Особая значимость применения визуальных акцентов приобретается при создании интерьерных пространств. С универсализацией и унификацией зданий интерьерное пространство становится все более обобщенным, техногенным, не масштабной для человека средой.
Гипертрофированные габариты помещений, а также усложнение функциональной роли человека в условиях возрастающей автоматизации и интенсификации поднимают вопрос о необходимости гармонизации среды, подведением ее к потребностям индивида, формировании жилищных условий. Функциональное, строго направленное применение цвета в значительной мере помогает решению этой задачи.
Целью данного исследования было привлечение средств суперграфики и визуальных акцентов для формирования ком- 51 4. Изобразительное искусство... Graphicarts… формам, которые по своей художественной стилистике, цветовому и общему композиционному решению, намеренно противопоставлялись архитектуре исто- рических зданий.
В проекте праздничного оформления центра Петрограда к пер- вой годовщине октябрьской революции художника Альтмана подножие Алексан- дровской колонны на дворцовой площади было оформлено в виде гигантского костра, а футуристические композиции по подобию театральных декораций бес- церемонно накладывались на фасады зданий, заслоняя их архитектурные детали, разрушая общую тектонику и художественную стилистику ансамбля. Известный теоретик архитектуры и дизайна С. О. Хан-Магомедов говорил, «…новый характер взаимосвязи бездекоративной архитектуры с цвето- декоративными приемами творчества, в том числе суперграфики (цветовой, фигу- ративной, пластической, конструктивной, шрифтовой, символической, световой и т. д.) был продемонстрирован в праздничном и агитационно-рекламном оформле- нии в первые годы советской власти».
|
Он говорил о суперграфике не в традици- онном ее понимании как о цвето-графическом решении архитектурного фасада, а как о новом суперграфическом подходе в синтезе (художественной организации взаимодействия) архитектуры и монументально - декоративного искусства. Другим наиболее выдающимся примером является праздничное оформле- ние города Мехико к олимпиаде 1968 года, в стилистике которого лежало полу- чившее в то время популярность течение поп-арт. Мексику нельзя назвать самой богатой страной: у нее не было возможности многомиллиардных трат на олимпи- аду. Тогда, организаторы поступили следующим образом: вместо широкомас- штабного строительства олимпийских сооружений, сделали ставку на графиче- ский и средовой дизайн. Мехико преобразил именно дизайн – украсил дома и улицы, позволил сделать город более функциональным, современным и понятным, создал дух праздничной фиесты.
В соответствии с Программой Олимпийской айдентики, был создан отличительный стиль, позволявший Мексике придать осо- бый характер олимпийским играм. Разработка системы навигации в городской среде и на спортивных объектах, стал ее важнейшей составляющей, превратив- ший игры в крупномасштабный дизайн - проект. Система навигации олимпиады в Мехико, до сих пор считается одной из самых лучших в мире [4]. Идейно-смысловая направленность и подчеркнутая декоративность, также считается отличительной чертой суперграфики в архитектурно-дизайнерской сре- де. «Визуально изменяя форму объекта, суперграфика, при этом, как правило, подчиняется общей композиционной и сюжетной линии градостроительного ан- самбля, становясь в его структуре пространственной и смысловой доминантой». 3. Проектирование среды с элементами суперграфики Особая значимость применения визуальных акцентов приобретается при создании интерьерных пространств.
|
С универсализацией и унификацией зданий интерьерное пространство становится все более обобщенным, техногенным, не масштабной для человека средой. Гипертрофированные габариты помещений, а также усложнение функциональной роли человека в условиях возрастающей ав- томатизации и интенсификации поднимают вопрос о необходимости гармониза- ции среды, подведением ее к потребностям индивида, формировании жилищных условий.
Человеческий глаз - очень тонкий инструмент, но, к сожалению, восприятие цвета субъективно. Очень трудно пересказать другому человеку свое ощущение цвета. Цвет можно только видеть. Все мы, хоть один раз в жизни видели, любовались и испытывали особые чувства и волнения перед таким явлением природы как радугой. Эти чувства, которые мы испытываем, иногда нельзя ни пересказать, ни передать другому человеку. Это восторг, удивление, восхищение.
Физическое воздействие цвета было многократно подтверждено многочисленными экспериментами физиологов и психологов. Так, М. Деребире приводит следующее описание воздействия цвета на психику, данное доктором Подольским: Мифологическая палитра сравнительно скупа: это триада черного, красного и белого, синий, а также золото и серебро.
|
Функциональное, строго направленное применение цвета в значитель- ной мере помогает решению этой задачи. Целью данного исследования было при- влечение средств суперграфики и визуальных акцентов для формирования ком- фортной учебной среды вуза. Применение суперграфики в учебных и обществен- ных пространствах университета – решение не новое, но современные возможно- сти графического дизайна позволяют взглянуть иначе на традиционные приемы оформления пространств учебно-образовательных учреждений. Применение гра- мотно расставленных визуальных акцентов, декоративной росписи, шрифтовых композиций, знаков в организации учебно-образовательной среды позволит повы- сить комфортность, ориентацию, визуальную доступность пространства, улуч- шить экологию помещения, увеличить эстетическую ценность учебной среды. Суперграфику можно назвать главной областью графического дизайна, ко- торая объединяет появление и сущность объекта проектирования в каждом из направлений.
Современное общество предпочитает разнообразные, органические средства самовыражения, и требует, чтобы эти средства были представлены в многократных размерах. В результате, аспекты графического дизайна расширяют границы и сливаются вместе с другими областями искусства и дизайна.
Все больше и больше, используется такое явление как суперграфика, она следует из условий социокультурного и технического прогресса нашего времени. В интерьерных пространствах суперграфика преобладает в контексте с до- минирующей цветовой гаммой и является еще одним средством гармонизации среды.
Основным приемом современной суперграфики можно считать контраст- ное противопоставление цвето-графической композиционной плоскости, а также форме пространства, на которой она размещается. Часто цвет графический рису- нок, переходя с вертикальных поверхностей на горизонтальные, не только изме- няет характер формы, но и по-новому собирает организованное пространство. Становится возможным появление способа с помощью которого, суперграфика способна визуально «исправлять» не благоприятные пропорции разрабатываемого помещения и трансформировать формы прямых углов и разнообразных встроен- ных объектов, активнее влиять на создание общего визуального образа интерьер- ного пространства.
В то же время, по сравнению с яркой, иногда даже экстрава- гантнойцвето - графической формой, которая применима в интерьерах обще- ственных сооружений, суперграфика в интерьере образовательного учреждения по своему характеру намного спокойнее и сдержаннее, ей не способствует ре- кламная броскость и эксцентричность фигуративной росписи, иллюзорных свойств деструктивной живописи. Ее целью является – внесение цветового разно- образия, способности масштабировать архитектурную среду и одновременно со- здавать деловую рабочую атмосферу [3].
Задачей проекта, решенной в рамках технологической практики, стало со- здание серии акцентных стен в пространствах университета с различными функ- циональными задачами: лекционной аудитории, выставочного помещения, спор- тивного зала, рекреационного пространства Инженерно-Физического Факультета (ИФФ).
В основе композиции рекреационных пространств лежит изображение портретов известных личностей, знаковых для конкретной научной области. В случае с акцентной стеной холла инженерно-физического факультета, было ре- шено изобразить лауреата Нобелевской премии – Альберта Эйнштейна (рис. 1). Кроме того, были применены шрифтовые композиции, которые включали в себя: название и знак факультета, существующие кафедры и цитату ученого. Портрет исполнен в современной технике – «Halftone» (полутон). Том 3. Новые идеи нового века –2018 Vol. 3 NewIdeasof
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