Роль Российского движения школьников в развитии школьного самоуправления




Деятельность РДШ и органа ученического самоуправления по внешним признакам часто бывает очень схожа: обучающиеся-активисты участвуют в организации и проведении мероприятий, создании и реализации проектов, волонтерской деятельности и т.д. Однако сущность этой деятельности принципиально различна. Анализ основных различий начнем с определения понятий РДШ и ученическое самоуправление.

РДШ (Российское движение школьников) – это Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, участником которой может стать любой желающий обучающийся с 8 лет(2).

Ученическое самоуправление – это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие обучающихся в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

В сущности РДШ – это общественная организация, которая содействует формированию личности обучающихся в рамках 4 направлений (личностное, военно-патриотическое, гражданская активность, информационно-медийное)(2). Школьное самоуправление – это некий институт в рамках школы, основной задачей которого является представление прав обучающихся на участие в управлении школой.

Деятельность РДШ и школьного самоуправления регламентируется различными нормативно-правовыми базами. Деятельность РДШ регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Уставом Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», региональный план работы отделения РДШ на текущий год.

Деятельность ученического самоуправления регламентируется

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф, Уставом образовательного учреждения, положением образовательного учреждения о Совете обучающихся.

Выдержки из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

Статья 26.Управление образовательной организацией.

«В целях учета мнения обучающихся, родителей/законных представителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее — советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее — представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Для того, чтобы деятельность директора школы по управлению образовательным учреждением была объективной, для учета мнений и пожеланий всех участников образовательного процесса в образовательных учреждениях создаются Педагогические советы, Родительские комитеты, Советы обучающихся и другие подобные органы, главной задачей которых является представление интересов определенной группы: учителей, родителей (законных представителей), обучающихся.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Таким образом, директор школы является главенствующей инстанцией в процессе принятия локальных нормативных актов, однако принятие данных актов невозможно без согласования с субъектами, права которых затрагиваются в положениях этих локальных нормативных актов.

Статья 89. Управление системой образования

Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер (3).

В управлении образовательной организацией участвует общественность в лице педагогического совета, Совета родителей, органа ученического самоуправления и т.д.

Деятельность РДШ распространяется на обучающихся заинтересованных в личностном развитии в рамках 4 направлений. Ученическое самоуправление объединяет всех обучающихся конкретного образовательного учреждения, выявляет и учитывает в своей работе мнение всех обучающихся (1). Ученическое самоуправление объединяет обучающихся, отражает их мнение и входит в совет управления школой.

Подводя итог, хотелось бы отметить:

В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности. РДШ – это система воспитательной работы, которая содействует работе государства по воспитанию подрастающих граждан и формированию у них личностных качеств на основе системы ценностей, исторически присущих российскому обществу. Среди этих ценностей – патриотизм, отзывчивость, готовность помочь товарищу, уважение к старшим, стремление к справедливости.

Ученическое самоуправление представляет возможности для освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями. Таким образом, - это важная составная часть общей воспитательной работы.

Деятельность ученического самоуправления включена в работу Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Проекты Российского движения школьников дают широкий спектр

возможностей для школьников, помогают повысить образовательные и воспитательные показатели обучающихся.

Процесс обучения в школе не зря называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается направленность образования «на обеспечение самоопределении личности, создание условий для её самореализации». В настоящее время предлагается много моделей. Но классное самоуправление должно учитывать индивидуальные особенности учащихся, особенности класса.

В Концепции модернизации Российского образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Таким образом, в системе образования России самоуправление в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в

школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Всякий раз, испытываем затруднения, когда вновь берем пятый класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества.

Как организовать учебную и внеучебную деятельность учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них? С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности. Увеличилось количество учебных предметов, вместо одного учителя теперь пришли новые учителя со своими требованиями, манерой ведения занятий. Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым. Как организовать классное самоуправление, чтобы происходило личностное развитие учащихся, каждый мог самореализоваться?

Каждый раз, когда я беру 5 класс, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе. Дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой и получить результат, которому все будут рады, но которые могут «вчувствоваться» в переживания и настроения своих сверстников, способные к сопереживанию и сорадованию. Воспитание в детях чувства милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и, я считаю, первостепенная педагогическая задача, цель которой – сформировать у ребёнка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу.

Создавая органы самоуправления мною была поставлена цель: привлечь каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повысить социальную активности, творческий потенциал детей.

Каждый учащийся - это сложная, своеобразная и интересная личность. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своим желанием, интересом, свободно сделанным выбором.

При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело, а классный руководитель может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей.

Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей школьников к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов.

Высшим органом классного коллектива является собрание, посредством которого обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности школьного коллектива.

На классном собрании обсуждаются все вопросы жизнедеятельности класса и принимаются по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками. Проводятся не только собрания с обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут).

Успешной формой в формировании конкурентноспособной личности является активное участие детей в КТД.

Важное преимущество коллективно-творческих дел общешкольного масштаба состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Большинство учеников моего класса с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

Участвуя в КТД, у воспитанников формируются организаторские способности, деловитость, предприимчивость и другие полезные личностные качества, связанные с взаимоотношениями людей, в том числе умение налаживать деловые, творческие контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и роли. Все эти качества успешно развиваются во всех видах деятельности. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад», масленица, День самоуправления, праздник «Последнего звонка», праздник «День победы» и т.д

Через самоуправление учащиеся класса осуществляют:

- дежурство в школе, в классе, в столовой.

- организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонт класса, благоустройство территории школы)

- организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.)

В конце года подводим итоги в выполнении общественных поручений, и поощряем инициативных, самостоятельных и желающих выполнять общественное поручение учащихся.

Поощряю успехи по-разному: вручаю грамоты, дипломы, объявляю благодарность на классном часе, сообщаем родителям благодарность за поведение ребёнка, его инициативность и участие в общественной жизни класса и школы.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей в своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что — то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Ведь школа - это маленькая модель общества. Поведение ребёнка в школьном коллективе - это поведение взрослого в обществе. Если ребёнок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, такой ребёнок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

На данный момент, я считаю что в 11 классе создана система классного самоуправления, целью которой является совместная деятельность, удовлетворяющей социальные потребности и интересы учащихся. Органом самоуправления класса является актив, который работает совместно с классным руководителем и родителями. Ребята участвуют в планировании, в проведении воспитательных мероприятий, классных часов. На заседаниях актива анализируются классные дела, вносятся коррективы в предстоящую

работу, строятся планы на будущее. Обязанности четко и равномерно распределяются между всеми учащимися.

На протяжении нескольких лет удалось сформировать классный коллектив, в котором приоритетными являются отношения товарищества и взаимопонимания, участие в судьбе одноклассников, сознательность, трудолюбие, активная жизненная позиция, гордость за свой класс, желание действовать «для пользы общей». Учащиеся класса активно участвуют в жизни школы, поселка, района; в благотворительных акциях, добиваются высоких спортивных и творческих результатов.

Внедряя проект на практике, убедилась, что правильная организация классного самоуправления способствует самореализации, становлению и развитию личности учащихся, успешному овладению знаниями, профессионально значимыми качествами, помогает в постижении смысла жизни, места в обществе, формировании активной жизненной позиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: