Системы школьного самоуправления в регионах России




Закон РФ «Об образовании». Положение об общешкольной конференции. Положение об Ученическом Совете.

Новый закон «Об образовании в РФ» предусматривает создание в образовательных организациях советов обучающихся или советов родителей несовершеннолетних обучающихся, мнение которых должно учитываться при принятии локальных актов образовательной организацией. Должна ли образовательная организация указывать такие советы в своем уставе? Необходимо ли принимать Положение о советах и прописывать порядок учета их мнения?

Ч. 6 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы.

Однако такие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся не являются коллегиальными органами управления образовательной организации в понимании ч. 4 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ. В связи с этим уставе не регулируется их структура, порядок формирования и срок полномочий. Они имеют такой же статус, как и профсоюзные органы, т.е. являются «внешними» по отношению к школе органами самоуправления. Соответственно, нельзя регулировать их деятельность локальными актами, например, положениями. Порядок же учета мнения указанных органов управления, определяющий действия администрации учебного заведения при принятии локальных актов, сроки обращения за получением такого мнения и т.п. могут быть установлены локальным актом образовательной организации. Для аналогии можно взять правила учета мнения профкома при принятии локальных актов, касающихся прав работников, предусмотренные ст. 373 Трудового кодекса РФ.

При этом в уставе при регулировании тех или иных вопросов деятельности образовательной организации, например, устанавливающих порядок принятия локальных нормативных актов, устанавливается порядок взаимодействия органов управления образовательной организацией и указанных советов по учету их мнения.

Общие положения.

1.1.Ученический совет школы является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

1.2. В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом РФ "Об образовании", Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, а также настоящим Положением и локально - правовыми актами школы.

1.3.Высшим органом ученического коллектива школы является общее собрание или ученическая конференция, во главе которого находится лидер.

1.4. Ученический совет возглавляет председатель, избираемый учащимися 8-11 классов тайным всеобщим голосованием.

1.5. Ученический совет состоит из отделов, возглавляемых председателями подразделений.

1.6. Ученики начального звена школы (1-4 классы) знакомятся с деятельностью Ученического Совета школы через свое участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях.

1.7. Ученики среднего звена школы (5-8 классы) принимают участие в организации и проведении различных мероприятий.


2. Самоуправление в советской школе.
3. Школьное самоуправление в России и за рубежом.

Системы школьного самоуправления в регионах России

В современной России в каждой школе присутствуют органы самоуправления. В разных школах они развиты по -- разному, имеют разные формы, разную степень развития, но, в общем, они схожи. Вот некоторые из них:

Модель школьного самоуправления В. Я. Гуданиса, замдиректора по воспитательной работе школы № 1 г. Гороховец Владимирской области, представлена следующими органами: президент, президентский совет, старостат, школьные сектора по науке и образованию, труду и порядку, «Досуг» и пресс -- центр.

Выборы. С 12 по 24 сентября в школе проводится предвыборная кампания по выдвижению кандита на должность Президента детской школьной организации. Кандидатами могут быть учащиеся 8-11-ых классов. Кандидат представляет в оргкомитет программу, автобиографию со своими личными достижениями.

План проведения выборов:

· 1) Президентская кампания:

o · выбор кандидатов от классов

o · представление программ кандидатов в оргкомитет школы

o · образование инициативных групп в поддержку кандидатов

o · проведение круглого стола «Я самый лучший президент» (дебаты)

· 2) Выборы органов самоуправления:

o · заседание оргкомитета школы

o · выборы президента

o · выборы президентского совета

Старостат

Старостат является одним из органов школьного ученического самоуправления. В него входят старосты 5-11-х классов. Председатель является членом Президентского совета школы.

Задачи старостата:

· · содействие формированию у школьников личности лидера, способного к сотрудничеству с другими в коллективной деятельности, владеющего культурой межличностных отношений, готового и умеющего защищать права и интересы своего коллектива;

· · помощь в освоении учащимися социальной роли организатора различных дел;

· · развитие у школьников самостоятельности и творческого мышления.

Сектор по науке и образованию

Сектор по науке и образованию является одним из органов школьного ученического самоуправления и состоит из школьников, ответственных за учебную работу в классах. Возглавляют сектор председатель и зампредседателя, которые являются членами президентского совета школы.

Задачами сектора по науке и образованию являются:

· · обучение членов классных учебных секторов;

· · анализ успеваемости учащихся 5-11-х классов, ежемесячное подведение итогов успеваемости один раз в месяц на заседаниях сектора;

· · оказание помощи методическим объединениям учителей в проведении предметных недель и олимпиад.

Сектор по труду и порядку

Создан и действует как одна из административных структур Президентского совета, а также как детское объединение, решающее задачи формирования у учащихся:

· · навыков здорового образа жизни;

· · культуры делового общения;

· · навыков общественно полезного труда.

Сектор способствует обеспечению чистоты и порядка на территории школьного здания, двора и спортивной площадки.

Задачи сектора по труду и порядку:

· · распределение зон заботы между классами;

· · осуществление постоянного контроля за чистотой в «зонах заботы» классов и в классных помещениях;

· · разработка графиков проведения субботников, трудовых десантов, уборки «зон заботы» классов.

Сектор «Пресс -- центр»

Школьный прес -центр -- один из органов школьного самоуправления. Состоит из ответственных за информационную работу в классах.

Возглавляют сектор председатель и зампредседателя, которые являются членами Президентского совета школы.

Задачами школьного пресс-центра являются:

· · освещение через различные средства информации событий, происходящих в школьных стенах;

· · выпуск школьных информационных бюллетеней, листков и т.д.

· · проведение опросов, анкетирования среди учащихся и учителей школы.

Сектор «Досуг»

Сектор «Досуг» - один из органов школьного ученического самоуправления, состоящий из ответственных за культурно-массовую работу в классах.

Возглавляет сектор председатель и зампредседателя, которые являются членами Президентского совета школы.

Задачами сектора «Досуг» являются:

· · организация и проведение внеклассных мероприятий;

· · анализ проведённых мероприятий;

· · организация досуга учащихся.

В основе системы ученического самоуправления общеобразовательной школы № 1 г. Алексина Тульской области, представленной С. Оськиной, лежит групповая деятельность, в которую включаются подростки. По видам и содержанию она может быть различной, главное -- ее социально значимая направленность и актуальность для школьников как субъектов этой деятельности. Учащиеся становятся ее организаторами, эмоционально переживая и получая новые знания, формируя умения, навыки, ценности, социальный опыт поведения. Ценностный смысл этой деятельности -- самоорганизация подростка, выводящая его личность, как «открытую систему», на более высокий уровень и позволяющая самореализоваться и самоутвердиться.

На первом подготовительном этапе была проведена диагностика состояния школьного ученического самоуправления с использованием следующих методов:

На уровне педагогического самоуправления: наблюдение с разной степенью включенности (деятельность педагогического совета, методических объединений), анкетный опрос педагогов.

На уровне родительского самоуправления: анкетный опрос родителей, интервьюирование педагогов о степени участия родителей в принятии управленческих решений в сфере жизнедеятельности класса, школы.

На уровне ученического самоуправления: наблюдение, интервьюирование, методика М.И.Рожкова «Выявление уровня развития самоуправления в ученическом коллективе».

Для установления уровня сформированности организаторских умений возможны использование метода наблюдения разной степени включенности, методики А.Н.Лутошкина «Лидер-организатор», адаптированных тестов «Самооценка организованности» (Е.П.Ильин), «Организаторские способности лидера» (А.В.Батаршев).

В итоге был выявлен ряд трудностей:

· · низкий уровень знаний учащихся о возможностях школьного ученического самоуправления;

· · низкий уровень мотивации учащихся и педагогов в развитии процесса ученического самоуправления и как следствие -- низкий уровень школьного ученического самоуправления при среднем уровне классного ученического самоуправления;

· · необъективность учащихся в оценке своих качеств.

Кроме того, диагностика позволила выявить лидерский состав учащихся и педагогов, которые поддерживают своих воспитанников.

На втором этапе становления осуществлялась подготовка учащихся, педагогического коллектива, родителей. Были проведены методические объединения, педагогические советы, посвяшенные проблемам самоуправления, начала действовать постоянная «Школа актива».

Однако главная задача - повышение мотивации учащихся. Так как школа реализует в течение нескольких лет модель индивидуального выбора, то основополагающей ценностью стал свободный выбор каждого из школьников. Двухмесячная работа избирательной комиссии позволила успешно провести выборы председателя Высшего ученического совета. На выборах были задействованы наблюдатели - лидеры ученического самоуправления других общеобразовательных учреждений Тульской области. По итогам выборов состоялся «круглый стол» учащихся четырех школ «Управление школой. Позиция учащихся: наши желания и возможности», где обсуждались следующие вопросы:

· 1. Насколько реально ученики могут влиять на школьную политику? Видите ли вы грани дозволенного вам в школе? Проблема свободы в школе.

· 2. Зачем нам президенты, мэры и другие властные органы в школе? В чем смысл самоуправления учащихся?

· 3. Органы самоуправления -- это возможность для действия только лидеров-организаторов? Как увлечь и привлечь к решению проблем в школе остальных?

· 4. Взрослые и молодежь: что между нами общего? В чем новые формы взаимодействия учителя и ученика в школе? Как сделать так, чтобы учитель услышал ученика?

· 5. В чем вы видите перспективы сотрудничества с другими школами? Принимаете ли идею создания «Ассоциации органов ученического самоуправления» Тульской области?

Вновь остро зазвучала проблема незаинтересованности многих учащихся в развитии самоуправления. Участники «круглого стола» увидели ее решение в создании Ассоциации органов школьного ученического самоуправления Тульской области, подписав договор о социальном партнерстве и включив в деятельность Ассоциации летний традиционный сбор.

В июне 2008 г. лидеры ученического самоуправления на базе школы № 1 и палаточного лагеря на Оке провели свой первый трехдневный сбор. Он был посвящен проблемам самоуправления уже на уровне Тульской области.

Путь решения задачи оказался верным: внутренняя мотивация, заинтересованность рождается вечером у костра, в дебатах под дождем, в тренингах и играх, в неформальном общении равных.

Система ученического самоуправления средней школы № 45 (Хамовники) Центрального административного округа г. Москвы представлена Глориевским комитетом.

Целью деятельности Глориевского комитета школы является организация внутришкольных, межклассных и личных конкурсов на присуждение премий Глориевского комитета.

В состав Глориевского комитета школы входят учащиеся 5--11 классов по одному от каждого класса. Представители от классов в Глориевский комитет избираются на классных собраниях в течение первой недели сентября каждого года.

Глориевский комитет действует в избранном составе один год.

Собрания Глориевского комитета проводятся не реже одного раза в четверть.

Деятельность Глориевского комитета школы освещается в газете «Глориевские Известия», выходящей после каждого собрания Комитета.

«Глориевские Известия» публикуют промежуточные итоги ежегодных конкурсов, решения Глориевского комитета, положения о назначаемых конкурсах, объявления о собраниях комитета, изменениях состава комитета.

Глориевский комитет имеет право назначать или отменять ежегодные внутришкольные конкурсы, изменять положения о них, определять порядок награждения и представлять администрации предложения о поощрении сотрудников школы, активно участвующих в проведении внутришкольных конкурсов.

Подводя итог, можно сказать, что на данный момент в России существует множество различных вариантов создания системы ученического самоуправления. Но по сути, ни одна из них не является кардинально новой. Все они сделаны на основе советских моделей самоуправления в школе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: