Для групп- №4 дневной, №4 вечерней и №4/1.
Занятие 18.
Тема занятия: Буквы Ц, Ч. Дифференциация звуков (ц)-(ч).
Цель: создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.
Задачи.
· Продолжить знакомство с новыми буквами и звуками.
· Дифференцировать звуки [ц],[ч], закреплять понятия: звонкие- глухие согласные, твердые мягкие согласные звуки.
· Способствовать развитию навыков правильного, слогового, сознательного чтения.
· Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
· Воспитывать любознательность.
Теоретические сведения.
Характеристика звука [ц].
Согласный, глухой, всегда твёрдый, непарный.
Практическая работа.
Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
-Итак, мы начинаем занятие по обучению чтению.
2. Актуализация знаний.
- Для начала повторим то, о чем мы узнали на предыдущих уроках.
-Назовите буквы, обозначающие гласные звуки; буквы, которые обозначают мягкость/ твердость предшествующего согласного звука; буквы, которые обозначают звонкие/ глухие согласные звуки; буквы, которые обозначают только мягкие/ твердые согласные звуки.
- Молодцы, вы хорошо справились.
Речевая разминка.
1. Развитие речи обучающихся. Работа со скороговоркой.
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить наш речевой аппарат. Мы сейчас познакомимся со скороговоркой:
Птица синица в певицы не годится.
– Проговорим вместе, запомним ее.
– Теперь проговорим друг другу в паре.
– Какой звук помогает нам отработать скороговорку? (Звук [ц]). Как называется буква? (цэ) Показ буквы «Ц».
|
Постановка задач и определение темы урока.
-Тема нашего занятия: «Буквы Ц,ц, звук (ц).
-Сегодня узнаем все о звуке и букве «Ц», научимся печатать букву «ц», будем сопоставлять звуки [ц] и [ч].
Работа по теме занятия.
1) Просмотр На ютубе видео «Уроки тетушки Совы. Буква Ц».
2) Назовите лова, которые вы запомнили, со звуком (ц) впереди.
3)-Дайте характеристику звуку [ц].
(Согласный, глухой, всегда твёрдый, непарный.)
Физкультминутка
Я буду называть слова, если в этом слове есть [Ц] – руки вверх, если [Ч] – присели.
Проточная водица; узорчатое полотенце; черная курица; четырнадцатое число; крошечная царапина; отличная оценка.
-Чем отличаются и схожи звуки (ц) и (ч)? (Звук ц всегда твердый, звук (ч) всегда мягкий. Схожи тем, что они согласные, глухие непарные.)
Работа в Прописи «Обводим буквы».
Обведение букв «цэ» 2 строки, раскрашивание синим цветом.
Итог урока.
- Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте подведём итог.
-Чем сегодня занимались? Чем сходен/ отличается звук (ч) со звуком (ц)?
9. Рефлексия учебной деятельности.
- Продолжите мои предложения:
-Было интересно…
-Было трудно…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы…
- Если вам понравилось, как вы работали на занятии, и у вас было отличное настроение, то покажите его вот так (показывают большой палец вверх, а если плохое – палец вниз)
- Спасибо всем. Вы МОЛОДЦЫ!
Для групп- №4 дневной, №4 вечерней и №4/1.
Занятие 19.
Тема занятия: Буквы Ц, Ч. Сочетания ЧА-ЧУ. Дифференциация звуков (ц)-(ч). Чтение слов с буквой ц.
|
Цель: создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.
Задачи.
· Продолжить знакомство с новыми буквами и звуками.
· Дифференцировать звуки [ц],[ч], закреплять понятия: звонкие- глухие согласные, твердые мягкие согласные звуки.
· Способствовать развитию навыков правильного, слогового, сознательного чтения.
· Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
· Воспитывать любознательность.
Теоретические сведения.
Характеристика звука [ц].
Согласный, глухой, всегда твёрдый, непарный.
Особенности звука (ч).
Звук [`ч] необычный. Он согласный. Он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим. Не умеет сердиться. Глухой,непарный.
Практическая работа.
Дифференциация звуков (ц)-(ч).
Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц словах.
а) в начале слова:
Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;
Слова для объяснения: чтит, цукаты.
б) в середине слова.
Пчелка, огурцы, печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцветает, цикады;
Слово для объяснения: цикады.
а) в конце слова.
Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, матрац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.
-Чем схожи звуки (ц) и (ч), чем отличны?
Задание 2.
Чтение слогов с буквой «Ч».
Ча чи чу чо чё.
- Слогов с какими гласными нет? (С я и ю.)
Правило: после буквы «ч» пишем буквы «а» и «у».
Или.
|
Ча пиши с а. Чу пиши с у.
Задание 3.
Чтение слогов в Букваре и слов с буквой «Ц».
Дифференциация ч — ц в предложениях.
Тренировочные упражнения
Задание 4. Закончите слова, вставляя в них слог ча или ца.
ули... | столи... | кру... |
да... | уда... | кори... |
мельни... пугови... | ку… | ту... больни... |
зада... | горли... |
Задание 5.
Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц.
Снесла курочка.... Летом целый день печет.... Лисица охотилась на.... Куница утащила....Среди колокольчиков стрекочут....... Аленушка печалится об... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет...число. Из маленького цыпленка вырастет большая....
Задание 6.
Методические указания. Внимательно прочитайте рассказ. Перескажите текст. Чему он учит?
Бабочка.
Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку. Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лидаи Володя долго любовались бабочкой.
Задание 7.
Чтение текстов и предложений в Букваре. Выполнение заданий по темам: «Буква Ц» и «Буква Ч».