Практическое выполнение упражнений - основное средство в обучении и тренировке легкоатлетов. Применяемые в учебно-тренировочном процессе упражнения делятся на пять групп: основные упражнения или виды легкой атлетики, общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, подводящие упражнения, вспомогательные упражнения. К основным упражнениям относятся те виды легкой атлетики, которые в данный период изучаются, а также те, в которых спортсмен специализируется.
Общеразвивающие, специальные и подводящие упражнения используются как подготовительные к основным, технически более сложным.
Общеразвивающие упражнения применяются для повышения всестороннего физического развития. Обычно их выполняют в начале уроков, способствуя дальнейшему, более эффективному выполнению основных упражнений. Их удельный вес в учебно-тренировочном процессе зависит от уровня физической подготовленности занимающихся. Чем выше спортивное мастерство, тем меньше места отводится этим упражнениям. На уроках физической культуры со школьниками младших классов общеразвивающим упражнениям отводится значительное место. Упражнения с различными предметами - набивными мячами, гантелями, ядрами, копьями, скакалкой и на гимнастических снарядах - особенно ценны в силу их эмоциональности и эффективности.
Специальные упражнения применяются с целью развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты реакции, прыгучести, а также для совершенствования техники легкоатлетических видов.
Подводящие упражнения близки по координационной структуре к основным. Они улучшают представление о технике, содействуют более успешному овладению техникой основных упражнений. Путем выполнения ряда усложняющихся подводящих упражнений обучающиеся быстрее овладевают пространственно-временными характеристиками изучаемого вида. Эти упражнения используются и для устранения ошибок.
|
Вспомогательные упражнения - ходьба на лыжах, катание на коньках, занятия другими видами легкой атлетики, тяжелой атлетикой, борьбой, гимнастикой, спортиграми - используются для активного отдыха, переключения на другие виды деятельности.
Эффект обучения и спортивного совершенствования во многом зависит от того, насколько правильно подобраны упражнения и как они выполняются. Чтобы правильно выполнить упражнение, необходимо знать все его пространственно-временные характеристики. К ним относятся: исходное положение; части тела, вовлекаемые в движение; направление движения; амплитуда; скорость; сила напряжения мышц; согласованность движений; длительность выполнения или количество повторений; тени или частота.
При акцентированном выполнении какой-либо части или элемента упражнения оно становится специальным. Если акцентировать напряжение мышц, упражнение будет силовым. Стремление вы полнить упражнение с максимальной амплитудой превращает его в упражнение на гибкость. Концентрация внимания на достижение максимального темпа движений характерна для упражнения на быстроту и т. д.
В учебно-тренировочном процессе широко используется слово, живая речь учителя (педагога, тренера). Слово и упражнение являются не только средствами, но и метода ми физического воспитания. Эти методы, широко используемые в педагогике, применительно к легкой атлетике имеют определенную специфику. Обучение начинается с объяснения и показа упражнения.
|
Объяснение должно быть краткими образным. Занимающиеся должны получить наиболее правильное представление об основах техники изучаемого упражнения. Говорить нужно лишь в том, что важно на данный момент, что предупреждает возникновение ошибок. Перед очередным упражнением и в процессе его выполнения целесообразны повторное напоминание и подсказывание. Успешность обучения во многом зависит и от того, как учащийся понимает задание.
Образцовый показ дает наиболее правильное представление о содержании упражнения, о его пространственно-временных характеристиках. Показ осуществляется на оптимальной скорости, однако сложные
упражнения весьма полезно демонстрировать в замедленном темпе, при котором следует акцентировать внимание на наиболее важных и трудных элементах техники. Использование наглядных пособий также способствует созданию правильного представления о двигательном действии[18, 19].
При овладении техникой легкоатлетических упражнений используются метод обучения упражнению в целом (целостный метод) и метод обучения по частям (расчлененный метод). Их умелое сочетание обеспечивает эффективное обучение.
Целостный метод заключается в слитном выполнении всего упражнения или его главной части. Такие упражнения - ходьба, бег, прыжки способами «перешагивание», «согнув ноги» и другие -выполняются, как правило, в целом.
Расчлененный метод характеризуется поочередным освоением отдельных частей упражнения с последующим соединением их в целое. Он применяется главным образом при изучении и совершенствовании технически сложных упражнений, таких, как прыжок с шестом, метание молота, тройной прыжок, барьерный бег и т. п. Эффект обучения во многом зависит от правильного расчленения упражнения и вы деления в нем наиболее технически сложных частей для пораздельного их выполнения.
|
Важно, чтобы каждое упражнение было относительно самостоятельным действием и по возможности наиболее близким по координации с упражнением в целом. После усвоения запланированных упражнений они должны совершенствоваться во взаимосвязи с другими частями упражнения. Не следует, однако, увлекаться слишком частым повторением используемых упражнений, ибо все они являются лишь отдельными частями целостного упражнения и выполняются без сохранения и формирования закономерной взаимосвязи между ними.
В процессе тренировки совершенствование техники двигательных действий и уровня физической, тактической и волевой подготовленности осуществляется различными Методами, такими, как повторный, равномерный, переменный, интервальный, соревновательный и др. Повторный, переменный и интервальный методы близки по своему содержанию, однако в каждом из них имеются специфические черты.
Повторный метод заключается в многократном выполнении тех или иных упражнений. Равномерный метод чаще применяется в циклических упражнениях (ходьба, бег).
Переменный метод характеризуется изменением структуры и интенсивности повторяющихся двигательных заданий. В целях обучения упражнения выполняются то медленнее, то быстрее, в целях тренировки - то с большей, то с меньшей нагрузкой.
Интервальный метод характеризуется повторным выполнением двигательных заданий, при котором существенное значение придается интервалам отдыха. Интенсивность упражнения и Длительность интервалов заранее регламентируются и изменяются по мере улучшении тренированности занимающихся.
Соревновательный метод применяется для проверки эффективности учебно-тренировочного процесса. Он способствует большей активности и самостоятельности занимающихся и повышению эмоциональности занятий.
Эффективность обучения повышается при своевременном и правильном использовании ряда методических приемов, улучшающих представление и облегчающих овладение пространственными и временными характеристиками изучаемого двигательного действия. К таким приемам относятся: облегчение условий выполнения упражнения; снижение скорости движений; пораздельно-последовательное воспроизведение упражнения; использование зрительных ориентиров и звуковых сигналов; непосредственная физическая помощь; имитация движений; выполнение целостного упражнения только «на технику».
К облегченным условиям обучения относятся уменьшение длины пробегаемых дистанций, снижение высоты планки, уменьшение высоты барьеров и расстояния между ними, уменьшение веса спортивных снарядов и т. п.
К снижению скорости движений (скачок, разбег, повороты) прибегают при исправлении ошибок. Однако в избегании формирования неправильных двигательных навыков долго пользоваться этим приемом не следует.
Овладение техникой сложных упражнений облегчается путем поразделъного и последовательного выполнения их частей. Этот прием с особым успехом применяется при овладевании техникой метания.
Использование зрительных ориентиров (специально начерченные линии, отметки на полу или земле, различные предметы, размещающиеся или находящиеся на разной высоте и разном удалении от занимающихся) способствует более быстрому овладению пространственными параметрами двигательного действия, более точному расчету усилий. Например, для овладения правильной траекторией полета при прыжках в высоту с разбега заранее четко обозначаются места отталкивания и приземления; для определения направления полета и угла вылета спортивных снарядов используются ветки дерева, планка или шнур; наличие отметок на полу или земле облегчает овладение нужной частотой и длиной шагов; эти же линии или отметки в барьерном беге ускоряют овладение правильной «атакой» барьера и ритмом бега между барьерами. Широко используются отметки на полу или земле при овладении техникой метания. Эти отметки способствуют правильному перемещению метателя при подготовке к заключительному усилию и движению руки со снарядом.
Звуковые ориентиры (сигналы, хлопки, подсчет), соответствующие ритмическому рисунку какого-либо двигательного действия, облегчают его выполнение. Например, при обучении метанию диска с успехом используется акцентированный подсчет. На счет «раз» диск отводится влево, на счет «два» - назад за спину, на счет «три» осуществляется вход в поворот, на счет «четыре» - обгон снаряда и постановка правой ноги и на счет «пять» - заключительное усилие. Наиболее важные и технически сложные движения выполняются при счете «три» и «пять». Следовательно, акцентировать следует третий и пятый счет[3, 19, 20].
Непосредственная физическая помощь учителя или партнера необходима при овладении техникой сложных двигательных действий, например таких, как заключительное усилие в метаниях. Уместна она и при обучении барьерному бегу, особенно в тех случаях, когда занимающиеся не обладают достаточной гибкостью. Для создания представления о правильном положении при переходе через барьер и для совершенствования гибкости учитель помогает занимающимся, принявшим положение барьерного бега на полу или земле, наклоняться вперед, не позволяя при этом наклоняться в сторону и существенно сгибать находящуюся впереди ногу.
Имитационные двигательные действия, копирующие часть упражнения или упражнение в целом, выполняются в облегченных условиях, что позволяет многократно их повторять. Например, метатели особенно часто имитируют скачок, поворот, финальное усилие, прыгуны в высоту - отталкивание и переход через планку, барьеристы - «атаку» и преодоление барьера и т. п.
Выполнение упражнения «на технику» позволяет избежать ошибок, вызванных перенапряжением. Упражнения «на технику», т. е. не в полную силу, дают возможность контролировать правильность своих действий [3].
Основными методами тренировки легкоатлетов в группах начальной подготовки являются: методы использования слова, методы наглядности, методы упражнения.
К словесным методам относятся: рассказ, описании,, объяснение, беседа, указание, разбор оценка, команда и др.
К методам наглядности относятся: показ, демонстрация рисунков, схем и т.д. Демонстрация на моделях тела, на макетах местности и др. К методам упражнения относятся: а) Упражнения преимущественно с целью формирования умений и навыков:
I. Основные
.Целостное упражнение: упрощенное в деталях; с временным избирательным выполнением отдельных частей, полное (нерасчлененное) 2.Расчлененное упражнение: по частям, с последующим объединением а целостное; в целом «по разделениям».
IL Вспомогательные методы и приемы: применение подводящих упражнений, упрощение и облегчение условий; использование дополнительных предметных ориентиров; использование звуко- и светолидеров; сочетание с ранее изученными движениями, усложнение внешних условий; выполнение движении и действий в соревновательных условиях и др.
б) Упражнения преимущественно с целью воспитания качеств
I. Непрерывное упражнение: равномерное; переменное
П. Интервальное упражнение: повторное; переменно-интервальное;
прогрессирующее, нисходящее, варьирующее
. Комбинированное упражнение: повторно-переменное и др.
. Круговое упражнение: непрерывное; интервальное
V.Упражнение в условиях соревнований
Платонов В.Н. под методами спортивной подготовки понимает способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические. В процессе спортивной тренировки все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности. В спорте, где особое место уделяется связи с практикой, а также в силу специфических особенностей спортивной деятельности основная роль отводится практическим методам.
К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса подготовки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.
В спортивной практике широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.
Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две основные группы: 1)методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;
)методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.
Выделение первой группы обусловлено тем, что в любом виде спорта, особенно в сложно-координационных, единоборствах и играх, техническая подготовка представляет сложный и постоянный процесс либо освоения новых элементов, связок, приемов (фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры), либо совершенствования техники с относительно стабильной структурой движений (циклические и скоростно-силовые виды спорта).
Следует учитывать, что освоение спортивной техники практически всегда предполагает одновременное овладение тактикой применения технических приемов и действий в соревновательных условиях. Особенно это характерно для единоборств, спортивных игр, велосипедного спорта, горнолыжного спорта, в которых овладение тем или иным техническим приемом (например, приемом в борьбе или баскетболе) непременно предполагает изучение тактики применения этого приема в условиях соревнований.
Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характерных для второй группы методов, развивают не только физические качества, но и совершенствуют технико-тактическое мастерство, психические качества. Обе группы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве и в совокупности обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки [15].
Матвеев Л.П. в своей книге «Основы спортивной тренировки» выделяет также следующие методы: идеомоторные, аутогенные и подобные им методы и некоторые другие факторы, обусловливающие эффект тренировки.
Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Отдельные методы и приемы такого рода давно вошли в практику спорта. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.
В последнее десятилетие они пополнились методами, заимствованными из общей психологии, медицины и психогигиены и адаптированными применительно к особенностям спортивной деятельности (речь идет о методах так называемой аутогенной тренировки, психотонической тренировки и т. п.). Ряд из них включает психорегулирующая тренировка (ПРТ), разработанная сотрудниками ВНИИФКа. Типичные для нее методы используются преимущественно вне самого процесса спортивной тренировки (до или после тренировочных занятий), но отдельные приемы, не связанные с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе тренировочных занятий, если, разумеется, это согласуется с их основным содержанием и логикой построения.
Некоторые другие факторы, обусловливающие эффект тренировки. Кроме охарактеризованных средств и методов, составляющих в совокупности основные факторы направленных воздействий в процессе спортивной тренировки, в связи с ней используются многие содействующие факторы. Они различны по своей природе, поэтому их трудно представить в логически строгой классификации. Общее, однако, состоит в том, что все они используются так или иначе для обеспечения оптимального эффекта тренировки.
Эффективность спортивной тренировки в немалой степени, как хорошо известно, зависит от естественных условий внешней среды, в которой проходят тренировочные занятия. Ряд природных условий (таких, как солнечная радиация, содержание кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т. п.), если их воздействие регулируется в соответствии с определенными правилами, правомерно считать, в известном смысле, естественно-средовыми факторами подготовки спортсмена, которые могут оказывать существенное влияние не только на состояние текущей работоспособности спортсмена, но и на динамику его тренированности. Не случайно, например, тренировка в горноклиматических условиях, содействующих расширению функциональных возможностей организма (особенно так называемых аэробных возможностей), вошла в настоящее время составной частью в систему подготовки спортсмена.
Известна также существенная роль гигиенических факторов в общей оптимизации условий тренировки. Многие из этих факторов являются обязательными и постоянными для тренировочных занятий (соответствующее требованиям гигиены состояние спортивных сооружений и вообще мест проведения занятий, их чистота, освещенность, вентиляция и т. п.). Часть же гигиенических факторов, направленно используемых в процессе спортивной тренировки либо в прямой связи с ней, можно рассматривать и как гигиенические средства оперативного воздействия на динамику работоспособности спортсмена (например, искусственная аэроионизация, массаж и другие восстановительные процедуры в интервалах между сериями упражнений или сразу по окончании тренировочных занятий).
Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их рационального выполнения. В числе этих условий надо иметь в виду материально-технические средства спортивной тренировки (спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура и др.). Создание новых технических средств, позволяющих принципиально улучшить текущий контроль и управление эффектом тренировочных упражнений (как это было показано выше на отдельных примерах), становится одной из определяющих линий рационализации методики тренировки.
Стремление к всестороннему использованию факторов, прямо или косвенно способствующих увеличению спортивной работоспособности, выразилось, в частности, в изыскании, условно говоря, специальных физиологических, биологических и диетологических средств воздействия на функциональные возможности организма. Специальные питательные смеси, витаминные комплексы и другие вещества, способствующие нормальному функционированию организма при напряженной работе, которые вводятся в общий рацион питания спортсмена и применяются (в легкоусвояемой форме) во время продолжительной тренировки.
Ряд перечисленных средств, представляя собой объективно необходимые условия спортивной тренировки, имеет самостоятельное значение. Вместе с тем они используются для усиления собственно тренировочных воздействий либо для ускорения восстановительных процессов. И в том и в другом случае применение этих средств должно быть подчинено логике тренировочного процесса. Так, если в нем преследуется цель воспитания выносливости, целесообразно применять дополнительные факторы, усиливающие функциональные сдвиги в организме, а факторы, облегчающие выполнение тренировочной работы, оказываются лишними, ненужными. Напротив, если тренировочные упражнения вызывают достаточно глубокое, утомление, необходимо привлекать дополнительные средства восстановления [12].
1.3 Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки
В процессе многолетней тренировки особенно важен период первоначального обучения и первоначальной тренировки (первые 2-3 года).
В этой связи необходимо отметить следующее. Ежегодно в спорт приходят талантливые дети, подростки, юноши. Отдельные из них переходят в разряд взрослых с высокими результатами и в дальнейшем продолжают прогрессировать. Однако абсолютное большинство юных чемпионов и рекордсменов бесследно исчезают со спортивного горизонта, так и не сумев добиться тех результатов, которых от них ожидали. Как правило, причиной этого является методические ошибки, имеющие своим следствием непоправимые (или трудно поправимые) биологические и психологические изменения в организме спортсмена.
Подмена систематической и фундаментальной подготовки «натаскиванием» на результат приводит, как правило, к нарушению определенных психологических закономерностей и закономерностей фундаментального и физического развития.
Более правилен другой подход к первоначальной тренировке. Он предполагает, что все новички, независимо от их одаренности, должны пройти разностороннюю и сравнительно продолжительную первоначальную подготовку, исключающую какие-либо элементы форсирования. Как же быть в том случае, когда одаренный новичок по своим результатам быстро обгоняет группу, в которой он начал тренироваться? Нужно ли искусственно тормозить его спортивный рост? В этом нет необходимости, однако из программы его подготовки следует исключить все, что мешает планомерной, фундаментальной подготовке (непременное выполнение разрядных норм, чрезмерно частое участие в соревнованиях и т. п.). Само собой разумеется, что такой спортсмен требует особенно внимательного отношения тренера, индивидуального подхода к определению нагрузок и пр. Некоторые специалисты считают, что первые два-три года следует заниматься исключительно всесторонней общей физической подготовкой, цель которой - подвести новичка к специальной тренировке в избранном виде спорта. Конечно, первоначальная подготовка должна быть всесторонней, однако в основе ее должно лежать все же основное, специализируемое упражнение: плавание - для пловца, прыжки - для прыгуна и т. д.
Важным условием построения тренировочного процесса является отслеживание динами результатов, эффективности тренировочных заданий, правильно подобранных средств и методов тренировки и т. п.
Рассматривая физическую подготовленность с точки зрения управления процессом спортивной тренировки, следует подчеркнуть, что, во-первых, оценка уровня развития физических качеств, и в первую очередь основных для данного вида спорта, может свидетельствовать о соответствии или несоответствии подготовленности спортсмена тем результатам, которые ему запланированы на данный этап тренировки. Иначе говоря, диагностика «физической базы» позволяет судить о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи [4].
Физическая подготовка подразделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП необходима каждому занимающемуся легкой атлетикой. Она направлена на равномерное и гармоничное развитие всех мышечных групп, органов и систем человека, повышение его функциональных возможностей. Равномерность подготовки важна потому, что наличие хотя бы одного слабого звена в физическом развитии спортсмена может свести на нет весь процесс его тренировки.
Разносторонность физической подготовки достигается осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнении, но и гимнастики, подвижных и спортивных игр, ходьбы на лыжах, плавания и других видов спорта.
Специальная физическая подготовка предусматривает развитие функций всех органов и систем, необходимых для успешного овладения техникой и повышения спортивного мастерства. Она осуществляется прежде всего путем выполнения специальных и подводящих упражнений, близких по своей координационной структуре к основным упражнениям. Их цель - повысить силу и быстроту отталкивания при беге в прыжках, скоростную выносливость в беге, мощность и быстроту заключительного усилия в метаниях.
Место и удельный вес средств ОФП и СФП зависят от возраста, физической и технической подготовленности занимающихся и от направленности занятий. Общая и специальная физическая подготовка направлены на развитие силы, быстроты, гибкости и ловкости, на повышение уровня координации движений, способности к расслаблению.
Задача повышения уровня общей и специальной физической подготовленности легкоатлета решается преимущественно в течение подготовительного периода. Однако в соревновательном периоде следует не только не допускать снижения этого уровня, но и стремиться к дальнейшему его повышению. Для этого применяются кроссы и утренняя специализированная зарядка, в которую включаются упражнения для развития силы, гибкости, ловкости.
При совершенствовании отдельных физических качеств следует обращать особое внимание на воспитание способности спортсмена к расслаблению, умению выполнять движения без излишнего напряжения, свободно, что имеет особое значение в легкоатлетическом спорте. Этой цели служат плавание, массаж, специальные упражнения на расслабление. В беге, например, после ускорения и бега большой скоростью применяют свободный, расслабленный бег по инерции.
В основе ОФП и СФП лежит комплексное развитие физических качеств. Нельзя, например, сначала развивать силу, затем быстроту или ловкость. Совершенствование этих физических качеств проходит параллельно.
Так, повышение уровня быстроты невозможно без развития соответствующих силовых качеств и т. д.
Физическая подготовка легкоатлета проводится непрерывно и систематично. Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости ловкости включают в подготовительную часть занятия ежедневно Специальные занятия для совершенствования силы в подготовительном периоде проводят два раза в неделю. Упражнения для развития быстроты применяют в тренировке три-четыре раза в неделю. Упражнения для совершенствования гибкости лучше выполнять ежедневно, включая их в утренние занятия. Воспитанию выносливости в форме кроссовой подготовки в подготовительном периоде нужно уделять не менее двух-трех дней в неделю.
Выносливость - качество, которое совершенствуется поэтапно. На первом этапе подготовительного периода уделяют внимание преимущественно общей выносливости, затем на этом фоне развивается специальная выносливость.
Больше времени отводится ОФП в работе с детьми, подростками, новичками, меньше - в тренировке взрослых, физически подготовленных спортсменов. Наоборот, СФП следует уделять больше времени, занимаясь со взрослыми, квалифицированными спортсменами и меньше - на тренировочных занятиях с детьми [7, 8].