Порядок расчета влияния факторов первого и второго уровня на прибыль от продаж.




На основе показателей отчета о прибылях и убытках составляется аналитическая таблица для анализа основных факторов, влияющих на формирование чистой прибыли предприятия (Таблица 10.5).

Поскольку прибыль от продаж (финансовый результат от обычных видов деятельности) – главный источник чистой прибыли организации, а следовательно, и источник роста масштабов всей ее деятельности, то особое внимание необходимо уделить ее факторному анализу.Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка.

К факторам первого порядка относится выручка и сгруппированные по функциям расходы по обычным видам деятельности: себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Аддитивную факторную модель зависимости прибыли от продаж от вышеперечисленных факторов можно выразить следующим образом:

ППРОД = ДПРОД - РПРОД - РКОМ - РУПР

ППРОД – прибыль от продаж;

ДПРОД – выручка от продаж;

РПРОД – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;

РКОМ – коммерческие расходы;

РУПР – управленческие расходы.

Влияние каждого фактора, включенного в модель, рассчитывается методом цепных подстановок

В качестве факторов первого порядка, оказывающих влияние на прибыль, можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам. Исходной информацией для проведения факторного анализа в этом случае служат дынные раздела «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам) Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5). При этом факторной моделью аддитивного вида является следующая:

ППРОД = РМАТ - РОПЛ - РОТЧ - РАМОРТ - РПРОЧ

Где: ППРОД – прибыль от продаж

РМАТ - Материальные расходы

РОПЛ - Расходы на оплату труда

РОТЧ - Отчисления на социальные нужды

РАМОРТ - Амортизация

РПРОЧ - Прочие расходы

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя непосредственно на факторы первого порядка. К числу таких наиболее значимых факторов относятся:

- общий объем реализованной продукции

- структура произведенной и реализованной продукции

- уровень цен на продукцию

- уровень цен и тарифов на потребляемые в процессе производства и реализации продукции сырье, материалы, услуги, трудозатраты и т.п.

Реализация такой методики факторного анализа предполагает использование внутренней управленческой информации, которая является предметом коммерческой тайны предприятия. Подобная процедура проводится в рамках управленческого анализа.

18. Операционный (маржинальный) анализ прибыли, его основные элементы (маржинальная прибыль, точка безубыточности, запас финансовой прочности, операционный рычаг) и их экономическое содержание.

Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг.

В специальной литературе вместо термина «операционный анализ» могут быть также использованы термины «анализ безубыточности», «CVP-анализ» (costs, volume, profit –анализ или анализ - „затраты-объем-прибыль―).

Основной задачей анализа CVP является получение ответов на важные вопросы, которые возникают у предпринимателей на всех этапах денежного обращения, например:

1. Сколько необходимо иметь в наличии капитала предприятию?

2. Каким образом мобилизировать эти средства?

3. До какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага?

4. Что дешевле: приобретение или аренда недвижимости?

5. До какой степени можно наращивать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, изменяя тем самым уровень предпринимательского риска, связанного с деятельностью предприятия?

6. Стоит ли продавать продукцию по ценам ниже себестоимости?

7. Производить ли больше того или иного продукта?

8. Как отразится на прибыли изменение объема реализации?

Центральными элементами операционного анализа являются: маржинальный доход порог рентабельности или точка безубыточности маржинальный запас прочности операционный рычаг (производственный леверидж).

Маржинальная прибыль (marginal revenue, маржинальный доход) это разность дохода, полученного от реализации и переменных затрат. Она является источником покрытия постоянных затрат и источником образования прибыли.

Формула расчета маржинальной прибыли:

TRm = TR - TVC, где

TRm — Маржинальная прибыль

TR — Доход (total revenue)

TVC — Переменные затраты (total variable cost)

Таким образом, маржинальная прибыль это постоянные затраты и прибыль. Иногда используется термин «вклад на покрытие»: маржинальная прибыль — это вклад на формирование чистой прибыли и покрытие постоянных затрат.

Под точкой безубыточности понимается такая точка объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытка. Для расчета точки безубыточности можно использовать 3 метода:

- уравнения;

- маржинального дохода;

- графического изображения.

Метод уравнения основывается на использовании для расчета формулы:

ППР = Выр - ЗПЕР - ЗПОСТ

Или:

ППР = Ц х V - ЗПЕР.уд. х V - ЗПОСТ

Где: ППР – прибыль от реализации;

Выр – выручка от реализации

ЗПЕР – переменные затраты

ЗПОСТ– постоянные затраты

ЗПЕР.уд. – переменные затраты на единицу продукции

Ц - цена за единицу продукции;

V - количество единиц продукции.

Метод маржинального дохода основывается на том, что в целом по предприятию он определяется как выручка, уменьшенная на сумму переменных затрат. Маржинальный доход на единицу продукции равен цене за минусом переменных затрат на единицу продукции.

МД = Выр - ЗПЕР,

Или:

МД = Выр - ЗПЕР.уд.

Для расчета точки безубыточности в денежном выражении применяется следующая формула:

Тбд = Выр х ЗПОСТ/(Выр - ЗПЕР)

Для расчета точки безубыточности в натуральном выражении (в штуках продукции или товара) применяется следующая формула:

Тбн = ЗПОСТ / (Ц - ЗПЕР.уд.)

Запас финансовой прочности показывает, насколько далеко предприятие от точки безубыточности. Запас финансовой прочности – это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает, на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

Формула для расчета запаса финансовой прочности в денежном

выражении:

ЗПд = (Bыр - Тбд)/Bыр x 100%, где

ЗПд — запас финансовой прочности в денежном выражении.

Формула запаса финансовой прочности в натуральном выражении:

ЗПн = (V - Тбн)/Vн x 100%, где

ЗПн — запас финансовой прочности в натуральном выражении.

Операционный рычаг (производственные леверидж) показывает, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменения выручки от продаж. Зная операционный рычаг можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Производственный леверидж - это потенциальная возможность влиять на валовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи продукции всегда порождает значительное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен разной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов при изменении объема производства. Чем выше уровень постоянных затрат, тем больше сила влияния операционного рычага. Сила влияния операционного рычага информирует об уровне предпринимательского риска



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: