Техника записи слов и словосочетаний.




Своеобразие русского языка состоит в том, что в нем немало длин­ных слов, включающих в себя приставку, корень, 1-2 суффикса и оконча­ние. На их написание требуется достаточно много времени. Поэтому глав­ный резерв во времени дает сокращение слов при их написании. Сокраще­ние слов осуществляется следующими способами-:

1. Пропуском букв в середине слова, когда пишутся только несколь­ко начальных и последних букв. Например:

финансирование - фин-ние

экономический - экон-кий

предприниматели - пред-тели

доходность - дох-ть

2.Написанием только основной части слова, опуская при этом суф­
фиксы и окончания. Например:

экономика - экон.

возможный - возмож.

аудиторская - аудит.

приватизация - приват.

3. Использованием аббревиатуры - слова, образованного из началь­ных букв слов, входящих в словосочетание. Например:

чистый национальный продукт - ЧИП

научно-технический прогресс - НТП

Другой способ, который позволяет сократить время на написание слов, заключается в использовании при конспектировании устоявшихся математических и физических обозначений. При этом лучше использовать греческие и латинские буквы, которые существенно отличаются от рус­ских. Например:

m - масса t - время

V - скорость F-сила

Р - вес S - площадь

Е - энергия N - мощность

А - работа U - напряжение

S - сумма

> - больше < - меньше

+ - положительное - отрицательное

= - аналогичный, равный

Значительному сокращению времени при конспектировании слов

способствует применение специальных знаков, условных обозначений. Это дает блестящие результаты и в ускорении записи, и в удобстве чтения, и в запоминании. Условные знаки и обозначения лучше всего применять для изображения каких-либо зрительно воспринимаемых характеристик объек­та или самих объектов. Они должны быть либо похожими на объект, либо вызывать соответствующие ассоциации.

Конкретную систему необходимых сокращений, обозначений каж­дый студент вырабатывает самостоятельно, исходя из своих вкусов и при­страстий, выбирая то, что для него больше всего подходит. Предложенные способы сокращения слов чисто технические и не требуют большой мыс­лительной работы. К ним нужно просто привыкнуть и после небольшой тренировки они выполняются автоматически.

Конспектирование фраз.

В отличие от рассмотренных приемов записи отдельных слов и сло­восочетаний приемы конспектирования фраз более сложные, поскольку требуют полного осмысления и переработки текста. Обычно студенты за­писывают слова в той последовательности, в которой их произносит пре­подаватель. Но если размещать элементы записи не последовательно, а ис­пользовать всю длину и ширину тетрадной страницы, то можно значитель­но сократить число слов, которые следует записать. Способ, позволяющим полностью использовать пространство листа бумаги, называется про­странственной записью.

Основными приемами пространственной записи являются - выделе­ние абзацев, написание формул, формулировок в отдельной строке, отсту­пы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. Так, например, конспектируя лекцию по государственному регулированию экономики, его преимущества можно записать с левой стороны страницы, а недостатки – с правой. Пространственная запись - способ, который наиболее концентрировано выражает суть конспектирования. Он ускоряет запись, улучшает ее восприятие и запоминание. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.

Другой способ, часто применяемый для конспектирования фраз на­зывается использование контекста. Контекст - это законченный в смы­словом отношении отрывок речи, точно определяющий смысл входящей в него фразы. Суть данного способа конспектирования заключается в том, что записывать в конспект нужно не все слова, а только те, которые несут основную смысловую нагрузку. Необязательно записывать вводные слова (безусловно, очевидно, по моему мнению и др.), эпитеты, сравнения и т.д. Можно сократить и слова, относящиеся к группе подлежащих. Например, если темой лекции является политическая система российского общества, то не нужно всякий раз писать фразу "политическая система российского общества". Достаточно ограничиться словами: "Служит для...", "Включа­ет в себя:...", "Характеризуется...", "Достоинства:...", "Недостатки:..." Раз речь в лекции идет о политической системе, то эти кратко записанные фра­зы имеют отношение именно к этой системе.

Разновидностью применения контекста при сокращении текста лек­ции является использование макроконтекста. Этим термином лингвисты обозначают всю совокупность знаний данного человека. Макроконтекст каждого студента сугубо индивидуален: он зависит от качества полученно­го образования, уровня культуры, образа жизни, места жительства, нацио­нальных традиций и т.д. Поэтому то, что студент хорошо знает, что для не­го очевидно, в конспект лекции можно не записывать вообще. Например, если человек уверен в своих знаниях, на лекции по культурологии можно не записывать основные виды искусства, авторов художественных произ­ведений, памятников архитектуры, а на лекциях по истории - известные даты исторических событий.

Для сокращения записи за счет контекста надо обязательно понимать смысл лекции, иначе можно сократить самую важную информацию. Мак­роконтексты у различных людей разные, и то, что кажется очевидным и понятным для одного, может быть непонятным и необъяснимым для дру­гого. Написанным таким образом конспектом может воспользоваться только сам автор.

Наиболее сложным и достаточно трудным способом скоростного конспектирования считается преобразование фразы. Он используется то­гда, когда важна запись смысла, а не самого текста. Применение такого способа требует безусловного и полного понимания конспектируемого ма­териала, его творческой переработки и довольно высокой скорости мыш­ления. Суть его заключается в том, чтобы найти и записать фразу, эквива­лентную высказанной преподавателем, но более короткую. Сделать это можно несколькими путями:

Во-первых, подбирать более короткие синонимы для составляю­щих фразу слов. (Вспомните, как подбирались синонимы к слову "уда­рить" в известном фильме Василия Шукшина "Печки-лавочки"). Напри­мер, вместо достаточно длинных слов можно подобрать более короткие синонимы:

Конфисковать - изъять

Изумительный - дивный

Наименьшее количество - минимум

Бесцеремонность - наглость

Взволнованность - тревога

Воздействие- влияние

Персонально - лично

Уменьшение - убыль

Совершенствовать- улучшать

Наводнение - потоп

Приземлиться - сесть

Изогнутая - кривая

Общая совокупность - сумма

Во-вторых, сформулировать высказанную преподавателем мысль другими словами. Особенно этот прием эффективен при конспек­тировании лекций по гуманитарным дисциплинам, где нередко использу­ется достаточно много слов, необходимых для эмоциональной, оценочной окраски фразы. Так предложение, высказанное преподавателем на заняти­ях по педагогике: "В индивидуальной работе с персоналом постоянные уп­реки за допущенные ошибки, недостатки, взыскания и различного рода за­прещения со стороны руководителя подрывают веру подчиненного в свои силы, порождают пассивность, безынициативность, не дают развернуться имеющимся у него положительным качествам" содержит 260 букв и знаков препинания. Используемые в нем слова способствуют созданию у обучае­мых соответствующего настроя и лучшего восприятия фразы, но во мно­гом дублируют друг друга. Оставив только самую суть высказанной педа­гогом мысли, эту фразу можно записать в 4,4 раза короче: "Постоянные придирки к подчиненным вредят их работоспособности"

Во время лекции может возникнуть ситуация, когда потребуется полная точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существен­ным может оказаться каждое слово. В этих случаях изменять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.

Освоение достаточно сложного приема скоростного конспектирова­ния, каким является преобразование фразы, на начальном этапе может вы­звать определенные трудности. Для их преодоления нужны тренировки. Но сначала лучше тренироваться не в ходе лекции, а с печатными источника­ми, когда нет ограничения по времени.

 

При подготовке к практическим занятиям самостоятельная учебная деятельность достигает наибольшей интенсивности. В отличие от других форм учебных занятий, в ходе практикумов студенты имеют возмож­ность в большей степени проявить себя, показать свою активность, само­стоятельность, способность применять полученные теоретические знания при анализе практическим проблем профессиональной деятельности.

Практические занятия проводятся в институте по наиболее сложным вопросам, темам, разделам учебной дисциплины и имеют своей целью:

• во-первых, закрепить знания, полученные во время лекций и само­стоятельной работы с учебной литературой;

• во-вторых, расширить и углубить представления студен­тов по наиболее актуальным теоретическим и практическим пробле­мам;

• в-третьих, сформировать и развить практические навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;

• в-четвертых, осуществить контроль за качеством усвоения студен­тами учебной программы.

Подготовку к практическому занятию лучше начинать сразу же по­сле лекции по данной теме или консультации преподавателя. Проводить ее рекомендуется в определенной последовательности.

Прежде всего следует доработать текст лекции по соответствующей теме, внимательно изучить план семинара (практического занятия), содер­жание основных учебных вопросов, выносимых для обсуждения, а также список рекомендованной литературы и дополнительные задания, которые могут быть даны преподавателем. Важно тщательно спланировать само­стоятельную работу по подготовке к занятию: когда, какие источники, по какой проблеме следует найти и изучить; когда и по каким вопросам под­готовить краткие письменные ответы, выступления или доклады. Работа должна быть спланирована таким образом, чтобы подготовка к практиче­скому занятию распределялась равномерно на все оставшееся до занятия время и студент мог бы легко обойтись без авралов и бессонных ночей.

В дальнейшем необходимо подобрать в библиотеке литературу, ко­торая рекомендована для подготовки к занятию и бегло просмотреть ее. Это даст возможность выбрать те источники, где имеются ответы на по­ставленные учебные вопросы. Затем более внимательно ознакомиться с

содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопро­сы практического занятия, раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладку. На полях плана семинара рядом с соответствую­щим вопросом можно сделать пометку, которая могла бы иметь следую­щий вид: 4/163-186. Первая цифра (4) означает номер литературного ис­точника, указанного в плане практического занятия, а вторая и третья циф­ры - номера страниц, на который содержится материал к ответу на постав­ленный вопрос.

Предварительное изучение рекомендованной литературы позволяет студентам отобрать необходимую учебную информацию и выяснить, по каким вопросам занятия следует подобрать дополнительные литературные источники. Их поиск осуществляется в соответствующих библиографиче­ских справочниках, либо в систематическом каталоге библиотеки. Про­смотр и беглое изучение дополнительно найденных книг, газетных и жур­нальных статей осуществляется таким же образом, что и литературы, ука­занной в плане практического занятия, только в пометках на полях плана указывается не цифра, а полное библиографическое описание источника. Некоторые студенты делают пометки не на полях плана занятия, а выпи­сывают план занятия в тетрадь и подбирают литературу по каждому ука­занному в нем вопросу. Это позволяет иметь библиографию по всем ос­новным теоретическим и практическим проблемам будущей профессио­нальной деятельности.

После подбора и предварительного просмотра литературы студенты приступают к ее углубленному изучению. В ходе углубленного чтения вы­деляются главные мысли, проблемы, требующие дополнительного обосно­вания, практического разрешения и т.д. При этом в основном вопросе практического занятия могут быть выделены конкретизирующие его подвопросы. В процессе углубленного чтения литературы большинство студен­тов составляют краткие конспекты, тезисы своих будущих выступлений, делают необходимые выписки. Конспекты, которые отражают содержание вопросов практического занятия, лучше всего вести в той же тетради, в ко­торой конспектируются лекции по данному предмету. Концентрация всей информацию по проблеме в одном месте позволяет студентам активно участвовать в обсуждении всех вопросов занятия и исключает наиболее распространенную ошибку: готовиться к выступлению только по одному вопросу. В дальнейшем такие записи значительно облегчат подготовку к экзаменам и использование полученных знаний в профессиональной дея­тельности.

Подготовка к практическому занятию не сводится только к поиску ответов на поставленные в плане вопросы. Любая теоретическая проблема должна быть осмыслена студентом с точки зрения ее связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике. По каждому вопросу се­минара студент должен быть готов высказать и собственную точку зрения.

Если преподаватель поручил студенту подготовить к практическому занятию доклад или фиксированное выступление, то самостоятельная ра­бота по их написанию может проходить в следующей последовательности:

• проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоя­щего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше исполь­зовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу;

• изучить литературу, сгруппировать материал и составить подроб­ный план доклада (выступления);

• написать полный текст доклада (выступления). Для того, чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть: а) кон­кретное теоретическое содержание рассматриваемых вопросов, их связь с жизнью страны, практикой профессиональной деятельности; б) логику и доказательность высказываемых суждений и предложений, их остроту и злободневность; в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности; г) обобщающие выводы по всему содержанию cделанного доклада с выходом на будущую профессию студентов. Для высту­пления с докладом (фиксированным выступлением) отводиться 15-20 ми­нут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 10-12 страниц рукописного текста:

• продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией, применять технические сред­ства обучения, наглядные пособия, использовать яркие примеры и отрывки из художественных произведений и кинофильмов;

• потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то за­писать свое выступление на видео- или аудиомагнитофон. Про­смотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить не­достатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп ре­чи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжи­тельность доклада и т.п.

В ходе практического занятия следует продолжить работу над учеб­ными вопросами, дополнять сделанные ранее конспекты новым данными, взятыми из выступлений других студентов, реплик и замечаний препода­вателя. В заключительном слове преподаватель обычно специально уделя­ет внимание и поясняет вопросы, которые оказались недостаточно глубоко понятыми и слабо усвоенными. Таким образом самостоятельной учебной познавательной деятельностью студенты занимаются в течение всего вре­мени практического занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: