Названная в вышеприведенном заголовке тема представляется весьма академичной, и если материал данного раздела покажется вам трудным, неинтересным, или бесполезным, вы можете его пока пропустить, сразу перейдя к следующему. Назначение данного раздела в том, чтобы на частном примере развития определенной профессии дать некоторое общее принципиальное представление о процессах развития, происходящих в мире профессий как сложных систем.
Это представление пригодится для понимания процесса формирования человека как субъекта деятельности, для осмысления динамики становления профессионального жизненного пути «вот этого человека» в сложной действительности. Вернетесь или не вернетесь сюда по своему усмотрению.
Слово «профессия» восходит к латинскому profite-ri - «говорить публично» (Н.М. Шанский и др. Краткий этимологический словарь русского языка. М.,1971, с. 370), что осмысливалось в свое время, по-видимому, как «объявлять другим о своем деле, занятии, специальности». Для чего же мне объявлять? -Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей потребности, чтобы установился некоторый диалог, состоялись обмен ценностями, удовлетворение потребностей.
Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии. Обычно само собой разумеется, что профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться (К.К. Платонов. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984, с. 107), что, впрочем, и народная мудрость давно отметила -«Не учась и лаптя не сплетешь»; отсюда понятие профессии содержательно «вклинивается» также в возрастную и педагогическую психологию, педагогику, методику обучения.
|
Тенденции профессиональной специализации людей возникли, по-видимому, задолго до появления общего понятия профессии и выражающих его слов. Попытаемся далее начать рассмотрение этого процесса на материале, скажем, профессии психолога, педагога.
Будем исходить из того наиболее вероятного предположения, что человек, начиная с самых первых фаз антропогенеза, неизбежно сталкивался с проявлениями психики, сознания как с обстоятельствами, содействующими или противодействующими его важнейшей деятельности по жизнеобеспечению.
А поскольку сталкивался, то начинал замечать, выделять их по каким-то опознавательным признакам и фиксировать опыт этих столкновений в доступной исторически конкретной форме (не только в слове, но и в ответном или превентивном действии, поведении, в коллективном действе и т.п.).
Что это могли быть за проявление сознания, психики? - Это могли быть сон, прерывающий бодрствование (иногда и вопреки воле человека) и сопровождающийся сновидениями, это также и освежающий сон;
усталость-работоспособность и их колебания; ошибочные и удачные варианты действий; горе, радость, удивление, страх, гнев, боль, стойкие черты нрава окружающих людей и т.п.
Неизбежно человек нащупывал, находил хоть сколько-нибудь эффективные средства овладения особенностями психической реальности.
Скажем, настроиться на ответственную и опасную деятельность помогает некий условный ритуал (хотя бы некоторые позы, звуки), избежать опасности помогает то, что не забыл задобрить злых и добрых духов (вспомнив о них, вспомнил и об опасностях, а это уже неплохо, - в этом смысле знание о злых и добрых духах срабатывает ничуть не хуже, чем знание совре-~менной инструкции по технике безопасности, а быть может и лучше, поскольку инструкции не обязательно так же хорошо возбуждают важные здесь эмоции, как это делают мифы) и т.п.
|
Обобщенно говоря, нечто во внешнем и внутреннем мире человека манифестирует, заявляет себя сознанию в ситуации определенного столкновения, конфликта (в этом смысле конфликт - условие знания), а конфликты, манифестирующие психику, не могли отсутствовать уже на самых ранних фазах развития сознания; при этом (и поэтому) человек не мог не узнавать о психике.
Другой вопрос - у него не было готового языка для обозначения и описания своих психологических обретений. Поэтому должен был возникать, развиваться и сам этот язык, который вовсе не был обязан походить
прожитка для, где бы сыту быти» (по Н.М. Никольскому, там же, с. 48). Понятие о единстве предметов веры и культа какое-то время просто отсутствовало (там же, с. 55). Но постепенно способы, формулы та. обряды сношений с божеством, узнавания его воли и выспрашивания у него милостей превращаются в «особую тайную науку, не всегда доступную всякому смертному» (там же, с. 70), происходит все более отчетливая профессионализация лиц, ответственных за владение человеческими душами. Интенсивно развивается монашество (некий аналог посреднического «кооператива» между людьми и божеством)... возникают многочисленные инакомыслия, ереси, расколы; и в недрах этих процессов постепенно вызревает атеистический, научно-рациональный взгляд на мир и на психику.
Все грандиозные исторические процессы, связанные с лишь отчасти затронутыми выше, нет возможности здесь даже упомянуть. Но нам достаточно в конечном счете и того, чтобы если не увидеть, то почувствовать явления, факты существования и развития тех трудовых функций, которые сейчас так или иначе «записаны» за некоторой современной профессией. Разумеется, вопросы рассмотренного рода требуют систематического изучения на эмпирическом материале; и это может привести не обязательно к простому подтверждению или отрицанию предложенной выше гипотезы об общей схеме развития деяний человеческих, но также и к ее продуктивным переформулировкам.