Занятие 20.
Тема занятия: Буквы Ф, ф. Звуки (ф, ф*). Игра «Не ошибись!».
Цель: создание условий для формирования логического и абстрактного мышления детей, связанного с обучением первоначальному чтению.
Задачи.
· Продолжить знакомство с новыми буквами и звуками.
Способствовать развитию навыков правильного, слогового, сознательного чтения.
· Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
· Воспитывать любознательность.
Теоретические сведения.
Характеристика звука [ф].
Согласный, глухой, бывает мягкий и твёрдый, парный.
Практическая работа.
Организационный момент.
Будьте все внимательны,
А еще старательны!
Актуализация знаний.
Игра «Доскажи словечко».
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
- Наша речь состоит из... (предложений).
- Звуки бывают... (гласные и согласные).
- При произнесении согласного звука... (воздух во рту встречает преграду).
-Согласные звуки бывают... (глухие и звонкие, твердые и мягкие).
-Только мягкий звук обозначают буквы…(й, ч -из изученных нами).
-Только твердый звук обозначают буквы…(ж, ш, ц).
- После твердых согласных пишутся гласные буквы... (а, о, у, ы, э). После ж и ш пишется и.
-После мягких согласных пишутся гласные буквы... (е, ё, ю, я, и). Но после ч пишется а и у.
-Буквы е, ё, ю, я в начале слова...(обозначают два звука).
- Не имеет никакого звука буква…(мягкий знак)
- Она нужна в русском языке…(для обозначения мягкости согласного)
Самоопределение к учебной деятельности. Постановка учащимся цели предстоящей работы.
- Отгадайте загадки:
Разноцветный петушок,
Серой курочки дружок,
|
Там, где травка, где бурьян
Ищет зернышки...(Фазан)
Днём сидит он, как слепой,
А лишь вечер – на разбой.
Летит бывалый разбойник старый:
Когти, как кинжалы, глаза, как фары.
(Филин)
- Какие одинаковые звуки встречается в словах? (Звуки [ф] и [ф’]).
-Кто догадался, какова тема урока?
(Звуки [ф], [ф’] и буква, которая их обозначает)
-Правильно, тема наша–«Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф ».
Опираясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи:
Познакомимся с...
Научимся различать...
Будем учиться читать...
(Мы познакомимся со звуками [ф],ф] и буквой, которая их обозначает.
Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой).
– Как вы думаете, для чего вам это нужно?
( Мы должны знать все звуки и буквы, чтобы уметь читать и быть грамотными).
Открытие» нового знания.
Фонетическая зарядка.
- Дайте характеристику звукам [ф], [ф’].
Проанализируете слова: фазан, филин.
· Сделайте вывод: звук [ф] гласный или согласный?
Сделайте вывод: звук [ф] звонкий или глухой?
· Сделайте вывод: звук [ф] мягкий или твёрдый?
-Проверим, что вы узнали?
- Сколько слогов в слове?
- Какой первый слог?
- Какой второй слог?
- Произнесите первый звук?
- Какой он? (гласн./согл.) Почему?
- зв./гл.? Почему?
- тв./мяг. Почему?
-Какой вывод мы можем сделать о новых звуках?
(Звуки [ф] и [ф‘] – согласные, глухие, бывают твердыми и мягкими.)
Игра «Не ошибись».
-Если услышите слово, в котором есть звук [ф], [ф'] - то хлопаете.
(фартук, ферма, верба, вата, фанера, фонтан, кровать,, волна, фарфор, фокус, воздух, фикус, сова, вишня, телевизор, конфета, вафли, вкусно, винтики, фантики, кофта, трава, телефон, продукты, салфетки).
|
Работа над дикцией
-А теперь потренируемся правильно произносить этот звук. В этом нам поможет чистоговорка:
Аф-аф-аф – в Африке живёт жираф.
Фа-фа-фа – мы пропели ноту «фа».
Фе-фе-фе – пишем буквы мы в графе.
4) Знакомство с буквой Ф.
Просмотр видео на канале Ютуб «Уроки тетушки Совы. Буква Ф». Печатание в Прописи «Обводим буквы» букв Ф и ф, раскрашивание синим и зеленым цветами.
- На что похожа буква Ф?
- Послушайте стихотворения про букву «эф» и скажите, с чем сравнивает букву автор.
1. Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
2. Всем известно без подсказки
Буква Ф как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. В.Степанов
Физкультминутка.
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.
Чтение слогов с буквой ф.
Чтение слогов в Букваре.
Слоги: фа фо фы фу фи фе фё аф оф ыф уф иф еф ёф
- Дополните их так, чтобы получилось слово.
(фу- фуфайка, фуражка, футбол,
Фе-ферма, февраль,
Фы-фыркать,
Фи-фигура, фиалки,
Фа-фартук, факел, факир, фата, фаворит,
Фо-фокус, фотографии, фонарик,
Фё-Фёкла, Фёдор.)
Чтение слов с буквой ф.
А)Чтение слов в Букваре с буквой Ф.
-Что общего у всех этих слов? (звук ф)
-Найдите слово, где звук ф произносится мягко.
-Прочитайте слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов, из трех слогов.
|
Лексическая работа.
- Какие слова вам показались непонятными, трудными? (Фабрика, ферма, флот).
- Разберем, как вы понимаете значения этих слов
Дети объясняют, учитель дополняет.
Фабрика - промышленное предприятие с машинным способом производства, выпускающее товары преимущественно лёгкой и пищевой промышленности.
Ферма - отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство. (
Флот – это крупное соединение судов. Каким бывает флот? (морской, воздушный, парусный, речной).
7). Работа с текстами в Букваре.
Дети читают тексты.