка
- т-п – стасли, шатка
- х-ж – ех
- л –я – апреяь
- г-р – гечка, ролодный, ветег
Персеверации (застревание)
- в пределах слова – «магазим»;
- в пределах словосочетания - «у деда Модоза»;
- в пределах предложения – «Девочка кормила петуха и курм».
Антиципации (упреждение, предвосхищение) –
- в пределах слова – «на девевьях, дод крышей»
- в пределах словосочетания, предложения - «с родмыми местами», «У нас дома есть… - У насть дома есть…»
Возможны а нтиципации и п ерсеверации слога «стутупали», «спуспуклись», «мелго мелкой рыбы»
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:
- когда приставка, а в бесприставочных словах начальная буква или слог напоминают предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;
- при стечении согласных из – за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова («б рат», «поп росил», «д ля», «пчелы» и др.).
Слитное написание частей слов и слов «ветки елии сосны», «кдому, надерево», «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идетработа», «светитлуна».
Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них, например: «у дедмо Рза» - у деда Мороза.
Контаминации слов
Лепят бабу – лептбау, была зима – блзм
Морфемный аграмматизм
Лед – ледик; рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленый цветок, лисячий хвост, медведевая шуба; взмахнул лопатый. Лосиха присторожилась.
Ошибки на уровне предложения
· нарушение связи слов в предложении (согласование и управление);
· неправильное употребление падежных окончаний, единственного и множественного числа (деревы, ручков);
· согласование различных частей речи в словосочетании (семь конев, два кони, красная платья, дождь пошла и др.)
· неправильное употребление предложно-падежных конструкций (Цветы стоят в ваза. Собака вылезает с будки.);
· пропуски членов предложения, чаще всего глаголов. (Мальчик _____песочнице.) Могут быть пропуски также подлежащего, достаточно часто прилагательного. (Пошел в лес. Собирает грибы. Зимой у зайца шуба. Его не видно.)
· нарушение связи между отдельными предложениями, чаще всего это случается в результате пропуска какого-либо эпизода. (Заяц бегал, бегал по лесу. И вдруг увидел. У него быстрые ноги. Лиса злится.);
· неправильное членение текста на предложения, не сформированы языковое чутье, просодические компоненты речи, ритм и в первую очередь интонационные компоненты речи.
Ошибки, обусловленные нарушением процесса чтения (дислексия)
(По Р.И. Лалаевой)
Фонематическая дислексия:
- замены, смешения букв, соответствующих акустически и артикуляторно сходным звукам (б – п, д – т, к – г, х – к, м – н, в – ф, с – ш, с – ц, ж – ш, ж – з, с – з, т’ – щ, ч – щ, ш – щ, л – р, л – й, р – й, ц – т, л – у, л – в, и – ы);
- пропуски, перестановки, добавления букв
Оптическая дислексия:
- замены, смешения графически сходных букв (Л – Д, З – В, Т – Г, Ь – Р, Н – И, Р – В, Н – П, С – О, Ж – Х, Ш – Щ, К – И, Л – П)
Аграмматическая дислексия:
изменение падежных окончаний существительных (из-под листьях, у товарищах);
- неправильное согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже (сказка интересное, большая письмо);
- изменение числа местоимения (все -весь)
- неправильное употребление родовых окончаний местоимений
(такая город, ракета наш);
- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени (это был страна, ветер промчалась);
- неправильное употребление формы времени (видит – видел, изготавливался - изготовлялся);
- неправильное употребление вида глагола (влетел – влетал);
- замены приставок (расстегнул – пристегнул, насторожилась - присторожилась);
- замены суффиксов (шкафчик – шкафик, ведерко - ведрышко);
Семантическая дислексия:
- нарушения понимания прочитанных слов, предложений, текста;
- трудности установления логических связей;
- трудности установления причинно-следственных, временных отношений;
- затруднения в определении главной мысли;
- трудности определения действующих лиц;
- трудности пересказа прочитанного;
- ошибки при ответах на вопросы по содержанию прочитанного.
Мнестическая дислексия
- ребенок не запоминает прочитанный материал