Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы




 

Успех в ведении самостоятельной учебной работы во многом зави­сит от ее организации. Правильная организация, умелое планирование по­зволяют существенно повысить качество и эффективность самостоятель­ной учебной деятельности студентов, выполнить значительно больший объем работы. Сущность научной организации самостоятельного труда коротко можно выразить следующими словами: максимум эффективности при минимальных затратах времени, сил и средств.

Реализация требований научной организации труда направляется на достижение трех целей:

а) максимальную экономию и эффективное распределение вре­мени, отводимого на самостоятельную работу;

б) создание и умелое использование благоприятных условий тру­да и отдыха;

в) всемерную заботу о здоровье и всестороннем развитии студен­тов.

Основным условием научной организации самостоятельной учебной деятельности является ее планирование. При планировании самостоя­тельной работы важно учитывать следующее:

Во-первых, правильно определить главное и второстепенное в работе. Для этого необходимо проанализировать тематические планы и учебные программы, списки литературы по всем учебным дисциплинам, которые изучаются в учебном году или семестре. Проконсультироваться у преподавателя по вопросу о том, каким видам самостоятельной работы необходимо на данном этапе уделить особое внимание. Важно учесть весь объем учебного материала, его детали и особенности, аудиторные занятия, участие в научной работе и др. При этом главное в самостоятельной работе

следует планировать ежедневно, а второстепенное - по мере необхо­димости и наличия времени. На изучение основных профессиональных дисциплин и дисциплин специализации необходимо выделять не менее 80% всего времени самостоятельной работы.

Во-вторых, некоторым студентам на период обучения в институте предстоит изменить уклад своей обычной жизни, посвятить учебной деятельности все свое внимание, привычки, физические и духов­ные силы. Не учеба в институте должна вписываться в сложившиеся при­вычки и образ жизни, а самостоятельная работа и аудиторные занятие должны определять распорядок дня и распределение времени для труда и отдыха.

В-третьих, необходимо приучить себя целеустремленно и ра­ционально выполнять установленный самим студентом распорядок /дня и отводить самостоятельной работе не менее 6 часов в дни, когда нет ауди­торных занятий и не менее 2 часов в дни, когда проводятся аудиторные за­нятия. Ежедневно не менее 2-3 часов предоставлять для спорта и отдыха. Постараться устранить все помехи, которые могли бы помешать выполне­нию запланированной самостоятельной работы. Существенно снижают ре­зультативность самостоятельной познавательной деятельности отвлечения от нее посторонними делами, телефонными или иными разговорами.

План самостоятельной работы лучше всего составлять на месяц, а за­тем детализировать его на неделю и на каждый день. Некоторые студенты для составления плана используют ежедневники, еженедельники, имею­щиеся в продаже. Однако, как показывает опыт, в них не всегда удачно можно спланировать работу на месяц. Для составления месячных планов лучше всего использовать лист плотной бумаги, размером в 2 стандартных листа. На нем расчерчиваются клетки с числами, соответствующими чис­лам и дням недели данного месяца. В месячный план записываются только основные, наиболее важные и требующие большой затраты времени учеб-

ные задания. Например, написание контрольных работ, докладов, рефера­тов, подготовка к зачетам и экзаменам.

В недельном плане самостоятельной работы, который состоит из планов каждого дня, подробно расписываются все виды и формы само­стоятельной работы, которую предстоит выполнить в течение данной не­дели. В план самостоятельной работы на день прежде всего включается:

• доработка лекций, прочитанных накануне;

• изучение рекомендованной учебной литературы;

• подготовка к практическим занятиям;

• изучение иностранного языка и др.

План составляется в произвольной форме, однако практика показы­вает, что студентам следует избегать неконкретных формулировок типа: "подготовиться к занятиям по политологии и иностранному языку" и т.п. Лучше, если форма плана предусматривает число, вид работы, планируе­мые затраты времени, отметку о выполнении и фактические затраты вре­мени.

Самостоятельная учебная деятельность студентов любого вуза - пре­имущественно умственная работа. Поэтому при ее планировании и прове­дении важно учитывать динамику умственной работоспособности челове­ка. Специалисты выделяют в ней три основных этапа:

Первый этап - предрабочий, когда происходит предварительная настройка организма к работе. Студент еще только готовится приступить к выполнению сложной познавательной деятельности, но уже становится более сосредоточенным, энергичным. Чем сложнее предстоящая работа, тем сильнее эмоциональная реакция на нее. Если человек хорошо подготовлен к выполнению подобной работы, то предрабочий этап длится не­долго - несколько минут. Если же студент подготовлен слабее и он сомне­вается в том, способен ли он справиться с учебным заданием, то у него возникает состояние тревожности, апатия и предрабочий этап, подготовка к работе может занимать несколько дней.

