О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду




Сводка основных идей

Существуют ходы мысли, вполне уместные и раци­ональные для рассмотрения и организации многих по­вседневных действий («быстрее прийти к финишу», «сделал дело - уходи» и пр.); но они совершенно не пригодны для оценки, проектирования и построения профессионального жизненного пути. Нужно настро­иться на усвоение некоторого набора представлений, правил, специфически пригодных и рациональных для ориентирования и организации педагогических дей

 

 

ГЛАВА 5

анализ исполнительно-двигательной активности и регуляции в процессе овладения разнотипными профессиями;

критерии и методы оценки качества исполнитель­но-двигательных умений, навыков в процессе овладе­ния разнотипными профессиями; психологические условия и методы эффективного формирования исполнительно-двигательных компо­нентов профессионального мастерства при овладении разнотипными профессиями; психологические условия восприятия характерных признаков исходного материала, орудий, средств тру­да в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия формирования сенсорно-перцептивных навыков и их классификация в связи с овладением разнотипными профессиями; психологические условия формирования сенсорно-перцептивной культуры при овладении разнотипны­ми профессиями; психологические условия формирования умений, навыков самоконтроля при овладении разнотипными профессиями; условия и методы самоорганизации внимания в про­цессе овладения разнотипными профессиями; условия и методы активизации воссоздающего и творческого воображения при овладении разнотипны­ми профессиями; специфические особенности мышления, умственных действий при овладении разнотипными (в частности, практически ориентированными) профессиями; психологические условия активизации мышления и формирования умственных действий при овладении Разнотипными (в частности, практически ориентированными) профессиями; условия и методы самоорганизации памяти в процессе овладения разнотипными профессиями; структура и классификация кризисов развития лич­ности, конфликтов в связи с овладением разнотипны­ми профессиями; субъективная картина системы трудностей, кон­фликтов в связи с овладением профессией (в разно­типных профессиональных учебных заведениях); содержание и методы психологической поддержки студентов, учащихся, слушателей профессиональных учебных заведений (на разнотипном материале, вклю­чая и формы переподготовки специалистов); проектирование и совершенствование психологичес­ких служб, ориентированных на овладевающих про­фессией (в разнотипных учебных заведениях и на раз­ном профессиональном материале);

(«б»)

анализ и преодоление конфликта идеального и ре­ального в деятельности молодого специалиста (на ма­териале разных профессий);

психологические условия оптимальной рефлексии профессионального развития у молодого специалиста (на материале разных профессий);

анализ и коррекция представлений о профессиональ­ном жизненном пути у молодого специалиста (на ма­териале разных профессий);

специфика и классификация жизненных событий, выделяемых молодым специалистом (на материале раз­ных профессий);

Структура и классификация конфликтов между лич­ными качествами молодого специалиста и требовани­ями деятельности (в разнотипных профессиях);

субъективная картина системы конфликтов моло­дого специалиста (в разнотипных профессиях);

содержание и методы психологической поддержки молодого специалиста (в разнотипных профессиях);

проектирование и совершенствование психологичес­кой службы, ориентированной на молодых специалис­тов (в разнотипных профессиях);

(«в»)

изучение новых профессий

- разработка психологических описаний новых профессий;

- психологические условия генезиса профессии как системы;

- психологические условия дробления профессии как системы;

- психологические условия интеграции профессии как системы;

- психологические условия исчезновения профессии как системы;

- психологические условия генезиса новых средств профессиональной деятельности;

- психологические условия генезиса новых условий профессиональной деятельности;

развитие профессии как исход из конфликта меж­ду требованиями деятельности и личными качества­ми человека (как сложными разнородными система­ми);

психологические особенности учения сложившего­ся профессионала в ситуации переподготовки (на ма­териале разнотипных профессий);

структура познавательной мотивации в разнотип­ных профессиях практического труда.

структура и классификация конфликтов между личными качествами профессионала и требованиями дея­тельности (в разнотипных профессиях);

структура и динамика образа продукта труда у пред­ставителей разнотипных профессий;

структура и динамика образа внешних и внутрен­них средств деятельности в разнотипных профессиях;

структура и динамика образа предметных и соци­альных условий труда в разнотипных профессиях;

характерологические типы сложившихся професси­оналов (в разнотипных профессиях);

специфика и классификация событий, выделяемых профессионалом (в разнотипных профессиях);

сравнительная характеристика событийного виде­ния жизни в разнотипных профессиях;

сравнительная характеристика профессиональных стереотипов сознания («гештальтов», «квантов», еди­ниц рассмотрения среды, привычно выделяемых сло­жившимся профессионалом) в разных видах деятель­ности;

явления перестройки смысла жизни у сложивше­гося профессионала в ситуации безработицы, вынуж­денной перемены труда;

особенности восприятия и представления сложив­шимся субъектом профессионального труда своих лич­ных особенностей (в разнотипных профессиях);

структура и типология самосознания сложивших­ся профессионалов (в разных профессиях);

структура специальных способностей в разнотип­ных профессиях;

структура взаимосоответствия требований деятель­ности и личных особенностей человека в разнотипных профессиях;

особенности восприятия и представления сложившимися профессионалами характерных признаков объ­ектной ситуации (обрабатываемый материал, средст­ва, условия труда) в разнотипных профессиях;

структура и место гностических действий в разно­типных профессиях (у сложившихся профессионалов);

структура и место действий самоконтроля в разно­типных профессиях (у сложившихся профессионалов);

структура и динамика внимания сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

структура и динамика воображения сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

специфические особенности мышления сложивших­ся профессионалов в разнотипных видах практичес­кого труда;

особенности умственных действий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

особенности памяти сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

особенности самоорганизации и планирования дея­тельности сложившегося профессионала (в разнотип­ных профессиях);

специфические особенности познавательной деятель­ности сложившегося профессионала в разнотипных (в частности, практически ориентированных) професси­ях;

соотношение гностических и исполнительно-двига­тельных компонентов деятельности сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях);

структура и особенности регуляции движений сло­жившегося профессионала (в разнотипных професси­ях);

моторная одаренность в структуре профпригодности сложившегося профессионала (на материале разнотипных профессий);

критерии и методы оценки качества моторных дей­ствий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);

феномены «неизвестной психологии» в специаль­ной непсихологической литературе по разнотипным профессиям.

Пояснение: «неизвестная психология» -включения психологической информации, суждений, понятий о психике в контекст непсихологических публикаций (например, в учебнике по проектированию машин от­мечается о трудностях работы конструктора; в работе по товароведению отмечается нечто о стратегии и так­тике восприятия сложного объекта, об ошибках вос­приятия, и пр.);

разработка и проверка проектов координации ис­следований и разработок по психологическому про-фессиоведению в стране;

разработка интегрального банка психолого-профес-сиографических данных (на уровне региона, респуб­лики, страны), ориентированного на психологическое обеспечение систем профессионального образования (включая переподготовку кадров);

разработка информационно-поисковой библиогра­фической системы по психологическому профессиове-дению;

содержание и методы психологической поддержки сложившихся профессионалов (в разнотипных про­фессиях);

проектирование и совершенствование психологичес­кой службы, ориентированной на сложившихся про­фессионалов (в разнотипных профессиях);

(«г»)

психологические условия и приемы минимизации конфликта жизненных смыслов профессионалов в предпенсионном и пенсионном возрастах;

структура и классификация компенсаторных при­емов поддержания успешной профессиональной дея­тельности в связи с возрастной инволюцией психичес­ких функций (на материале разнотипных профессио­налов);

приемы и методы «вычерпывания» профессиональ­ного опыта работников «околопенсионного» возраста в связи с созданием компьютеризованных экспертных систем;

содержание и методы психологической поддержки профессионалов предпенсионного и пенсионного воз­раста (на материале разнотипных профессий);

проектирование и совершенствование психологичес­кой службы, ориентированной на профессионалов пред-пенсионного и пенсионного возраста (в разнотипных профессиях);

О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду

«Специальность» обычно понимается как некое от­носительно частное подразделение внутри более ши­рокого представления о том, где, чем и как занят че­ловек, что он знает и умеет. Профессия - педагог, спе­циальность - учитель математики или учитель гео­графии. Речь тут идет об очень разных - взаимонезаменяемых "- работниках.

Потребность говорить о специальностях возникает там, где складывается более или менее дробное разде­ление труда. Это процесс очень текучий, «живой», и если еще два-три десятилетия назад, говоря, напри­мер, «психолог», мы говорили достаточно: указывали на профессию, которая была в основном представлена преподавателями в педвузах, университетах и отчас­ти в одном-двух исследовательских психологических учреждениях. Ныне же психологи работают и на про­изводстве, и в школах, и в соматических клиниках;

поэтому приходится говорить о специальностях, на­звания которых часто еще «не устоялись» в языке (школьный психолог, психолог на предприятии, пси­холог-практик, психолог-психотерапевт, психолог-профконсультант, психолог-консультант по вопросам семьи и пр.). Поэтому часто прибегают к такой уловке - говорят «профессии и специальности» или «профес­сии, специальности, должности, занятия» (если, ска­жем, нужно озаглавить соответствующий официаль­ный перечень, сборник, лист для переписи населения и пр.).

«Занятие» мы будем понимать как относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специ­альности, и должности. А «должность» - это место, занимаемое трудящимся в той или иной организаци­онной, производственной структуре и более или менее соответствующее уровню его профессиональной под­готовки (скажем, кандидат психологических наук может работать и в должности ассистента, и старшего преподавателя, и доцента, и заведующего кафедрой, и старшего или младшего научного сотрудника, а в ис­ключительных случаях и - профессора). Все это не нужно запоминать, ибо время от времени выходят некоторые нормативные документы, задающие поря­док замещения людьми должностей; практичнее по­смотреть в нужный момент в соответствующие «святцы», чем помнить такого рода сведения (то, что вам понадобится в практической работе, постепенно запом­нится само собой).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: