Школьные Советы в странах ЕС




Рассмотрим в обзорном порядке положение со школьными советами в странах Европейского Сообщества. В подавляющем большинстве стран ЕС1 в школах созданы различные органы (Советы, Комитеты, Форумы, Комиссии – далее «Советы»), с помощью которых учителя, родители, ученики и местные органы управления образованием могут принимать участие в управлении школой. Однако их задачи и полномочия существенно различаются. Принципиально можно выделить среди этих органов три категории:

1) Органы с совещательной функцией (помогающие директору школы) Области деятельности этой категории органов в разных странах существенно варьируют. В одних случаях у таких Советов есть полномочия только вносить предложения или высказывать мнение (например, в государственных школах фламандской общины в Бельгии, а также в Голландии и Норвегии). В других странах Советы помимо этого имеют возможность принимать участие во внепрограммной активности (внешкольных мероприятиях), они способствуют педагогическим инициативам и образовательным мероприятиям (Образовательные советы в Люксембурге).

Так, в Германии Школьная конференция занимается различными аспектами школьной жизни и преподавания (программы, распределение помещений, школьные мероприятия, мерами предосторожности); кроме этого она занимается такими общими вопросами, как домашние задания или проведение школьных экспериментов.

В Австрии Школьный форум (младшая школа) и Комиссия школьного сообщества (средняя школа) в рамках общей тенденций усиления школьной автономии имеют также право голоса в принятии решений по вопросам, которые относятся к программе школы, численности классов и употреблении финансовых средств.

В Шотландии Советы по школьному управлению (School Boards) с 1988 года в возрастающей степени участвуют в решении административных задач в региональных органах управления образованием.

2) Органы с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы Также и эти органы в разных странах-членах ЕС имеют весьма различные функции.

В Греции Конференция учителей отвечает за организацию (порядок) работы школы, а также за обеспечение регулярных контактов между учителями и родителями.

Во Франции Управляющий совет организует работу школы на средней и старшей ступенях и принимает программу школы.

В Италии Советы по младшей школе и Советы по средней и старшей школе решают финансовые вопросы, вопросы организации и планирования школьной жизни.

В Дании Школьная конференция отвечает за порядок работы школы. Кроме этого задача Школьной конференции – разработка программы школы и ее подача на утверждение муниципальному совету.

В Испании Consejo eskolar del centro инспектирует и управляет школьной жизнью. Он обеспечивает активное участие всей школьной общины и выбирает руководителя школы.

В Португалии действующий на уровне школы Concelho de Eskola выбирает и назначает руководителя школы, инспектирует работу школы и утверждает многочисленные документы, подготавливаемые педагогической конференцией (педагогическим советом) школы.

3) Общественные органы с полномочиями школьного управления В Ирландии Школьные управляющие советы (Boards of management) действуют в качестве органа-посредника между школой и министерством. Они отвечают за управление школой и, в особенности, за прием на работу учителей и иных сотрудников.

В задачи Governing bodies (Англия, Уэльс) и Boards of governors (Северная Ирландия) входят определение направления и задач школы, а также управление ресурсами и кадрами (в том числе и приемом на работу). В этих случаях можно говорить о подлинных органах самоуправления.

В Швеции многие муниципальные органы управления учредили или предложили учредить некий род Советов, с помощью которых должно быть обеспечено участие родителей в управлении. Задачи уже учрежденных Советов варьируют в разных коммунах. Самая частая форма участия родителей - Родительский совет.

В Финляндии могут быть учреждены Управляющие советы, которые главные образом заботятся о поддержании связей сотрудничества между родительским домом и школой.

Описанные здесь органы отличаются друг от друга, в том числе и в плане своего состава: в то время, как родители представлены во всех органах, представители местных органов управления образованием приглашаются не всегда. В Греции, Испании, Франции и Португалии, т.е. в странах с централистским характером школьного управления, а также в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии в Советах представлены как родители, так и работники управления.

Количественное соотношение учителей и родителей (или родителей и учеников) также значительно варьируется. В некоторых государствах учителя в большинстве (Италия и Португалия); как правило, однако, преобладает паритетность (Германия, Испания, Франция, Люксембург, Нидерланды и Австрия). В некоторых странах больше родителей, чем учителей (Дания, Ирландия в младшей школе и Шотландия в самоуправляемых школах.


4. Организация системы самоуправления на примере ВДЦ "Орленок", «Океан», "Артек", "Смена"

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

- это Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. «Орлёнок» круглогодично принимает на отдых и оздоровление детей и подростков с 6 до 17 лет из всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, принадлежащих разным социальным слоям и

группам. В «Орлёнке» одновременно могут отдыхать 3500 ребят летом и 1200 - зимой. Продолжительность смены зимой 21 день или 30 дней, летом -21 день. Все дети, приезжающие в «Орлёнок», распределяются по отрядам по 25 - 30 человек.

В «Орлёнок» приезжают подростки из всех регионов России. Здесь

реализовываются педагогические программы федерального, международного, регионального уровней.

Приезжая в центр, подросток попадает в ситуацию социального выбора, где максимально проявляются его характеристики личности, где необходимо заявить и утвердить свою социальную роль, где сама обстановка заставляет действовать и демонстрировать себя. И все те условия, в которых он живет и действует, становятся для развивающейся личности факторами воспитания и развития, а инструментом поддержки этого развития становится содержание деятельности временного детского объединения. Важным для современного Центра становится многообразие содержания, видов и средств педагогической деятельности, отвечающих требованиям современных вызовов общества.

В «Орленке» ведётся системная работа по созданию благоприятной среды для самоопределения ребенка, предоставляющая возможность ему стать лидером в избранной сфере деятельности. Это обеспечивается личностно - ориентированным подходом к каждому ребенку и учетом особенностей ситуации его развития.

В работе органов самоуправления реализуются различные тематические проекты, в которых принимает участие от 40 до 200 человек. Общее количество ребят делится по отрядам - экипажам.

В основе тематического проекта смены – элементы несения вахтенной службы на корабле. Вахтенная служба обеспечивает управление судном (детским лагерем), его безопасность, производственную (образовательную и оздоровительную) деятельность, предотвращение загрязнения окружающей среды, дисциплину и порядок на судне и в каждом экипаже (отряде).

В течение смены в детском лагере «Штормовой» действуют различные

объединения, в состав которых входят представители каждого экипажа: -совет командиров,

-совет боцманов,

-совет физоргов,

-совет баталеров,

-совет экологов,

-совет хранителей традиций,

-пресс-центр.

Деятельность органов самоуправления направлена на межличностное

взаимодействие, развитие и становление личностного и духовного потенциала подростка.

«Совет боцманов» (по два представителя от каждого экипажа: мальчик и девочка) осуществляет решение хозяйственных вопросов жизнедеятельности, а также -поддержание чистоты и порядка в лагере. Совет работает во

взаимодействии с Заместителем начальника лагеря по административно-

хозяйственной части, врачом лагеря, дежурным по территории и дежурным

администратором.

Совет физоргов (по два представителя от каждого экипажа: мальчик и девочка) осуществляет организацию дел спортивной направленности (утренняя зарядка, спортивные часы, соревнования), пропагандирует бережное отношение к своему здоровью, актуальность физического самосовершенствования.

«Совет экологов» (по одному представителю от экипажа) – изучает проблемы экологии, проводя прикладные исследования и участвуя как в выездных, так и «орлятских» мероприятиях экологической направленности.

«Совет баталеров» (по одному представителю от экипажа) –осуществляет организацию дежурства, поддержание порядка и культуры поведения на камбузе (столовой).

«Совет хранителей традиций» (по одному человеку от экипажа) –неуклонно следит за сохранением традиций морского флота в детском лагере «Штормовой».

За деятельность пресс-центра отвечают «старпомы» -2 представителя от экипажа. В сферу деятельности данного объединения подростков входит освещение происходящих в течение смены ярких и интересных событий, организация встреч с интересными людьми, оперативное оповещение о новостях лагеря.

«Совет командиров» (4 представителя от экипажа) осуществляет руководство жизнедеятельностью лагеря, поэтапное планирование жизни экипажа в течение смены, организацию выполнения плана, контроль над выполнением принятых решений. В данной статье я хочу сделать акцент на моей организации психолого- педагогической работы с советом командиров.

В течение смены мною был разработан и реализован комплекс занятий с элементами тренинга на развитие лидерского потенциала подростков:

-обучающее занятие с элементами тренинга «Возрастные особенности

подростков». Ребята получают информацию об особенностях поведения и восприятия окружающего мира подростков младшего, среднего и старшего возраста; а также на практике проигрывают игровые технологии по различным ведущим видам деятельности возрастных этапов.

-просветительское занятие с элементами тренинга «Как создать команду», способствующее развитию организаторских навыков. Во время занятия подростки знакомятся с особенностями каждого этапа развитие команды на основе модели развития коллектива А.Н. Лутошкина и знакомятся с игровыми техниками позволяющими организовать команду для достижение поставленной цели.

-развивающее занятие с элементами тренинга «Команда», направленное наразвитие навыков командного взаимодействия и выявление лидерского потенциала у подростков. Для более эффективного и слаженного взаимодействия всех членов совета капитанов было разработано данное занятие. Здесь представлены тренинговые технологии, направленные на достижение единой цели совместными усилиями, позволяющие подросткам осознать важность командного взаимодействия и доверительное отношение в команде.

-обучающее занятие с элементами тренинга «Общение», направленное на развитие навыков конструктивного общения.

Подростки знакомятся с приёмами

выстраивания конструктивного взаимодействие с собеседником и техниками активного слушания.

-развивающее занятие с элементами тренинга «Гармония», направленное на обучение способам сохранения и поддержания психологического здоровья.

-занятие с элементами релаксации и визуализации «Розовый куст», направленное на знакомство со способами регуляции эмоционального состояния.

Ребята узнают о способах регуляции эмоционального состояния. Также данное занятие позволяет снять интеллектуальное и эмоциональное напряжение участников органов самоуправления через элементы арт-терапии.

Сама работа совета командиров оценивается самими ребятами с помощью ряда психолого-педагогических методик:

а) диагностика профессиональной направленности личности (опросник

Голланда);

б) диагностика типа темперамента (модификация опросника Г. Айзенка);

в) психогеометрический тест С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой);

г) диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (авторы В. В. Синявский, Б. А. Федоришин);

д) диагностика «Я -лидер» (автор М. Богуславская, адаптация А.А. Минская). В

данной статье далее будут представлены результаты методики «Я –лидер».

Подросткам предлагается ответить на ряд вопросов, которые отражают качества и умения лидера, такие как: умение управлять собой, осознание цели, наличие творческого подхода, степени влияния на мнение окружающих, умение работать в группе, знание правил организаторской работы, развитость коммуникативных способностей и понимание кто такой «лидер» в целом. По результатам диагностики можно сделать вывод о том, насколько развито то или иное качество.

Тест проводится в два этапа с целью отследить динамику развития лидерских качеств и умений по результатам работы детей в органах самоуправления.

Первый этап проводится на первом собрании командиров, чтобы замерить уровень развития указанных выше качеств и умений.

Второй этап проводится на последнем собрании совета в конце смены, позволяет отследить степень развития тех же качеств и умений и на основании этого сделать выводы о том, насколько была эффективна

работа с советом командиров в течение смены.


5. Принципы школьного самоуправления.

Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогических принципов школьного самоуправления.

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах.

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принцип демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса;

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РБ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей, и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей человека, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему;

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности»;

Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько - принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Конечно, наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

6. Функции школьного самоуправления.

Функции самоуправления

1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);

2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);

3) Функция защиты прав и свобод каждого;

4) Коммуникативная;

5) Регулятивная;

6) Воспитательная.

7. Роль школьного самоуправления в развитии личности.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и

интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции, и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»

В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

8. Влияние школьного самоуправления на успешность социализации личности.

Задачи школьного ученического самоуправления:

• обеспечение возможности участия обучающихся вместе с родителями и педагогами в планировании, организации образовательной траектории школы;

• органичное включение в образовательную деятельность социальных инициатив участников образовательного процесса, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом потребностей и интересов;

• социализация и адаптация детей в обществе через создание условий правовой защищенности каждого участника образовательного процесса;

• формирование гражданской идентичности, ценностного отношения к себе и окружающим.

Ожидаемые результаты при решении перечисленных задач:

• осознанная гражданская позиция воспитанников, личная заинтересованность каждого в развитии школы, участие в соуправлении;

• занятость во внеурочное время социально значимой деятельностью;

• улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

• социальная и творческая активность.

Таким образом, самоуправление возможно, когда взрослые участники образовательного процесса готовы к сотрудничеству с детьми. В то же время, ученическое самоуправление предполагает обязательное взаимодействие детей и взрослых с позиции равных участников образовательного процесса, поэтому главным условием реализации является совместная социально значимая деятельность педагогов, учеников и родителей.

9. Универсальные модели школьного самоуправления.

1. Административная модель (условное название «Школьный совет») - это

формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных

актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники

(через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в

управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны:

1) полное соответствие требованиям законов и под законных актов, регулирующих

деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;

2) наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите

своих гражданских прав.

Слабые стороны:

1) исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых

в общеобразовательном учреждении;

2) формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического;

3) недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель - самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и

нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры,

моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества

(муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости От

конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников

образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны:

1) максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии;

2) ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной

программы.

Слабые стороны:

1) несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу

самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при

психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может

рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от

традиций, сложившихся в управлении общеобразовательным учреждением;

2) излишнее увлечение игровой стороной процесса;

3) возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского

оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера»)

- это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей

формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения

один раз в год или четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов

школьниками.

4.Совмещенная административно-игровая модель (условное название

«Демократическая республика») - это сочетание двух первых моделей, но с преимущественным

использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все

участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции

формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и

здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума

и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о

том, какая модель или ее модификации св наибольшей степени соответствуют задачам

дальнейшего развития самого учреждения

10. Условия развития школьного самоуправления

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально технические и кадровые возможности. Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет. Рекомендуется активнее привлекать к организации выборов органов ученического

самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома "Правовая культура молодого избирателя". В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления, в частности, должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления. Нужен спецкурс по основам организации ученического самоуправления в педагогических вузах страны и специальные программы повышения квалификации в учреждениях профессионального дополнительного образования работников образования. Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание своего опыта по организации ученического самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т.д.). Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в рамках регионального взаимодействия.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников). Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. Возможен отдельный курс в программе "Граждановедение", где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен "созреть" до понимания необходимости тесного

взаимодействия с обучающимися, и прежде всего, на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать, и защищать права всех школьников. Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как "второсортной". Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления. Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: