Сводка основных идей
Существуют ходы мысли, вполне уместные и рациональные для рассмотрения и организации многих повседневных действий («быстрее прийти к финишу», «сделал дело - уходи» и пр.); но они совершенно не пригодны для оценки, проектирования и построения профессионального жизненного пути. Нужно настроиться на усвоение некоторого набора представлений, правил, специфически пригодных и рациональных для ориентирования и организации педагогических дей
ГЛАВА 5
анализ исполнительно-двигательной активности и регуляции в процессе овладения разнотипными профессиями;
критерии и методы оценки качества исполнительно-двигательных умений, навыков в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия и методы эффективного формирования исполнительно-двигательных компонентов профессионального мастерства при овладении разнотипными профессиями; психологические условия восприятия характерных признаков исходного материала, орудий, средств труда в процессе овладения разнотипными профессиями; психологические условия формирования сенсорно-перцептивных навыков и их классификация в связи с овладением разнотипными профессиями; психологические условия формирования сенсорно-перцептивной культуры при овладении разнотипными профессиями; психологические условия формирования умений, навыков самоконтроля при овладении разнотипными профессиями; условия и методы самоорганизации внимания в процессе овладения разнотипными профессиями; условия и методы активизации воссоздающего и творческого воображения при овладении разнотипными профессиями; специфические особенности мышления, умственных действий при овладении разнотипными (в частности, практически ориентированными) профессиями; психологические условия активизации мышления и формирования умственных действий при овладении Разнотипными (в частности, практически ориентированными) профессиями; условия и методы самоорганизации памяти в процессе овладения разнотипными профессиями; структура и классификация кризисов развития личности, конфликтов в связи с овладением разнотипными профессиями; субъективная картина системы трудностей, конфликтов в связи с овладением профессией (в разнотипных профессиональных учебных заведениях); содержание и методы психологической поддержки студентов, учащихся, слушателей профессиональных учебных заведений (на разнотипном материале, включая и формы переподготовки специалистов); проектирование и совершенствование психологических служб, ориентированных на овладевающих профессией (в разнотипных учебных заведениях и на разном профессиональном материале);
(«б»)
анализ и преодоление конфликта идеального и реального в деятельности молодого специалиста (на материале разных профессий);
психологические условия оптимальной рефлексии профессионального развития у молодого специалиста (на материале разных профессий);
анализ и коррекция представлений о профессиональном жизненном пути у молодого специалиста (на материале разных профессий);
специфика и классификация жизненных событий, выделяемых молодым специалистом (на материале разных профессий);
Структура и классификация конфликтов между личными качествами молодого специалиста и требованиями деятельности (в разнотипных профессиях);
субъективная картина системы конфликтов молодого специалиста (в разнотипных профессиях);
содержание и методы психологической поддержки молодого специалиста (в разнотипных профессиях);
проектирование и совершенствование психологической службы, ориентированной на молодых специалистов (в разнотипных профессиях);
(«в»)
изучение новых профессий
- разработка психологических описаний новых профессий;
- психологические условия генезиса профессии как системы;
- психологические условия дробления профессии как системы;
- психологические условия интеграции профессии как системы;
- психологические условия исчезновения профессии как системы;
- психологические условия генезиса новых средств профессиональной деятельности;
- психологические условия генезиса новых условий профессиональной деятельности;
развитие профессии как исход из конфликта между требованиями деятельности и личными качествами человека (как сложными разнородными системами);
психологические особенности учения сложившегося профессионала в ситуации переподготовки (на материале разнотипных профессий);
структура познавательной мотивации в разнотипных профессиях практического труда.
структура и классификация конфликтов между личными качествами профессионала и требованиями деятельности (в разнотипных профессиях);
структура и динамика образа продукта труда у представителей разнотипных профессий;
структура и динамика образа внешних и внутренних средств деятельности в разнотипных профессиях;
структура и динамика образа предметных и социальных условий труда в разнотипных профессиях;
характерологические типы сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях);
специфика и классификация событий, выделяемых профессионалом (в разнотипных профессиях);
сравнительная характеристика событийного видения жизни в разнотипных профессиях;
сравнительная характеристика профессиональных стереотипов сознания («гештальтов», «квантов», единиц рассмотрения среды, привычно выделяемых сложившимся профессионалом) в разных видах деятельности;
явления перестройки смысла жизни у сложившегося профессионала в ситуации безработицы, вынужденной перемены труда;
особенности восприятия и представления сложившимся субъектом профессионального труда своих личных особенностей (в разнотипных профессиях);
структура и типология самосознания сложившихся профессионалов (в разных профессиях);
структура специальных способностей в разнотипных профессиях;
структура взаимосоответствия требований деятельности и личных особенностей человека в разнотипных профессиях;
особенности восприятия и представления сложившимися профессионалами характерных признаков объектной ситуации (обрабатываемый материал, средства, условия труда) в разнотипных профессиях;
структура и место гностических действий в разнотипных профессиях (у сложившихся профессионалов);
структура и место действий самоконтроля в разнотипных профессиях (у сложившихся профессионалов);
структура и динамика внимания сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
структура и динамика воображения сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
специфические особенности мышления сложившихся профессионалов в разнотипных видах практического труда;
особенности умственных действий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
особенности памяти сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
особенности самоорганизации и планирования деятельности сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
специфические особенности познавательной деятельности сложившегося профессионала в разнотипных (в частности, практически ориентированных) профессиях;
соотношение гностических и исполнительно-двигательных компонентов деятельности сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях);
структура и особенности регуляции движений сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
моторная одаренность в структуре профпригодности сложившегося профессионала (на материале разнотипных профессий);
критерии и методы оценки качества моторных действий сложившегося профессионала (в разнотипных профессиях);
феномены «неизвестной психологии» в специальной непсихологической литературе по разнотипным профессиям.
Пояснение: «неизвестная психология» -включения психологической информации, суждений, понятий о психике в контекст непсихологических публикаций (например, в учебнике по проектированию машин отмечается о трудностях работы конструктора; в работе по товароведению отмечается нечто о стратегии и тактике восприятия сложного объекта, об ошибках восприятия, и пр.);
разработка и проверка проектов координации исследований и разработок по психологическому про-фессиоведению в стране;
разработка интегрального банка психолого-профес-сиографических данных (на уровне региона, республики, страны), ориентированного на психологическое обеспечение систем профессионального образования (включая переподготовку кадров);
разработка информационно-поисковой библиографической системы по психологическому профессиове-дению;
содержание и методы психологической поддержки сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях);
проектирование и совершенствование психологической службы, ориентированной на сложившихся профессионалов (в разнотипных профессиях);
(«г»)
психологические условия и приемы минимизации конфликта жизненных смыслов профессионалов в предпенсионном и пенсионном возрастах;
структура и классификация компенсаторных приемов поддержания успешной профессиональной деятельности в связи с возрастной инволюцией психических функций (на материале разнотипных профессионалов);
приемы и методы «вычерпывания» профессионального опыта работников «околопенсионного» возраста в связи с созданием компьютеризованных экспертных систем;
содержание и методы психологической поддержки профессионалов предпенсионного и пенсионного возраста (на материале разнотипных профессий);
проектирование и совершенствование психологической службы, ориентированной на профессионалов пред-пенсионного и пенсионного возраста (в разнотипных профессиях);
О других терминах, характеризующих причастность человека к профессиональному труду
«Специальность» обычно понимается как некое относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия - педагог, специальность - учитель математики или учитель географии. Речь тут идет об очень разных - взаимонезаменяемых "- работниках.
Потребность говорить о специальностях возникает там, где складывается более или менее дробное разделение труда. Это процесс очень текучий, «живой», и если еще два-три десятилетия назад, говоря, например, «психолог», мы говорили достаточно: указывали на профессию, которая была в основном представлена преподавателями в педвузах, университетах и отчасти в одном-двух исследовательских психологических учреждениях. Ныне же психологи работают и на производстве, и в школах, и в соматических клиниках;
поэтому приходится говорить о специальностях, названия которых часто еще «не устоялись» в языке (школьный психолог, психолог на предприятии, психолог-практик, психолог-психотерапевт, психолог-профконсультант, психолог-консультант по вопросам семьи и пр.). Поэтому часто прибегают к такой уловке - говорят «профессии и специальности» или «профессии, специальности, должности, занятия» (если, скажем, нужно озаглавить соответствующий официальный перечень, сборник, лист для переписи населения и пр.).
«Занятие» мы будем понимать как относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специальности, и должности. А «должность» - это место, занимаемое трудящимся в той или иной организационной, производственной структуре и более или менее соответствующее уровню его профессиональной подготовки (скажем, кандидат психологических наук может работать и в должности ассистента, и старшего преподавателя, и доцента, и заведующего кафедрой, и старшего или младшего научного сотрудника, а в исключительных случаях и - профессора). Все это не нужно запоминать, ибо время от времени выходят некоторые нормативные документы, задающие порядок замещения людьми должностей; практичнее посмотреть в нужный момент в соответствующие «святцы», чем помнить такого рода сведения (то, что вам понадобится в практической работе, постепенно запомнится само собой).