Второй этап - рабочий. Он включает в себя три фазы:

Фаза врабатывания, когда происходит постепенное достижение оптимального рабочего ритма учебной познавательной деятельности. В за­висимости от сложности и новизны выполняемой умственной работы пе­риод врабатывания может занимать от 10 до 60 минут.

Фаза оптимальной работоспособности, когда производительность умственного труда наивысшая. Она продолжается, как правило, 3,5 - 4 ча­са.

Фаза утомления, когда в результате усталости снижается работо­способность человека.

Различают три степени усталости.

Первая степень характеризуется безразличной реакцией человека на окружающие его как малозначительные, гак и значительные события и факты. Для второй степени утомления человека характерна слабая его ре­акция на значительный события в личной жизни и сильная на малозначи­тельные. Он становится раздражительным, с трудом засыпает, возникают головные боли, слабеет иммунитет. Третья степень - переутомление и хро­ническое утомление. Человек реагирует парадоксально на многие события в его жизни. События и факты, к которым раньше он относился отрица­тельно, могут вызывать у него положительную реакцию и наоборот. Такое состояние человека нередко требует врачебной помощи.

На последнем этапе происходит восстановление организма, поэтому иногда данный этап называют восстановительным. Продолжительность восстановления после напряженной умственной работы зависит от характера выполненной работы, степени утомления, условий труда и отдыха. Отрицательно влияют на работоспособность стрессы, монотомия (выпол­нение однообразного вида деятельности) и гиподинамия (малоподвиж­ность).

В интересах повышения умственной работоспособности во время самостоятельной работы студентам необходимо учитывать следующие общие условия:

Во-первых, выбирать соответствующие дни недели для выполне­ние различной по сложности самостоятельной работы. Известно, что для большинства людей вторник, среда, четверг являются днями повы­шенной работоспособности, а понедельник, пятница и суббота - днями наименьшей работоспособности. Следовательно, наиболее сложную и от­ветственную самостоятельную работу лучше планировать на вторник, сре­ду и четверг.

Во-вторых, учитывать суточный цикл работоспособности чело­века, наибольшая производительность которой наблюдается в утренние часы с 8 до 12. С 16 до 20 часов наблюдается повторное, но менее значи­тельное повышение работоспособности. Наименьшая работоспособность отмечается в период между 14 и 16 часами и с 20 до 22 часов. Учитывая закономерности биологической суточной ритмичности, наиболее напря­женную познавательную деятельность целесообразно осуществлять в ут­ренние часы.

В-третьих, при длительной самостоятельной работе лучше чере­довать различные виды труда, через каждые 2 часа работы делать 15 ми­нутный перерыв. Подмечено, что студенты больше устают не от того, что много занимаются, а от того, что не умеют сочетать труд и отдых, умст­венный и физический труд. Для молодых людей лучшим отдыхом является перемена видов деятельности.

В-четвертых, правильно спланировать и оборудовать рабочее место для самостоятельной работы. Лучше всего его оборудовать в наи­более светлой и удобной комнате, удаленной от уличных и других шумов. Специалистами подсчитано, что для рабочего места необходима полезная площадь около 4,5 кв.м. Высота рабочего стола в зависимости от роста че­ловека должна быть в пределах 70-75 см от пола. Высота стула для мужчин и женщин среднего роста - не ниже 43 см. Студентам невысокого роста (для юношей менее 163 см, девушек - 152 см) необходимо иметь подставку для ног. Расстояние текста до глаз должно быть 30-40 см. Оптимальной температурой воздуха в комнате принято считать в холодное время - 19-20 градусов, а теплый период - 22-25 градусов. Свет должен падать слева, не раздражать глаза ни своей яркостью, ни недостаточностью. На поверхно­сти стола не должно быть бликов и теней. Некоторые студенты, занимаясь самостоятельной работой, одновременно слушают магнитофон или смот­рят телевизор и забывают о том, что шум является одним из существенных факторов способствующих утомлению. Оптимальной для умственной ра­боты считается тишина, где есть шумы до 20 децибел. (Для сравнения шум нормального дыхания - 10, шелест листьев на ветру - 20, стук пишущей машинки - 60 децибел).

В-пятых, строго соблюдать режим сна и отдыха. Полноценный отдых полностью способствует восстановлению работоспособности. Луч­ше, если такой отдых будет активным и на свежем воздухе. Особое внима­ние следует уделить сну. Сколько должен спать студент? Ответ на этот во­прос зависит от индивидуальных особенностей человека, однако специа­листы утверждают, что мерой сна является ощущение полного отдыха. Продолжительность сна для 18-20 летних людей обычно составляет 7-8 ча­сов. Для того чтобы сон был глубоким и полноценным надо соблюдать оп­ределенные правила:

• прекращать работу за 2-3 часа до сна;

• принимать пищу не позднее чем за 2 часа, перед тем как лечь

спать;

• совершать перед сном 20-30 минутные прогулки на свежем возду­хе, принять ванну, душ или обтереться влажным полотенцем;

• ложиться спать и просыпаться в одно и то же время;

• спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, желательно голо­вой к северу.

Соблюдение рассмотренных условий является важным резервом в повышении эффективности самостоятельной деятельности студентов. Дру­гой, не менее значимый резерв - освоение техники и методики самостоя­тельной учебной познавательной деятельности.

 

Один из основных принципов эффективного конспектирования: за­писывать основное. Наиболее точно и подробно в ходе лекции записыва­ются следующие аспекты: название лекции; план; источники; понятия, оп­ределения; основные формулы; схемы; принципы; методы; законы; ги­потезы; оценки; выводы. Идеи следует формулировать в виде тезисов. Примеры иллюстрации можно обозначить ключевыми словами для памя­ти. С самого начала обучения в институте важно выработать полезную привычку анализировать содержание лекции и гибко изменять способ кон­спектирования в зависимости от ее вида.

Текст учебной 2-х часовой лекции, которую читает преподаватель, представляет собой информацию, содержащуюся в 20-23 страницах маши­нописного текста. За это же время студент, обладающий хорошо сформи­рованными навыками письма, сможет написать лишь не более 5-6 страниц. Следовательно, необходимо научиться так конспектировать лекции, чтобы на этих страницах умещалась вся основная учебная информация, сообщае­мая преподавателем во время занятия.

Существует два возможных пути решения данной проблемы. Один из них связан с увеличением скорости письма. Обычно студенты успевают записать в минуту 20-30 слов. Чтобы писать быстрее, надо прежде всего устранить имеющиеся отклонения от нормы, например крупный почерк (нормальным считается почерк, в котором высота прописной буквы не бо­лее 3 мм), излишние «завитушки» в буквах и др. За счет скорости письма можно добиться некоторого увеличения объема конспектируемой инфор­мации, но при этом ухудшается каллиграфия, правильность написания букв и слов. Конспект, написанный таким образом, будет представлять со­бой головоломку, которую еще предстоит разгадать.

Другой и более эффективный путь - улучшение техники конспекти­рования. Практика свидетельствует, что многие студенты способны нау­читься скоростному конспектированию лекций, используя специальные способы и приемы записи учебной информации. В основе формирования индивидуальной техники быстрого конспектирования лежат определенные принципы:

1. Конспект - это не точная запись текста лекции, а запись смысла, сути учебной информации.

2. Конспект - это записка самому себе, а не произвольному читате­лю, поэтому записи в нем могут быть понятны только автору.

3. Конспект пишется для последующего чтения и это значит, что формы записи следует делать такими, чтобы их можно было легко и быст­ро прочитать спустя некоторое время.

4. Конспект должен облегчать понимание и запоминание учебной информации.

Скоростное конспектирование предполагает предварительную под­готовку к лекции. Нужно быть готовым к конспектированию, еще до того, как в аудиторию войдет преподаватель. Это означает, что необходимо:

- во-первых, психологически настроить себя для прослушивания и

конспектирования лекции. Вспомнить или посмотреть в конспекте тему предыдущего занятия, вопросы, которые на нем рассматривались. Если у студентов есть тематический план изучения учебной дисциплины, то ре­комендуется познакомиться и с темой предстоящей лекции, подумать над тем, что уже известно по данной проблеме. Важно подготовить себя к то­му, что предстоит напряженная работа по пониманию, осмыслению и кон­спектированию учебного материала;

- во-вторых, подготовить рабочее место для конспектирования лек­ции. Убрать со стола все лишнее. Заранее приготовить тетрадь, ручку, 2-3 цветных карандаша или фломастера, линейку. Проверить и при необходи­мости отчертить в тетради с левой стороны страницы поля шириной 3-4 см. На них, как правило, записывается число, фамилия лектора, делаются другие различные пометки.

Конспектирование лекции начинается с полной и точной записи те­мы, учебных вопросов и списка литературы, рекомендованной для изуче­ния. В целях увеличения скорости конспектирования лекции целесообраз­но использовать следующие приемы:

• сокращение записи слов, словосочетаний и терминов;

• ускоренное конспектирование фраз;

• применение для составления конспекта цветных карандашей, ру­чек, фломастеров и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: