Своеобразие русского языка состоит в том, что в нем немало длинных слов, включающих в себя приставку, корень, 1-2 суффикса и окончание. На их написание требуется достаточно много времени. Поэтому главный резерв во времени дает сокращение слов при их написании. Сокращение слов осуществляется следующими способами-:
1. Пропуском букв в середине слова, когда пишутся только несколько начальных и последних букв. Например:
финансирование - фин-ние
экономический - экон-кий
предприниматели - пред-тели
доходность - дох-ть
2.Написанием только основной части слова, опуская при этом суф
фиксы и окончания. Например:
экономика - экон.
возможный - возмож.
аудиторская - аудит.
приватизация - приват.
3. Использованием аббревиатуры - слова, образованного из начальных букв слов, входящих в словосочетание. Например:
чистый национальный продукт - ЧИП
научно-технический прогресс - НТП
Другой способ, который позволяет сократить время на написание слов, заключается в использовании при конспектировании устоявшихся математических и физических обозначений. При этом лучше использовать греческие и латинские буквы, которые существенно отличаются от русских. Например:
m - масса t - время
V - скорость F-сила
Р - вес S - площадь
Е - энергия N - мощность
А - работа U - напряжение
S - сумма
> - больше < - меньше
+ - положительное - отрицательное
= - аналогичный, равный
Значительному сокращению времени при конспектировании слов
способствует применение специальных знаков, условных обозначений. Это дает блестящие результаты и в ускорении записи, и в удобстве чтения, и в запоминании. Условные знаки и обозначения лучше всего применять для изображения каких-либо зрительно воспринимаемых характеристик объекта или самих объектов. Они должны быть либо похожими на объект, либо вызывать соответствующие ассоциации.
Конкретную систему необходимых сокращений, обозначений каждый студент вырабатывает самостоятельно, исходя из своих вкусов и пристрастий, выбирая то, что для него больше всего подходит. Предложенные способы сокращения слов чисто технические и не требуют большой мыслительной работы. К ним нужно просто привыкнуть и после небольшой тренировки они выполняются автоматически.
Конспектирование фраз.
В отличие от рассмотренных приемов записи отдельных слов и словосочетаний приемы конспектирования фраз более сложные, поскольку требуют полного осмысления и переработки текста. Обычно студенты записывают слова в той последовательности, в которой их произносит преподаватель. Но если размещать элементы записи не последовательно, а использовать всю длину и ширину тетрадной страницы, то можно значительно сократить число слов, которые следует записать. Способ, позволяющим полностью использовать пространство листа бумаги, называется пространственной записью.
Основными приемами пространственной записи являются - выделение абзацев, написание формул, формулировок в отдельной строке, отступы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. Так, например, конспектируя лекцию по государственному регулированию экономики, его преимущества можно записать с левой стороны страницы, а недостатки – с правой. Пространственная запись - способ, который наиболее концентрировано выражает суть конспектирования. Он ускоряет запись, улучшает ее восприятие и запоминание. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.
Другой способ, часто применяемый для конспектирования фраз называется использование контекста. Контекст - это законченный в смысловом отношении отрывок речи, точно определяющий смысл входящей в него фразы. Суть данного способа конспектирования заключается в том, что записывать в конспект нужно не все слова, а только те, которые несут основную смысловую нагрузку. Необязательно записывать вводные слова (безусловно, очевидно, по моему мнению и др.), эпитеты, сравнения и т.д. Можно сократить и слова, относящиеся к группе подлежащих. Например, если темой лекции является политическая система российского общества, то не нужно всякий раз писать фразу "политическая система российского общества". Достаточно ограничиться словами: "Служит для...", "Включает в себя:...", "Характеризуется...", "Достоинства:...", "Недостатки:..." Раз речь в лекции идет о политической системе, то эти кратко записанные фразы имеют отношение именно к этой системе.
Разновидностью применения контекста при сокращении текста лекции является использование макроконтекста. Этим термином лингвисты обозначают всю совокупность знаний данного человека. Макроконтекст каждого студента сугубо индивидуален: он зависит от качества полученного образования, уровня культуры, образа жизни, места жительства, национальных традиций и т.д. Поэтому то, что студент хорошо знает, что для него очевидно, в конспект лекции можно не записывать вообще. Например, если человек уверен в своих знаниях, на лекции по культурологии можно не записывать основные виды искусства, авторов художественных произведений, памятников архитектуры, а на лекциях по истории - известные даты исторических событий.
Для сокращения записи за счет контекста надо обязательно понимать смысл лекции, иначе можно сократить самую важную информацию. Макроконтексты у различных людей разные, и то, что кажется очевидным и понятным для одного, может быть непонятным и необъяснимым для другого. Написанным таким образом конспектом может воспользоваться только сам автор.
Наиболее сложным и достаточно трудным способом скоростного конспектирования считается преобразование фразы. Он используется тогда, когда важна запись смысла, а не самого текста. Применение такого способа требует безусловного и полного понимания конспектируемого материала, его творческой переработки и довольно высокой скорости мышления. Суть его заключается в том, чтобы найти и записать фразу, эквивалентную высказанной преподавателем, но более короткую. Сделать это можно несколькими путями:
Во-первых, подбирать более короткие синонимы для составляющих фразу слов. (Вспомните, как подбирались синонимы к слову "ударить" в известном фильме Василия Шукшина "Печки-лавочки"). Например, вместо достаточно длинных слов можно подобрать более короткие синонимы:
Конфисковать - изъять
Изумительный - дивный
Наименьшее количество - минимум
Бесцеремонность - наглость
Взволнованность - тревога
Воздействие- влияние
Персонально - лично
Уменьшение - убыль
Совершенствовать- улучшать
Наводнение - потоп
Приземлиться - сесть
Изогнутая - кривая
Общая совокупность - сумма
Во-вторых, сформулировать высказанную преподавателем мысль другими словами. Особенно этот прием эффективен при конспектировании лекций по гуманитарным дисциплинам, где нередко используется достаточно много слов, необходимых для эмоциональной, оценочной окраски фразы. Так предложение, высказанное преподавателем на занятиях по педагогике: "В индивидуальной работе с персоналом постоянные упреки за допущенные ошибки, недостатки, взыскания и различного рода запрещения со стороны руководителя подрывают веру подчиненного в свои силы, порождают пассивность, безынициативность, не дают развернуться имеющимся у него положительным качествам" содержит 260 букв и знаков препинания. Используемые в нем слова способствуют созданию у обучаемых соответствующего настроя и лучшего восприятия фразы, но во многом дублируют друг друга. Оставив только самую суть высказанной педагогом мысли, эту фразу можно записать в 4,4 раза короче: "Постоянные придирки к подчиненным вредят их работоспособности"
Во время лекции может возникнуть ситуация, когда потребуется полная точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях изменять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.
Освоение достаточно сложного приема скоростного конспектирования, каким является преобразование фразы, на начальном этапе может вызвать определенные трудности. Для их преодоления нужны тренировки. Но сначала лучше тренироваться не в ходе лекции, а с печатными источниками, когда нет ограничения по времени.
При подготовке к практическим занятиям самостоятельная учебная деятельность достигает наибольшей интенсивности. В отличие от других форм учебных занятий, в ходе практикумов студенты имеют возможность в большей степени проявить себя, показать свою активность, самостоятельность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практическим проблем профессиональной деятельности.
Практические занятия проводятся в институте по наиболее сложным вопросам, темам, разделам учебной дисциплины и имеют своей целью:
• во-первых, закрепить знания, полученные во время лекций и самостоятельной работы с учебной литературой;
• во-вторых, расширить и углубить представления студентов по наиболее актуальным теоретическим и практическим проблемам;
• в-третьих, сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;
• в-четвертых, осуществить контроль за качеством усвоения студентами учебной программы.
Подготовку к практическому занятию лучше начинать сразу же после лекции по данной теме или консультации преподавателя. Проводить ее рекомендуется в определенной последовательности.
Прежде всего следует доработать текст лекции по соответствующей теме, внимательно изучить план семинара (практического занятия), содержание основных учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. Важно тщательно спланировать самостоятельную работу по подготовке к занятию: когда, какие источники, по какой проблеме следует найти и изучить; когда и по каким вопросам подготовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Работа должна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к практическому занятию распределялась равномерно на все оставшееся до занятия время и студент мог бы легко обойтись без авралов и бессонных ночей.
В дальнейшем необходимо подобрать в библиотеке литературу, которая рекомендована для подготовки к занятию и бегло просмотреть ее. Это даст возможность выбрать те источники, где имеются ответы на поставленные учебные вопросы. Затем более внимательно ознакомиться с
содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы практического занятия, раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладку. На полях плана семинара рядом с соответствующим вопросом можно сделать пометку, которая могла бы иметь следующий вид: 4/163-186. Первая цифра (4) означает номер литературного источника, указанного в плане практического занятия, а вторая и третья цифры - номера страниц, на который содержится материал к ответу на поставленный вопрос.
Предварительное изучение рекомендованной литературы позволяет студентам отобрать необходимую учебную информацию и выяснить, по каким вопросам занятия следует подобрать дополнительные литературные источники. Их поиск осуществляется в соответствующих библиографических справочниках, либо в систематическом каталоге библиотеки. Просмотр и беглое изучение дополнительно найденных книг, газетных и журнальных статей осуществляется таким же образом, что и литературы, указанной в плане практического занятия, только в пометках на полях плана указывается не цифра, а полное библиографическое описание источника. Некоторые студенты делают пометки не на полях плана занятия, а выписывают план занятия в тетрадь и подбирают литературу по каждому указанному в нем вопросу. Это позволяет иметь библиографию по всем основным теоретическим и практическим проблемам будущей профессиональной деятельности.
После подбора и предварительного просмотра литературы студенты приступают к ее углубленному изучению. В ходе углубленного чтения выделяются главные мысли, проблемы, требующие дополнительного обоснования, практического разрешения и т.д. При этом в основном вопросе практического занятия могут быть выделены конкретизирующие его подвопросы. В процессе углубленного чтения литературы большинство студентов составляют краткие конспекты, тезисы своих будущих выступлений, делают необходимые выписки. Конспекты, которые отражают содержание вопросов практического занятия, лучше всего вести в той же тетради, в которой конспектируются лекции по данному предмету. Концентрация всей информацию по проблеме в одном месте позволяет студентам активно участвовать в обсуждении всех вопросов занятия и исключает наиболее распространенную ошибку: готовиться к выступлению только по одному вопросу. В дальнейшем такие записи значительно облегчат подготовку к экзаменам и использование полученных знаний в профессиональной деятельности.
Подготовка к практическому занятию не сводится только к поиску ответов на поставленные в плане вопросы. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике. По каждому вопросу семинара студент должен быть готов высказать и собственную точку зрения.
Если преподаватель поручил студенту подготовить к практическому занятию доклад или фиксированное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности:
• проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу;
• изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления);
• написать полный текст доклада (выступления). Для того, чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть: а) конкретное теоретическое содержание рассматриваемых вопросов, их связь с жизнью страны, практикой профессиональной деятельности; б) логику и доказательность высказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность; в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности; г) обобщающие выводы по всему содержанию cделанного доклада с выходом на будущую профессию студентов. Для выступления с докладом (фиксированным выступлением) отводиться 15-20 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 10-12 страниц рукописного текста:
• продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией, применять технические средства обучения, наглядные пособия, использовать яркие примеры и отрывки из художественных произведений и кинофильмов;
• потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудиомагнитофон. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т.п.
В ходе практического занятия следует продолжить работу над учебными вопросами, дополнять сделанные ранее конспекты новым данными, взятыми из выступлений других студентов, реплик и замечаний преподавателя. В заключительном слове преподаватель обычно специально уделяет внимание и поясняет вопросы, которые оказались недостаточно глубоко понятыми и слабо усвоенными. Таким образом самостоятельной учебной познавательной деятельностью студенты занимаются в течение всего времени практического занятия.